КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гносеологические предпосылкиОни образуют те моменты познавательной деятельности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений, понятий, идей. Благоприятную гносеологическую почву религии создают ограниченность познания, соединение знаний заблуждениями, отделение друг от друга чувственной и рациональной ступеней познания и отрыв их от практики. Такие предпосылки имеются на уровнях как чувственного познания ощущения, восприятия, представления, так и абстрактного мышления — понятия, суждения, умозаключения. Познание человека есть диалектический процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полном движения через относительные истины и заблуждения к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом данном этапе есть непознанные сферы действительности и поэтому отсутствуют знания о них (существует “тайное”). Сами добытые знания относительны. Отражение не может быть абсолютно точным и аде” ватным. Знания, полученные об объектах на определенном эта их развития, со временем устаревают. Прогресс познания вытесняет неверные взгляды из всё новых и новых областей, увеличивает объем истинной информации о различных явлениях и процессах. Но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями. Существует противоречие между характером человеческого познания, которое по своей природе, призванию, возможностям неограниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Поэтому знание всегда несет на себе печать ограниченности. На уровне чувственного познания ощущение и восприятие обеспечивают непосредственную связь сознания с внешним миром, контактность с вещью. В этой непосредственной связи, контактности — сила данных форм познания, но в ней же заключена их известная ограниченность. Ощущение и восприятие сосредоточены на данном свойстве и вещи, чувственное созерцание не слышит, не осязает иных свойств и вещей, кроме тех, которые воздействуют на органы чувств в настоящий момент. Оно схватывает единичное, конечное, ограниченное, преходящее, случайное, в состоянии заметить многообразие и упорядоченность, сосуществование и последовательность вещей и событий, но не может перейти от явления к сущности, от единичного к общему, от конечного к бесконечному, от следствия к причине, отличить post hoc (после этого) от propter hoc (по причине этого). Особенностью субъективного чувственного образа является его предметная отнесенность к внешнему миру. Восприятие находит объект там, где он реально существует, — во внешнем мире, в объективном пространстве и времени. В акте восприятия человек не соотносит образ вещи с самой вещью, образ как бы наложен на вещь. В обычных условиях предмет и образ не расчленены. Чувственные образы придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания. Только на уровне рефлектирующего сознания субъект осознает, что перед ним не один только мир, а мир и картина мира. Образы ощущения и восприятия, неадекватно выражающие свойства объектов, представляют собой иллюзии. Как и адекватные образы, иллюзии имеют интенцию отнесенности к внешнему миру, с ними связано переживание чувства реальности, присутствия предмета. Примерами иллюзий чувственного созерцания являются движение Солнца вокруг Земли, плоская Земля, куполообразный свод неба и др. Представление есть чувственный обобщенный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Представление не приковано к данному свойству и вещи, связь его с ним опосредованна, возникает без непосредственного контакта сознания с предметами и их свойствами. Для его появления достаточно лишь слова, обозначающего предмет, Находясь на границе живого созерцания и абстрактного мышления, представление сохраняет предметную отнесенность к внешнему миру.Деятельность представления тесно связана с деятельностью воображения. Воображение — это преобразующее отражение действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситуаций, не воспринимавшихся человеком. В продуктах деятельности воображения общее, мысль воплощается в конкретно-чувственной форме. Исходный материал берется из чувственного опыта. На его основе воображение репродуцирует элементы будущего образа предмета и ситуации. Но целостный образ появляется в результате продуктивной работы фантазии. В ходе продуцирования могут быть построены представления о таких связях, существах, превращениях, ситуациях, которых нет в объективной действительности. А в силу отнесенности чувственного образа, к внешнему миру имеется тенденция полагать вне сознания указанные связи, существа, превращения, ситуации. На рациональной ступени познания мышление познает действительность глубже, чем ощущение, восприятие, представление. Становление, развитие и функционирование мышления осуществляются посредством языка, результаты мыслительной деятельности выражаются в словесной форме. Языковые значения имеют содержание, свободное от непосредственных чувственных элементов. Мышление движется от внешнего к внутреннему, от явления к сущности, от единичного к общему, от следствия к причине, от случайности к необходимости и т. д. В противоположность чувственному познанию оно связано с внешним миром опосредованно, что позволяет, с одной стороны, познавать действительность глубже, чем на уровне чувственности, но, с другой, создает больше возможностей для отрыва от реальности; мышление может в большей мере “взлететь над действительностью”. На ранних стадиях развития сознания мышление вплетено в ткань чувственных форм, логический аппарат развит слабо. Отсутствует способность различения объективного и субъективного, образа и предмета. Сознание индивида слито с коллективным сознанием, нет четкого отличия человека от природы, объем знаний об окружающем мире чрезвычайно ограничен. В этих условиях особенно важную роль в качестве гносеологических-предпосылок религии играют такие приемы духовного освоения мира, как оборотничество (“все превращается во все”), олицетворение (перенос представлений о человеке и общинно-родовых отношений на природу), партиципация (“часть вместо целого”), идентификация предмета с его изображением или именем и др. По мере развития общественных отношений, разделения труда умственная деятельность отделяется от непосредственной материальной, прогрессирует абстрактное мышление, формируется способность различения объективного и субъективного, образа и предмета. Совершается переход от состояния, когда индивид не выделяет себя из рода и природы, к ступени, на которой формируется индивидуальное самосознание. В этих условиях гносеологические предпосылки религии видоизменяются, приобретают значение новые факторы. Однако и прежние факторы в преобразованном виде и ограниченных рамках воспроизводятся в определенных структурах обыденного сознания. Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения, образования понятий. Диалектическое мышление отражает объективную диалектику адекватно. Метафизический способ понимания, хотя и является исторически правомерным и даже необходимым в некоторых областях познания, рано или поздно достигает того предела, за которым становится односторонним, ограниченным, запутывается в неразрешимых противоречиях. Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех предметов, свойств, связей, которые в определенном отношении несущественны. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают в себе и известный отход от действительности, производят разрыв объективных связей: целостные предметы и отношения в мышлении предстают своими отдельными сторонами, фрагментами. Единое конкретное, составляющее исходный, пункт созерцания и представления, расчленяется, отражается в виде различных абстрактных определений. Диалектическое, разумное, мышление на этом не останавливается, оно затем идет от абстрактного к конкретному, воспроизводит конкретное как единство многообразного. Конкретное в мышлении выступает как процесс синтеза, результат. Метафизическое, рассудочное, мышление отрывает абстрактное от конкретного. Оно не улавливает всесторонней связи понятий, понятия этого мышления абстрактны. Фиксируя общее и единичное, сущность и явление, причину и действие, необходимость и случайность и т.д., метафизическое мышление разъединяет их друг с другом, рассуждает по принципу “или - или”. Оно не в состоянии понять единство противоположностей, преодолеть им же образованный разрыв между абстрактным и конкретным. Обобщающая способность мышления позволяет образовывать понятия. В объективном мире единичное, особенное и всеобщее находятся в единстве. Понятие же представляет собой мысль об общих и существенных признаках. Во взаимодействии с другими понятиями оно получает возможность движения в рамках логического процесса, вне непосредственной связи с единичными вещами. Диалектическое мышление, выделив и отразив общие и существенные признаки предметов, постоянно осуществляет синтез единичного, особенного и общего. Если же общее субъективистски, метафизически отрывается от единичного и особенного, если игнорируется диалектика формирования и движения понятий, то может возникнуть видимость предсуществования общего до единичного. Поскольку общее есть лишь частичка единичного и, следовательно, не может быть сведено к данному единичному, возникает неосознаваемое стремление найти носителя общего, который существует отдельно от единичного. Генетически мышление развивалось из чувственных форм, поэтому сознание в ходе своей деятельности имеет тенденцию выразить мыслительное содержание в чувственной форме. Понятия, абстракции рассудка тесно связаны с представлением, а потому незаметно происходит полагание вне сознания их предметного содержания. Абстрактное, общее может быть преобразовано в существо, существующее отдельно от единичного. Происходит процесс гипостазирования (греч. hupostasis; — подставка, основание, сущность) — превращение отдельных свойств, сторон отношений в самостоятельные существа и наделение их объективным существованием. Таким образом, неразличение субъективного и объективного, нерасчлененность образа и предмета, способность воображения, относительность всякого знания, отрыв рациональной ступени познания от чувственной, сущности от явления, общего от единичного, непризнание практики в качестве критерия истины и т. д. служат гносеологическими предпосылками возникновения и воспроизводства религии.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |