Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и уровни знаний




Статус

Статус, предмет, уровни знаний и методы исследования

Религиозность, нерелигиозность и их типы

Место, функции и роль религии в обществе

Религиозные деятельность, отношения, организации

Статус, предмет, уровни знаний и методы исследования

Социология религии

Лекция 9

 

План

1.1. Статус

1.2. Предмет и уровни знаний

1.3. Методы исследования

2.1. Деятельность

2.2. Отношения

2.3. Организации

3.1. Место

3.2. Функции и роль

4.1. Критерии религиозности

4.2. Типы религиозных и нерелигиозных индивидов

 

Социология религии начинает формироваться с середины XIX в. на пе­ресечении двух исследовательских потоков, в процессе их становления и конституирования: социологии и религиоведения. Движение мысли в на­правлении обоих потоков было неразрывно связано с развитием философии и прежде всего социальной философии, философии истории, истории, этно­графии и этнологии, культурантропологии, социально-политических идей и т. п. В качестве близких для социологии религии источников послужили идеи представителей многих отраслей знания (философии, истории, этнографии, социологии): Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Болинброка, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, К. Гельвеция, Л. Моргана, О. Конта, Г. Спенсера, а также ряда уже упоми­навшихся немецких философов. Основателями социологии религии являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Э. Трёльч.

Ныне социология религии имеет междисциплинарный статус. Она пред­ставляет собой важный раздел религиоведения и в то же время может быть рассмотрена в контексте социологического знания.

Трудность определения предмета социологии религии во многом связана с неопределенностью социологического знания в целом; вопрос о предмете социологии остается пока еще не решенным. Однако большинство социоло­гов единодушны в признании того, что социология изучает групповое взаи­модействие, социальные отношения, социальные организации, системы со­циального действия, социальные группы, формы человеческих общностей; а социальное трактуется как совокупность общественных отношений данного общества — экономических, политических и пр. В этом смысле термины “социальное” и “общественное” близки по смыслу. Кроме указанных упот­ребляется и термин “социе-тальное” для характеристики общества, всей сис­темы общественных отношений в целом. Структура социологического зна­ния является многомерной и может быть описана по трем измерениям: объ­екту — общая и отраслевая социология, функции — фундаментальная и при­кладная, уровню — теоретическая и эмпирическая социология. Общие со­циологические теории описывают и объясняют общество в целом; специаль­ные — занимаются изучением функционирования и развития социальных общностей (отношений, взаимодействий и пр.), отраслевые — исследуют различные сферы жизни общества2. Социология предстает как отрасль науки, дифференцированная по “вертикали” (по уровням общности: общая социоло­гическая теория; теория определенной общественной системы; специальные социологические теории) и по “горизонтали” (по предмету изучения: социо­логия города, деревни, труда, культуры и т. д.). С этой точки зрения социоло­гия религии может рассматриваться как одна из специальных и отраслевых социологии.

Статус социологии религии в религиоведении иной, чем в социологии. Как было упомянуто, в религиоведении базовой дисциплиной является фило­софия религии, которая задает тодологические принципы, в том числе и для социологии лигии. По отношению к другим разделам религиоведения психо­логии, феноменологии и т. д. — социология религии нимает равноположный статус; она интегрирована в систему религиоведческого знания об одном — общем — объекте, рамках социологии она соседствует со многими социоло­гичес-кими дисциплинами — социологией города, деревни, брака семьи, труда, политики, права, морали, искусства, культуры, профессий, малых групп, массовых явлений, образования воспитания, массовых коммуникаций и др. Объект социологии религии иной, чем объекты в этих разделах социо­логического знания. В практике социологических исследований 6 указан-ных разделах могут изучаться и изучаются вопросы религии под соответствую­щим углом зрения; полученные знания носят прикладной характер.

В социологии религии Сложился ряд направлений: понимающая социо­логия социального действия, компаративно-типологическая, структурно-функциональная, феноменологическая, формальная социология, интеграль­ная социология, социология религии, базирующаяся на материалистическом понимании истории; эмпирически-дескрептивная.

Существуют разные взгляды на природу, характер знаний и методы в социологии религии.

1. Социология религии — это эмпирическая наука, изучающая доступ­ное чувственному восприятию, занимается тем, что возможно наблюдать, измерить, проверить. Можно предположить, что идея эмпиричности социо­логии религии у ряда исследователей связана с намерением разграничить со­циологию и теологию (вероучение); обосновать положение о том, что объект, на который направлено субъективное религиозное поведение (сверхъестест­венное, Бог, трансцендентное и т.д.), находится вне поля зрения социологи­ческого исследования.

2. Социология религии должна оставлять за пределами своего изуче­ния проблему возникновения, происхождения религии. У одних иссле­дователей эта точка зрения аргументируется ссылкой на невозможность эм­пирически наблюдать подобные процессы. Другие (конфессиональные или конфессионально ориентированные) ученые полагают, что вопрос о генезисе религии находится в компетенции теологии, вероучительных концепций.

3. Социология религии тождественна конкретно-социологическим ис­следованиям. Путем их проведения она анализирует уровень и характер религиозности, разрабатывает методологию, методику и технику этих иссле­дований, устанавливает критерии и типы религиозности и т. д.

4. Социология религии рассматривает религию под углом зрения ее места в общественной жизни, функций в общественной деятельности, отно­шений к другим регуляторам человеческого общения, к иным формам соци­ального контроля. Для социологии религии характерен анализ религиозного комплекса в аспекте его социального значения и соответствия имеющимся общественным потребностям. Эта позиция подчеркивает важность социоло­гического анализа структуры и функций религии, воздейственность послед­ней в контексте ее взаимосвязей с другими областями общественной, груп­повой, индивидуальной жизнедеятельности.

5. Социология религии изучает социальные условия, вызвавшие к жизни религию, место и роль религии в функционировании и развитии той или иной социальной системы. Такое понимание задач социологии религии ори­ентирует исследователей на необходимость изучения прежде всего социаль­ных источников возникновения и существования религии.

Можно было бы предложить следующее определение предмета социоло­гии религии: она исследует религию как общественную подсистему; изучает общественные основы и закономерности возникновения, развития, функцио­нирования религии; анализирует элементы, структуру, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, а также специфику обратного воздействия последних на религию. В состав социологической теории религии входят: 1) фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, групп и индивидов; 2) знания о различных феноменах религии — о религиозном сознании, культе, отноше­ниях, объединениях, организациях и т. д.; 3) совокупность операционально интерпретированных понятий и эмпирических обобщений — “религиоз­ность”, “религиозное поведение”, “типы религиозности” и пр. Операцио­нальная система понятий играет важную роль в разработке методики кон­кретно-социологических исследований, а эмпирические обобщения служат основой дальнейшего теоретического анализа; 4) методика конкретно-социо­логических исследований в области религии. Конечно, имеются общие прин­ципы методики, которые применяются различных отраслях специальных со­циологии. Однако эти принципы должны развиваться и конкретизироваться в соответствии с предметом исследования.

Не стоит представлять указанные разделы не связанными друг с другом, поскольку между ними не существует непроходимыx границ. Понимание их соотношения предполагает признание возможности и необходимости движе­ния мысли исследователя как “сверху вниз”, так и “снизу вверх”.

Сказанное позволяет утверждать, что социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, проводит ка­тегориально-концептуальные и конкретно-социологические исследования. Она движется от явления к сущности, направляет усилия на раскрытие сущ­ностных отношений, на познание закономерностей. Конечно, мир явлений религии многообразен и разнороден. Социолог имеет дело с племенными, народностно-национальными, мировыми религиями, с их многочисленными вариациями и особенностями, в разных странах и у разных народов, специ­фикой в различных типах обществ и т. д. Однако все это не должно смущать исследователя: логика научного мышления заставляет перейти от видения поверхности к раскрытию глубинных, сущностных отношений.

Социология религии имеет возможность вскрыть закономерности гене­зиса религии. Несомненно, изучение происхождения религии связано с рядом трудностей: сведения об общественной системе, в которой религия прохо­дила эту фазу, нигде не могли быть зафиксированы. Соответственно, социо­логу приходится пользоваться материалами археологии, этнографии, палео­антропологии и т. д. И все же вооруженный научным методом познания, он может создать теоретическую модель генезиса религии, которая опиралась бы на определенную совокупность фактов. Разумеется, нельзя объявлять ни­какую модель единственной и абсолютной, важно подчеркнуть то, что их по­строение возможно, о чем свидетельствует история социологии религии.

Когда говорят, что социология религии имеет своим предметом только социальные условия, вызывающие к жизни религию, место и роль религии в функционировании и развитии определенной социальной системы, то не учитывают всего многообразия элементов и связей религиозного комплекса, которые должны быть в поле зрения социолога. Социология религии при­звана объяснить и общественные закономерности развития самой религии, структуру и взаимодействие ее элементов. Религия есть явление развиваю­щееся. С переходом от одной фазы исторического развития к другой транс­формируются социальные, общественные, социумные основы религии, меха­низмы ее порождения и воспроизводства. В ходе истории происходит диф­ференциация религиозных представлений и культа, меняется место религии, диапазон функций и т. д. Социология религии изучает общественные зако­номерности развития и функционирования специфической подсистемы (ре­лигии) в контексте развития и функционирования социума в целом.

Социология религии — не замкнутая система знаний, она находится во взаимодействии с другими религиоведческими дисциплинами. В силу того, что религия включает в себя определенное мировоззрение, социологическое изучение религии не может быть оторвано от решения философских про­блем. С другой стороны, анализ социумных основ раскрывает их связь с гно­сеологическими предпосылками религии, позволяет глубже понять природу религиозного мировоззрения. Рассматривая структурные элементы религии, социология религии не может пройти мимо анализа религиозного сознания: массового, группового и индивидуального. Его изучение происходит в об­ласти, граничащей с психологией религии, что обогащает исследования эле­ментов религии и в психологическом плане. Одновременно раскрытие струк­туры религиозного сознания, роли религии и т. д. в социологическом плане требует учета данных психологии религии. Социология религии, безусловно, связана с исторической наукой и историей религии. Последние предостав­ляют материал, служащий уточнению и конкретизации понятийного аппарата социологии религии. Она в свою очередь помогает этим дисциплинам рекон­струировать систему общественных отношений, взаимодействий в прошлых фазах развития социума, в различных цивилизациях. Социология религии взаимодействует и с феноменологией религии.

Социология религии связана с другими специальными социологиями и с частными общественными науками. Этот процесс обусловлен тем обстоя­тельством, что общественные подсистемы находятся в сложной взаимосвязи. Изучение любой из них может быть плодотворным, если ведется с учетом достижений научных дисциплин, предметом которых выступают другие под­системы. Социологическое исследование религии опирается на результаты, полученные в правоведении и социологии права, искусствоведении и социо­логии искусства, этике и социологии морали, социологии города, деревни, культуры и т. д. Материал этих наук используется социологией религии под ее углом зрения. В свою очередь социолог в любой другой специальной об­ласти может использовать данные, полученные социологией религии, по­скольку религия оказывает влияние (порой существенное) на мотивацию по­ведения людей, в какой бы сфере общественной деятельности и отношений они ни участвовали.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.