Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творение, эволюция, человек




ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ

В представлении многих древних народов Тво­рец — это мастер, который своими руками изго­товляет необходимую для жизни утварь. На не­которых египетских рельефах можно видеть изображение бога Хнума, делающего человека при помощи гончарного круга. В Индии и Греции считалось, что мир родился из недр Божества.

Только библейское учение противопоставило язычеству и пантеизму1 всех оттенков идею тво­рения как акта Божественной Воли, Разума и Любви. Этот акт есть звено, связующее Абсолют со всем тварным. Согласно Писанию, созидатель­ная мощь слова Божия, вызвав тварь из небытия, постоянно питает ее и поддерживает ее существо­вание.

Библия рисует космогенез2 как восхождение от низшего к высшему, от неорганического к вы­сокоорганизованному существу — к человеку. Это понимание истоков Вселенной облекалось, есте­ственно, в форму, соответствующую уровню зна­ний и типу мышления той далекой эпохи, когда писалась Книга Бытия. Однако дело здесь не только в эпохе. Священный автор говорит о тай­не, которая в силу своей природы лучше всего может быть выражена символически. «В начале сотворил Бог небо и землю» — эти слова Пи­сания не есть констатация научного факта, это язык Мифа в высочайшем и священном значе­нии этого слова. Картина, образ, символ, заменяю­щие абстракцию, — способ, необходимый для вы­ражения непостижимого и присущий языку всех религий.

Интуитивные прозрения, облеченные в миф, нередко опережают развитие науки. Именно в Библии, в отличие от греческих, вавилонских, ин­дийских писаний, мы впервые находим понятие о мире как об Истории, Становлении, Процессе. Мифы и философские системы древности, по су­ществу, стояли вне прошлого и будущего; для них Вселенная вместе с богами, людьми и низ­шими существами пребывала в бесконечности кру­говоротов и циклов. Библейским же пророкам первым открылась внутренняя устремленность мира к совершенству.

В XIX в. появилась теория Дарвина. Противники религиозной веры с восторгом уверовали в дарвинизм и с ожесточением обру­шились на библейские «дни творения». Дарви­низм стал жупелом, которым пугали благочести­вых людей.

Одним из первых понявших подлинно рели­гиозное значение эволюционной идеи был не кто иной, как дед Чарльза Дарвина — поэт и натура­лист Эразм Дарвин. «Мир, — писал он в своей "Зоономии", — развивался... образовывался по­степенно из небольшого начала, увеличивался бла­годаря деятельности присущих ему сил... Какая это возвышенная мысль о безграничной мощи великого Зодчего, Причины всех причин, Отца всех отцов. Существа существ! Ведь если бы за­хотели сравнивать бесконечность, то должны были бы признать, что больше бесконечной силы нуж­но для создания причин действия, чем для созда­ния самих только действий». В этих словах зак­лючена самая суть христианского подхода к эволюции. Согласно Библии, само существование мира зависит от Творца и постепенно питается его созидательной мощью. Отсюда — понятие о «продолжающемся творении».

Эволюция христианского сознания — это не просто движение вперед, но и возвращение твари на пути, предначертанные Творцом, ибо развитие направлено на создание человека, чье призва­ние — одухотворить мир и сделать его откры­тым для новых творческих деяний Бога. Таков смысл развития с точки зрения веры; наука же лишь изучает формы и этапы становления приро­ды; она еще далека от того, чтобы познать все закономерности эволюции.

После возникновения материальных струк­тур вторым чудом природы стала жизнь, кото­рую Эрвин Шредингер называет «самым пре­красным шедевром, когда-либо достигнутым по линии Господней квантовой механики».

Третьим чудом явился человек. Это было еще более чудесным переворотом, чем возникновение жизни. Впервые в истории планеты та Сила, кото­рая движет мирами, — космический Разум, скры­тый за миром явлений, — отобразилась в личностном, тварном существе. До сих пор мироздание — и мертвое и живое — только слепо-бессознательно следовало по пути эволюции, но с появлением чело­века Вселенная в его лице стала обладательницей духа, разума, творческого дара, ей открылся путь вы­сочайшего восхождения.

Антропогенез3 был уникальным явлением, и все современное человечество представляет со­бой один вид. Однако едва ли возможно устано­вить, каким образом произошел этот качествен­ный скачок. По-видимому, эволюция психики не может заполнить пробел между разумом высшего животного и личностным интеллектом челове­ка. Этот шаг, по верному замечанию Пьера Тейяра де Шардена, «должен был совершиться сразу». Разумеется, развитие умственной деятельности приматов подготовило среду и условия для этого переворота. Но дух, самосознание личности как таковые — чудо в мире природы, и именно они делают человека человеком.

Наука может пытаться восстановить после­довательные ступени в развитии мозга — но не более того. Сам же мозг был лишь необходимым инструментом, способным уловить тончайшие виб­рации нематериального плана бытия, стать оруди­ем духа.

В тот момент, когда в существе, обретшем форму человека, впервые вспыхнул свет сознания, когда он стал личностью, произошло соединение двух мировых сфер: природы и духа. «Прах зем­ной» (как называет Библия психофизическое ес­тество человека) сделался носителем «души жи­вой» (Быт 2:7).

____________________________________________________________

' Пантеизм (греч. «всебожие») — воззрение, харак­терное для некоторых философских систем и мистических течений, отождествление Бога с «природой», при котором Бог по сути не является личностным.

2 Космогенез (греч. «рождение, происхождение мира») — возникновение Вселенной и представление о нем в религиозных системах и научных теориях; христи­анский космогенез опирается на начальные главы Книги Бытия, так называемый «Шестоднев». Вопреки распрост­раненному заблуждению Шестоднев никак не вступает в противоречие с научными теориями хотя бы потому, что описывает процессы сотворения мира с позиций, неподвла­стных строго научному мышлению.

3 Антропогенез (греч. «происхождение человека») — совокупность религиозных или научных представлений о возникновении человечества, а также сам процесс этого возникновения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.