КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отражение действительности
Отражение является свойством и общества в целом, и его различных сфер; оно реализуется на основе взаимодействия как в процессе актуальной общественной деятельности, так и в застывших ее результатах. Религия не есть нечто абсолютно замкнутое, она находится в сложных взаимоотношениях с внешней средой, запечатлевает и воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека. Если религия суть отражение, то в ней содержится соответствующая информация об отражаемом. Получая данные извне, религия активно их перерабатывает и пользуется ими, а также продуктами переработки для самоорганизации и ориентации, создает картину мира — образ человека природы, общества. Отражение предполагает использование его результатов в качестве инструмента обратного влияния, т. е. осуществляется избирательно, с учетом собственных принципов религии, которая предвосхищает, предваряет результаты взаимодействия с иными областями жизнедеятельности людей.В религии отражаются многообразные явления действительности. Прежде всего она отражает те ее стороны, которые обусловливают несвободу и зависимость людей. Но данный пласт не исчерпывает всего содержания отражательного процесса в религии. Она принимает и перерабатывает информацию о разноплановых природных и общественных связях, о человеке, осваивает как господствующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых выражаются свобода человека и возможности управления природными и общественными процессами. Религия отражает всю действительность через призму несвободы и зависимости. Результаты отражения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самих действиях, нормах и структурных схемах, организационных “матрицах”. Общественная подсистема По отношению к обществу в целом религия предстает общественная подсистема. В первобытном обществе она в качестве относительно самостоятельного образования еще не выделила не расчленилась. Верования (фетишизм, тотемизм, преанимизм, анимизм, магия и т. д.) и связанные с ними ритуалы, вплетенные в первобытно-мифологический синкретический комплекс, образовывали своеобразную проторелигию. В дальнейшем, становясь относительно самостоятельной областью духовной жизни, гия все более дифференцировалась, в ней выделялись элементы, складывались связи этих элементов. В научной литературе высказываются разные мнения об элементах и структуре развитых религий. При этом авторы выделяют: 1) религиозные идеологию, чувства, культ; 2) религиозные сознание, культ, организации; 3) религиозное сознание, отношения, религиозные организации; 4) доктрину, миф, этические ности, ритуальные и другие формы культовой практики, различные формы распространения религии; 5) верования (мифы), ритуалы (культ), этос, мировоззрение, систему символов. Думается, в развитых религиях можно выделить: религиозные coзнание, деятельность, отношения, институты и организации. Интегрирующим компонентом духовной сферы, в том числе и религии, является сознание. В соответствии с содержанием сознания развертывается деятельность, складываются отношения, формируются институты и организации — в них сознание находит инобытие, объективируется. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем определенное место и выполняет соответствующие функции. История показывает, что религия занимала в обществе разные положения. Религиозное сознание доминирует. Религиозные общности совпадают с этническими. Религиозная деятельность составляет непременное звено общей цепи деятельности. Религиозные отношения налагаются на другие связи в обществе, а его институты соединяют в себе власть религиозную и светскую. Религиозное сознание не является доминирующим, наряду с ним развиваются различные формы светского сознания. Религиозная деятельность постепенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к определенному месту и времени. Проявляется тенденция снятия с общественных связей “печати” религиозных отношений. Религиозная общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общностью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозглашается тождество религиозной и государственной принадлежности. Влияние религиозного сознания ослабевает, доминирует светское сознание. Религиозная деятельность и отношения являются частным видом деятельности и отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть принадлежат разным институтам. В зависимости от типа общества и цивилизации, этапа истории, страны и региона позиции религий, функции и поле их действия не одинаковы (при первобытнообщинном строе, рабовладении, феодализме, капитализме). Феномен культуры Религия представляет собой одну из областей универсума культуры. Существует мнение, согласно которому “вся мировая культура берет свое начало от культа, являющегося, в свою очередь, составной частью религии”. Имеется и другая точка зрения, которая представляется более обоснованной. Исторически первым типом культуры был первобытно-синкретический тип, а духовную область образовывала мифология. Он включал знания, умения, нормы, образцы, верования, ритуалы, мимесис, орнамент, песне-пляску и пр. В ходе дифференциации та вычленяются различные сферы духовной культуры — искусство, религия, философия, мораль. Складывается универсум (лат. universus — вecь, мн. ч. — все в совокупности, все вместе, universum — Вселенная) культуры, области которого образуют единство и целостность, взаимно влияют друг на друга. Для обоснования происхождения культуры от культа (следовательно, от религии) обычно приводится этимологический аргумент: когда-то слова и понятия “культ” и “культура” были не дельны, а слово “культ” происходит от латинского слова почитание. Если заглянуть в “Латинско-русский словарь” Петрученко, то можно обнаружить, что приведенный аргумент содержит неточность в раскрытии и сопоставлении семантики слов cultus и сultura. Cultus означает “возделывание”: а) в узком смысле —возделывание, обработка поля, уход за растениями, разведение, ботка, культура; б) в широком — уход, попечение, образ жизни, воспитание, образование, почитание (божества), поклонение. cultura переводится как возделывание, обработка, уход, агрокультура (земледелие, хлебопашество), а также — как образование, витие. Характерно, что Петрученко не указывает в слове какого-либо значения, которое выражало бы “почитание”, “поклонение”, вообще нечто религиозное. Религия представляет собой одну из областей духовной культуры. При таком понимании религия и культура не отделяются и не отрываются друг от друга, первая не выносится за пределы последней, не лишается тех качеств, которые присущи ей как феномену культуры, С другой стороны, универсум культуры не остается без религии, сохраняет ее в себе, не суживая своего содержания и пространства.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |