КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы теории автоматического управления
Выполнение заданий этого раздела требует знаний основ теории автоматического управления, в особенности динамики линейных систем автоматического управления, анализа их устойчивости, знаний правил преобразования структурных схем и методов получения дифференциальных уравнений и передаточных функций элементов и систем автоматического управления в целом. Изучая этот материал, следует обратить внимание не только на математические утверждения, но и на особенности их конкретного применения. Варианты 1.01...1.10. Составить дифференциальное уравнение, найти передаточную функцию RC-цепи (рис.1.1) и построить амплитудную и фазовую частотные характеристики (АЧХ, ФЧХ, АФЧХ). Значение параметров указаны в табл.1.1. Литература: /1/, с.52-62. Рис. 1.1. Схемы RC-цепей
Таблица 1.1
Краткие сведения из теории Частотные характеристики получают при рассмотрении вынужденных движений звена (системы), вызванных гармоническим воздействием на входе x(t)=Aвхsin w t, где Aвх - амплитуда; w =2 p /Tк -угловая частота входных колебаний с периодом Tк. Если Aвх=1, то входное воздействие - единичное гармоническое. По окончании переходного процесса на выходе линейной системы устанавливаются гармонические колебания y(t)=Aвыхsin( w t+ f ) той же частоты, но с другой амплитудой и сдвинутые по фазе относительно входных колебаний на угол f ( w ). Изменение амплитуды и фазовый сдвиг являются функциями частоты и выражают динамические свойства элемента (системы). Если изменять частоту w от 0 до ¥ и определять установившиеся амплитуду и фазу входных колебаний для разных частот, можно получить зависимость от частоты соотношения амплитуд A( w ) = Aвых( w )/Aвх( w ) и сдвига фазы f ( w ) = f вых( w )- f вх( w ). A( w ) называют амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ), f ( w ) - фазовой частотной характеристикой (ФЧХ).
Аналитически АЧХ и ФЧХ получают следующим образом. Если в передаточную функцию вместо p подставить j w, получим частотную передаточную функцию W(j w ). Ее можно представить в виде W(j w ) = U( w ) + jV( w )=A( w )ej f ( w ), где U( w ) и V( w ) соответственно действительная и мнимая части, причем A2( w ) = U2( w ) + V2( w ) f ( w )=arctg(V( w )/U( w )). Рис.1.2. Амплитудно-фазовая частотная характеристика
На комплексной плоскости (см.рис.1.2) частотную передаточную функцию определяет годограф вектора ОА, длина (модуль) которого равен A( w ), а аргумент (угол, образованный этим вектором с действительной положительной полуосью) f ( w ). Кривую, которую описывает конец вектора при изменении частоты от 0 до ¥, называют амплитудно-фазовой частотной характеристикой (АФЧХ). Таким образом, АФЧХ - это совмещенная АЧХ и ФЧХ. Пример 1.1. Вывести дифференциальное уравнение, построить АФЧХ, АЧХ и ФЧХ RC-цепи (см.рис.1.1,а) при условии, что R=5.1 кОм, C=2.0 мкФ. Решение. На основании второго закона Кирхгофа Uвх=UR+UC, (1.1) где UR, UC - падение напряжения на резисторе и емкости соответственно, причем UC = Uвых. В соответствии с законами электротехники . Сделаем подстановки в уравнение (1.1) и преобразуем его: или , (1.2) где T=RC - постоянная времени. По условию R =5.1 кОм; C =2.0 мкФ. Тогда T =5.1·103·2·[email protected]с. Записываем (1.2) в операторной форме: Uвх(p)=(Tp+1) Uвых(p). Откуда передаточная функция
Частотная передаточная функция W(j w )=1/(Tj w +1). Выделим действительную и мнимую части:
U( w )=1/(T2 w2 +1); (1.3) V( w )=-T w /(T2 w2 +1); (1.4) ; (1.5) f ( w )=arctg =-arctgT w. (1.6) Подставляя значения w в диапазоне от 0 до ¥ в выражения (1.3)...(1.6), рассчитываем U( w ), V( w ), A( w ) и f ( w ) и результаты заносим в табл.3.1. АЧХ, ФЧХ и АФЧХ приведены на рис.3.2.
Характеристики удобно построить, отложив частоту в логарифмическом масштабе. Таблица 1.2
Рис.1.3. Частотные характеристики RC-цепи: а) АЧХ, б) ФЧХ, в) АФЧХ Варианты 1.11...1.20. Найти передаточную функцию соединения звеньев, построить амплитудно-фазовую частотную характеристику. Структурные схемы для различных вариантов приведены на рис.1.4, 1.5, 1.6, а передаточные функции отдельных звеньев - в табл. 1.3. Литература: /1/, с. 70-76. Рис.1.4. Структурная схема к вариантам 1.11...1.14 Рис.1.5. Структурная схема к вариантам 1.15...1.18 Рис.1.6. Структурная схема к вариантам 1.19...1.20
Таблица 1.3
Краткие сведения из теории При решении вариантов 1.11...1.20 задания 1 следует, исходя из заданной структуры и передаточных функций отдельных звеньев, определить передаточную функцию их соединения. Для этого сначала следует выполнить преобразования структурной схемы, затем получить частотные передаточные функции и далее действовать так, как в предыдущем примере. Предварительно следует изучить раздел ТАУ "Соединение звеньев и преобразование структурных схем". Пример 1.2. Построить АФЧХ соединения звеньев, приведенного на рис.1.4. W1(p) = 1/(0.3p+1);W2(p) = 5/p; W3(p) = 2. Решение. Выполним преобразование структурной схемы. Звено 3 включено со звеном 2 встречно-параллельно (звено 3 является звеном обратной связи). Для случая отрицательной обратной связи имеем:
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |