Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смыслы науки




Как путь познания мира, наука-естествознание может быть рассмотрена с различных философских позиций, представители разных научных направлений понимали ее смысл по-разному в разное время. Можно выделить три основных позиции или три трактовки смысла науки:

1) физикализм или механицизм (механический детерминизм).

Лучше всего выражен французским математиком Пьером Симоном Лапласом (1749-1827), утверждавшим [[21]]:

"Интеллект, располагающий точными и подробными сведениями о местонахождении всех вещей, из которых состоит мир, и действии всех природных сил и способный подвергнуть анализу столь огромное количество данных, смог бы запечатлеть в одной и той же формуле движение самых больших тел во Вселенной и мельчайших атомов; для него не оставалось бы неясностей, и будущее, как и прошлое, показалось бы ему настоящим"

Результатом подобного типа научного мышления было появление книги немецкого зоолога и философа Эрнста Геккеля (1834-1919) "Мировые загадки"(1899), в которой всем тайнам бытия давались материалистические (механистические) объяснения. Такое мышление не следует считать морально устаревшим – на подобном механическом детерминизме основана современная генная инженерия.

Революция в физике, связанная с появлением теории относительности и квантовой механики, не только позволила преодолеть накопившиеся на рубеже XIX и XX веков противоречия экспериментальных фактов “классическим” теориям. Многим исследователям казалось, что созданы все предпосылки для действительной расшифровки “мировых загадок” уже не на грубо-механической, а на “квантово-волновой” основе. Один из создателей квантовой механики английский физик П.Дирак писал в 1929 г.[[22]]:

“Физические законы, составляющие основу математической теории большей части физики и всей химии, таким образом, досконально изучены; трудность заключается лишь в том, что строгое применение этих законов приводит к уравнениям настолько сложным, что их невозможно решить. Поэтому желательно разработать на основе квантовой механики приближенные практические методы, с помощью которых можно было бы без лишних расчетов выяснять особенности систем, состоящих из атомов.”

П.Дирак, по-видимому, и представить не мог, что компьютеры начала XXI века позволяют решать практически все “сложные уравнения” квантовой механики и вычислять строение сложных органических молекул неэмпирическим путем. Но “мировые загадки” все еще остаются.

 

2) реализм.

Реалисты полагают, что результат деятельности ученых – это открытие того, что уже существует в природе (как географы открывали новые земли), и что цель деятельности ученых – нахождение истины.

В.И.Вернадский ввел важное понятие научной истины или " эмпирического обобщения ". Эмпирические обобщения – конкретные истины, которые не могут противоречить друг другу, неизменные уже факты – не гипотезы, не теории, не постулаты (аксиомы). Они не обязательно очевидны, но не могут быть опровергнуты при совершенствовании экспериментальной техники. Таких эмпирических обобщений высшего ранга известно немного – например, шарообразность Земли и гелиоцентричность Солнечной системы, Периодический закон химических элементов. Расширение круга эмпирических обобщений является, по мнению В.И.Вернадского, главным смыслом существования науки, как метода познания.

3) конструктивизм (инструментализм, махизм)

В результате кризиса механистической физики в последней четверти XIX века, вызванного появлением электродинамики (Дж.К.Максвелл, 1873), науку стали рассматривать узко-утилитарно – как средство удовлетворения практических и интеллектуальных потребностей. Этот подход развил немецкий физик и философ Э.Мах (1838-1916). Согласно Маху, цель науки не истина (в силу ограниченности ее средств для отражения “богатой жизни вселенной”), а экономия мышления – своеобразная форма эффективности. “Самое экономное и простое выражение фактов через понятия, вот в чем оно (естествознание) признает свою цель.” Т.е. ученые не открывают истины природы, а изобретают удобные модели. [[23]]

Последний подход не так категоричен, как первый, и не дает таких поводов для гордости за науку, как второй. Но такой подход наиболее гибок, эта трактовка смысла науки исключает гонения на ученых, подобные преследованиям кибернетики и генетики в СССР.

 

Совершенствование методов исследования, прежде всего экспериментальной техники, привело к разделению науки на все более узкие направления. В результате количество и "качество", т.е. надежность информации возросли. Однако невозможность для одного человека обладать полными знаниями даже для смежных научных областей породила новые проблемы. Как в военной стратегии самые слабые места обороны и наступления оказываются на стыках фронтов, в науке наименее разработанными остаются области, не поддающиеся однозначной классификации. Среди прочих причин можно отметить и сложность с получением соответствующей квалификационной ступени (ученой степени) для ученых, работающих в областях "стыка наук". Но там же делаются и основные открытия современности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.