Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология религиоведения




Понятие и разделы религиоведения. Классы терминов и понятий.

История религиоведения.

Методология религиоведения.

Понятие и разделы религиоведения.

План

Предмет религиоведения

Лекция 1

Человек – часть природы, однако он обладает сознанием и это выделяет его из неодушевленных объектов. Одно из проявлений процессов сознания — вера, которая есть у всех людей. Даже если человек не имеет религиозной веры, он верит в то, что Бога нет, поскольку знать это как эмпириче­ский факт нельзя. В любом случае, бытие че­ловека не объясняется лишь физическими за­конами.

Наличие многих религий приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Для испове­дующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие – неистинными, не ведущими к подлинному спасению. Вопрос об истинной вере вне ком­петенции науки, так как ее методы разрабатывались для познания зримого мира. По­пытки создать синкретическую религию также не увенчались успехом. Данный курс ставит своей целью предложить гуманитарное толкование религиозных процессов. В про­шлом, религия служила важным источником формирования культуры. Сегодня, несмотря на утрату роли мировоззренческого ориентира, мы тем не менее не можем утверждать, что рели­гия стала в меньшей степени влиять на жизнь общества в других сферах. Это позво­ляет считать, что изучение религии и преподавание религиоведения сохраняет свою акту­аль­ность.

Религиоведческое знание имеет и практическую функцию. Современный человек, по­лу­чивший высшее образование должен обладать пониманием религии и процессов, кото­рые мы называем религиозными. Те студенты, которые станут государственными служа­щими, вынуждены будут сталкиваться в своей работе с представителями разных конфес­сий. Для этого необходимо знать, чего можно ждать от тех или иных религий, каковы их убежде­ния и т.д.

 

4. Школы и направления исследования.

 

Религиоведение — это гуманитарная дисциплина, изучающая религию, как со­вокупность явлений, в которых люди выражают сознание радикальной конечности своего существования и ее реальное преодоление.

В этом определении охвачены, по крайней мере, те религии, а также духовные про­цессы, которые с трудом могут быть идентифицированы как религи­озные, которые ставят общую цель — трансцендирование индивида, выход за пределы обыденного телесного опыта.

Если учитывать, что есть и религии индифферентно отно­сящиеся к проблеме пре­одоления человеком его смертности, то можно определить рели­гиоведение как дисцип­лину, изучающую вероисповедальные практики человечества.

За историю развития религиоведения, выделились такие более узкие на­правле­ния, как: философия религии, феноменология религии, история религии, социо­логия рели­гии, психология религии.

Ядро религиоведения составляет философия религии, которую можно понимать двояко, либо как религиозная философия, либо как философствование о религии.

Религиозная философия – это картина мира в тех или иных вероучениях, включаю­щая в себя ответы на вопросы: что такое человек? что есть внешний мир? что я должен делать? В той или иной форме все религии дают ответы на эти фундаментальные вопросы, а неко­торые и еще и углубляются в такие темы как устройство вселенной, причинно-след­ствен­ная зависимость, понятия времени, пространства, сущего, сознания

Во втором значении, философия религии – это теоретическое осмысление религиоз­ного феномена с помощью философских методов (диалектического, феноменологиче­ского, герменевтического и т.д.).

Феноменология религии – второй основополагающий раздел религиоведения. Ее объек­том служат повторяющиеся структуры в разных религиях, снятая форма религиоз­ности. Суть в том, что во всех религиях есть некоторые базисные элементы, безотноси­тельные к пространственно-временному наполнению. Это символы, с помощью которых осуществ­ляется сакральная коммуникация, а также субъективные и объективные явления как след­ствие этой коммуникации. Субъективные феномены в религии – это религиозное чувство, убежденность, благочестие, набожность, святость, неудовлетворенность земным, вера в посредника. К объективным явлениям можно отнести ритуалы, молитвы, жертво­прино­шения, понятие греха и искупления.

Так, идея божественности встречается у разных народов. У жителей Малайи она то­ждест­венна идее «Маны» (надмирной силы). Эта сила распределяется неравномерно, люди могут обладать ей в большей или меньшей степени. Тот человек, которого сопрово­ждает удача, который отличается ловкостью и красотой, — тот имеет «много Маны». «Мана» может передаваться от одного к другому, человек может стать причастным к ней посредством прикосновения и посвящения».

Религии спасения выдвигают еще и психофизические требования к человеку, кото­рые суть одни из условий его восприятия этого божественного: пищевые запреты, табуи­рова­ние секса, контроль ума, ранний подъем и т.п.

Для общения с незримым миром человек в различных религиях прибегает к помощи «по­средника» — предмета, символа, наделенного особым свойством — служить вместили­щем божественного. Каменные, глиняные, костяные, деревянные символы — это услов­ные знаки, указывающие на то, Что не может быть выражено.

Другим посредником выступают личности, осуществляющие процесс коммуника­ции, ме­жду обыденным миром и миром сакральным. Эти лидеры указывают пути решения жиз­ненно важных проблем. Так, Будда в своей первой (бенаресской) проповеди говорит уче­никам: «…существует страдание, существует причина страданий, существует прекра­ще­ние страданий, существует путь прекращения страданий». «Человек не речистый», Мои­сей пришел «и пересказал народу все слова Господни и все законы». Постигший не­выра­зимый Дао, Лао-Цзы учит: «Достигший совершенства — справедлив; справедливый мо­жет быть Царем, ибо путь Царя — путь Неба; путь Неба — путь Дао; путь Дао вечен и безопасен». Иисус Христос говорит в Евангелии от Иоанна: «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь… Я пришел, чтобы имели жизнь, и имели с избытком».

Таким образом, в структурной форме, в религии выдвигаются два основных требова­ния, обеспечивающие трансценденцию индивида – управление психофизической деятель­но­стью и символическая практика.

История религии исследует движение религии во времени. С помощью сопостави­тель­ного, структурного, системного анализа она обрабатывает массив исторических фак­тов, прямо и косвенно имеющих отношение к возникновению, сохранению и угасанию рели­гиозных процессов.

Социология религии ставит своей задачей исследовать функционирование религии в об­ществе, ее влияние на формирование социальных групп, а также взаимоотношения рели­гии и политики, религии и власти. Здесь религия рассматривается как общественная под­система.

Психология религии изучает религиозное сознание и поведение индивида, а также про­цессы принятия религиозных убеждений, приспособление адепта религии к общест­венной жизни, воздействия религиозных практик на психику.

Наша страна, долгое время не участвовавшая в процессе становления религиоведче­ского знания подарила миру такой раздел как свободомыслие (ex-научный атеизм). Мало при­знанный где либо еще, этот раздел, в действительности, ставит серьезную герменевти­че­скую проблему интерпретации религиозных текстов. За свою историю человечество на­ко­пило множество моделей недогматического подхода к религиозным учениям и идеям. «Научный атеизм» или вообще безбожие – это лишь одно из проявлений свободомыслия, наряду со многими другими, такими как деизм («внебожие»), пантеизм («всебожие»), па­нентеизм («вбожие»), скептицизм, нигилизм, секуляризм. В частности, такое явление как секуляризация (становление нейтрального отношения к вопросам религии) возможно больше нанесла урона религии, нежели атеистическая пропаганда. Люди, эмоционально убеждающие других, что Бога нет, скорее способствуют распространению религии, чем ее сдерживанию. В то время как холодные безразличные потребители, игнорирующие транс­ценденцию, формализуют религию и превращают ее в незаметный социальный институт.

Классы понятий и терминов

В религиоведении используются:

1. Общефилософские и социально-философские категории: "бытие, сознание, познание, отражение, символ, истина, заблуждение, фантазия, иллюзия, общество, материальное и духовное производство, культура, отчуждение" и пр.

2. Большое место занимают понятия и термины, заимствованные из логики, этики, эстетики: "знак, значение, смысл, совесть, ответственность, милосердие, сострадание, красота" и т.д. Имеется класс общенаучных понятий, которые требуют выявления соответствующих типов связей при анализе любого объекта: "система, структура, функция, роль, закон" и др.

3. Поскольку учение о религии взаимодействует с конкретными науками, оно заимствует из них и частнонаучные понятия: "эпоха, право, иллюзия, вера, чувство, настроение, страдание, общение, язык, жизнь, смерть" и т.д. Как общенаучные, так и частнонаучные категории наполняются соответствующим конкретным содержанием.

4. Специальные религиоведческие понятия и термины составляют более узкую понятийную и терминологическую подсистему: "религия, теология, религиозный культ, церковь, конфессия, храм, молитва" и др.

5. Особое место занимают понятия и термины: "Бог, ангел, ад, рай, бодхисаттва, провидение, карма" и т. п., которые в науке могут иметь иное значение, чем в религии, хотя необходимо постоянно иметь в виду их религиозный смысл.

6. Наконец, есть класс понятий, отражающих процессы изменения религии: "развитие и эволюция, сакрализация, секуляризация, церквообразование, расцерковление, сектообразование, детеологизация, демифологизация, модернизация" и др.

 

 

В основе любых методов, гуманитарных или естественнонаучных, находятся такие мыс­лительные операции, как сравнение, анализ (мысленное расчленение предмета на состав­ные части), синтез (мысленное соединение частей разных предметов), абстрагирование (отвлечение от одних свойств предмета ради детального изучения других), обобщение.

Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в нем применяются философский, специальные общенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические методы: системный метод, диалектика, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, экстраполяция, моделирование, аналогия, гипотеза, индукция, дедукция, наблюдение, эксперимент и т. д. В соответствующих разделах, кроме вышеуказанных, используются свои методы.

В исследованиях религии разработаны такие подходы, которые интегрируют многие частные приемы. Они с успехом применялись в течение многих десятилетий, дают плодотворные результаты и теперь.

Каузальный анализ имеет в виду изучение причинно-следственных отношений, выявление причин возникновения и эволюции различных явлений религии. Согласно принципам этого анализа, главным вопросом которого является "почему?", религия не может быть постигнута лишь из самой себя. Именно рассмотрение причин прежде всего помогает объяснить различные религиозные и нерелигиозные формы действительных отношений в жизнедеятельности людей.

Историзм, исходя из единства исторического и логического, использует в качестве инструмента познания логику истории, которая позволяет понять современное состояние объекта как нечто ставшее и вместе с тем дает руководство к правильному осмыслению событий и фактов прошлого. Историзм может выступать в нескольких разновидностях. Генетический подход подразумевает выведение последующих этапов развития из начальной фазы. В ходе этой процедуры особое значение имеет выявление промежуточных звеньев в цепи эволюции. С другой стороны, чем дальше в глубь веков направляет свой поиск исследователь, тем меньше в его распоряжении фактического материала. В этом случае историзм предстает в форме актуализма: поскольку современное состояние всякого явления есть итог развития, изучение этого состояния позволяет создать теоретическую модель, которая поможет охарактеризовать явление в его предшествующих фазах, в том числе и начальных. Сравнительно-историческое исследование сопоставляет временные этапы развития одной и той же религии; разные религии, существующие одновременно, но находящиеся на неодинаковых стадиях развития. Большое значение имеет сравнение сопоставимых образов в разных религиях, западных и восточных культурах и т. д.

Типологический анализ представляет собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам. В результате типологизации получаются статистически устойчивые группы признаков – типы, которые задают модель типологической общности для определенных объектов, явлений. Инвариантность (отсутствие вариативности) признаков какого-то объекта позволяет относить его к соответствующему типу. Различия признаков объектов внутри типа носят случайный характер, они незначительны по сравнению с различиями свойств объектов разных типов.

Феноменологический метод – это совокупность приемов выяснения смыслов и значений в духовном взаимодействии людей. Он соотносит мотивы, представления, идеи, цели практически действующих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи их поведения, помогает обнаружить формальные структуры общения, субъективные факторы общественных отношений.

Герменевтический метод тесно связан с феноменологическим, исторически наследовал традиции экзегетики (раздел теологии, в котором дается толкование Священного Писания). Данный метод применяется в целях достижения понимания религиозных явлений. В нем используются приемы истолкования сакральных текстов, сочинений религиозных авторитетов прошлого и вообще объективированных феноменов религиозной культуры, соотнесения понимания первоисточников каждым новым поколением с авторским пониманием, выявления связи текста с социокультурным контекстом («верблюд и игольное ушко»). Различие объяснения и понимания и, соответственно, методов того и другого относительно; они взаимосвязаны: объяснение способствует пониманию, а понимание является одной из предпосылок объяснения.

Структурно-функциональный анализ имеет дело с объектами, представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их строения и функционирования. Результатом является выделение элементов, которые соотносятся с другими элементами и с системой в целом, выяснение взаимодействия этих элементов и системы. Такая же операция может быть проделана и над каждым выделенным элементом, который в свою очередь представляет собой систему (подсистему).

С точки зрения предметных связей религиоведение представляет собой сравнительно мо­лодое, междисциплинарное направление, находящееся на стыке философии и культуроло­гии. Оно также активно взаимодействует с богословием, историей, социологией, этноло­гией.

Естественнонаучный и гуманитарный подходы.

Естественнонаучный подход требует эмпирического слоя оснований, теоретического слоя оснований, а также экспериментальной проверки. В религиоведении этот метод привлека­ется для решения частных вопросов и задействуется он, преимущественно, через археоло­гию, астрономию, астрофизику, геологию. Эти науки через свой арсенал аэрофотосъемки, радиокарбонный анализ, изучение изменений звездного неба, тектонических смещений позволяют уточнять датировку религиозных памятников, время существования той или иной культуры. Характерен в этой связи метод астроархеологии, названный так его изо­бретателем – английским астрономом Джозеф Норман Локьером. Применить его напри­мер можно, если дело идет о возрасте древней обсерватории.

На основа­нии изучения конструкции обсерватории определяется заложенное в ее плане направле­ние на главное астрономическое событие, которое здесь некогда наблюдалось. Вследст­вие циклического движения планет и светил во Вселенной направление это за прошед­шие века сместилось, но сейчас его несложно определить с помощью современных при­боров наблюдения. Измерив угол между прежним (зафиксирован­ным в вечном мате­риале) и нынешним направлениями, специалист уже без особых усилий вычислит разде­ливший их интервал времени (остается только найти на исследуемом месте три составных элемента: рабо­чее место наблюдателя, ближний визир и дальний визир, чтобы удостове­риться, что это не просто капище).

Социологические методы изучения религии также це­ликом эмпиричны (опрос, интерпре­тация, наблюдение, включенное наблюдение, экспе­римент, анализ текстов, контент-ана­лиз).

Главенствующим в религиоведении остается гуманитарный подход. Отвлекаясь от фикса­ции реального существования религиозных объектов, мы интерпретируем религиозный опыт человека, поскольку он имеет ценностное значение. При этом главным критерием истинности интерпретации остается первое требование гуманитарного метода – наличие теоретического слоя оснований. Теоретическое построение должно быть логически не­противоречивым и объяснять на своей модели как можно более широкий круг явлений из этой области.

В случае, когда исследователь пытается дать истолкование в согласии с определенными религиозными догматами, мы имеем дело с традиционным методом. В таком богослов­ском подходе первые два требования гуманитарного метода могут быть принесены в жертву непроти­воречивости официальной позиции той или иной религии. Так, например, по мнению Рихтера, «знать, что такое религия, человек может лишь тогда, когда он сам сделал выбор в пользу религии и тем самым уяснил для себя вытекающие из этого жиз­ненно важные решения…»

В качестве подведения итога следует зафиксировать еще одну фундаментальную методо­логическую предпосылку. Она хорошо описана К.-Г. Юнгом: "…мне хоте­лось бы обратить внимание читателя на весьма существенную разницу между диссерта­цией по психологии и свя­щенным текстом. Ученый слишком легко забывает о том, что объективный анализ материала, по­жалуй, в непростительно больших масштабах наносит ущерб его эмоциональной стороне. Науч­ный интеллект бесчеловечен и не может себе по­зволить быть другим; он не в состоянии избежать такой бесцеремонности, хотя намерения у него самые хорошие. Психолог, анализирующий свя­щенный текст, должен, по крайней мере, отдавать себе отчет в том, что такой текст выражает бес­ценное религиозное и фило­софское сокровище, которое не должно быть осквернено руками про­фанов. Признаюсь, что и сам отважился анализировать такой текст лишь потому, что знаю и ценю его досто­инства" (Юнг К.-Г. О психологии восточных религий. М., 1994. С. 123 – 124).

Соглашаясь с Юнгом в оценке сакральных текстов как "бесценного религиозного и фило­софского сокровища", следует отметить, "бесчеловечный научный интеллект" среди про­чих своих достоинств имеет и такое, как добросовестность (или, по крайней мере, искрен­нее намерение быть таковым). Отсюда, если значимость эмоциональных факторов для адекватного понимания текстов выявлена и зафиксирована, то при проведении логиче­ского анализа она будет хладнокровно учитываться и изучаться. При этом, если научный интеллект наталкивается на проблемы, не поддающиеся рациональному анализу, то он сам фиксирует свою ограниченность, размежевывает сферы рационального и иррацио­нального, и, вторгаясь в область иррационального со своими методами, он, во всяком слу­чае, способен отдавать себе отчет в том, что эти методы здесь не вполне адекватны и по­лученные результаты не абсолютны. Но если наш источник света таков, что, как свеча или керосиновая лампа, способен высветить только небольшой круг предметов, это еще не причина, чтобы от него вообще отказаться, сидеть, и ждать восхода солнца, надеясь уви­деть сразу все, тем более, что на земле есть и такие места, куда солнечный луч вообще не способен проникнуть.

Вышеприведенные отрывки показывают, что мы сталкиваемся с методологической про­блемой в обоих случаях — при отождествлении с религиозной традицией и при дистанци­ровании от нее: либо объективность страдает из-за субъективности позиции, либо возни­кает опасность фальсификации. Избежать это поляризации можно при условии, если во­прос об истинности той или иной религии останется за скобками. Претензии на истин­ность не проверяются, а описываются вместе с методами, которые сами эти религии пред­лагают для своей верификации.

Долг ученых состоит в беспристрастном подходе, независимом от авторитета какой-либо личности и общепринятых оценок исторических событий, имеющих отношение к религии.

Ученые и конфессиональные авторы зачастую противостоят друг другу. Напряженность между ду­ховными авторитетами и учеными в том или ином виде присутствует во всех ре­лигиозных конфессиях. Хотя любое верование формально признает право на существова­ние и роль науки, она неизбежно причиняет им беспокойство, поскольку все течения и ре­лигиозные движения имеют и должны иметь знания об исторической обстановке, в кото­рой сложи­лась и окрепла их религия. Богословы навязывают собственное видение исто­рии, когда воспитывают подрастающее поколение и исполняют свою миссию в мире в рамках тради­ционных представлений. Во всех религиях исследовательская деятельность ученых, по крайней мере, смущает умы верующих.

Независимый наблюдатель может, однако, подметить, что поляризация среди ученых ве­дет скорее к диалектической оппозиции, чем к взаимопониманию между людьми. Ученый и ортодоксальный богослов – два участника процесса, в котором мирное разрешение этой напряженности происходит постоянно. В конце концов, соперники нуждаются друг в друге. Можно даже сказать, что ученые нуждаются в ортодоксах и должны прила­гать усилия, дабы привлечь их внимание к своей работе. Им нужны притчи и конкретные тезисы установившейся доктрины, взятые из богословских сочинений. Исследователям религиозных движений они необходимы, как критерии, позволяющие установить тожде­ственность групп, историю которых изучает наука. Сочинения богословов служат отправ­ной точкой для ученых. В свою очередь, богословы – это личности, наиболее вниматель­ные к работам представителей науки и главные читатели их трудов. Зачастую они высту­пают по отношению друг к другу как хлеб и масло. Ученый для богослова – естествен­ный собеседник в профессиональном разговоре, а также эмоциональная подпитка, каким бы ни было его гражданство. Поэтому ученым не следует пренебрегать сочинениями ортодок­сов. Искренний обмен мнениями им необходим.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.