Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок из хаоса




В принципе в природе и обществе всегда существовали реалии, которые

отличались как однородностью, относительной устойчивостью и равновесием, так и

сложностью, хаосом, неравновестностью. Современное мироздание претерпевает

радикальные изменения в направлении сложности, плюрализма, случайностей,

непредсказуемых флуктуаций.

Классическая наука и большинство из изученных Вами социологических

парадигм основное внимание уделяли изучению устойчивости структур, порядку,

равновесию. При этом понимание социальной динамики связывалось с

обоснованием детерминистических законов или мягче – выявлением причинно-

следственных связей между социальными фактами, что позволяло через наблюдения

и фиксации предшествующих неоднократно повторяющихся, устойчивых тенденций

прогнозировать будущее. Иными словами, социальные законы трактовались как

«объективные», не подвластные времени, из чего следовало, что стадии развития,

пройденные одними народами, должны были в принципе повториться в истории

других народов. С той лишь оговоркой, что сказанное не умаляло вообще роли

субъективного фактора, случайности. Но подчеркивалось, что созидательные

возможности социальных агентов были ограничены: они могли действовать лишь в

контексте определенных «исторических закономерностей» и не могли радикально

повлиять на характер общественных структур тем более изменить само направление

социально-исторического развития.

Правда, ряд социологов и социальных теоретиков – Н. Динилевский, О.

Шпенглер, Н. Кондратьев, П. Сорокин и др. – ещё в конце XIX – начале ХХ вв.

высказали идеи, по существу, подрывавшие представления о линейном прогрессе.

Так, известный русский социолог Н. Данилевский считается создателем первой в

истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса1. По

его мнению, прогресс человечества состоит не в том, «чтобы всем идти в одном

направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической

деятельности, исходить в разных направлениях».

П. Сорокин также продолжил исследования социальной нелинейности и

неравновестности. «История, – писал он, – показывает только бесцельные

флуктуации… вопреки моему желанию увидеть в истории этапы поступательного,

прогрессивного развития, я неизбежно терплю неудачу, пытаясь как-то подкрепить

такую теорию фактами. В силу этих обстоятельств я вынужден удовлетвориться

менее чарующей, хотя, возможно более корректной концепцией бесцельных

исторических флуктуаций»2 (подробнее об этом речь шла ранее в теме 15). В

последствии Сорокин конкретизировал исследования случайности и

непредсказуемых флуктуаций на примере изучения бедствий, рисков и катастроф,

написав специальную работу «Человек и общество в условиях бедствий». В ней он

выясняет то, как «влияют катастрофы на простейшие мыслительные процессы и на

мыслительную жизнь в целом». В работе, по существу, был сформулирован новый,

недетерминистский стиль мышления, признававший случайность и бедствия

естественными компонентами общественного развития. Более того, прямо

указывалось, что они не только разрушительны, но и конструктивны: «бедствия не

являются исключительным злом: наряду с их разрушительными и вредными

действиями они играют также конструктивную и положительную роль в истории

культуры и творческой деятельности человека. Для человечества катастрофы имеют

великое обучающее значение»3.

Вновь интерес ученых к проблемам порядка и хаоса возрастает в 70-80 годы

прошлого столетия, что связано с образованием и институализацией синергетики.

1 См.: Данилевский Н.Я. – Российская социологическая энциклопедия. М.: Издательская группа

НОРМА–ИНФРА·М, 1998. – С. 108

2 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. – С. 310

3 Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия (фрагменты книги). – Вопросы социологии,

1993, № 3. – С.53

У истоков синергетики стояли профессор-физик Г. Хакен4, лауреат

Нобелевской премии бельгийский физико-химик И. Пригожин, российские

математики и физики А.Н. Колмагоров, В.И. Арнольд, Я.Г. Синай и др. Учеными

были проведены исследования самодвижения материи, в основе которых лежали

вероятностные процессы необходимости и случайности. В случае с социальными

системами применение принципов синергетики позволяет исследовать качественные

изменения в обществе на основе учета взаимоотношений как между внешними и

внутренними факторами воздействия, так и соотношения рациональных и

иррациональных действий людей. Эти факторы закладывают определенный

потенциал непредсказуемости, иррациональности, непреднамеренности в процесс

общественного развития.

Таким образом, синергетика пришла в социологию в конце 70-х годов из

естественных наук, прежде всего из физики и химии. И. Пригожин и И. Стенгерс в

книге «Порядок из хаоса» утверждают, что классическая западноевропейская наука

не смогла удовлетворительно раскрыть вопрос об отношении хаоса и порядка. «От

каких предпосылок классической науки удалось избавиться современной науке? Как

правило, от тех, которые были сосредоточены вокруг основополагающего тезиса,

согласно которому на определенном уровне мир устроен просто и подчиняется

обратимым во времени фундаментальным законам. Подобная точка зрения

представляется нам сегодня чрезмерным упрощением»5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.