Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция габитуса




Основная теорема структуралистского конструктивизма

Принцип двойного структурирования социальной реальности

П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных

подхода при изучении социальных реалий. Первый – структурализм, который им

реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а)

в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания

и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления

людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.

Второй – конструктивизм, который предполагает, что действия людей,

обусловленные жизненным опытом, процессом социализации и приобретенными

предрасположенностями действовать так или иначе, что является своего рода

матрицами социального действия, которые "формируют социального агента как

истинно практического оператора конструирования объектов"1.

Указанные методологические подходы, по мнению Бурдье, позволяют

устанавливать причинно-следственные связи между социальными явлениями в

условиях неравномерного распределения социальных реалий в пространстве и

времени. Так, социальные отношения распределены неравномерно. В определенном

месте и в конкретное время они могут быть весьма интенсивными и наоборот.

Аналогично, неравномерно агенты вступают в социальные отношения. Наконец, люди

имеют неравномерный доступ к капиталу, что также сказывается на характере их

социальных действий.

Данная теорема позволяет изучать характер социальных практик в контексте

интегрального учета весьма различных факторов социальной жизни. В самом общем

виде сам Бурдье представляет её следующим образом: <(габитус) х (капитал)> +

поле = практики

Её суть станет понятной при рассмотрении конкретных составляющих данной

формулы.

Термин "габитус" использовался в научной литературе различными авторами,

такими как Гегель, Вебер, Дюркгейм, Мосс в самых разных значениях, но в их

1 Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. – С. 28

работах он, главным образом, выступал как вспомогательное понятие. Для Бурдье

габитус – одна из центральных категорий, которую он неоднократно рассматривает в

различных работах, подчеркивает те или иные ее грани. Отметим наиболее важные.

По Бурдье, объективная социальная среда производит габитус – "систему

прочных приобретенных предрасположенностей", которые в дальнейшем

используются индивидами как активная способность вносить изменения в

существующие структуры, как исходные установки, которые порождают и

организуют практики индивидов. Как правило, эти предрасположенности не

предполагают сознательной нацеленности на достижение определенных целей, ибо

на протяжении длительного времени они формируются возможностями и

невозможностями, свободами и необходимостями, разрешениями и запретами.

Естественно, что в конкретных жизненных ситуациях люди исключают наиболее

невероятные практики.

Габитус в принципе отличается от научных оценок. Если наука после

проведенных исследований предполагает постоянную коррекцию данных, уточнение

гипотез и т.д., то люди, как считает Бурдье, "придают непропорционально большое

значение раннему опыту ". Эффект инертности, рутинности предрасположенности

проявляется в том, что люди, прекрасно адаптировавшиеся к прошлым реалиям,

начинают действовать невпопад в новых реалиях, не замечая, что прежних-то условий

больше нет.

Для иллюстрации данного тезиса социолог приводит "любимый пример

Маркса" – Дон Кихота: среда, в которой он действует, слишком отличается от той, к

которой он объективно приспособлен, что обусловлено характером его раннего

опыта. Аналогично, многие россияне ныне безуспешно пытаются "пережить" новые

экономические социальные условия в значительной степени из-за своего габитуса, в

частности, предрасположенностей к патерналистской роли государства, которые

сформировались под влиянием их раннего опыта.

Габитус позволяет в социальных практиках связывать воедино прошлое,

настоящее и будущее. Что бы не обещали наши политики, будущее России так или

иначе сложится путем воспроизведения прошлых структурированных практик, их

включения в настоящее, независимо от того, нравятся они нам или нет сегодня.

Именно так, согласно структуралистско–конструктивистской парадигме,

творится история. "Habitus, – отмечает Бурдье, – продукт истории, производит

индивидуальные и коллективные практики – опять историю – в соответствии со

схемами, порождаемыми историей. Он обусловливает активное присутствие

прошлого опыта, который, существуя в каждом организме в форме схем восприятия,

мыслей и действия, гарантирует “правильность” практик и их постоянство во времени

более надежно, чем все формальные правила и эксплицитные нормы. Такая система

предрасположенностей, т.е. присутствующее в настоящем прошедшее,

устремляющееся в будущее путем воспроизведения однообразно структурированных

практик... есть тот принцип преемственности и регулярности, который отмечается в

социальных практиках"2.

Концепция габитуса обосновывает методологические принципы

прогнозирования будущего через преодоление антиномии – детерминизма и свободы,

2 Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд–во

Новосибирского университета, 1995. – С. 19

сознательного и бессознательного, индивида и общества. "Поскольку habitus, –

замечает Бурдье, – это бесконечная способность для производства мыслей,

восприятий, выражений и действий, пределы которой заданы историческими и

социальными условиями его производства, то и обусловленная и условная свобода,

которую он представляет, также далека от создания непредсказуемого нового, как и

от простого механического воспроизводства первоначальных условий"3.

Принципы концепции габитуса ориентируют исследователей на более

объективный анализ "субъективных ожиданий". В этой связи Бурдье критикует те

политические и экономические теории, которые признают только "рациональные

действия". По мнению социолога, характер действия зависит от специфических

шансов, которыми обладают индивиды, различия между индивидуальными

габитусами обусловливает неравномерность их социальных притязаний. Это

проявляется буквально во всем в нашей повседневной жизни: склонность, например, к

инвестициям зависит от власти над экономикой. Люди формируют свои ожидания в

соответствии с конкретными индикаторами доступного и недоступного, того, что "для

нас" и "не для нас", тем самым приспосабливая себя к вероятному будущему, которое

они предвидят и намечают осуществить. Бурдье замечает: "Такая

предрасположенность, всегда отмеченная (социальными) условиями ее приобретения

и реализации, обычно приспособлена к объективным шансам удовлетворения

потребностей или желаний, настраивает агентов "по одежке протягивать ножки" и,

таким образом, играет важную роль в процессах, направленных на создание

вероятной реальности"4.

Как видно, концепция габитуса позволяет развенчать иллюзии о равных

"потенциальных возможностях" будь то в экономике или политике, которые лишь

теоретически, на бумаге существуют для всех.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.