Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеально-типические конструкции




Основные методы понимания социальных действий

Проблеме понимания социального действия Вебер уделяет особое внимание,

выделяя несколько типов понимания. К первому типу он относит понимание через прямое

наблюдение. Примером тому может служить наблюдение на телеэкране безмерной

радости, благополучия того или иного современного российского политика, его

соответствующие жесты, что резко контрастирует с имиджем политика даже 80-х годов –

всегда серьезного, озабоченного, сумрачного. Зритель может понять, скорее,

прочувствовать положительное эмоциональное состояние практически любого человека

4 Там же. – С. 497

от политики. Сам образ олицетворяет собой оптимизм, правоту, бескорыстность,

устремленность в будущее. Но так ли это на самом деле? По Веберу, прямое наблюдение

ещё недостаточно, чтобы понять суть социального действия.

Второй тип интерпретации социального действия – объяснительное понимание.

Оно предполагает выяснение мотивов конкретного социального действия. В нашем

примере требуется понять, что побудило счастливого, жизнеутверждающего

политического деятеля оказаться героем телепередачи – пришел ли он праздновать

победу на выборах, добиться поддержки принятия желанных решений или же, как

говорится, делает хорошую мину при плохой игре. Чтобы осуществился этот тип

понимания, необходимо, как считает Вебер, поставить себя на место индивида, чье

поведение мы пытаемся объяснить, и тем самым выяснить мотивы, стоящие за его

действиями.

Третий тип – причинное объяснение. Оно предполагает выяснение того, что

инициировало сами мотивы, которые привели к соответствующим социальным действиям.

Здесь социолог настаивает на необходимости обнаружить связи между целой серией

действий или событий. Это, разумеется, предполагает проведение серьезных

социологических исследований. Подобного рода исследования провел сам Вебер,

стремясь, в частности, выявить связи между религиозными принципами и поведением

индивидов, особенно их экономической и политической деятельностью.

Все три вышеназванные методы исследования не могут гарантировать полную

картину того или иного социального действия. Понимание всегда приблизительно. Оно

приблизительно даже в ситуации непосредственной интеракции людей друг с другом

лицом к лицу. Социологу же нередко приходится анализировать социальные действия,

понимать социальную жизнь её участников, когда они отдалены, причем не только в

пространстве, но и во времени. В распоряжении ученого могут быть документы,

эмпирические сведения, другие материалы, интерпретируя которые он старается понять

субъективные значения, существовавшие в сознании людей, их отношение к тем или

иным ценностям, чтобы дать комплексное представление единого социального процесса.

Насколько возможно подобное комплексное представление? Каким образом социология

как научная дисциплина способна определить степень приблизительности при анализе тех

или иных конкретных социальных действий людей? А если человек даже сам не отдает

себе отчета в собственных действиях (по состоянию здоровья или, находясь под влиянием

митинговых страстей, подвергается психологическому давлению и т.д.), сможет ли

социолог понять поведение такого индивида?

Рассматривая подобные проблемы (причем в контексте различных культур), Вебер

для их разрешения предложил оригинальный метод –конструирование идеально-

типической модели социального действия индивида. По его мнению, социолог должен

соотнести имеющийся в его распоряжении материал с религиозными,

мировоззренческими, эстетическими, моральными ориентирами, исходя из того, что

служило реальными ценностями для людей, являющихся объектом исследования.

Поэтому идеальный тип социолог называл “интересом эпохи”.

Иными словами, по Веберу, чтобы уяснить действительные причинные связи,

имеющие место при создании социальной реальности, и дать возможно более полное и

комплексное толкование социальным действиям, необходимо прежде всего

сконструировать недействительное – извлекаемые из эмпирической реальности

заостренные, выделенные элементы, которые представляются типическими для социолога

в его стремлении найти общие правила событий. Они должны выражать то, что наиболее

характерно, типично для общественных явлений или социальных действий своего

времени. «Лишь с помощью чистого (“идеального”) типа возможна социологическая

казуистика… Чем отчетливее и однозначнее конструированы идеальные типы, чем дальше

они, следовательно, от реальности, тем плодотворнее их роль в разработке терминологии

и классификации, а также их эвристическое значение»5, – заключает Вебер.

Так, например, можно сконструировать идеально-типическую модель студента

или государственного служащего, семьи или даже самого государства. Но модель

идеального типа не есть цель познания, а своеобразное методическое средство,

позволяющее анализировать социальные реалии. Как же этим средством пользоваться?

Понятно, что в реальной жизни, строго говоря, не может быть идеального студента

или чиновника, семьи или любого другого социального института. Различные причины

приводят к тому, что общественное явление всегда будет иметь отклонение от идеального

типа. Здесь-то и открываются возможности для сравнивания реального социума с его

идеальным типом. Согласно Веберу, идеальный тип позволяет, во-первых,

сконструировать явление или социальное действие, как если бы они имели место в

идеальных условиях; во-вторых, рассмотреть это явление или социальное действие

независимо от локальных условий (предполагается, что если будут выполнены идеальные

условия, то действие будет совершаться именно таким образом); в-третьих, есть

возможность сравнить, насколько явление или действие по своим количественно-

качественным параметрам походит на идеальный тип. По отклонению от идеального типа

исследователь может установить характерные тенденции протекания событий.

Мыслительное образование нереального, идеально-типического события позволяет

понять, как действительно протекало то или иное историческое событие. При этом Вебер

обосновывает весьма оригинальный взгляд: по его мнению, история и социология – два

направления научного интереса, а не две разные дисциплины. Так, чтобы выявить

историческую причинность необходимо перво-наперво выстроить идеально-типическую

конструкцию исторического события, а затем следует сопоставить нереальный,

мысленный ход событий с их реальным развитием. Тем самым исследователь перестает

быть простым статистом исторических фактов и обретает возможность понять, насколько

сильным было влияние обстоятельств, какова роль воздействия случайности или

конкретной личности на данный момент истории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.