КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы определений. Подходы к классификации религии
Подходы к классификации религии Индивид и личность в религии Отражение действительности Необходимо возникающий аспект жизнедеятельности человека и общества Типы определений Проблема определения религии План Науке известно около пяти тысяч религий (а по некоторым оценкам — еще больше). Бесконечное многообразие религиозных форм, языковые особенности для выражения их в разных культу-pax делают чрезвычайно трудной проблему поиска тех характеристик, которые позволили бы относить некоторые явления к религиозным. Общего индоевропейского слова для именования явления, которое обозначается латинским religio, не существует. На основе многочисленных сравнительно-языковедческих исследований предложено несколько вариантов этимологии этого термина. Наиболее признаваемыми являются варианты Цицерона и Лактанция. Цицерон производил указанный термин от латинского relegere — идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться — и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего, что имеет отношение к этому почитанию. Лактанций полагал, что слово religio происходит от латинского religare — вязать, связывать, привязывать, сковывать — и означает связывание, узы, соединяющие нас с Богом в служении ему и повиновении через благочестие. Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре. В словарях, изданных на русском языке, можно обнаружить несколько вариантов перевода слова religio: а) благочестие, набожность, святыня, предмет культа; б) восстановление или воспроизводство лиги, связи. В то же время в “Латинско-русском словаре” Петрученко приводятся и иные значения, имеющее в виду совестливое отношение к чему-либо: а) совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве добросовестность; б) совестливое отношение к чему-нибудь священному, в том числе религиозное чувство, благочестие, набожность, религиозное почитание, богопочитание, культ. По мнению французского лингвиста Э. Бенвениста, слово как по семантике, так и по морфологии связано с relegere — вновь собирать, приступать к новому выбору, возвратиться к прежнему синтезу, чтобы его переделать; religio - благочестие, благоговейность — первоначально являлось субъективной расположенностью, рефлексивным действием, связанным с религиозным страхом. Интерпретация христианами при помощи religare — связывать воедино — “исторически неверная”, полагает Бенвенист; religio становится “обязательством”, объективной связью между верующим и его Богом. В других культурах первоначальные значения терминов иные. В древнегреческом языке слову religio соответствует слово threskeia. Первоначально в ионийском греческом оно обозначало обряд, соблюдение культовых предписаний, обрядов, в аттическом греческом слово было как бы забыто, но затем вернулось и стало названием религии как единства, совокупности верований и культовой практики. Соответствующий термин в санскрите — dharma (от арийского dhav — утверждать, поддерживать, защищать) — означает учение, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норму, форму, истину, условия, причину, порядок мироздания и др. Чаще всего это слово употребляется применительно к народному образу жизни и имеет в виду сумму правил, определяющих его. По отношению к явлениям, распространенным в элитных кругах, используется санскритское moksa, что означает реализующееся в определенной практике стремление оставить повседневную жизнь, подняться над круговоротом наличного бытия, освободиться от цепи рождений и смертей. В исламе используется название din, которое на языке предисламской Аравии первоначально означало власть — подчинение, обычаи, а впоследствии стало употребляться в смысле безусловности подчинения Аллаху и его безграничной власти, придания себя Богу, исполнения религиозных предписаний, совершенствования в искренности веры. Поэтому din стало обозначать: иман (вера, от “верить, уверовать”), ислам (придание себя Богу, покорность, исполнение религиозных предписаний), ихсан (истовость, совестливость, чистосердечие — совершенствование в искренности веры). В китайском языке для обозначения того, что в европейской культуре называется словом “религия”, используется имя Chiao — учение. В старославянском употреблялись слова “вера”, “верство”, “верованье”, а в русском языке слово “религия” известно с начала XVIII в. Ныне насчитывают примерно 250 (и более) определений религии, и число их постоянно растет. Рассмотреть все эти определения невозможно — плодотворно пойти по пути их классификации. Типы определений можно классифицировать на разной основе. Прежде всего, различают теологические (или кредовые, вероучительные) и философские определения, претендующие на раскрытие сущности религии. Первые осмысливают религию изнутри, исходят из той ее модели, которую задает соответствующая религия и конфессия. Поэтому, хотя формулировки варьируются, но в них есть нечто общее: например, с позиций христианства, религия есть величина sui generis (особого рода) — связь человека с Богом, Абсолютом, какой-то силой, Нуминозным, Трансценденцией и т. д. По источнику и по сущности она надмирна, неотмирна, потустороння, трансцендентна. Философские (светские) дефиниции стремятся отыскать признаки религии извне, нередко сознательно дистанцируются от какой бы то ни было религии и даже занимают по отношению к ней критическую позицию. Эти определения тоже несут на себе печать исходных посылок того или иного философского направления - натурализма, антропологизма, материализма, философии жизни, экзистенциализма, неореализма и пр. Разделяют определения, которые формулируются на основе теоретических положений и эмпирического материала соответствующих наук. Такие определения имеют меньшую степень общности по сравнению с “первой парой” и являются социологическими, этнологическими, биопсихическими, психологическими, лингвистическими и др. В каждой группе могут быть представлены различные вариации. Можно различать определения по главным способам и методам, используемым исследователями. Тогда определения предстают как дескриптивные (описание эмпирических признаков), генетические (выявление факторов порождения и воспроизводства), семантические (анализ знаковых выражений и значений), структуралистские (раскрытие инвариантных структур) и т. д. Имеется класс определений, построенных с учетом какого-то аспекта, компонента религиозного комплекса. Интеракционные модели характеризуют религию как определенный вид взаимосвязей и взаимоотношений людей по поводу каких-то объектов. Функциональная интерпретация исходит из того, что понять религию можно путем описания ее функций, выявления специфической функции. Бихевиориальное объяснение первичным в религии считает ритуалы (например, почитания, умилостивления, жертвоприношения, очищения и др.), определенные виды символических действий, некоторые формы поведения. Консестивные определения строятся на основе гносеолого-рационалистического анализа, исходят из тех или иных явлений сознания (анимизм; вера в мана; вера в сверхъестественное; святое; смыслополагание; чувствование бесконечного; опыт иррационального; фантастическое и т. д.), признают религию одной из форм сознания (общегенного или индивидуального), отличая эти формы прежде всего по предмету и характеру отражения. Определения религии строятся и но линии “человек – общество - Вселенная”. И этом случае появляются определения эгоцентрические (выявление различных вариантов религиозного опыта в микрокосме индивида); социоцентрические (уподобление различных религиозных форм некоторым общественным явлениям); космоцентрические (интерпретация религии как отражение макрокосма, реализующееся в связи с микрокосмом индивида). Во многих определениях предпринимаются попытки найти религии такие признаки, которых нет у других образований, вы-делить единое, специфическое свойство религиозного сознания, специфическое действие, специфическую функцию и т. д. С другой стороны, продолжает сохраняться и устойчивая традиция расширительного толкования религии. Таким образом, перед исследователями встал вопрос: воэможно ли дать определение религии и какой должна быть его процедура. Крайние оптимисты полагают, что задача эта легко разрешима формально-логическими средствами. Сугубые пессимисты считают научное определение религии вообще неосуществимым ввиду чрезвычайной сложности. Думается, что ответ на вопрос, что есть религия, возможен и достижим на пути раскрытия ее разноаспектных сущностных качеств. Вряд ли плодотворны поиски представлений, элементов содержания, функций, структур, которые были бы свойственны только религии, всем ее типам и разновидностям, на всех стадиях эволюции. В религии соединяются те моменты, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества, групп, индивидов. И все же отличить ее от других форм духа возможно; своеобразие религии выражается в типической комбинации и корреляции определенных черт, в большей по сравнению с другими областями духовной жизни их представленности и интенсивности, в особенной их субординации. По отношению к религии формально-логические дефиниции не дают желаемых результатов. Можно сказать, что определение религии не умещается в логическую классификацию процедур определения: определение религии нельзя назвать явным или неявным — в их различных вариантах; неплодотворно так называемое классификационное определение — через род и видовое отличие. Спецификация объекта, относительное отличение его от других объектов могут быть достигнуты на пути раскрытия разноаспектных сущностных качеств религии, с помощью синтеза ряда характеристик. В содержании понятия религии имеются различные составляющие, прежде всего это те компоненты, которые фиксируют ее наиболее глубинные, фундаментальные качества и раскрывают их на философском уровне. Эти качества высвечиваются в сущем, в существовании, в бытовании: во множестве религиозных направлений и конфессий, на разных этапах их развития, в различных группах, сознании, поведении, личности и т. д. Значит, требуется показать, как религия являет себя в этих ипостасях; подобное достигается с помощью социологического, психологического, феноменологического, герменевтического, семантического и иного анализа, и тогда раскрытие понятия религии выступает как результат взаимодействия различных уровней рассмотрения. В самой общей форме, на философском уровне, можно сказать: религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, некоторое функционирующее образование, форма общественного или индивидуального сознания; она есть одна из сфер духовной жизни общества, групп, индивида, способ практически-духовного освоения мира, одна из областей духовного производства. В качестве таковой религия представляет собой: 1) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, ее активно действующий компонент; 2) способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения; 3) отражение действительности; 4) общественную подсистему; 5) феномен культуры. Названные аспекты задают пятимерный континуум, внутри которого осуществляется синтез различных определений; на пересечении указанных “плоскостей” завязываются понятийные узлы, воссоздающие данное явление с разных его сторон.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |