КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рефлексы 1-го порядка, 2-го ,3-го и т.д
Натуральные и искусственные. Нормальные и патологические. Конспект лекции ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО Издается в авторской редакции. Подписано в печать с электронного оригинал-макета 15.05.2008. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 10,12. Уч.-изд. л. 9,5. Тираж 500 экз. Заказ 101/01.
Редакционно-издательский отдел Тольяттинского государственного университета сервиса. 445677, г. Тольятти, ул. Гагарина, 4. rio@tolgas.ru, тел. (8482) 222-650.
Электронную версию этого издания вы можете найти на сайте университета www.tolgas.ru в разделе специальности → учебно-методическое обеспечение дисциплин.
6). По рецептивному полю: а). экстерорефлексы, б). интерорефлексы, в). проприорефлексы. Условные рефлексы 1-го порядка вырабатываются на основе безусловных, условные рефлексы 2-го порядка – на основе рефлекса 1-го порядка и т.д. Инстинкты – это сложные безусловные рефлексы. Бывают 4 основных групп: 1). пищевые, 2). половые, 3). родительские, 4). оборонительные. Особенности инстинктов: а). Цепной характер (завершение 1 рефлексы является сигналом для начала второго и т.д.). б). Зависимость от уровня гормонов. в). Зависимость от интенсивности обмена веществ. Законы выработки условных рефлексов: 1). Условный (индифферентный) раздражитель должен опережать безусловный, или, в крайнем случае, совпадать с ним. 2). Никаких посторонних раздражителей! 3). Биологическая значимость безусловного раздражителя должна быть больше, чем условного. 4). Здоровое, голодное подопытное животное (без патологии ЦНС). 5). Закон силы (например у собак условные рефлексы на мясо вырабатываются быстрее, чем на хлеб, на звук быстрее, чем на свет и т.д.). Механизм образования условного рефлекса: Например, вырабатывается условный рефлекс на свет при кормежке: после включения света возникает сначала слабый очаг возбуждения в зрительном центре. Затем (на мясо) возникает более сильный очаг в центре слюноотделения. Между ними начинает функционировать связь (с помощью отростков). После многократных повторов образуется прочная связь. В этой части мозга повышается обмен белков (т.к. поглощается больше кислорода, синтезируется РНК, аммиак, мочевина и др.).
Торможение в КБП
- лежит в основе формирования, закрепления и шлифовки условных рефлексов. Торможение в КБП бывает безусловное (внешнее) и условное (внутреннее). Безусловное торможение: 1). Постоянный тормоз – при осуществлении УР (например, саливация) внезапно возникает новое раздражение (например, боль), которое создает в мозгу более сильный очаг возбуждения (доминанту). 2). Гаснущий тормоз – например, на повторяющийся звук ориентировочная реакция все слабее и слабее. Любой раздражитель может из постоянного стать гаснущим, кроме боли. 3). Запредельное торможение – защищает нейроны от перевозбуждения. Его вызывают или очень сильный, или или монотонно повторяющийся раздражитель (дискотека, метроном). Условное торможение: - индивидуальное, нуждается в выработке. 1). Угасание без подкрепления – если условный сигнал не подкреплять, то УР затормозится (но не исчезнет, т.к. связи не рвутся). После подкрепления рефлекс сразу восстанавливается. 2). Дифференцировочное торможение – из нескольких сходных раздражителей рефлекс вырабатывается только на тот, который подкрепляется. Это лежит в основе анализа и синтеза (мы реагируем только на биологически значимые раздражители – например на преподавателя перед экзаменом). 3). Условный тормоз – рефлекс вызывается каким-либо раздражителем,который в сочетании с другим раздражителем не подкрепляется. Т.е. второй раздражитель является для первого условным тормозом. 4). Запаздывание условного рефлекса – если увеличить время между условным и безусловным раздражителями, то ответная реакция появится только тогда, когда начнется подкрепление. При выработке условного торможения повышается обмен веществ, а на ЭЭГ – сначала реакция активации (смена альфа-ритма на бетта-), но затем появляется всё больше медленных волн. Фазовые явления в КБП были открыты в 1924 году. Они наблюдаются при переходе возбуждения в торможение и обратно. Различают 4 фазы: 1). Уравнительная фаза – на сильные и слабые раздражители – примерно одинаковая реакция. 2). Парадоксальная фаза – на слабые раздражители реакция больше, чем на сильные. 3). Тормозная фаза – реакция отсутствует на любые раздражители. 4). Ультрапарадоксальная фаза (ярко выражена у шизофреников) – на условный сигнал – отрицательная реакция, а на отрицательный дифференцировочный сигнал – положительная.
Высшая нервная деятельность Аналитико-синтетическая деятельность КБП: - это способность выделять из окружающей среды ее элементы, комбинировать их и формировать ответную реакцию в соответствии со своими потребностями. Например, при выработке УР сначала –генерализация раздражителей (синтез), т.е. ответ на все сходные раздражители. Затем (при подкреплении) – ответ происходит только на 1 раздражитель (в результате анализа). Анализ и синтез происходят и в эффекторном звене: например, по мере усвоения навыка лишние движения исчезают. Анализ и синтез участвуют в в выработке динамического стереотипа – это цепь УР, следующих в строгом порядке, связанных друг с другом, причем каждый предыдущий УР вызывает и облегчает следующий (например, режим дня). Для выработки динамического стереотипа требуется длительная тренировка. Наш стереотип динамичен, т.е. в его основе – несколько УР, если 1 из них меняется, то с ним меняется и весь ДС (ломка динамического стереотипа). Иррадиация и концентрация нервных процессов: Опыт: на лапе собаки – 3 электрические «касалки»: 1 из них подкрепляется пищей, 2 другие – нет. В КБП при раздражении первой касалкой появилось возбуждение, которое иррадиировало в проекционные зоны второй, а затем и третьей касалок. А затем возбуждение осталось только в зоне первой касалки. Вывод: возникшее возбуждение сначала иррадиирует в окружающие области, а затем концентрируется у первоначального очага. Иррадиация торможения сходна с иррадиацией возбуждения, но происходит медленнее. Торможение является местным процессов. Иррадиация торможения происходит путем возбуждения тормозных нейронов в КБП (а также за счет тормозных влияний из медиальных ядер таламуса). В КБП происходят 2 основных процесса: возбуждение и торможение. Они всегда реципрокны: например, проекционная зона одного анализатора тормозит зоны других анализаторов (это необходимо для сосредоточения внимания). После возбуждения в любой зоне возникает торможение и наоборот (явление взаимной последовательной индукции). Индукция бывает 2 видов: 1). Положительная индукция – это возбуждение вокруг очага торможения или на его месте после прекращения торможения. 2). Отрицательная индукция – это торможение вокруг очага возбуждения или на его месте после прекращения.
Учение И.П. Павлова с типах ВНД Павлов в 1935г. дал классификацию типов нервной деятельности на основе 3 основных свойств процессов возбуждения и торможения: 1). Сила возбуждения и торможения – это скорость выработки условных рефлексов. 2). Уравновешенность нервных процессов – это баланс между возбуждением и торможением. 3). Подвижность – быстрота и безболезненность ломки динамического стереотипа. При этом оценивается: а). скорость образования условного рефлекса, б). прочность УР, в). величина ответной реакции, г). сила внешнего и внутреннего торможения, д). иррадиация и концентрация возбуждения и торможения, е). реакция на ломку динамического стереотипа или изменение среды.
Типы ВНД – у животных, а у человека – темперамент. Это комплексная характеристика психики, состоящая из эмоциональности (т.е. интенсивности чувств) и активности (двигательной и речевой). Существует и другая классификация темпераментов – экстраверты и интраверты. Сигнальные системы: Павлов обнаружил, что для животных и для человека окружающая среда сигнализируется по-разному: для животных – на основе конкретных сигналов от окружающей среды, а для человека, кроме этого – еще и на основе слов, которые обозначают этот сигнал. Т.е. слово – это сигнал сигнала (И.П.Павлов). Первая сигнальная система – это непосредственное восприятие окружающей среды органами чувств. Вторая сигнальная система – это речь. Ее особенности: а). слово не только заменяет сигнал, оно является обобщающим – можно мыслить категориями, недоступными первой сигнальной системе (например, скорость света). б). возникает только в результате общения. в). слово – смысловой сигнал (т.е. на синонимы – одинаковый ответ). Возбуждение может передаваться из одной сигнальной системы в другую (т.е. на раздражитель первой сигнальной системы мы можем ответить и на уровне первой, и на уровне второй сигнальной системы). Речь – возникает на основе второй сигнальной системы. Выделяют 2 формы речи: 1). Импрессивная речь – понимание (устное и чтение). Происходит в 3 этапа: а). первичное восприятие речи, б). анализ звукового (буквенного) состава речи, в). соотнесение сообщения с прошлым опытом. 2). Экспрессивная речь – высказывание (устное или письменное). Происходит в 2 этапа: а). замысел высказывания, б). стадия внутренней речи, переходящая в высказывание. Для этого большое значение имеет нормальная функция зрения и слуха. У правши речевая функция находится в левом полушарии (центры Брока, Вернике, проекция двигательных зон губ, языка и гортани). Для понимания речиважны ассоциативные зоны височной и теменной долей. Высшие психические функции человека: Взаимодействие первой второй сигнальных систем создает Мышление – это обобщенное отражение действительности, связанное с чувственным познанием и практической деятельностью. Основа мышления – слово, но мы мыслим и образами. В процессе мышления происходит отражение мозгом окружающей действительности: 1). Конкретно-чувственное отражение: а). Ощущение – это субъективное отражение свойств предмета или явления путем превращения энергии внешенго раздражителя в факт сознания (В.И.Ленин). б). Восприятие - это отражение предмета в целом (как совокупность свойств). в). Представление – это чувственный образ предмета, возникающий при его отсутствии. г). Воображение – это процесс создания новых образов на основе имеющихся. 2). Абстрактно-чувственное отражение: а). Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и частные свойства вещей и явлений (в результате обобщения). На основе понятия строятся: б). Суждение – это форма логического мышления: это мысль, в которой что-либо утверждается или отвергается. в). Умозаключение – из нескольких суждений выводится новое. Бывает дедуктивное (от общего к частному) и индуктивное (от частного- к общему). В процессе отражения идет практическая проверка представлений, возникших на уровне второй сигнальной системы. В результате этого происходит устранение ложных умозаключений.
Память
- это свойство ЦНС воспринимать, сохранять и воспроизводить полученную информацию. Классификация видов памяти: 1). Сенсорная память (СП) – это способность сенсорных зон КБП сохранять сигналы от органов чувств в течение 0,1 – 0,5с. Она обладает большой емкостью – это сохранение полного «отпечатка» окружающей среды. Это позволяет нам отобрать из всей информации наиболее значимую, чтоб перевести ее в первичную память. 2). Первичная память (ПП) – это способность сохранять информацию от нескольких секунд до нескольких минут. Для нее характерны: легкая доступность информации для извлечения, высокая чувствительность к внешним раздражителям. 3). Вторичная память (ВП) – это способность сохранять информацию в течение очень длительного времени. Но извлечение – более трудоемкое, чем из ПП. Переход из ПП в ВП называют фазой консолидации (стабилизации) следов памяти. Другая классификация: кратковременная и долговременная память. Механизм первичной памяти: 1). Реверберация (повторная циркуляция) возбуждения по цепи нейронов – информация сохраняется, пока возбуждены нейроны КБП и возбуждение циркулирует по ним. При поступлении новой информации включается новая цепь нейронов, но одновременно возбуждаются тормозные нейроны, выключающие первую цепь. 2). Посттетаническая потенциация – если в течение нескольких секунд раздражать НЦ, то повышается проницаемость пресинаптической мембраны для кальция, повышается выброс медиатора и возбудимость синапса (это может длиться до нескольких часов). 3). Пресинаптическое облегчение (или торможение) – в аксоноаксональных синапсах (в зависимости от того, возбуждающие или тормозные нейроны участвуют в этом), происходит возбуждение или торможение (это может длиться до нескольких часов). Вторичная память - не зависит от активности ЦНС, т.к. в ее основе лежат морфологические или физико-химические изменения в синапсах (в результате обработки информации). При усвоении информации идет синтез белков, которые встраиваются в нервные окончания и обеспечивают фиксацию следов памяти. Существуют вспомогательные нейроны,создающие фон, на котором воспринимается информация. При воздействии на рецепторы эти клетки выделяют серотонин, тот взаимодействует с мембраной, вызывая образование цАМФ, которая активирует протеинкиназу, а та в свою очередь фосфорилирует белки-каналы. В результате этого снижается проницаемость мембраны, потенциал действия удлиняется, повышается проницаемость для кальция, а тот увеличивает выход медиатора, что обеспечивает длительное хранения информации. Лучше запоминаются отрицательные события. Молекулярная теория памяти: - по аналогии с информацией, которая находится в ДНК (т.к. при активации нейронов увеличивается количество РНК). Подтверждение: Опыт: при обучении крыс у них в ЦНС образовывался белок (амелетин). Если эту крысу убить и скормить другой крысе, то та данному фокусу обучается быстрее. Но, к сожалению, у людей такое явление пока не доказано. Память также делят на: 1). Образную. 3). Механическую. 2). Моторную. 4). Смысловую. По органу чувств – на: а).зрительную, б). слуховую и т.д. Консолидация памяти происходит при длительном (от 5 мин. до 1 часа) целенаправленном повторении информации. Для этой стадии необходим гиппокамп (если его удалить, то консолидация невозможна, но вторичная память сохраняется), лобные доли (произвольное управление памятью), височные доли (при повреждении – новая информация не усваивается, нарушается последовательность следов памяти). В височных долях обнаружены безаксонные и короткоаксонные нейроны, которые отвечают за эти процессы. Нарушения памяти: 2). Ретроградная амнезия (после травмы, наркоза) – забываются события, произошедшие незадолго до травмы. Нарушается извлечение информации из ВП.
Эмоции
- это переживание человеком своего отношения к действительности. Теории развития эмоциональных состояний: 1). Биологическая теория эмоций (Анохин): эмоции возникают при удовлетворении или неудовлетворении биологических потребностей. Эмоция может возникнуть и до получения результата. 2). Информационная теория (Симонов): П – потребность организма, Ин – информация, необходимая для чего-либо, Ис – информация, существующая у нас. Если мы нуждаемся в чем-либо,но не можем этого достичь, возникают: Отрицательные эмоции – они делятся на: а). стенические отрицательные эмоции (СОЭ) – возникают на фоне повышенной энергетической активности (ярость, гнев). Вреда человеку не наносят. б). астенические отрицательные эмоции (АсОЭ) – возникают на фоне угнетения активности и торможения ответных реакций (тоска, страх). Могут наносить вред (например, спазм коронарных сосудов). Состояние эмоционального напряжения (СЭН) вызывается: В – время, Э – энергия (физическое состояние), Ц – цель. СЭН может перерасти в болезненное состояние (невроз). Косицкий выделял 4 стадии СЭН: 1). Внимание, мобилизация, активность (ВМА) – бурные ориентировочные рефлексы, повышается деятельность ССС, скелетных мышц, активность КБП, мобилизация памяти, подъем творческих сил. Эта стадия очень важна для обучения. Если энергии этой стадии недостаточно, то начинается: 2). СОЭ – энергия и напряжение повышаются. Эта стадия важна для выхода из трудной ситуации. Если при этом наши действия бесполезны, тогда начинается: 3). АсОЭ – оцепенение, угнетение памяти, умственной работы. Может начаться паника. Повышается активность СНС. Если отрицательные эмоции затягиваются, начинается дисфункция внутренних органов. Затем наступает: 4). Невроз – угнетается самочувствие, понижается самооценка, появляются неадекватные мысли (например, о самоубийстве). Положительные эмоции: По Косицкому – положительные эмоции пропорциональны снятому напряжению во время решения задачи (например,пассажир, севший в поезд в последнюю минуту, радуется больше других). Положительные эмоции полностью снимают отрицателые эмоции. Структуры мозга, участвующие в эмоциях: - входят в состав лимбической системы (гипоталамус, передние ядра таламуса, сосцевидные тела, перегородка, миндалевидное ядро и отделы древней коры, такие как гиппокамп, грушевидная доля, венечная борозда). Эти образования связаны с новой корой, туда идет возбуждение и происходит осознание эмоции. Симпатическая НС – отвечает за отрицательные эмоции. Парасимпатическая НС – отвечает за положительные эмоции.
Функциональные системы
- это временные саморегулирующеся объединения НЦ и рабочих органов, возникающие под влиянием внешней, внутренней или социальной среды, и направленные на достижение приспособительного результата (Анохин). ФС образуются для: а). поддержания гомеостаза, б). удовлетворения биологических и социальных потребностей. Основные положения теории ФС: 1). Системообразующим фактором является результат действия. 2). Принцип саморегуляции. 3). Изоморфность строения ФС разных уровней. 4). Избирательность включения органов в ФС. 5). Принцип системогенеза (в процессе онтогенеза происходит становление различных ФС). 6). Многосвязные взаимодействия различных ФС обеспечивают работу целого организма. Стадии работы ФС: 1). Афферентный синтез: ФС возникает, если существует какая-либо потребность. Из всех потребностей мы выбираем доминирующую (мотивация), затем включается оценка обстановки (обстановочная афферентация), память (вспоминаем, как это делали раньше) и пусковая афферентация. В результате афферентного синтеза происходит: 2). Принятие решения: на этой стадии мы из всех возможностей удовлетворения данной потребности выбираем одну. 3). Образование акцептора результата действия (АРД) – это нервная модель желаемого результата. 4). Эфферентный синтез, т.е. формирование программы действия. Включает в себя посылание команды к рабочему органу. Результат оценивается с помощью: 5). Обратной афферентации – информация от рабочего органа направляется в АРД, где сравнивается с желаемым результатом. Если потребность не удовлетворена, то ФС работает заново. В целом организме взаимодействуют много ФС, но всегда можно выделить доминирующую. Один и тот же орган может включаться в разные ФС. Сон - бывает монофазный (1 раз в сутки), полифазный (например у детей и зверей), сезонный (у некоторых животных – зимой). При воздействиях может возникать наркотический, гипнотический или патологический сон. Сон характеризуется отключением сознания, но не полной его потерей. По данным ЭЭГ выделяют 2 фазы сна (медленный и быстрый), которые постоянно сменяют друг друга (5-6 раз за ночь). Фаза медленного сна (ФМС): В покое с закрытыми глазами регистрируется альфа-ритм (8-13Гц), который при засыпании сменяется тетта-ритмом (4-7Гц), на фоне которого внезапно возникают сонные веретёна (8-14Гц). По мере углубления сна появляется дельта-ритм (1-3Гц), но на вершине его волн возникают более частые колебания (К-комплексы). Затем остаются только дельта-ритмы. Состояние организма: уменьшаются движения глаз, зрачки сужаются, понижается тонус мышц, понижается яастота дыхания (становится нерегулярным), снижается ЧСС, АД, обмен веществ, возбудимость ЦНС, расширяются сосуды кожи лица. В эту фазу сна человек может решать умственные задачи или обучаться (но только при альфа-ритме). ФМС необходима для восстановления физических сил организма (за счет секреции соматотропина): «человек растет во сне». Фаза быстрого сна (ФБС= БДГ=RAM) = фаза быстрых движений глазами: наступает примерно через 90 мин после засыпания: дельта-ритм сменяется на бетта- или на альфа-. Сон – более глубокий, в эту фазу большинство людей видят сны. Состояние организма: зрачки расширены, повышены ЧСС, ЧДД, АД, секреция кортикостероидов. Отключение скелетных мышц от ЦНС (но при нарушениях ЦНС они не отключаются – «лунатики»). Средняя продолжительность сна – 7-8 часов, но есть и отклонения. Люди с малой продолжительностью засыпают быстрее, у них первая и вторая стадии ФМС короче, как и ФБС. Первая ФБС длится около 20 минут, следующие циклы ФБС длятся дольше, самый длинный – ближе к утру. Теории сна: 1). Сон – следствие развития утомления. 2). Сон - естественное состояние человека; а для бодрствования нужно поступление чувствительной информации. Случай из жизни: у больного утратилась вся чувствительность, кроме 1 глаза. Когда ему закрывали глаз – он засыпал, при открывании – просыпался. 3). Кортикальная теория (Павлов): сон – это томожение КБП (при выработке условного торможения собаку клонило в сон). Структуры мозга, участвующие в регуляции сна и бодрствования: Активность КБП зависит от таламуса и РФ (если их выключить – наступает сонное торможение). 1953г. – Гесс обнаружил, что при раздражении преоптической зоны наступает длительное бодрствование. Здесь находятся 2 группы нейронов (первые – максимально активны в ФМС, вторые – в ФБС). Переход из одной фазы сна в другую происходит за счет влияния супрахиазматического ядра (это внутренние биологические часы – находится на уровне гипоталамуса). Наш внутренний ритм устанавливается на 25 часов, а не на 24, но за счет связи с сетчаткой – свет переключает сон на бодрствование. Ядра шва (мост и продолговатый мозг) – вызывают сон (вырабатывает серотонин, который удлиняет ФМС), как ядра передней части гипоталамуса и диффузные ядра таламуса. При разрушении этих ядер возникает бессонница. В РФ на границе среднего мозга и моста находится синее пятно - его нейроны вырабатывают норадреналин (удлиняет ФБС). Чувствительные сигналы поддерживают возбуждение РФ, которая возбуждает КБП, включаются положительные обратные связи – РФ возбуждается еще больше,что ведет к пробуждению.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |