Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфуцианство




Синкретизация

Формирование синто

Синтоизм

Даосизм

Конфуцианство

План

Национальные религии Дальнего Востока

Лекция 11

Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное его ос­нователем Кун-цзы, Конфуцием (551 – 479 до н. э.), развитое его последова­телями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некото­рых других стран.

Учение Конфуция Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами сво­его верховного божества и легендарного первопредка – Шан-ди. Впоследст­вии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, опре­деляющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источни­ком мудрости и силы была закодирована и в самом названии страны – "Под­небесная", и в титуле ее правителя – "Сын Неба", сохранившемся до XX в. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости "золотого века" - древности. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали институт государства ради защиты интересов каждого индивида. Конфуций жил в эпоху крупных социальных и политических потрясений: гибла власть чжоуского правителя – вана, нарушались патриархально-родовые нормы, разрушался сам институт государства. Выступив против царившего хаоса, философ выдвинул идею социальной гармонии, опирался на авторитет мудрецов и правителей глубо­кой древности, пиетет перед которыми стал постоянно действующим им­пульсом духовной и общественной жизни Китая.

В "Луньюе", где записаны его беседы с учениками, Конфуций излагал идеал совершенного человека (цзюнь цзы), рассматривая личность как само­ценную. Он создал программу совершенствования человека с целью дости­жения духовно развитой личностью лада с Космосом. Благородный муж – источник идеала нравственности для всего общества. Ему одному присуще чувство гармонии и органический дар жить в природном ритме. Он являет единство внутренней работы сердца и внешнего поведения. Мудрец дейст­вует природосообразно, поскольку от рождения приобщена правилам соблю­дения "золотой середины". Его назначение – преобразовывать социум по за­конам гармонии, царящей в Космосе, упорядочивать и охранять все живое. Для Конфуция важны пять "постоянств": ритуал, гуманность, долг-справед­ливость, знание и доверие. В ритуале он видит средство, выступающее как "основа и уток" между Небом и Землей, позволяющее вписать каждую лич­ность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. При этом правила семейной этики Конфуций перенес на сферу государства. В основу иерархии им были положены принцип знания, совер­шенства, степень приобщения к культуре. Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешнее – церемонии и обряды, доносило ценности гармонического общения на доступном уровне до каждого, приоб­щая их к добродетелям. Воспитывая эти качества, мудрецы выстраивали ие­рархию в обществе, обеспечивали тем самым его жизнеспособность. Задан­ный социуму природный ритм вносил импульс развития в общество и госу­дарство. Трактовка нравственных качеств в ответах учителя ученикам всегда природосообразна, как бы наполнена ритмом и адекватна субъекту общения. Предусмотрительность и уступчивость – знак доверия к нравственности со­беседника – заранее исключают напряженность. Так, взаимность в общении правителя, и чиновника, основанная на долге-справедливости, предусматри­вает верность чиновника, реагирующего на гуманность правителя, на его снисходительную и добрую волю (по аналогии с отеческой любовью к де­тям). В контексте конфуцианской этики положение нижестоящего никогда не воспринималось как унизительное: предполагалось, что в ответ на норматив­ность своего поведения он получит отклик, его удовлетворяющий.

Как политик Конфуций осознавал ценность ритуала в деле управления страной. Приобщая подданых к соблюдению чувства меры в большом и ма­лом, ритуал адаптировал человека к "внешней среде" на личностном и соци­альном уровне, способствовал профилактике назревавших коллизий. Ритуал способствовал сохранению разнообразия в социуме, открывал личности пер­спективу совершенствования, был настоящим оберегом жизни, помогал вы­жить в любых экстремальных условиях, в частности сгармонизировать по­требности населения в условиях ограниченных материальных и природных ресурсов. Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохране­ние в обществе моральных ценностей, не допуская, в частности, развития по­требительства и ущерба духовности. Устойчивость китайского социума и го­сударства, питавшаяся жизнеспособностью китайской культуры, во многом была обязана ритуалу. Эволюция конфуцианства Идеи Конфуция по-своему перечитывались каждым новым поколением. Так, Мэн-цзы (372 – 289 до н.э.) заново осмыслил наиболее важный тезис учителя о сущности доброде­тель­ного правления. В древнем проекте идеального устройства общества и зем­лепользования (системе цзин тянь) он видел путь к достижению челове­ком гармонии с природой и в межличностном общении, достижения лада между верхами и низами общества.

В идеальном государстве соблюдается баланс средств: власти получают все необходимое, а население при этом не страдает от неурожаев и непо­сильных поборов. В случае нарушения справедливости Мэн-цзы настаивал на праве народа на восстание и передачу "повеления Неба" новому, доброде­тельному избраннику. На рубеже новой эры в конфуцианстве обнаружива­ются новые тенденции: к ритуалу как средству управления подданными из арсенала бывших политических оппонентов конфуцианцев - легистов при­бавляется институт закона. При объединении этих некогда несовместимых понятий делается оговорка: ритуал следует применять премущественно в от­ношении к верхам общества, низами же можно управлять, полагаясь исклю­чительно на закон и наказание.

В II в. до н. э. конфуцианец и государственный деятель Дун Чжун- шу (120 – 104 до н.э.) придал конфуцианству характер государственной идеоло­гии. Он свел традиционное учение о двух началах "инь" и "ян" и пяти перво­элементах (вода, металл, дерево, почва, огонь), составляющих все сущее, в единую систему, охватывающую весь универсум, дал космологическую ин­терпретацию общественного и государственного устройства, исходя из уче­ния о незримой связи Неба, человека и социума.

В средние века, когда в Китае получает распространение буддизм, начи­ная с IV – V вв., происходит модификация конфуцианства за счет включения элементов буддизма и даосизма. Была проведена кодификация главных кано­нических текстов: новая их редакция и новые комментарии претендовали быть истиной в последней инстанции. Движение за новое толкование древ­них классиков в итоге вылилось в неоконфуцианство. В XIII в. это учение получило название чжусианство - по имени философа Чжу Си (1133 - 1200).

С первых веков новой эры взгляды Конфуция все более искажаются, вы­холащивается их первоначальный смысл. Конфуцианская элита мыслит себя носителем абсолютного знания, а синкретические верования народа, тяго­тевшие, прежде всего к даосизму, рассматриваются как ересь и вульгарные суеверия. В контексте ортодоксального конфуцианства, когда государство стало верховным религиозным институтом, а система официальных культов приобретает законченный вид, водораздел между подданными и чиновным сословием все растет. Это способствует постепенному обожествлению Кон­фуция. Начало его культа восходит к императорскому указу 555 г. о возведе­нии в каждом городе храма в честь древнего мудреца и о регулярных жерт­воприношениях в его память. Культ основателя учения повлек за собой все большее обожествление императора. Сын Неба считается высшим жрецом и совершенством лишь потому, что венчает социальную пирамиду общества. Воля императора возводится в непреложный закон. Пышные, поражающие воображение торжественные обряды поклонения Небу, исполнение которых – исключительная прерогатива императора, скрытая и таинственная жизнь императорского дворца за стенами Запретного города способствовали поро­ждению раболепия и покорности подданных. Трепет и суеверный страх вну­шал и символ императорской власти Дракон, могущественное и всесильное мифическое животное. Ортодоксальное конфуцианство, отошедшее от идеа­лов своего основателя, подвергалось критике, особенно в XX в. После 1949 г. и в годы культурной революции учение Конфуция было полностью отбро­шено. Однако в настоящее время традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев. Родствен­ники Конфуция в 67-м поколении пользуются большим уважением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.