Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учения о первоэлементах




Возникновение и развитие химии

Биофизика и биоинженерия – типичные примеры “стыковой” науки.

 

 

Начало химии [[24],[25]]

В 60-е годы XX века поразительные археологические находки были сделаны в Анатолии (Турция) – в поселении Чатал-Хююк (VII-VI тыс. до.н.э.). Там обнаружено много металлических изделий из меди и свинца, а также остатки плавильных печей. Само поселение состояло из хорошо спланированных жилых домов и грандиозных культовых сооружений. Сохранились сложные многоцветные настенные рисунки, выполненные минеральными красками. Обнаружение столь древнего поселения с развитой культурой, в котором обитали более 7 тыс. жителей, позволяет считать, что люди обладали определенными химическими знаниями не менее 10 тыс. лет назад.

Самый древний металлический предмет, найденный в Южном Междуречье (Ур), относится к IV тысячелетию до н.э. – времени, когда в низовьях реки Ефрат появились шумеры. Это наконечник копья, сделанный из меди с примесью мышьяка и цинка. Там же найдены датированные IV тысячелетием до н.э. стеклянные бусы. Самые древние египетские стеклянные бусы относятся к 2500 г. до.н.э.

Одна из древнейших сохранившихся рукописей Древнего Египта – найденный в Фивах в 1872 г. “Папирус Эберса” (XVI в. до н.э.) – содержит рецепты изготовления лекарственных средств. В папирусе описаны операции вываривания, настаивания, выжимания, сбраживания, процеживания растительного сырья. В столице Древнего Египта Мемфисе был найден “Папирус Бругша” (XIV в. до н.э.), который также содержит фармацевтические рецепты. Эти два папируса можно считать наиболее древними химическими текстами.

 

Для того, чтобы объединить тайную магию жрецов и секреты ремесленников в цельное учение о единстве и взаимосвязи природных явлений, необходимо было создание универсальной теории, связывающей и объясняющей известные факты. Такой теорией стала возникшая в VI-III вв. до н.э. греческая философия – учение о первоосновах, "началах" природы. Философ Анаксимандр из Милета (ок. 611-545 до н.э.) ввел понятие апейрон ("неопределенное") – беспредельное, бесформенное, бескачественное первовещество, безграничное в пространстве и времени. Важно понять, что апейрон не материален – его нельзя сопоставлять ни с “мировым эфиром” физиков конца XIX века, ни с “элементарными” частицами современной физики; однако легко можно найти сходство апейрона и Дао китайских философов. По-видимому, Анаксимандр впервые использовал понятия “движение” и “противоположность” (побуждающая сила развития) как философские принципы, позволяющие построить весь мир из единой первоосновы [[26]]. Ученик Анаксимандра Анаксимен (585-525 до н.э.) считал первоначалом воздух, при сгущении которого получались материальные объекты, а при разрежении – душа и огонь. Гераклит (ок. 544-483 до н.э.) предположил, что источником гармонии и противоречий в мире может быть единство и борьба противоположностей. Он же определил движущую силу химических превращений: “Вещи соединяюются за счет существующих между ними отношений противоположностей”.

Идеи милетской школы развил Эмпедокл (487/82-424/23 до н.э.), предложивший движущие силы мирового развития из первоначального состояния абсолютного смешения – силы Любви и Вражды. Именно Эмпедокл, знаток ремесел и врач-практик, создал первую известную классификацию материального мира. Он предложил не одну, а четыре первичных субстанции (первостихии, первоэлементы) – огонь, воздух, вода, земля. Каждый из первоэлементов он описывал сочетанием четырех неизменных качеств – сухости, влажности, тепла и холода. Эмпедокл считал, что многообразные вещества образуются в результате сочетания мельчайших осколков первоэлементов. Он впервые использовал применительно к веществу понятия “объединение” и “разъединение”. Движущими силами осколков первоэлементов, приводящих к их новым сочетаниям, были, по Эмпедоклу, “любовь” и “ненависть”. Особенно важным первоэлементом философ считал огонь – как принцип, как “растворенное” в физическом воздухе “огненное вещество”. Это “огненное вещество” в более поздних трудах арабских алхимиков превратилось в “серу” (как философский принцип, а не вещество), затем оно стало “флогистоном” и до начала XIX века использовалось как “вещество тепла” – “теплород” [[27]].

Одно из наиболее полных обобщений трудов греческих философов V-IV вв. до н.э. дошло до нас в виде “Диалогов” Платона (ок. 428/427-348/347 до н.э.). В диалоге “Тимей” четыре первоэлемента представлены как сочетания треугольников, т.е. они имеют в принципе общую основу. Свойства “первотреугольников” таковы, что огонь, воздух и вода могут превращаться друг в друга, и только земля – по-настоящему неизменный первоэлемент. Платон разделил понятия “элемент” (идея) и “форма элемента” (вещество) [[28]].

 

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) обобщил и развил идеи своих предшественников. Например, он ввел “пятый элемент” – эфир, заполняющий все небесные сферы вокруг Земли, следующие за ближайшей к Земле лунной сферой. В средние века “пятый элемент” стали называть “квинтэссенцией” – “пятой сущностью” (лат.). Для дальнейшего развития науки о веществе особенно важно учение Аристотеля об изменении качеств. Он объяснил, что возникновение новых веществ – не просто перемешивание первоэлементов: “Когда что-нибудь соединяется друг с другом, все содержимое смешанного становится единым. Но это происходит не так, как будто вещи собирают в кучу, а так, как образуются слоги. Слог представляет собой иное качество, чем его элементы – буквы...” [[29]].

В отличие от Эмпедокла, Платон и Аристотель были “теоретиками” и оперировали не с веществами, а только с философскими понятиями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.