Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение монополии в коротком периоде




Присутствие на рынке одного производителя означает совпадение кривой спроса для фирмы с кривой отраслевого спроса Д, имеющей отрицательный наклон. Это означает, что фирма сможет продать больше продукции, снижая цену на нее. А если она захочет поднять цену, то это приведет к сокращению продаж. Отсюда вытекает, что каждая проданная дополнительная единица будет прибавлять к совокупному доходу все меньшую и меньшую величину.

Предельный доход каждой последующей единицы выпуска равен изменению совокупного дохода, связанного с производством этой единицы. При нисходящей кривой спроса увеличение выпуска продукции означает, что она будет продана по снижающейся цене. Вследствие этого предельный доход единицы продукции будет меньше, чем её цена.

Предположим, монополист продавал три единицы продукции по 14 долл. Если он захочет продавать четыре единицы продукции, он должен будет снизить цену до 13 долл. Совокупный доход от продажи трех единиц TR3 =

14⋅3=42, четырех единиц TR4 = 13⋅4= 52. Предельный доход четвертой единицы продукции MR=TR4 – TR3 = 52 – 42 = 10 (долл.)


 

 

Таким образом, в условиях, когда продажа дополнительной единицы сопряжена со снижением цены, предельный доход каждой единицы продукции меньше, чем её цена для каждого уровня выпуска, т.е. MR< P.

Монополист, как и любой предприниматель, стремится к получению максимального дохода. А это зависит от уровня цен и количества проданной продукции. Повысить цену он может, только уменьшив выпуск Q, а увеличить Q только, снижая цену. Поэтому монополист выбирает такую комбинацию Р и Q, которая приносит максимальный доход. Взаимосвязь между ценой и совокупным доходом при изменении спроса отражает концепция эластичности. Если спрос эластичен, то снижение цены повышает доход. При неэластичном спросе снижение цены уменьшает доход.


 

P

эластичный

AP A

BP B

 

MR>0


 

 

неэластичный


Д – линия спроса на продукцию фирмы; MR – линия предельного дохода.

Линия предельного дохода лежит ниже линии спроса, поскольку предельный доход каждой дополнительной единицы


 

 

QA QB


MR=0 D

Q


будет меньше цены.

Одновременное изменение цены и


TR MR<0

 

 

TRmax MR

 

 

TR

Q

Рис.7.9. Взаимосвязь между ценой и совокупным доходом при разной эластичности спроса

 

 


количества продукции в соответствии с кривой спроса ведет к изменению совокупного дохода. Для любого объема выпуска TR=P⋅Q

TRA=PA⋅QA TRB=PB⋅QB

По графику мы видим, что с увеличением объема выпуска валовой доход сначала растет, достигает максимума в определенной точке, а затем снижается.


Так как предельный доход есть изменение в валовом доходе, то до тех пор, пока валовой доход увеличивается, предельный доход является положительным (TR↑ → MR>0 – эластичный участок кривой спроса). Когда валовой доход достигает максимума, предельный доход будет равен нулю

(TRmax.→ MR=0). И когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным (TR↓ → MR<0).

Фирма всегда будет избегать неэластичного участка на её кривой спроса (когда TR↓ и MR<0) в пользу различных сочетаний «цена-количество» на эластичном участке.

МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ МОНОПОЛИСТА

Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока её реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых


 

 

издержек. Т.е. фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.


 

P

1E

 

 

PM C

A B E

π↑

 


 

 

MC

 

 

↓π ATC

 

К

 

MR D

 


При MR>MC → Прибыль (π) растет MR<MC → Прибыль (π) падает MR=MC→ Прибыль максимальна Прибыль на единицу = Pm – ATC = отрезок AРm

Совокупная прибыль = Приб.на ед. ⋅ Qm, где Qm – это выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль (πmax).


1Q QM

 

Рис.7.10. Максимизация прибыли монополиста

 


Q Рm – цена, по которой будет продана продукция в количестве Qm (для её нахождения восстановим перпендикуляр вверх от т. Qm до пересечения с кривой спроса D (т.С), от нее перпендикуляр к оси цены → получаем Pm).


Если назначить цену выше, чем Pm, монополист должен сдвинуться вверх по кривой спроса. Это означает, что продажи уменьшатся по отношению к уровню Qm, т.е. уровню максимизирующему прибыль. Хотя цена возрастет, но при этом возрастут и АТС. Так что прибыль на единицу продукции либо останется такой же, как и в т.Qm, либо уменьшится, а с учетом меньшего объема созданной продукции получим меньше совокупной прибыли.

В т.К (где МС пересекает АТС) АТС минимальны, но при этом цена Рк будет гораздо меньше, чем Рm. Следовательно, прибыль на единицу меньше, чем в т.Е.

Так как для монополиста P>MR, то и P>MC (в соответствии с условием максимизации прибыли). Тогда экономическая эффективность выразится в следующем соотношении: P>MC и P>ATC.

Сравнение валового дохода и валовых издержек

Та же максимизирующая прибыль комбинация выпуска и цены может быть определена путем сравнения валового дохода и валовых издержек, имеющих место при каждом возможном уровне производства.


TC TC

TR

 

TR

 

Прибыль max.

 

 

1Q Q


Совокупная прибыль = TR – TC (разрыв по вертикали). Она максимальна при Q1. При этом объеме обе кривые имеют одинаковую крутизну, т.е. касательные к ним параллельны.

 


Рис.7.11. Выбор монополии по сравнению валовых показателей


 

 

МИНИМИЗАЦИЯ УБЫТКОВ МОНОПОЛИИ

Если Р>АТС монополист получает экономическую прибыль. Но положение монополиста не гарантирует для него получение экономической прибыли всегда, хотя вероятность такая выше, чем для конкурентного производителя. Если спрос слабый, а издержки высоки, производитель в условиях чистой монополии не в состоянии получить прибыль и будет нести убытки.


 

Р

 

 

Убытки

А

Pm

 

> MR D

mQ

 

 


 

 

MC

ATC

 

AVC

 

 

Q

 

 


Условие MR=MC будет характеризовать тот объем производства, при котором убытки минимальны. Такое количество продукции может быть продано по цене Рm.

Кривая спроса будет лежать ниже АТС на всем своем протяжении.

Убытки будут минимальны при


Рис.7.12. Минимизация убытков монополии

 

 


таком объеме выпуска, при котором MR=MC и Р>AVC.


Убыток на единицу продукции (отрезок APm) = ATCm – Pm

Совокупный убыток = APm·Qm

Возможно, эта фирма является единственным уцелевшим предприятием, производящим, скажем, счетные логарифмические линейки, которые не пользуются спросом.

Поскольку фирма в условиях монополии означает отрасль, то

1) равновесие в коротком периоде будет равновесием и в длительном периоде, так как надежные барьеры на входе в отрасль сохраняют статус монополиста. Условием максимизации прибыли будет MR=MC.

2) невозможно построить кривую отраслевого предложения монополии, т.к. восходящая ветвь МС покажет, какой объем выпуска выберет фирма в зависимости от величины МR (а не от уровня цены, как при совершенной конкуренции).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ

Эффективность рыночной структуры определяется экономической эффективность, которая соответствует условию Р=АТС=МС. На рынке монополии это условие не выполняется. Здесь цена выше и средних, и предельных издержек, что свидетельствует: 1) о недоиспользовании ресурсов для производства товаров (Р>МС в равновесии в длительном периоде); 2) о производстве меньшего объема продукции по более высокой цене, чем при совершенной конкуренции.


 

 

IV. МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ

РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Чистая монополия и чистая конкуренция в рыночной экономике встречаются крайне редко. Наиболее типичным типом рынка является монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, для которой характерно:

1) относительно большое число фирм (20-70);

2) относительная легкость вхождения в отрасль связана со сравнительно небольшим размером первоначального капитала для организации производства;

3) дифференциация продукта:

– по качеству и дизайну (оформление);

– по условиям продажи и послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования);

– по близости к покупателям;

– по интенсивности рекламы и т.д.

Благодаря этому у потребителей складываются неценовые предпочтения. Чем выше степень дифференциации, тем меньше конкуренция и легче установить монопольную цену на продукт.

4) ограниченный контроль над ценами, поскольку фирма обладает какой-то недоминирующей долей рынка. Модель монополистической конкуренции совмещает черты монополии и конкурентной фирмы. Наличие сравнительно большого числа фирм не дает им возможность согласовывать действия с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен. Потребители, отдавая предпочтения продукции определенных продавцов, лишь до определенных пределов цен будут ее покупать. Если цены поднимаются выше этих пределов, то потребители переориентируют свои предпочтения на относительно дешевый аналогичный товар.

5) наличие ценовой и неценовой конкуренции;

6) Примеры: розничная торговля, производство одежды и обуви.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И ЦЕНЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Кривая спроса в условиях монополистической конкуренции эластичнее, чем при чистой монополии, т.е. имеет больший наклон. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем больше будет эластичность кривой спроса каждого продавца, т.е. больше ситуация будет приближаться к чистой конкуренции.


 

 

В краткосрочном периоде монополистические фирмы могут иметь прибыли и убытки. При этом максимальная прибыль или минимальные убытки будут у фирм при таком объеме выпуска, при котором MR=MC.


 

 

P,

издержки

 

P

АТCm Прибыль

 

 


 

 

> MC

 

ATC

 

 

MR D


 

 

P, MC

издержки

АТCm

P Убытки

 

 

MR


 

ATC

 

 

D

 


Qm Q

Рис.7.13. Выбор монополистической фирмы, максимизирующей прибыль


Qm Q

Рис.7.14. Выбор монополистической фирмы, минимизирующей убытки


 

В долговременном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, т.е. к безубыточности монополистических фирм. В случае получения экономической прибыли в краткосрочном периоде в отрасль начнется приток новых фирм. Это увеличит предложение и понизит цену продукта до уровня, возмещающего средние издержки на единицу продукции. Таким образом, экономические прибыли сведутся к нулю.

В случае получения убытков в краткосрочном периоде можно ожидать, что в долговременном периоде произойдет массовый выход фирм из отрасли. Уменьшение числа конкурирующих видов продукции (фирм) сократит объем совокупного предложения, что далее повысит цену и позволит фирмам возместить издержки.

Равновесное положение в длительном периоде достигается, когда кривая спроса касается кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме выпуска.


 

 

P,

издержки

 

P=АТC

 


 

MC

 

ATC

 

 

MR D

Qm Q


 

P=LATC MR=MC LATC ≠ min.

 

 


Рис.7.15. Равновесие на рынке монополистической конкуренции в длительном периоде


 

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

1. Потребителям предлагается широкий выбор типов, стилей, марок и степеней качества товаров, различные условия реализации, что расширяет диапазон выбора покупателя, позволяет в наибольшей степени удовлетворять потребительские вкусы.

2. Конкуренция продуктов выступает важным средством совершенствования методов производства и улучшения самих продуктов с течением времени. Вместе с тем, различия бывают не только реальными, но и мнимыми, порождаемыми рекламой.

3. В условиях монополистической конкуренции цены на товары выше, а объемы их производства ниже, чем они могли бы быть в условиях свободной конкуренции, поскольку производители имеют возможность в определенных пределах влиять на цены.

4. Чтобы сохранить высокие цены фирмы в условиях монополистической конкуренции часто не полностью загружают свои производственные мощности. Для общества это означает нерациональное распределение ресурсов и выражается в том, что Р>МС. Чем выше степень дифференциации товара, тем значительнее отклонение используемых мощностей и цен от наиболее эффективных. Эту закономерность принято называть теоремой об «избыточной мощности» при монополистической конкуренции (общество расплачивается за разнообразие товаров).

 

 

V. МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ

РЫНКА ОЛИГОПОЛИИ

Олигополия – (с греческого олигос… – немногий, рoleo – продаю) – наиболее распространенная структура рынка в современной экономике. На олигополистическом рынке господствует несколько крупных фирм. Четко установленных границ между различными рынками нет, поэтому модель олигополии охватывает большую область, ограниченную, с одной стороны, монополией, а с другой – монополистической конкуренцией.

Основные черты олигополии.

1) Число фирм колеблется от 2 до 20 (между чистой монополией и монополистической конкуренцией). Классическую олигополию образуют 3-5 фирм. Пример: в автомобильной промышленности США

«большая тройка» – GM, Ford, Chrisler – обеспечивает 90% продукции отрасли. Если же концентрация ниже, то отрасль считается действующей в условиях монополистической конкуренции.


 

 

2) Доступ на рынок значительно затруднен (патенты, расходы на рекламу, контроль над стратегическим сырьем, значительный первоначальный минимум капитала).

3) Олигополисты производят стандартизированную продукцию (рынки сырья и полуфабрикатов) и дифференцированную (рынки потребительских товаров).

4) Типична неценовая конкуренция («лидерство в ценах», джентльменские соглашения, тайный сговор о фиксации цен, разделении или распределении рынка), так как силы конкурентов примерно равны.

5) Контроль над ценами ограничен взаимной зависимостью. Он значительный при тайном сговоре. Цены негибкие (жесткие), меняются редко, но синхронно всеми фирмами-олигополистами.

6) Взаимозависимость поведения олигополистов, которая выражается в том, что любые действия фирмы вызывают ответные действия конкурентов.

7) Примеры: почти все технически сложные отрасли промышленности

(металлургия, судо- и самолетостроение, производство автомобилей,

сельскохозяйственной техники, бытовых приборов и др.)

Основателем теории олигополии считается французский экономист

Августин Курно, который в 1838 году первым предложил Модель дуополии

(на рынке действуют только две конкурирующие фирмы). Центральным моментом теории А.Курно является положение о равновесии на дуополистическом рынке. Рассматривая взаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитает продавать такое количество продукции, которое максимизирует её прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаж у конкурентов остается неизменным.

Модели поведения на олигополистическом рынке:

1) Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом, проводят самостоятельную политику на рынке, исходя из своих целей, не ущемляя при этом интересы конкурентов. Действуют по принципу «живу сам и другим жить даю».

2) Сговор (или картель) фирм, ориентирующихся на долгосрочное монополистическое равновесие (но не равновесие Курно) с последующим разделом между участниками монополистической прибыли (более высокой, чем олигополистические прибыли).

3) «Игра по правилам», при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли. Они действуют независимо, но параллельно осознано.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.