Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сговор (или картель)




Нескоординированная олигополия

Одной из наиболее простых моделей этого вида является модель ломаной кривой спроса, предложенная в 1939 году американскими экономистами П.Суизи, Р.Хитчем и К. Хиллом для объяснения относительной стабильности цен на олигополистическом рынке по сравнению с конкурентным.


 

P

 

D

dA

kP K L M


 

 

MC1

MC2

 

 

d


Модель опирается на предположение, что фирма будет иметь две разные линии спроса при различном поведении конкурентов. DD – конкуренты следуют за фирмой, изменяя цену;

dd – конкуренты игнорируют


MR mr D

kQ N


действия фирмы;

Q Pk, Qk – первоначальные значения


Рис.7.16. Модель ломаной кривой спроса


цены и объема выпуска.


 

 

Считается, что конкуренты будут поддерживать любое понижение цены и не поддерживать их повышение. Рассмотрим два типа поведения.

1) Фирма снижает цену, конкуренты следуют за ней, чтобы сохранить своих покупателей. В данном случае фирма будет иметь примерно ту же долю рынка и двигаться вниз по кривой спроса DD. Удельный вес фирмы на рынке не изменяется, но в абсолютном выражении продажи всех фирм увеличиваются за счет других отраслей.

2) Фирма повышает цену, конкуренты игнорируют. Данная фирма потеряет покупателей в пользу своих конкурентов. Линией спроса фирмы будет отрезок линии dd.

Единая кривая спроса АКД имеет излом в точке К. Кривая спроса АКД имеет резкие различия в эластичности. При повышении цены эластичность резко возрастает. Это означает, что при незначительном увеличении цены объем спроса резко упадет и фирма потеряет доходы. При понижении цены эластичность спроса сильно уменьшится, что приведет к незначительному увеличению спроса, и при низкой цене доход также сократится. Поэтому фирма, находясь в состоянии рыночного равновесия и учитывая, что конкуренты будут вести себя рационально, будет воздерживаться от изменения цены.

Только значительное изменение затрат может вызвать изменение цены. Ломаной линии спроса соответствует разрывная ломаная линия предельного дохода (ALMN), которая образована участками линий MR и mr, соответствующих отрезкам линий DD и dd, а также вертикальным отрезком

LM, связанным с точкой излома K.


 

 

На участке разрыва LM будет соблюдаться условие MR=MC (условие максимизации прибыли). Оптимум достигается при цене PK и объеме выпуска QK. В определенных пределах значительные изменения издержек не будут оказывать никакого воздействия на объем производства и цену.

Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Основная идея подобного сговора – установление объема производства и цен на уровне, обеспечивающем максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний. Затем этот объем делится между участниками картеля в соответствии с определенными квотами или путем географического закрепления рынков.

Периодом расцвета картелей был период с конца ХIX века и до конца

20-х годов ХХ века, когда они действовали легально. После кризиса 30-х годов в большинстве стран картели были законодательно запрещены.

В настоящее время картели существуют как тайные сговоры. Официально они допускаются в умирающие отрасли или в экспортную деятельность под контролем государства.

«Игра по правилам»

Это компромисс между нескоординированной олигополией и картелем. Фирмы не заключают соглашений друг с другом, но подчиняют свое поведение определенным неписанным правилам:

∇ - лидерство в ценах, когда самая крупная фирма (лидер) единолично устанавливает цены для всей отрасли, но так, чтобы это устраивало и остальных;

∇ - «правило большого пальца», или принцип «издержки +»:

издержки + норма прибыли

Для того, чтобы определить цену, олигополисты оценивают свои издержки на единицу продукции при некотором плановом уровне производства и добавляют «накидку» в размере определенного %.

Стандартная цена=АТС + АТС · p, = ATC (1 + p,)

В результате использования единой формулы ценообразования поведение конкурентов становится все более предсказуемым.

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Деятельность олигополий по ценообразованию и определению объемов производства во многом схожа с деятельностью монополий, и поэтому имеет те же положительные и отрицательные черты. Существует точка зрения, что олигополия способствует НТП и поэтому имеет результатом лучшую продукцию, более низкие цены и большие уровни выпуска и занятости, чем в случае конкурентного рынка.


 

 

VI. МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ДВОЙСТВЕННАЯ РОЛЬ

МОНОПОЛИЙ. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МОНОПОЛИЗАЦИИ

Функционирование рынка в качестве обязательного условия предполагает наличие конкуренции среди всех субъектов экономики. В результате экономика становится более эффективной. Вместе с тем, спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер экономической жизни, например, когда конкурентные преимущества кого-либо из производителей приобретают устойчиво долговременный характер. Монополия вырастает из конкуренции и существует рядом с конкуренцией.

Монополизация сопровождается концентрацией рыночной власти в руках немногих субъектов экономики. Рыночная власть – это способность фирмы создавать особые условия для своего существования: устанавливать монопольно высокие цены для покупателей своей продукции и монопольно низкие цены при своих покупках, это возможность извлекать сверхприбыль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.