КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура. Социальные практики как предмет исследования
Социальные практики как предмет исследования Теория структурации По Гидденсу, ни структура, ни действия не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры, и только через них осуществляется и воспроизводство структур, так что последние могут существовать более или менее продолжительное время. Но Гидденс объединяет структуры и действия не механистически. По существу, он предлагает взглянуть на социальную реальность под совершенно иным углом зрения — ориентируясь на изучение конкретных социальных практик, которые воспроизводятся благодаря активному характеру действий социальных субъектов. В соответствии с теорией структурации, предметом исследования являются “социальные практики, упорядоченные в пространстве и во времени”. Они не являются раз и навсегда данными, неизменными. Напротив, социальные практики разнятся в разных странах и, соответственно, они своеобразны в одной и той же стране в разные периоды ее истории. При этом социолог особо подчеркивает, что социальная практика “не создается социальными акторами, а лишь постоянно воспроизводится ими”, т.е. она имеет характер преемственности, упорядоченности. Социальные практики “одинаковы” в определенном времени и пространстве благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется Гидденсом как “мониторинг (отслеживание) течения социальной жизни”. В свою очередь, индивиды, усваивая в ходе социализации законы и навыки социальной деятельности, обеспечивают повторение социальных практик, что и делает возможным их типизацию и научный анализ. Гидденс отмечает, что традиционно понятие “структура” использовалось в социологии для своего рода моделирования социальных отношений или явлений. Так, можно говорить о “классовой структуре” или “структуре индустриальных обществ” и т.д. Здесь этот термин используется, чтобы отметить некие общие 2 Ibid. – Р.1, 32 институциональные черты общества. В структурном функционализме данное понятие обозначает устойчивые формы социального взаимодействия. Все эти и подобные использования термина вполне правомерны. Наряду с этими значениями социолог предлагает использовать данный термин в ином смысле: как порядок позволяющий представлять воспроизводство социальных практик во времени и пространстве, что придает им “систематическую” форму. Это положение социолог иллюстрирует на примерах языка и речи. Язык – это структура, состоящая из правил общения, которая кажется независимой от любого индивида. Чтобы языку сохраниться, на нем должны говорить и писать индивиды сообразно существующим правилам. Но, будучи в употреблении, язык начинает неизбежно меняться, появляются новые слова, забываются и постепенно исчезают старые слова. Так, благодаря своим действиям люди могут трансформировать и производить структуры, то есть социальные практики. Аналогично: партия – в традиционно употреблении предстает как политическая структура с определенными институциональными функциями. В том же смысле, в котором ее трактует Гидденс, – это определенные социальные практики, которые для своего воспроизводства нуждаются в индивидах, действующих по конкретным уставным правилам. Партия, как совокупность определенных социальных практик, может меняться – появляются новые целевые установки, утверждаются и новые правила поведения, а какие-то старые нормы отменяются. Иными словами, члены партии благодаря своим действиям могут и воспроизводить, и трансформировать определенные социальные практики, которые, в свою очередь, детерминируют их поведение. Таким образом, в общих чертах структура в представлении Гидденса, – это образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве, который предполагает соответствующие модели поведения индивидов. На этом основании такие социальные институты как партия, государство, бюрократия или семья и т.д. рассматриваются социологом как определенные отношения людей и как образцы поведения, существующие какой–то промежуток времени, т.е. конкретные характерные социальные практики. Применительно к социальной жизни Гидденс различает два вида структур: правила и ресурсы. Под правилами имеются в виду процедуры, которым индивиды могут следовать в социальной жизни, они обязательно вторгаются в бесчисленные рутинные социальные практики. При этом социолог особо подчеркивает, что правила не сводятся к набору рациональных математических принципов, это, скорее, способность применять обобщенную процедуру в правильном, общественно одобряемом контексте с учетом моральной оценки действий как «справедливых» или «несправедливых». Правила обусловливают структурирование того, что происходит в нашей жизни, типично для неё. Для теории структурации особый исследовательский интерес представляют те правила, которые способствуют производству институализированных практик, характерных для определенного времени и пространства. Речь идет о социальных практиках, свойственных конкретному институту – партии, общественной организации, семье и т.д. Второй вид структуры – ресурсы – также возникает только в результате человеческой деятельности. Ресурсы могут проявляться в двух видах: в локализированной форме или в форме власти. “Локализированные ресурсы” включают в себя полезные ископаемые, землю, инструменты производства и товар. По Гидденсу, эти ресурсы не существуют сами по себе, они становятся ресурсами только благодаря человеческой активности. Так, земля не является ресурсом до тех пор, пока ее кто-то не обрабатывает. “Властные ресурсы” – нематериальные ресурсы, которые проявляются в том, что одни индивиды способны доминировать над другими, заставлять их выполнять свои желания, и в этом смысле люди становятся ресурсами, которые могут быть использованы другими людьми. При этом социолог настаивает на том, что власть на ресурсы может существовать лишь в том случае, если она воспроизводится в процессе человеческой интеракции. Власть не является чем-то, что человек имеет, до тех пор, пока он ею действительно не пользуется. Таким образом, ресурсы означают средства – материальные или властные, – используемые индивидами для достижения своих целей в процессе взаимодействия. Естественно, что их значимость, характер поддерживаются и воспроизводятся людьми, но с неизбежностью они могут изменяться.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |