Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость возникновения и существования религии




Гносеологические предпосылки

Антропологические основы и предпосылки

Космические, атмосферные и геотектонические основы

Необходимость возникновения и существования религии

План

Основы и предпосылки религии

 

 

В истории философии, а также современной отечественной и зарубежной неконфессиональной философии религии для объяснения и понимания причин возникновения и существования религии часто употребляются слова “почва”, “корни”. Они являются метафорами, т. е. используются в переносном значении: по аналогии с жизнью растений, представляющей “вырастание” и “питание” из чего-то. Эти метафоры в общем удачны, хотя ввиду своей полисемантичности не всегда дают возможность точно понять, о чем идет речь, Поэтому целесообразно употреблять философские понятия “основы” или, в данном контексте, как синонимичные – “основания”, “предпосылки”, “факторы”, которые, несмотря на неоднозначность истолкования исследователями, все же несут в себе некоторые признаваемые большинством инварианты. Там, где того потребуют правила стилистики, будут использоваться и указанные метафоры, обозначающие вышеприведенные философские понятия. Основа (основание) – то, что получает начало и на чем базируется существование какого-то явления. Предпосылка означает процессы, действия и т. д., которые предваряют некоторое сущее и создают возможность его возникновения и движения. Под фактором понимают то, что производит, осуществляет, вызывает некоторые феномены.

Порой считают постановку вопроса об основах и предпосылках религии редукционизмом, который несостоятелен в качестве научного принципа. Особенно активно эту точку зрения отстаивают некоторые представители конфессионального религиоведения. Но если внимательно прочесть объяснения происхождения (и существования) религии, например, христианскими исследователями, то обнаружится, что у них тоже содержатся указания на основы и предпосылки появления религии в роде человеческом. Религиозная точка зрения исходит из презумпции бытия Бога религия потому возникла и существует, что есть Бог действующий и человек, способный при определенных условиях воспринимать Бога. Самой идеи Бога не могло быть в человеческом сознании, если бы не было Бога и человек не являлся существом богоподобным по своей природе. Источником вероучения христиане считают Откровение Бога, записанное в Священных книгах (принцип ревеляционизма). Профессор богословия А. И. Осипов, говоря о “сверхъестественном характере” возникновения религии, замечает, что она должна была – “...иметь свою причину в чем-то фундаментальном, корениться в самой природе человека, а следовательно, и в самой сущности бытия”. И далее он пишет: “Появление идеи Бога в человеческом сознании и возникновение религии обусловливается тем, есть Бог, действующий особым образом на человека, и что человек способен при определенных условиях воспринимать эти действия Божий”.

Можно утверждать: раскрытие основ и предпосылок религии не есть механическая редукция, сведение религии к каким-то отношениям. По сути, вопрос о ее основах и предпосылках – это вопрос о необходимости ее возникновения и существования аспекта сущности человека, человечества, общества, о ее онтологичности. Основы и предпосылки находятся внутри мира, общества, человека, в определенных сторонах бытия Космоса, планета Земля, общества, групп и индивидов.

Основы и предпосылки классифицируют, выделяя: 1) виды связей – причинные, исторические, структурные и др.; 2) факторы, действующие вне психики, сознания, познания, и те, которые обнаруживаются в психике, сознании и познании людей; 3) космические, атмосферные, геотектонические, социумные, антропные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические. Космические, атмосферные, геотектонические, социумные, антропные, часть социокультурных и антропологических основ и предпосылок находятся на стороне отношений вне психологии, сознания и познания. Ряд антропологических, психологические и гносеологические проявляются в контексте психологических процессов, деятельности сознания и познания.

Не все указанные основы и предпосылки из групп второй и третьей являются предметом рассмотрения философии религии. Анализ психологических предпосылок – предмет психологии религии; исследованием социумных, антропных, социокультурных занимается социология религии. Хотя следует подчеркнуть, что в ряде случаев трудно провести грань между философским и социологическим подходами к изучению, например, социумных и антропологических основ и предпосылок, поскольку Космос, земля, общество, человечество, отдельный человек находятся в одной Вселенной. Предлагаемое “разделение труда” в анализе основ, предпосылок, факторов между философией, социологией и психологией религии в ряде моментов условно и конвенционально. В рамках философии религии рассматриваются основы, предпосылки и факторы с учетом природы философского знания: под углом зрения категориальных связей, предельных измерений (аспектов) взаимоотношений между миром и человеком, соотношения временного и вечного, конечного и бесконечного, с учетом особенностей процесса познания.

Многообразные виды связей представлены во всем комплексе основ и предпосылок. Причинные отношения детерминируют возникновение религии, различных религиозных явлений; каузальные связи являются главным генетическим фактором. Существенны исторические связи: религия не только следствие причин, действовавших в прошлом и производящих в данный момент, но и результат развития общества в целом, результат саморазвития. Эти связи в каждый данный момент оказывают важное влияние на состояние религии, в котором одновременно сосуществуют элементы, исторически выступающие как фазы ее последовательного развития. Необходимо отметить и структурные связи, склонные к устойчивости, инвариантности, - строения, внутренней организации общества, его подсистем, а также самой религии. Большое значение имеют функциональные отношения. В обществах определенных типов ряд функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций способствует ее.воспроизводству. Можно говорить также о наличии связей обусловливания, которые составляют среду, обстановку возникновения, существования, функционирования религии; связей. вероятности, случайности и необходимости, возможности и действительности и т. д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.