Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и роль




Место

Место, функции и роль религии в обществе

Социология изучает религию не как замкнутую систему, анализируются также и ее социальные связи.

Место и поле действий функций религии меняются в ходе развития об­щества. Это отражается в ряде понятий: “сакрализация”, “секуляризация”, “религиозный плюрализм” и др. Сакрализация (лат. sacer — священный) мо­жет быть охарактеризована как вовлечение в сферу религиозного санкциони­рования различных форм общественного, группового и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и инсти­тутов. Подобный процесс связан с ростом влияния религии на общественную систему в целом и отдельные ее подсистемы, расширением поля действия функций религии в обществе. Секуляризация (позднелат. secularis — мир­ской, светский) представляет собой освобождение и от влияния религии, вы­ражается в сужении круга выполняемых ею функций; переходе ряда из них другим социальным институтам; отчуждении церковной собственности в пользу государства или иных учреждений; освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений; изъятии образова­ния из ведения церкви; развитии светского искусства, морали и т. д. Религи­озный плюрализм (лат. plurimus — множественный, многочисленный) озна­чает поликонфессиональный характер религиозности этносов, социальны групп, подданных одного государства.

Различные типы цивилизаций и цивилизационного развития их диахрон­ные и синхронные взаимосвязи оказали и оказывают влияние на направлен­ность религиозных процессов. Различают три типа цивилизаций и цивилиза­ционного развития.

Традиционный тип, характерный для прошлых исторических эпох, на­шел выражение в Древней Индии, Китае, в европеист христианской цивили­зации, представлен в ряде регионов, государств и в XX в. Традиционные об­щества и структуры тяготе: к устойчивости и стагнации; в них не сформиро­валась суверенная личность, человек включен в целое (племя, клан, патриар­хальную, соседскую, земледельческую общину, сословие, касту и т. д.). Дея­тельность не понимается как креативный процесс, идея прогресса не разрабо­тана, время считается циклическим, “золотой век” отодвинут в прошлое, об­разы предков выступают в честве ориентиров при построении матриц пове­дения и взаимоотношений ныне живущих.

Техногенный тип, положивший начало западной цивилизации появля­ется в эпоху Просвещения в XVII-XVIII вв. в Европе и включает синтез ан­тичной и христианской культур. Техногеная цивилизация динамична, лич­ность освобождается от свойственных традиционным обществам уз, глав­ными антистагнационным факторами становятся естественные науки, а затем — научнотех-ническая революция. Деятельность осознается как творчество целью господства над объектом, обосновывается идея общественного про­гресса, время мыслится устремленным в будущее, а “золотой век” — пред­стоящим. Утверждаются принципы классической рациональности, пропове­дуются идеалы гуманности, образованности, индивидуализма, либерализма, равенства всех людей перед законом. Но уже в XIX в. обнаружились некото­рые разрушительные последствия индустриального типа развития, и на За­паде начинается отход от взглядов Просвещения. В XX в., особенно во вто­рой его половине, техногенная цивилизация поставила человечество на грань катастрофы. На исходе XX в. различные слои общества в значительной мере утратили оптимистические ожидания благоприятных результатов дальней­шего развития техногенной цивилизации. Понятие прогресса поставлено под сомнение, усиливаются иррационалистические тенденции и т. д.

Посттехногенный тип наступления, которого ожидают в XXI в., обсуж­дается ныне в порядке прогноза (могущего оказаться утопией). Контуры этой глобальной цивилизации прописываются не вполне отчетливо, обычно ее именуют путем устойчивого развития. Общество перейдет от индустриаль­ных к постиндустриальным технологиям. Вслед за классической и некласси­ческой рациональностью оформится постнеклассическая: в функционирова­ние синергетических систем имманентно включится человеческая деятель­ность; сформируется научный этос, в научном поиске будут интегрироваться средства и результаты познания с ценностями. В едином технологическом процессе соединятся природопользование, сохранение и воспроизводство природной среды; совершенствование транспортных и информационных систем обусловит деурбанизацию сферы обитания человека. Произойдет принципиальный поворот образования и воспитания в сторону гуманизации. Научная рациональность в разных своих типах, находящая выражение в реф­лексирующем менталитете, соединится с идеями свободы, общественного со­гласия и демократии.

Традиционный тип развития обусловливал и обусловливает устойчи­вость религиозных структур, тенденцию к сакрализации, сохранению моно­конфессиональности этносов, социальных групп, подданных данного госу­дарства, монополии той или иной религиозной системы. Становление и раз­витие техногенной цивилизации, индустриальных обществ оказывает на ре­лигию противоречивое влияние: с одной стороны, развертывается процесс секуляризации, совершается переход от религиозной монополии к религиоз­ному плюрализму; с другой - секуляризация может затормаживаться и уси­ливаться тенденция к сакрализации, когда религия начинает активнее пре­тендовать на ведущую роль и некогда “расколдованные” области бытия вновь “околдовываются" фетишзируются.

Следует различать понятия “функция”- и “роль” религии, они связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Суще­ствует несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, куль­туротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Мировоззренческая функция реализуется благодаря прежде всего нали­чию в религии определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем) миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и т. п. Религиозное мировоззрение задает “предель­ные” критерии. Абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивают целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вы­рваться за пределы oграниченности, поддерживает надежду на достижение светлого будущего, блаженства, на избавление от страданий, несчастий, оди­ночества, морального падения. Компенсаторная функция восполняет ограни­ченность, зависимость, бессилие людей как в перестройке сознания, таю и в изменении объективных условий существования. Реальное угнетение пре­одолевается свободой в духе; социальное расслоение оборачивается равенст­вом в греховности, страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; ра­зобщенность и изоляция заменяются братством во Христе, в общине; безлич­ные, вещные связи равнодушных друг к другу индивидов возмещаются лич­ностным богообщением и отношениями в религиозной группе и т. д. Важное значение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, уте­шение, катарсис, духовное наслаждение.

Коммуникативная функция обеспечивает общение. Оно складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, вклю­чает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верую­щих Друг с другом; верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т. д.), которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников в общении между людьми при богослу­жении, молитве, медитации, тайнозрении.

Регулятивная функция состоит в том, чтобы с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, инсти­тутов осуществлять управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и т.п.), образцов (многочислен­ных примеров для подражания), контроля (слежения за реализацией предпи­саний), поощрений и наказаний (воздаяний реальных и обещаемых в по­смертном существовании).

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция с одной стороны объеди­няет, а с другой — разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция — ослаблению стабильности, ус­тойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тex пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в рели­гиозном сознании и поведении личности обнаруживаются несогласующиеся друг с другом тенденции, а в социальных группах и обществе имеются раз­личные, противостоящие друг другу конфессии, функция религии становится дезинтегрирующей.

Культуротранслирующая функция прежде способствовала развитию оп­ределенных слоев культуры вообще — письменности, книгопечатания, ис­кусства; сейчас, поощряя одни культурные феномены и отторгая другие, она обеспечивает сохранение и приумножение ценностей религиозной культуры; осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция узаконивает некоторые общественные порядки, институты, отношения, нормы, образцы как должные или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них. Религия выдви­гает высшее требование, максиму, и на основе этого дает оценку некоторых явлений, формируя определенное отношение к ним. Максиме придается обя­зательный и непреложный характер.

Результат, последствия выполнения религией ее функций, т. е. ее роль, бывала и бывает разной. Сформулируем некоторые принципы, которые по­могают анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически.

1. Религия под углом зрения абсолютных критериев санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придавая, им ореол святости, или объявляет нечестивыми, отпавшими, погрязшими во зле, греховными, противоречащими закону, слову Божию, отказывает их призна­вать. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, меж­национальные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит наложение ре­лигиозных отношений на другие общественные отношения.

2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это ме­сто не является раз и навсегда данным; оно, как уже отмечалось, изменя­ется в контексте процессов сакрализации, секуляризации, плюрализации. Та­кие процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в цивилиза­циях и обществах разных типов, на разных этапах их развития, в различных странах и регионах в тех или иных социально-политических и культурных ситуациях.

3. Своеобразно воздействие на личность, общество и его подсис­темы, родо-племенных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий. В их ве­роучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, кото­рые находят выражение у последователей в правилах отношения к миру, в повседневном поведении последователей в различных областях обществен­ной и личной жизни; накладывают печать на “человека экономического”, “человека политического”, “человека морального”, “человека художествен­ного”, “человека экологического”, иными словами, на различные аспекты культуры. Неодинакова была система мотивации, а потому направленность и эффективность хозяйственной деятельности в иудаизме, христианстве, ис­ламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве. По-разному включались в межэтнические, межнациональные отношения родо-племен­ные, народностно-национальные (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т. д.), мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их направления и конфес­сии. Имеются заметные отличия в морали и нравственности буддиста, даоси­ста, последователя родо-племенной религии. По-своему развивалось искус­ство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями.

4. Религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отношения, учреждения для ориентации во внере­лигиозных и религиозных областях. Функционирование этих элементов и связей давало соответствующие их содержанию и направленности резуль­таты. Достоверные знания позволяли строить эффективную программу дей­ствий, повышали теоретический потенциал культуры, а заблуждения препят­ствовали преобразованию природы, общества и человека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отношения, учреждения консолидировали лю­дей, но могли и разъединять, провоцировать появление и разрастание кон­фликтов. Религиозная деятельность и отношения способствовали и способст­вуют созданию и накоплению ценностей в материальной и духовной сфере — освоению необжитых земель, совершенствованию земледелия, животно­водства, ремесел, развитию культуры и т.д. Правда, определенные слои по­следней отвергались — мно-гие компоненты язычества, скоморошество, сме­ховая культуры, портретная живопись в исламе, сочинения, внесенные като­лической церковью в индекс запрещенных книг, ряд научных откры-тий и т. п. Следует, конечно, учитывать и то, что позиции и пpaк-тика религиозных организаций по многим вопросам культуры исторически меняются.

5. Важным является соотношение общегуманистического и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве религиозного и общегуманистического. Это мнение, одна-ко, не учитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются, во-первых, такие отношения, которые общи всем обществам независимо от их типа, во-вторых, отношения, свойст­венные данному типу общества, в-третьих, связи, складывающиеся в синкре­тических обществах, в-четвертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп. В религиях представлены и самые различные куль­туры. Даже мировых религий — три, не говоря уже о множестве народно­стно-национальных, региональных и родо-племенных. В религии переплета­ются, порой причудливо, компоненты общегуманистические, формационные, цивилизационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и ло­кальные. В конкретных ситуациях актуализируются, выступают на передний план те или другие: религиозные лидеры, мыслители, группы могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это впрямую связано и с социально-политическими ориентациями; история показывает, что в религи­озных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консерва­тивная, регрессивная. Причем данная группа и ее представители не всегда жестко придерживаются какой-то определенной. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она слу­жит утверждению общегуманистических ценностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.