В основе предупреждения внутрибольничных инфекций лежит санитарно-противоэпидемический режим. Противоэпидемический режим - это многоступенчатая система всех мероприятий, направленных на предупреждение внутрибольничных инфекций, т.е. различных инфекционных заболеваний, возникающих у больных во время пребывания в стационаре. Организация и проведение лечебными учреждениями необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий не только обеспечивает оптимальные гигиенические условия в них и предотвращает возникновение внутрибольничных инфекций, но и оказывает существенное влияние на процесс скорейшего выздоровления больных. В соответствии с «Инструкцией о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц» (М., 1976) ответственность за организацию и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в больнице возлагается на главного врача, а ответственность за проведение мероприятий по профилактике внутри больничных инфекций несут заведующие отделениями. Они назначают врачей, которые со старшими сестрами отделений организуют и контролируют выполнение мероприятий противоэпидемического плана. По классификации Э.Б. Боровика (таблица 14) неспецифическая профилактика внутрибольничных инфекций включает:
1) архитектурно-планировочные мероприятия, обеспечивающие рациональное взаимное расположение в лечебном корпусе палатных секций, лечебно-диагностических помещений и вспомогательных помещений; максимальную изоляцию палат, отделений анестезиологии и реанимации, манипуляционных, операционных и др. Для этого предусматривается боксирование отделений, устройство шлюзов при палатах, при входе в палатные секции, операционные блоки на путях движения больных, персонала и т.д.;
2) санитарно-технические мероприятия, исключающие возможность проникновения воздушных потоков, а вместе с ним и возбудителей внутрибольничных инфекций. В этом плане большое значение имеет организация рационального воздухообмена в основных помещениях больницы, особенно в палатных секциях и оперблоках;
3) санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на повышение санитарной культуры персонала и больных, разделение потоков больных, персонала, посетителей, «чистых» и «грязных» материалов, контроль за санитарным состоянием отделений, выявление, санация и лечение бактерионосителей (больных и персонала);
4) дезинфекционно-стерилизационные мероприятия, предусматривающие применение химических и физических методов для уничтожения возможных возбудителей внутрибольничных инфекций.
Мероприятия по неспецифической профилактике внутрибольничных инфекций применительно к конкретным отделениям приведены в таблице 14. Специфическая профилактика внутрибольничных инфекций предусматривает плановую и экстренную, активную или пассивную иммунизацию больных и персонала.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
1. Понятие «больничный режим».
2. Дать определение понятия «гигиенический режим больницы».
3. Дать определение понятия «госпитализм», место в нем госпитальной инфекции.
4. Определение понятия «внутрибольничная инфекция».
5. Основные причины возникновения внутрибольничных инфекций.
6. Эпидемиологи наиболее важных госпитальных инфекций.
7. Дать определение понятия «противоэпидемический режим больницы».
8. Понятие о неспецифической профилактике внутрибольничных инфекций и основные группы профилактических мероприятий (по Э.Б. Боровику).
10. Организация проведения противоэпидемических мероприятий в больницах.
11. Противоэпидемический режим приемно-выписного отделения больницы.
12. Профилактика внутрибольничных инфекций в соматическом отделении для взрослых.
13. Профилактика внутрибольничных инфекций в детском соматическом отделении.
14. Противоэпидемический режим инфекционных отделений.
15. Противоэпидемические мероприятия, проводимые в акушерском стационаре.
Таблица 14.
ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ОТДЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ БОЛЬНИЦЫ
МЕРОПРИЯТИЯ
НАЗВАНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ
Приемно-выписное отделение
Архитектурно-планировочные
Приемное отделение должно быть размещено так, чтобы предотвратить возможность возникновения внутрибольничных инфекций. Этому требованию должен отвечать набор помещений и его внутренняя планировка. В составе общего приемного отделения предусмотрены бокс и диагностические палаты, куда помещают больных с нераспознанными диагнозами. В больницах на 400-1000 коек нужно иметь приемное отделение с 5-6 секциями для обследования из расчета 1 секция на 100 коек стационара. Приемное отделение целесообразно разместить поблизости от места прибытия "скорой помощи", по соседству с помещением для реанимации и отделением интенсивной терапии, чтобы острозаболевших кратчайшим путем доставлять в приемное отделение. Помещения для выписки больных должны быть отдельными от помещений приема и должны располагаться в каждом палатном корпусе.
Санитарно-противоэпиди-мические
Т.к. в приемном отделении или в помещении для реанимации больной впервые соприкасается с больницей и медперсоналом, то именно здесь в первую очередь создаются условия для распространения внутрибольничной инфекции. Большое эпидемиологическое значение имеет детальный опрос и осмотр на хронические и острые инфекционные заболевания. У всех поступающих в соматические отделения осматривают кожу, зев и измеряют температуру. Санитарная обработка сводится к стрижке волос (по необходимости), ногтей (с последующим их сжиганием), мытью в ванне или обмыванию под душем, сбору вещей, одежды и белья, подлежащих дезинфекции.
Санитарно-технические
Гигиенические требования к вентиляции и кондиционированию согласно СНиП - 2.04. 05-86 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха"
Дезинфек-ционно-стерилизаци-онные
Уборку приемного отделения проводят не реже 2-х раз в день влажным способом с применением дезинфицирующих средств. При выявлении педикулеза больной, помещение и предметы, с которыми он контактировал, подлежат специальной дезинфекционной обработке.
Соматическое отделение
Архитектурно-планировочные
Планировка палатных отделений современных больниц должна отвечать следующим требованиям: 1) состав помещений должен соответствовать специфике заболеваний больных; 2) пути передвижения персонала и больных должны быть рационально сокращены путем приближения лечебных и подсобных служб к постели больного, работы, которые могут быть централизованы, должны быть удалены из отделения или сведены к минимуму. Основной структурной единицей стационара является палатная секция, которая делается непроходной, перед входом в каждую должен быть шлюз. В каждой секции должна быть зона палат (с манипуляционной, кабинетом врача, постом медсестры, помещением для дневного пребывания больных) и зона вспомогательных помещений (санузел, санитарная комната, клизменная). Вместимость палатной секции 30 человек, при этом в палатной секции должно быть не менее 2-х палат на 1 койку и не менее 2-х палат на 2 койки. Площадь палат на 2 и более коек в расчете на койку дифференцируют по профилю отделений. Очень хорошо иметь при каждой палате свой санузел с умывальником, туалетом и, по возможности, с душевой или ванной. Такая планировка облегчает труд обслуживающего персонала и способствует эффективной борьбе с внутрибольничными инфекциями. Общие помещения (столовая, буфетная, кабинеты завотделением и старшей медсестры, хранилище аппаратуры, чистого и грязного постельного белья) размещают в нейтральной зоне (холле).
Санитарно-противоэпиди-мические
В палате больному должна быть выделена отдельная кровать и прикроватная тумбочка, а также предметы индивидуального ухода (плевательница, кружка или стакан, подкладное судно), которые после использования моют и дезинфицируют. В палатах разрешают иметь предметы личной гигиены. В отделении больной должен принимать гигиеническую ванну не реже 1 раза в 7-10 дней. В отделении должно проводиться выявление и санация бактерионосителей, изоляция и лечение больных, разрыв путей передачи, повышение общей сопротивляемости организма и создание специфического иммунитета. Для санации бактерионосителей используют фурациллин (1:1000), 1% р-р борной кислоты, риванол (1:5000), калия перманганат (розово-красный р-р), настой пихты, листьев эвкалипта. Этими препаратами полощут зев и протирают тампоном слизистые оболочки передних отделов носа в течение 6-7 суток. Для санации используют также 1% гексахлорофеновая мазь, 1% лизоцимовая или риваноловая мазь, которыми обрабатываются передние отделы носа. Рекомендуется также полоскание зева 0,1% р-ром лизоцима. Р-ром Люголя смазывают зев 1 раз в сутки в течение 10 дней, 3% р-р перекиси водорода закапывают в нос 2 раза в день по несколько капель. Для санации носителей стафилококков используют поливалентный бактериофаг, в виде орошения зева из шприца с одновременным тампонированием носовых ходов (1-2 раза в день в течение 5 дней).
Санитарно-технические
Перед поступлением больного в палату кровать, прикроватную тумбочку, подставку для подкладного судна протирают ветошью, смоченной дезраствором. Кровать застилают постельными принадлежностями прошедшими камерную обработку по режиму вегетативных форм. Одежду перед передачей ее от одного больного к другому необходимо подвергнуть камерной обработке. Обувь, бывшую в употреблении, протирают тампоном, смоченным 25% р-ром формалина или 40% р-ром уксусной кислоты или аэрозолем "Сапожок-74" до полного увлажнения внутренней поверхности, упаковываются в полиэтиленовый мешок на 3 часа и проветривание в течение 10-12 час. Генеральную уборку отделения, проводят 1 раз в неделю. Полы, панели и другие строительные конструкции промывают водой (50 градусов С) с мылом и содой и протирают дезраствором (5% хлорамина или комплекс 6% перекись водорода и 0,5% моющего средства. Уборочный инвентарь обезвреживают замачиванием на 60 мин в 1% р-ре хлорамина или 0,5% осветленном растворе хлорной извести.
Детское отделение
Архитектурно-планировочные
В зависимости от возрастных групп пациентов детские отделение подразделяются на отделения для недоношенных детей; грудных детей (в возрасте от 0 до 1 года); детей в возрасте от 1 до 3 лет, детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) детей школьного возраста (от 6 до 15 лет). Приемно-выписные отделения для детей должны быть отдельными (в их состав, помимо прочих, входят обязательно приемно-смотровые боксы, боксы для детей с нераспознанными диагнозами, а также санпропускник для персонала). При планировке детских отделений должна быть предусмотрена полная изоляция и от отделений для взрослых, а также как можно меньшее контактирование детей между собой. Детское отделение с количеством коек более 60 следует размещать в отдельном корпусе.
Санитарно-противоэпиди-мические
Отделение, вмещающее 28-35 коек, особенно для детей от 1 до 3 лет, а также от 3 до 6 лет оборудуются по принципу инфекционного стационара (блок, состоящий из 4-6 боксов, с 6-8 койками подключенного к шлюзу). Оптимальный стационар для детей от 6 до 15 лет - это палаты на 2-4 койки, сгруппированные по 2-3 детское отделение целесообразно проектировать так, чтобы в нем при возникновении инфекционных заболеваний можно было изолировать отдельные помещения, боксы и лечебные блоки. Дети до 1 года помещаются в обособленной секции с вместимостью палат не более чем на 2 кроватки.
Санитарно-технические
Для создания изолированного режима палат следует проектировать со шлюзом, имеющим сообщение с санузлом. В палатах проветривают не реже 4 раз в день. Объем воздуха за счет естественной вентиляции должен быть не менее 40 м кубическим как по притоку, так и по вытяжке. Кондиционирование воздуха проводят в послеоперационных палатах, палатах интенсивной терапии, кардиологических, эндокринологических отделений.
Дезинфек-ционно-стерилизаци-онные
Для санации воздуха помещений, инвентаря, игрушек и других предметов больничного обихода используют бактерицидные лампы ДБ-15,ДБ-30, БУФ-15. Их применение приводит к полной инактивации вируса гриппа через 15-20 мин и аденовирусов через 30-40 мин. Эритемные установки длительного действия оборудуют в палатах детских отделений и для больных с длительным пребыванием на больничной койке. Бактерицидные лампы устанавливают в детских, родильных, хирургических, инфекционных и других отделениях. Бактерицидная облученность в зоне пребывания больных не должна быть более 5 мб/м2 при 8 часовом облучении и 1 мб/м2 при круглосуточном облучении.
Акушерское отделение
Архитектурно-планировочные
При планировке акушерского отделения прежде всего предусматривается тщательная изоляция здоровых рожениц от больных. В связи с этим в акушерском отделении имеются родовое и послеродовое, физиологическое и обсервационное отделения для рожениц с повышенной температурой, гнойничковыми и другими заболеваниями. В приемно-смотровых помещениях акушерского отделения устраивается "фильтр", через который проходит роженица из вестибюля-ожидальни. Как минимум имеются две смотровые: одна - для поступающих в родовое физиологическое отделение и в отделение патологии беременности, вторая - для поступающих в обсервационное отделение. В родовой части физиологического отделения имеются предродовые палаты (на 2-3 койки), родовые комнаты и операционная (с предоперационной и стерилизационной). Емкость отделения для родильниц и новорожденных - 20-30 коек.
Санитарно-противоэпиди-мические
После предварительного осмотра в комнате-"фильтре", где производится термометрия, уточнение эпидемиологических данных, выявление гнойничковых заболеваний кожи, ангины, гриппа. и др. роженица направляется в соответствующее отделение. Перед дежурством персонал обязательно принимает гигиенический душ, надевает спецодежду. Сотрудники акушерского стационара должны обеспечиваться индивидуальными трехсекционными шкафчиками для хранения белья и обуви, носить 4-х слойную маску, сменяемую каждые 2 часа. Очень важным является соблюдение санитарно- гигиенического режима в родильном зале. При обработке и перевязке пуповины необходимо пользоваться индивидуальным паркетом со стерильными инструментами и перевязочным материалом. Пеленальный стол и прочие предметы следует дезинфецировать после окончания туалета каждого новорожденного. С целью профилактики внутрибольничных инфекций акушерский стационар следует закрывать каждые 6 месяцев на 7-10 дней.
Санитарно-технические
В палатной секции детского отделения должен быть предусмотрен воздухообмен 20 м3 в час на 1 койку. Кондиционирование воздуха предусмотрено для 50% коек в отделениях для больных грудных и новорожденных детей, я также во всех палатах отделений недоношенных и травмированных детей. Должна быть обеспечена эффективная работа вентиляции. Наружный воздух, подаваемый приточными установками в родовые, должен дополнительно очищаться в бактериологических фильтрах. Особые требования по вентиляции предъявляются для палат больных эклампсией. В отсутствии детей (во время кормления) палаты проветривают и облучают бактерицидными лампами в течение 30 мин.
Дезинфек-ционно-стерилизаци-онные
После выписки родильниц и детей каждая палата подвергается генеральной уборке. Для дезинфекции выносят весь инвентарь, палату заливают дезинфицирующим р-ром на сутки. Затем тщательно моют полы, стены, твердый инвентарь. Палату проветривают и облучают бактерицидными лампами. Родильнице ежедневно производят туалет грудных желез и подмышечных ямок стерильным жидким мылом. На 4-й день послеродового периода родильница должна принять душ. При застойных явлениях в грудной железе и угрозе мастита необходимо после каждого кормления обрабатывать область соска 1% р-ром бриллиантовой зелени и 1% р-ром риванола.
Хирургическое отделение
Архитектурно-планировочные
К планировке хирургического отделения предъявляются следующие требования: 1) наличие удобной связи с операционным блоком и диагностическим отделением; 2) наличие соответствующего числа перевязочных и процедурных (на 40 коек хирургического отделения нужно иметь одну асептическую операционную); 3) исключение контакта послеоперационных "чистых" больных и так называемых "гнойных" больных, у которых появились послеоперационные осложнения. Хирургическое отделение должно быть непроходным. При строительстве оперблока рационально предусматривать запасные или сменные операционные блоки, что позволяет производить радикальную очистку и обработку блока. Оперблоки должны иметь 2 непроходных отделения (септическое и асептическое). Его следует размещать обособленно от палат, лучше в изолированном крыле здания или на отдельном этаже. На 40 коек хирургического отделения следует иметь одну асептическую операционную, если исходить из того, что в операционных работают в одну смену в течение 6 часов, а среднее пребывание больных в больнице колеблется от 6 до 10 дней. Помимо того следует запланировать гнойную операционную, которую могут использовать все хирургические службы учреждения.
Различают оперблоки 3 вариантов: при однокоридорной системе застройки с операционными по краям коридора; при двух коридорной системе застройки с внутренними операционными без окон; чистый коридор используется для перемещения персонала, участвующего в операция, а по нечистому коридору больных транспортируют анестезиологический персонал при 4-х коридорной системе с операционными внутри здания нечистый коридор служит для транспортировки больных персоналом отделений. Трехкоридорная система отвечает самым высоким требованиям профилактики внутрибольничных инфекций. Для операционных с одной моечной как правило, образуют один блок. Поэтому к каждой операционной присоединяется подготовительное помещение, которое анестезиологическим персоналом используется для подготовки к наркозу и его начала. Кроме того должны предусматриваться вспомогательные помещения.
Санитарно-противоэпиди-мические
Хирургические отделения должны иметь изолированные перевязочные - чистые и гнойные. При наличии одной перевязочной гнойные раны обрабатывают после проведения, чистых манипуляций с последующей дезинфекцией помещения и аппаратуры. Операционные для чистых и гнойных операций должны строго подразделяться. Медперсонал перед операцией обязан принять гигиенический душ и надеть операционное белье (пижаму, тапочки, халат, шапочку). Перед входом в оперблок халат снимают, надевают 4-х слойную маску, рубашку, брюки, бахилы и проходят в предоперационную, где надевают стерильный халат и перчатки. Применяют также маски-респираторы из 6-8 слоев марли и бактерицидной ткани (антимикробные маски из летилана). Маска из обычной ткани меняется через 1,5-2 ч работы. Для надежной защиты волос, особенно у женщин, вместо колпаков используют глухие закрытые шлемы из плотной ткани. Хирургические халаты желательно изготовлять из влагонепроницаемого материала. В тех случаях, когда не исключается намачивание рукавов, необходимо надевать стерильные нарукавники. Брюки и бахилы должны представлять собой единое целое, между ними не должно быть зазора. Рубахи применяются с закрытым воротом и резинками на уровне предплечий. Короткие рукава в халатах у анестезиологов нежелательны. Перевязочные должны быть разделены на чистые и гнойные. При наличии одной перевязочной гнойные раны обрабатывают после чистых манипуляций с последующей дезинфекцией помещения и аппаратуры. Сотрудники перевязочных, послеоперационных палат, отделении реанимации и палат интенсивной терапии обязаны ежедневно менять халаты, шапочки и маски.
Санитарно-технические
Система воздухообмена должна исключать перенос инфекции из отделений и других помещений в операционный блок. Между ними сооружается шлюз, в котором должен быть подпор воздуха. Для организации рационального воздухообмена оперблока следует обеспечить движение воздушных потоков из операционных в прилегающие к ним помещения (предоперационные, наркозные) а из этих помещений в коридор. В коридорах оперблоков оборудуют вытяжную вентиляцию. Наибольшее распространение в операционных получила схема подачи воздуха через приточное устройство, расположенное под потолком углом 15 градусов к вертикально поверхности и удаление его из 2-х зон помещения (верхней и нижней). Такая схема обеспечивает ламинарность движения воздушного потока и улучшает гигиенические условия помещения. Другая схема заключается в подаче воздуха в операционные через потолочную перфорированную панель и боковые приточные щели, которые создают стерильную зону на рабочем месте и воздушную завесу. Кратность воздухообмена в центральной части операционной при этом достигает до 40-60 и даже 60-80 в 1 ч. Кондиционирование воздуха предусмотрено в операционных, наркозных, послеоперационных палатах, палатах интенсивной терапии. Для снижения бакобсемененности воздуха в помещениях малого объема рекомендуются воздухоочистители передвижные рециркуляционные ВОПР-О, 9 ВОПР - 1,5).
Дезинфек-ционно-стерилизаци-онные
Медсестра во время перевязок больных с нагноительными процессами должна надевать клеенчатый фартук, который после каждой перевязки обрабатывают 30 мин в 1% р-ре хлорамина с последующим промыванием проточной водой и мыть руки жидким гексахлорофеновым мылом. Перед поступлением больного в послеоперационную палату кровать и прикроватную тумбочку дезинфицируют. Кровать заправляют постельными принадлежностями, прошедшими камерную обработку. В послеоперационных и реанимационных палатах необходимо не реже 2 раз в течение суток менять нательное и постельное белье. Уборку оперблока, перевязочных, послеоперационных палат, отделений реанимации проводят 2 раза в день с использованием 1% р-ра хлорамина или 0,5% р-ра осветленного хлорной извести. Генеральную уборку осуществляют 1 раз в неделю. Полы, панели, аппаратуру промывают водой (50 градусов С) с мылом и содой и протирают дезраствором (5% р-р хлорамина или комплекс из 6% перекиси водорода и 0,5% моющего средства). После дезинфекции помещения облучают бактерицидными лампами (ОБ-200 или ОБН-350,один облучатель на 60 м2 в течение 2 ч. Для обработки рук используют препараты, разрешенные фармакологическим комитетом МЗ, в частности р-р рецептур С-4 йодопирон. После окончания операции хирургический инструментарий разбирают, моют ершами или ватно-марлевыми тампонами (в среднем 25-30 сек на предмет) и замачивают в горячем 50 градусном С моющем р-ре (0,5% р-р перекиси водорода с моющим средством в соотношении 1:1 на 15 мин). Инструменты после гнойных операций погружают на 30 мин в р-р перекиси водорода с моющим средством или 1% р-р хлорамина. При сильном загрязнении предметов кровью р-ры употребляют однократно. Вымытые предметы прополаскивают в проточной воде, затем в дистиллированной.
Инфекционное отделение
Архитектурно-планировочные
Предназначены не только для приема и размещения больных, страдающих инфекционными заболеваниями, но и для изоляции больных от окружающей среды и друг от друга и, кроме того, чтобы предохранить обслуживающий персонал от инфекции. В инфекционных отделениях и больницах прием больных проводится в приемно-смотровых боксах, из расчета 1 бокс в инфекционном отделении вместимостью до 30 коек, 2 - от 40 до 60 коек, 3 - от 60 до 100. Их размещают в отдельно стоящих зданиях. Отделение может планироваться из одной или нескольких секций, состоящих из боксов, полубоксов и боксированных палат. Для предотвращения внутрибольничных заражений наиболее надежным является бокс, т.е. комплекс помещений (входной тамбур), помещение для больных, санузел с ванной, шлюз) с отдельным наружным входом. Шлюз связывает бокс с центральным коридором отделения, через него осуществляется связь персонала с больным. Больной поступает через входной тамбур непосредственно с улицы. Полубокс состоит из тех же помещений, что и бокс, но не имеет наружного входа с тамбуром (больные в полубоксы поступают из коридора отделения. Площадь бокса и полубокса на 1 койку - 22 м2, на 2 койки - 27 м2. Площадь палат инфекционного отделений на 1 койку - 9 м2, со шлюзом и уборной - 14 м2. Палаты должны вмещать не более 3 больных. Вместимость палатной секции для взрослых - 25 коек. Для детей - 20, в боксированных отделениях - 15. Отделение должно заметь 2 входа: один - для больных и внесения вещей, с которыми были в контакте больные, другой - для персонала, пищи и чистых вещей. В стенах и перегородках инфекционных отделений, отделяющих детские палаты от коридоров следует предусматривать остекленные проемы, в палатах, боксах и полубоксах - окно для передачи пищи, белья, медикаментов. В отделении больные группируются таким образом, чтобы больные с осложнениями помещались в отдельном боксе или боксированной палате, а вновь поступившие не находились в одной палате с выздоравливающими.
Санитарно-противоэпиди-мические
Большое значение имеет своевременное выявление и санация бактерионосителей. Согласно методических указаний по микробиологическому контролю за санитарно-гигиеническим состоянием больниц и роддомов номер 132/11 бактериологическому исследованию подлежат объекты внешней среды, биологические источники микрофлоры, воздушная среда, хирургический материал, лекарственные формы. Исследование хирургического материала на стерильность производят с целью контроля за эффективностью стерилизации перевязочного, шовного материала и инструментария. Санитарно-противоэпидемические мероприятия проводятся в соответствии с "Инструкцией о режиме инфекционных больниц и инфекционных отделений городских больниц" и "Инструкцией о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц -М. -1976. Регулярно проводится бакисследование воздуха, включающее определение общего содержания микроорганизмов и патогенных форм в 1 м3 воздуха. Систематически проводятся исследования смывов с инвентаря и предметов ухода за больными. При приеме на работу в инфекционные, хирургические, детские, акушерские стационары медработники должны проводить осмотр отоларинголог, стоматолога и бакисследование мазков из зева. В дальнейшем персонал подвергается бакисследованию (мазки из носа и зева) не реже 1 раза в 3 месяца. Сотрудники из числа обслуживающего персонала попадают в инфекц. отделение через шлюз, где меняют халаты и дезинфицируют руки. Комната для переодевания должна находиться вне инфекц. отделения. Для специальной и домашней одежды персонала оборудуют индивидуальные шкафчики. Медперсонал должен иметь полотенце за поясом, один конец которого смочен дез. р-ром и, переходя от больного к больному, обтирать руки намоченным концом полотенца и вытирать сухим. При входе в палату с больными капельными инфекциями, а в периоды, неблагоприятные по заболеваемости гриппом, во все палаты персонал обязан надевать маски. При переходе от одной группы больных, к другой персонал должен менять халаты и головные уборы, соблюдая очередность в обслуживании больных (сначала осматривают больных с трансмиссивными, потом с кишечными и капельными инфекциями). Важное значение имеет своевременное выявление и санация бактерионосителей. Должна обязательно проводиться санитарно-просветительная работа по профилактике заболеваний.
Санитарно-технические
В инфекционных отделениях вытяжная вентиляция предусматривается во всех боксах и полубоксах отдельно с гравитационным побуждением (за счет теплового напора, а также установкой дефлекторов для каждого из помещений). Вытяжные решетки сооружаются в верхней части под потолком. Приток воздуха в боксы, полубоксы, фильтры-боксы должен осуществляться за счет фильтрации из коридоров через неплотности в строительных конструкциях, приточная вентиляция с подачей воздуха в коридор должна быть с механическим побуждением. Из палат в боксах планируются обычно удалять до 60% воздуха из расчетного воздухообмена, остальной воздух удаляется через санузел бокса. Для предупреждения циркуляции бактерий и вирусов с током воздуха наддверными проемами палат, тамбуров и полубоксов сооружают установку УФО прямого действия. Бактерицидная облученность в зоне пребывания больных должна быть более 5 мб/м2 при 8-часовом облучении и 1 мб/м2 при круглосуточной работе бактерицидных ламп. Деревянные шпатели после одноразового использования уничтожают, а металлические кипятят в течение 15 мин. Для дезинфекции термометров используют 0,5% р-р хлорамина, 5% р-р перекиси водорода и 0,1% дезоксан-1 с временем экспозиции соответственно 30, 80, 20 мин. после каждого обследования обязательно проводится текущая дезинфекция кушетки, на которой лежал больной, путем 2-кратного протирания ветошью, смоченной 1% р-ром хлорамина; 0,5% осветленным раствором хлорной извести; 0,2% р-ром сульфохлорамина; 0,2% дихлор-1 или 3% р-ром перекиси водорода. После санобработки каждого больного воду в ванне обеззараживают путем добавления 20-50 г хлорной извести на ведро воды мыльной. Мочалки обрабатывают кипячением в течение 15 мин, хранят в промаркированной посуде.
Дезинфек-ционно-стерилизаци-онные
После каждого больного приемно-смотровой бокс подвергается влажной дезинфекции 2% р-ром лизола или 0,2 % р-ром хлорамина. Транспортные средства для доставки инфекционного больного обрабатывают 3% р-ром лизола или 1% р-ром хлорамина. Все отделения от инфекционных больных собирают в специальные баки (не металлические), снабженные крышками и обеззараживают сухой хлорной известью (из расчета 1 часть хлорной извести на 5 частей выделений). с временем контакта 1 ч. Подкладные судна, горшки, мочеприемники после каждого употребления погружают в 1% р-р хлорамина или 3% р-р лизола и моют обычным способом. Плевательницы и мокрота должны подвергаться кипячению в течение 30 мин или обеззараживаться сухой известью. Наконечники для клизм кипятят после каждого пользования и хранят в 2% р-ре хлорамина или 3% р-ре лизола. Термометры после употребления должны протираться 2% р-ром лизола и храниться в стакане с 3% р-ром лизола. Металлические шпатели стерилизуют кипячением. Столовую посуду после приема пищи кипятят в 2% р-ре соды в течение 20-30 мин, после чего ее ополаскивают горячей водой. Белье из инфекц. отделений следует отправлять в мешках, смоченных дезрастворами, в прачечную инфекционной больницы. Дезинфекцию белья производят бучением или замачиванием в дез. р-рах. Мягкий инвентарь, который нельзя стирать, отправляют в дезинфекционную камеру в мешках, обработанных дез. р-рами. Игрушки для детских инфекц. отделений допускаются только легко поддающиеся дезинфекции. Для санации воздуха помещений, инвентаря, игрушек и других предметов больничного обихода используют бактерицидные лампы (ДБ-15, ДБ-3О, БУФ-15). Их применение приводит к полной инактивации вируса гриппа через 15-20 минут и аденовирусов через 30-40 мин.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление