КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Язык религии и диалогичность сознания
Религиозное сознание существует, функционирует и воспроизводится посредством языка религии. Язык религии - знаковая система, элементы которой имеют религиозные значения и смыслы; он включает пласты естественных и искусственных языков. Пласты естественных языков — племенных, народностных, национальных — первичны по отношению к искусственному языку религии - языку сакральных предметов, символов, действий, танцев, поз, жестов, религиозной живописи, скульптуры, архитектуры и т. д. Язык религии фиксирует и выражает содержание религиозного сознания, является средством религиозного общения; он развивался и усложнялся в ходе истории религии. В зависимости от способов материализации естественный язык предстает в религии (как и в других областях культуры) в звуковой или письменной форме, в качестве его единиц выступают слова (имена), составные наименования, фразеологизмы, предложения. Совокупность слов (имен) с религиозными значениями и смыслами образует религиозную лексику. Эти слова (имена), как и составные наименования, предложения и т. д., можно разделить на две группы: 1) называющие предметы, персоны, действия, события с атрибутизированными свойствами или составляющими — икона, крест, ваджра, черный камень, кардинал, богослужение, джихад и пр.; 2) называющие гипостазированные существа, области бытия, атрибутизированные свойства и связи — Бог, Святой Дух, Ад, Рай, Чистилище, Всемогущий, Вездесущий, Провидение, Будда в теле Дхармы, Карма, реинкарнация и т. д. Слова имеют предметную направленность, указывают на соответствующие вещи, персоны, существа, свойства, события, называют их, а также относят к понятиям и представлениям о них, тем самым имплицитно полагают существование называемого. Языковым выражениям религиозного сознания свойственна определенная синтагматика (греч sintagma - вместе построенное, соединенное), представляющая собой совокупность синтаксических интонационно-смысловых единиц. В таких единицах соединяются в некоторую семантическую целостность слова, словосочетания, предложения и фонация, аллитерация с использованием приемов звуковой выразительности. В языке религии, насыщенном аналогиями, слова часто употребляются в переносном значении, тексты изобилуют метафорами, аллегориями, широко используются архаизмы, историзмы, антонимы. Весьма употребимы термины родства: Бог-Отец, Бог-Сын, Богоматерь, Праматерь, Праотец, брат, сестра, отец и т. д. Для этого языка характерны эмоционально-оценочная напряженность, рецитации, своеобразный интонационный стиль, постоянные и многократные повторения одних и тех же языковых единиц. Благодаря языку религиозное сознание оказывается практическим, действенным, становится групповым и общественным, а тем самым существующим и для индивида. С помощью языка религиозные представления, нормы и т. д. передаются от индивида к индивиду, от группы к группе, от поколения к поколению. Исторически вместе с эволюцией религий усложнялся и их язык. На ранних стадиях развития язык существовал в звуковой форме, религиозное сознание формировалось и передавалось с помощью устной речи. Затем последовательно появляются различные типы письма — пиктографическое (рисуночное), идеографическое (при помощи идеограмм), логографическое (словесное), логосиллабическое (словесно-слоговое), силлабическое (слоговое), алфавитное (буквенное), которые стали использоваться и для фиксации религиозных значений и смыслов. Как звуковая, так и письменная речь подвергались сакрализации. В период становления языка соединение звукового комплекса и значения вело к их отождествлению; внушающий фактор звучащей речи обусловливал неосознанность и неотвратимость передачи и принятия сообщения. Возникала вера в то, что само знание и произнесение имени оказывает воздействие на предмет, лицо, существо. С этим связано появление словесных табу: у многих племен полностью или в большинстве случаев запрещалось произносить имена вождей, тотемов, духов, богов. Такого рода табу зафиксировано в Та-нахе (Священном Писании иудаистов): имя Бога — Яхве — заменено там на ряд других (всего имен Бога около семидесяти), в том числе на Адонай (др.-евр. — Господь мой). В Ветхом Завете, входящем в состав Священного писания христиан — Библии, имя Адонай при переводе на разные языки передается словами со значением “Господь”. Сакральный смысл приобретали и различные виды письменной речи. Становление и развитие общества, образование государства, разделение труда на умственный и физический, возникновение сословия жрецов привели к замене пиктографии идеографией, которая применялась для записи законов и культовых текстов. Характерно название древнеегипетской системы письма — иероглифика (греч. ieros — священный, glufe - резьба, то, что вырезано, высечено); “священные знаки”, так именовали древние начертания, рисуночные знаки, использовавшиеся египетскими жрецами. Речевая деятельность в Древнем Египте находилась в ведении бога мудрости и письменности Тота. С появлением развитого письма создаются религиозные тексты — Веды, Упанишады, Авеста, Ветхий Завет, Новый Завет,. Коран и т. д., которым придается ранг сакральных. Складываются культовые языки — санскрит, авестийский, арабский, коптский — и литургические языки — церковнокатолический, церковнославянский. Исторически формировался профессиональный язык теологии, вероучений, отрабатывались формулы заклинаний, песнопений, молитв, “сценарии” богослужений, обрядов. С верой и языком связана диалогичность религиозного сознания. Вера в объективное существование гипостазированных существ включает веру в общение с ними, а такое общение в качестве стороны имеет диалог. Диалог возможен благодаря отраженной субъектности, включающей как интро-, так и интерсубъективность. Благодаря отраженной субъектности в сознании человека присутствуют “Я” и “Другой” во мне (значимый “Другой”). Данное свойство формируется в онтогенезе в процессе интериоризации “матриц” непосредственного общения индивида с окружающими людьми. Интериоризированные в психологии И сознании личности структуры общения могут воссоздаваться и развертываться вне непосредственной интеракции. Ноли социализация индивида происходит в условиях религиозной среды, и человек становится религиозным, то в его сознании может быть представлен образ какого-то гипостазированного существа, например антропоморфного личностного Бога. Создается возможность для внутреннего, развертывающегося в плане сознания об-щения, разговора, диалога “Я” с Богом, со значимым “Другим “Я” обращается к значимому “Другому” и при этом предвосхищает ответы этого “Другого”. Диалог реализуется в молитве, богослужении, медитации, с помощью звучащей или внутренней речи. Речь благодаря своей коммуникативной функции.создает эффект говорения “Я” с “Другим” и “Другого” с “Я”.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |