Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иудея, ок. 400 г. до Р.Х




Иов

Книга Иова, поражающая глубиной мысли и по­этической красотой, издавна привлекала богосло­вов и философов, художников и поэтов. Ее пере­лагал Ломоносов, Гёте использовал ее сюжет в прологе своего «Фауста», Пушкин говорил, что в этой книге заключена «вся человеческая жизнь»; он специально изучал еврейский язык, чтобы пе­реводить «Иова».

 

Рис. 130

Несчастия Иова. Г. Доре. Гравюра

 

Рис. 131

Иов на гноище. Г. Доре. Гравюра

 

Почему страдает невинный?

Великие греческие трагики — современники автора Книги Иова — чаще всего искали ответа на этот вопрос в идее родового возмездия или в тайном, пусть даже неосознанном, грехе (как то было с Эдипом). Индийцы ссылались на перевоплощение и Карму1. Ничего подобного нет в Книге Иова. Она отрицает наследственную вину, а в прологе Сам Ягве признает героя «непороч­ным, справедливым, богобоязненным и далеким от зла» (Иов 1:8). Бог как бы гордится его верно­стью и, указывая на Иова Сатане, называет его Своим «служителем». Тем самым вопрос о тра­гической судьбе праведника поставлен в предельно ясной, безоговорочной форме.

Иов — не помазанник, не пророк, не мученик, взявший на себя грехи людей; он просто человек, один из многих. Поэтому все попытки видеть в нем прообраз Христа лишены основания. Един­ственное, что выделяет Иова, — праведность. И не она ли должна была, согласно общепринятым взглядам, оградить его от всякого зла? Между тем он — безупречный и чистый — подвергается самым жестоким испытаниям. Значит ли это, что человек не может больше рассчитывать на спра­ведливость? Кто же в таком случае Он, Верша­щий пути мира, и какое место Он предназначил на земле человеку? Иов как бы говорит от лица Авеля и всех идущих за ним жертв.

Трудно почувствовать всю глубину отчаяния Иова, если не знать иудейских представлений той эпохи о человеке. Для Библии человек — не «пленный дух», но целостное живое существо, единство духа и плоти.

Когда разрушается связь духа и плоти, чело­век, по мнению иудеев, фактически исчезает. Еги­петские жрецы, греческие философы и последо­ватели индуизма уже давно прониклись верой в то, что бытие личности не кончается с последним вздохом. Пусть они понимали посмертие по-раз­ному, но это было обширное духовное простран­ство, которое развертывалось перед человеком, со­знававшим себя бессмертным.

Ветхий Завет этой перспективы был долго лишен. Свет веры озарял для иудея только зем­ной мир. Подлинной жизнью в его глазах обла­дал один Сущий. Все остальное получило от Него лишь временное бытие. Смерть возвращала плоть земле, а душу увлекала в царство теней, куда не проникал свет Божий.

Отсутствие веры в бессмертие приводило к осознанию ценности жизни и земных дел. Если человек хотел познать полноту бытия в отпущен­ный ему срок, он должен был творить добро и удаляться от зла. Здесь, пока он жив, он и пожи­нал плоды им совершенного. Эти жесткие рамки явились одним из величайших духовных испыта­ний Израиля, но в то же время они предохраняли его от мечтательного спиритуализма. Так садов­ник иногда ограждает со всем сторон растение, чтобы укрепить его.

Кто знает, не имеет ли ослабление чувства бессмертия в наши дни такого же провиденци­ального2 смысла? Ведь верой в иной мир слиш­ком часто злоупотребляли в ущерб нравственным требованиям религии. Характерно, что Евангелие мало говорит о посмертии, хотя оно постоянно подразумевается. Это значит, что мысль о вечно­сти не должна вытеснять у людей мысли о нрав­ственных задачах временной жизни.

Иов — человек, который ничего не знает о Священной истории и не хочет слышать о гряду­щих поколениях. Он вопрошает Бога о себе. Раз­давленный горем и лежащий в пыли, на самом деле он стоит во весь рост. Иову было бы легче, если б он знал, что виновен. Но он сознает свою правоту, и это самое ужасное. Ведь он считал, что Бог не мог так поступить с ним. А раз это слу­чилось — то рушится все... Он один, абсолютно один — во власти снедающей его боли.

В Книге Иова уже содержится весь «карамазовский» бунт против Бога и мира, в ней дан и полный набор экзистенциальных3 харак­теристик человека. Он хрупок, ничтожен, задав­лен страхом и неуверенностью. Мир для него полон ужаса; это кошмар, от которого невозмож­но пробудиться.

В своих жалобах и обвинениях Иов доходит до самого края пропасти; кажется, что вот-вот он сорвется, и тогда ничего не останется, кроме бун­та.

Самое непостижимое, что этот человек, при­зывавший Бога на суд, оставался все же челове­ком веры.

Со дна бездны Иов обвиняет Бога в жесто­кости, втайне надеясь, что ошибается.

Доверие Иова составляет самую суть его от­ношения к Богу. Хотя и разум, и чувства говорят ему, что все вопли напрасны, он не перестает взы­вать. Молчание Неба не может поколебать пра­ведника.

И вот внезапно из налетевшей бури раздается глас Господень.

Явившись Иову, Бог не снимает покрова с тайны. Значит ли это, что ответов вообще не су­ществует? Нет, но в данном случае все объясне­ния были бы неуместны.

Иов мог бы услышать о бессмертии человека, о воздаяниях в вечности, о воскресении, но ведь его мучило и иное: почему Бог допускает зло в мире?

В речах Ягве мы находим лишь едва улови­мый намек на ответ. Он говорит только о том, что автор знает. А знает он пока одно: мысль чело­века не в силах вместить всех замыслов Прови­дения.

Все пути Творца направлены на конечное благо мира, сколь бы загадочными они ни каза­лись людям.

По существу к этому сводится весь моно­лог Ягве. Но гораздо важнее для понимания книги — реакция и ответ самого Иова на Богоявление. Он «кладет руку свою на уста» (Иов 39:34), склоняется в смирении и благо­говении. Почему?

В присутствии Господнем все вопросы от­пали сами собой. Выразить эту тайну оказалось не под силу даже такому великому поэту, как автор Книги Иова. Творение его прекрасно именно этой недосказанностью и целомудрием.

Книга Иова не отрицает Божией справедли­вости; она лишь показывает, что не все объясня­ется только воздаянием. В этом ее огромное значение в истории Ветхого Завета. Она была создана, когда старое богословие переживало тра­гический кризис.

_____________________________________________________________________________

1 Карма (инд.) — закон воздаяния, закон причин и следствий.

2 Провиденциальный — предусмотренный Промыс­лом Божиим и служащий Его целям.

3 Экзистенциальный (от лат. exsistentia, «существова­ние») — относящийся к бытию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.