Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генная инженерия и этика ученых




 

На рубеже столетий и тысячелетий особенно серьезной стала проблема этической и юридической интерпретации некоторых видов научной деятельности. Наиболее острая дискуссия разгорелась в связи с возможностью клонирования человека и использования зародышевых тканей для медицинских целей.

Еще в 1974 г. огромный резонанс во всем мире вызвало появление методов, позволяющих получать гибридные молекулы ДНК, и возможные последствия применения таких молекул. Американский генетик Пол Берг, которому приписывают это открытие, обратился к ученым всего мира с призывом наложить мораторий на эксперименты с рекомбинантной ДНК с тем, чтобы до продолжения исследований можно было оценить возможный риск от использования этого открытия. Речь шла о том, что в ходе экспериментов могут появиться какие-то не существовавшие в природе генетические комбинации, которые окажутся не только жизнеспособными, но еще и инфекционно опасными. Ведь одним из основных объектов экспериментирования была бактерия кишечной палочки, постоянно обитающая у всех нас в желудочно-кишечном тракте. Таким образом, именно со стороны научного сообщества прозвучало предложение временно ограничить свободу исследований с тем, чтобы оценить возможный риск и выработать меры предосторожности [[18], [19]].

 

Четыре класса наук

Перечисленные определения вполне справедливы по отношению к химии, биологии, значительной части физики. А, например, “чистая” математика не связана с реальностью, ее основные понятия (точка, прямая, бесконечно малая и т.п.) – абстрактны, т.е. не связаны с видимым и невидимым реальным миром. Тем не менее математиков называют учеными. Строго говоря, не связано с реальностью и программирование (программист не познает реальный мир) – до тех пор, пока программа не запущена (тогда она может что-то изменить в этом реальном мире). Кроме математиков, есть философы, искусствоведы, теологи (богословы) – по всем этим дисциплинам существуют соответствующие ученые степени. А можно ли считать кандидата богословия ученым? Ведь его “наука” тоже не имеет никакого отношения к реальному миру... до тех пор, пока ученый шейх (знаток ислама) не объявит, что все шахиды (бойцы-смертники) попадут в рай...

Очевидно, что науки нуждаются в дополнительной классификации. Это необходимо хотя бы для того, чтобы не использовать без оснований термин-ярлык “НЕнаучный” по отношению к различным фактам, которые не удается объяснить в рамках имеющихся теорий. Классификация наук важна и для тех, кто работает “на стыках”, например, для биофизиков и биоинженеров.

 

Достаточно удобно классифицировать науки, исходя из того, в каком "мире" данная наука действует и работает [[20]]. Можно выделить четыре таких "мира": мир идей, мир природы, мир культуры и мир человеческий, жизненный, практический. В каждом из миров – особые вещи, особые цели, нормы, ценности. Классификации миров соответствует классификация наук, включающая в себя: интеллектуалистику (искусство оперировать идеями), естествознание (природоведение), культурологию (понимание культуры) и праксеологию (теорию действия).

Интеллектуалистика. Математика, философия, метафизика, теология – древнейшие из наук. Существует мир идей – понятий, чисел, фигур, ценностей, архетипов, которые ни из какого жизненного опыта не вытекают. Интеллектуалистика имеет в качестве предмета мир идей.

Интеллектуальные науки не ставят перед собой никакой практической цели, интересуются только сущим, но не должным. Они, по преимуществу, монологичны, т.е. не нуждаются в обратной связи с объектом. В них развертывается родовой общечеловеческий разум, который оперирует чистыми, интуитивно понятыми абстракциями, смыслами, границы которых нельзя произвольно ни сузить, ни расширить.

Независимо от того, верим мы в Бога или нет, необходимо признать, что Бог – это богатейшая по смыслу и социально значимая идея. Наука о Боге – теология, существует с древнейших времен и заслуживает всякого понимания.

Для интеллектуальных наук нет иного критерия успеха, чем ясность, строгость, изящество доказательств при максимальном смысловом богатстве и простоте рассуждения. Успех в этих науках не зависит от жизненного опыта: творческий расцвет достигается в молодости. Врожденная сила интеллекта значит здесь гораздо больше, чем упорство, наблюдательность, систематичность. Интеллектуальные науки имеют право не заботиться о том, где, кто, когда и для чего их будет применять, а также о какой-либо проверке устанавливаемых ими законов.

Разумеется, границы между “мирами” расплывчаты – “чистая” математика (интелллектуалистика) может стать вполне прикладной и в виде компьютерной программы окажется в ряду праксеологических наук (см. ниже).

Естествознание. Естествознание как класс наук принципиально отличается от интеллектуалистики. Его предмет – природа, живая и мертвая. Явления природы даны нам лишь постольку, поскольку существует человек с особенностями его жизненной активности и восприятия. Будь человек размером с вирус или с Эверест, мир природы был бы совершенно иным, хотя мир идей мог бы оставаться прежним. Мы должны признать, что "происхождение природы" нам неизвестно. Почему природа такая, а не другая, почему она обладает определенным набором констант и вечны ли эти константы – на эти вопросы мы тоже не можем ответить. Все естествознание возникает из чувственного соприкосновения человека с природой. Основа естествознания – опыт. Все приборы, техника исследования и даже сами идеи при изучении природы имеют второстепенный смысл. Мы можем изучать природу лишь поскольку сами в нее включены, являемся ее частью. Изучать природу можно лишь в связи с человеком. Представить себе природу вне человека или человека вне природы – невозможно. Из этого противоречия и рождается собственно научная, познавательная позиция. При изучении природы формулируются основные принципы научного исследования: вера в неизменный порядок мироздания, обратимость времени, необходимость отграничивать субъект от объекта, возможность опытной проверки и опровержения.

Культурология. Этот термин был введен в 60-е годы американским культурантропологом Лесли Уайтом. Он подчеркивает единство социо-гуманитарных наук, необходимость взаимопроникновения истории и социологии, сближения исследований "примитивных" и "цивилизованных" народов, искусственно разделенных "по ведомствам" этнографии и социологии.

Культурология как научно-образовательная дисциплина была всего за семь-восемь лет создана в России из материала разогнанных марксистских дисциплин, а также истории, этнографии, философии, и не имеет аналога в образовании и науке западных стран. Сам факт ее возникновения свидетельствует, возможно, о начавшемся перемещении "фокуса внимания" ученых из области естествознания в область обществоведения. Однако тот образ науки, который сложился к настоящему времени под влиянием успеха естественных наук, – неприложим к наукам о культуре и, в некотором отношении, тормозит их развитие.

Праксеология. Праксеология объединяет науки, которые служат практике и называются прикладными. Прикладные физика, математика, химия, психология, социология используют добытые или добываемые наукой знания в общественной практике любого рода, где только возможно.

Праксеология как класс наук включает в себя этику, экономику, педагогику, политологию, юриспруденцию, другие науки, суть которых состоит в реализации общепринятых или значимых ценностей с помощью научных, рациональных методов. Должное обосновывается в праксеологии исходя из знания о сущем, возможном, идеальном и необходимом.

Совершенно разные виды человеческой практики связаны и обуславливают друг друга. Создать оптимальное общежитие, осуществить стратегические цели исторического развития, реализовать призвание человека, можно, лишь увязав, соединив друг с другом экономику, мораль, религию, образование, технику, массовую культуру и прочее. В отличие от естествознания, праксеология субъективна – практические применения достижений естественных наук могут быть взаимно противоположны, например, в случае биологии – для лечения или для создания биологического оружия.

 

В конкретной исследовательской работе, выполняемой в естествознании, часто пересекаются модельные ряды, относящиеся к разным “мирам” – миру природы и миру идей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.