Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иудея, 160-63 гг. до Р.Х




Отделившиеся

Традиционная респектабельная праведность (сэдека) оставалась для высшего духовенства и знати чем-то непревзойденным. Быть может, по­этому они называли себя «садокитами», или сад­дукеями.

В практической жизни саддукеи проявили себя гибкими прагматиками, преследующими сво­екорыстные цели и склонными к уступкам. Они окружили себя роскошью, зато народ считали нуж­ным постоянно держать в узде. С этой целью саддукеи отстаивали суровые принципы древне­го уголовного права.

В борьбе за прочное место при дворе они превратились в активную политическую партию. Совет старейшин, или Синедрион, состоял в ос­новном из ее членов. Естественно, что в народе к этим черствым, надменным людям относились по­чти враждебно.

 

Рис. 136

Семисвечник.

Рельеф на арке Тита. Фрагмент. После 81 г.

Рис. 137

Священники

Фарисеи обособились не только от правящей верхушки, но и от всех, кто, по их мнению, мало знал или плохо соблюдал Закон.

Фарисеи были «тончайшими толкователями Закона», но толкование их было особого рода. В отличие от саддукеев они не смотрели на Писа­ние как на мертвую реликвию или строго зафик­сированный кодекс; по крайней мере в принципе фарисеи исходили из мысли, что вера не может ограничиваться рамками книги. Они утверждали, что живая духовная преемственность, или цер­ковное Предание, играет роль не меньшую, чем канонические книги.

Разумеется, устное Предание легче засоряет­ся человеческими домыслами, «преданиями» с маленькой буквы. Чтобы избежать этого, фари­сеи стремились сохранить связь между поколени­ями книжников и разработать принципы изъяс­нения Библии. Но именно здесь проявилась скованность их духовного творчества. «Преда­ния старцев» были канонизированы и возведены в ранг общеобязательной истины.

 

Рис. 138

Первосвященник, ковчег, алтарь и священные сосуды в Святая Святых

 

Фарисеи не дали погаснуть духу благочестия в народе, предотвратили его вырождение в свет­скую нацию, управляемую светскими царями. Бла­годаря им Библия не превратилась в фетиш, а осталась подлинной книгой жизни.

Синагоги и школы оказались со временем целиком в руках фарисеев. Именно им народ был обязан всем лучшим, что выросло в его недрах на пороге Нового Завета.

Воздавая должное фарисеям, их не следует, однако, идеализировать. В этом течении слиш­ком большое место занимали казуистика и риту-ализм, которые подрезали крылья свободному про­роческому вдохновению.

Третье направление в иудаизме — ессейс-кое. Полагая, что власть имущие и весь народ сби­лись с истинного пути, и ожидая скорого суда Божия, они образовали своего рода «Церковь внутри Церкви».

Эта секта с трудом укладывалась в рамки традиционного представления об иудаизме. Мо­настырский устав, форменная белая одежда, общ­ность имущества — ничего этого не знала исто­рия Израиля.

Древние историки говорят, что у есеев не было ни денег, ни рабов; трудились все. Идеалом была строгая набожность.

Происхождение и история этого полумона­шеского ордена долго оставались загадкой. Только в середине XX в. находки в пустыне на побере­жье Мертвого моря пролили новый свет на ессейское движение. Большинство историков при­знало, что кожаные манускрипты и развалины поселков, обнаруженные в районе Кумрана, при­надлежали ессейским общинам.

Исследование кумранских свитков навело историков на след вождя или даже основателя секты. Имя его остается тайной; в текстах он фигурирует как Священник, Избранник, Взыску­ющий Торы, Единственный Учитель, а чаще все­го как Учитель Праведности.

 

Рис. 139

Стол для хлебов предложения

Он задумал основать общину «сынов света», веря, что когда явится высший Судия, все «выра­зившие готовность присоединиться к избранни­кам» будут спасены.

Первые следы поселения на берегу Мертво­го моря относятся к сороковым-тридцатым го­дам II в. до Р.Х. Это означает, что Учителю удалось получить во владение участок земли в Кумране. Он призывал всех «верных Закону» выйти, подобно Аврааму, из среды грешников, что­бы готовить себя к последним дням.

 

Рис. 139

Юпитер.

Iв.

 

Люди, поселившиеся в Кумране, любили на­зывать себя просто «Израилем», ибо считали, что лишь они достойны этого славного имени. Ста­рый Завет нарушался уже многими поколениями. Здесь, в пустыне, ессеи надеялись заключить с Богом Новый Завет, который будет принят непо­рочным Остатком, бедняками, чающими Дня Гос­подня.

Но, готовясь к вступлению в Царство Божие, кумранский Учитель в конце концов создал на­стоящий культ исключительности. Его стремле­ние соблюсти чистоту веры привело к отталкива­ющей сектантской гордыне.

Нравственный облик ессеев омрачает не толь­ко эта тенденция. Их законническое буквоед­ство оставило далеко позади даже самых закос­нелых формалистов среди фарисеев.

На рубеже II и I вв. до Р.Х. ессеи стали поселяться и в городах. У этих сектантов, жив­ших «в миру», естественно возникали контакты с иностранцами. Некоторые ессеи даже пытались распространять свои взгляды.

Тем не менее исход из пустыни части ессеев не означал отказа от принципа обособленности. Они по-прежнему относились к людям иного толка с осуждением и неприязнью. Особенно враж­дебны они были к саддукеям. Впрочем, и фари­сеев они не щадили, называя их «толкователями скользкого».

К этому времени Рим пережил борьбу вок­руг реформы Гракхов и диктатуру Суллы, пода­вил восстание Спартака и начал развернутым фронтом вести наступление на Восток. В 66 г. до Р.Х. Гней Помпеи сломил военную мощь Понта и Кавказа, а через два года появился в Сирии.

Иудеи уже понимали, что избежать нового иноземного владычества не удастся. Стоял лишь вопрос: кого из претендентов на трон признает римский полководец. Один из них, Аристобул, допустил ряд тактических ошибок, и Помпеи при­нял поэтому сторону другого, Гиркана. Однако Аристобул не согласился с этим решением, и когда Иерусалим открыл римлянину ворота, он укре­пился в храмовой цитадели, готовясь выдержать штурм.

Три месяца длилась блокада; наконец 10 ок­тября 63 г. до Р.Х. крепость была захвачена. Римские солдаты ворвались в святилище. Даже в самом Храме они встретили отчаянное сопро­тивление. Среди общей сумятицы лишь священ­ники продолжали совершать богослужение.

Аристобул был взят в плен и отправлен в Рим. Помпеи же после захвата Храма проник в Святая Святых. Но, удовлетворив свое любопыт­ство, он ни к чему не притронулся, ибо римляне привыкли терпимо относиться к чужеземным культам.

Рим шел к созданию мировой державы. От­крылась новая глава истории, и уже народилось поколение, которому предстояло быть современ­ником евангельских событий.

 

Рис. 141

Дьявол (демон подземного царства). Этрусский надгробный рисунок. IV-III вв. до Р.Х.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.