Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации. В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций вы­ступают институты и организации




В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций вы­ступают институты и организации. Для работы во внерелигиозных областях создаются экономические институты (например, “Банк Святого Духа” в Ва­тикане), политические партии (христианские; исламские и пр.), профсоюзы, женские, молодежные и прочие формирования.

Виды и строение

Складываются учрежденияи в религии — вне культовые и культовые. К внекультовым относятся звенья управления внекультовой религиозной дея­тельностью (отделы образования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведении и пр.), а культовые образуют совокупность церковно- и священнослужителей — клир, дьяконат, епископат. В первобытном обществе религиозных организаций не был“ Руководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода и племени. Постепенно появлялись те, кто осуществлял культовую деятельность: шаманы, знахари и т. д. Складывались религиозные группы — “тайные союзы”, не совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации общества, разделения труда посте­пенно образуется сословие жрецов, а вме-сте с ним и религиозные организа­ции.

Последователи определенного вероисповедания составляют религиоз­ную общность. В ее рамках на основе различных видов деятельности — культовой и внекультовой — выделяется целая система религиозных суб­групп. Существование и функционирование общности как единого целого обеспечиваются организацией.

Строение религиозной организации предписывается традицией и обы­чаем, церковным правом или уставом, апостольскими правилами, конститу­циями и т. д. Эти принципы определяют составные части организации, сово­купность позиций и ролей, правила субординации и координации деятельно­сти индивидов и отдельных звеньев, узлы деятельности и соответственно группы деятелей, призванные обеспечить единство объединения. В зависи­мости от условий возникновения и существования религиозные организации принимают монархический (в католицизме, православии), парламентско-ко­ролевский (англиканство), республиканско-демократический (кальвинизм, баптизм) и иные виды.

Общность, включающая в себя все организационные элементы, является религиозным объединением. Первичной ячейкой объединения является рели­гиозная община, над общинами страивается комплекс звеньев вплоть до высшего — центра объединения. В объединении существует и целый ряд других составляющих, которые имеют специфические организационные связи, но в то же время включены в общую структуру (например, духовен­ство, монашество). Отдельные составные части имеют соб-ственную инфра­структуру. Все звенья представляют взаимосвя-занные органы целого. Меха­низмами контроля за деятельностью индивидов и различных элементов орга­низации являются нормы религиозного права и морали, санкции и образцы, авторитеты.

Типы объединений

Набор организационных элементов, их взаимосвязи, распределение по­зиций и ролей, управленческие и исполнительные органы, механизмы кон­троля неодинаковы в разных религиях, конфессиях, объединениях. На основе изучения христианства выделены типы религиозных объединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия, культ и др. Наиболее признаны и разработаны среди исследователей три первых типа.

Церковь (греч. Kupios— имеющий силу, власть; господин; в Новом За­вете — Господь; бта — дом, семья; буквально — Божий дом) представляет собой сравнительно широкое объединение, Принадлежность к которому оп­ределяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. От­сюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Факти­чески отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последова­тели анонимны. Во многих церквах члены делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре, в строгой централиза­ции управления. Подчеркивается традиционность руководства, в правосла­вии, например, правило апостольского преемства. Позиции и роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и авторитарному принципам.

Секта (лат. secta — образ мыслей, учение, направление) возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направ­лениям, она может быть выразителем социального протеста групп, недоволь­ных своим положением. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению (ревивализм), при­знаком которого считается строгое соблюдение определенного нравствен­ного кодекса и ритуальных предписаний. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим (от греч. подарок, милость, дар), право на него признается за лицом, получившим особую способность руко­водства, воспринимаемую как милость Божию. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, дела­ется акцент на обращение, предшествующее членству. Историческая судьба сект неодинакова: одни через определенное время прекращают свое сущест­вование, другие постепенно превращаются в церкви или деноминации.

Деноминация (лат. denominatio — переименование) развивается из дру­гих типов объединений или складывается с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в оппо­зиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на избранности членов, она признает возможность духовного возрождения для вcякого верующего. Изоляция от мира и замкнутость внутри религиозной группы не считаются обязательным признаком истинной религиозности. Хотя И выдвигается требование постоянного и строго контролируемого членства, в соответствии с которым предписывается активность прежде Всего в религиозной деятельности, наблюдается тяготение к соединению с миром, призыв к деятельному участию в жизни общества. Деноминации при­суща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали. Несмотря на провозглашение равенства всех членов и выборности руководящего со­става, имеется элита руководителей, почти всегда постоянных и наделенных широкими полномочиями. Отрицание деления верующих на священников и мирян сочетается с наличием профессиональных служителей культа, кото­рым припиывается особый дар понимания и истолкования Слова Божия, про­рочества и т. д. При определенных условиях в деноминации сюжет возник­нуть тенденция к превращению в церковь, от нее могут отделиться сектант­ские группы.

Следует иметь в виду относительный характер типологии религиозных объединений, а также то обстоятельство, что термин “секта” часто (особенно у представителей церкви) несет негативную оценку. Эта типология не должна рассматриваться как затывшая конструкция — в реальности религи­озные организации изменяются, трансформируются. При изучении религиоз­ных объединений принципиальное значение имеет учет тех социальных ус­ловий, в которых они существуют. Отнесение религиозных организаций к тому или иному типу должно носить конкретный характер, основываться на исследовании их истории, того влияния, которое оказывает на них данная общественная система, характера их кредовых установок, деятельности, от­ношений внутри и с внешней средой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.