КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Исторические типы философии 4 страница. Гегелевская триада становления — тезис, антитезис, синтез — представляет собой весьма схематичный способ разрешения противоречий
Гегелевская триада становления — тезис, антитезис, синтез — представляет собой весьма схематичный способ разрешения противоречий. Революционность диалектического метода, видящего на всем печать падения, бесконечного возникновения и уничтожения, и консервативность его системы, отчуждающей из абсолютной идеи мир природы, историю и в лице философа завершающей самопознание, указывает на глубинное противоречие философии мыслителя. Антропологический материализм Л.Фейербаха (1804—1872). Фейербах отважился говорить о «религиозном происхождении» немецкого материализма. «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии» имеют значительное влияние и по сей день. О своем методе мыслитель писал так: «В чем же состоит мой метод? В том, чтобы посредством человека свести все сверхъестественное к природе и посредством природы все сверхчеловеческое свести к человеку...» Все религии Фейербах разделил на естественные и духовные. Первые существовали на заре развития человеческой цивилизации и представляли собой обожествление природных явлений. Вторые обожествляли духовные свойства человека. Но и в том, и в другом случае главенствующим и конституирующим религию признаком становится чувство зависимости или от природы, или от социальных сил. Бог, по Фейербаху, есть объективированная абстракция, существующая в голове человека. В естественных религиях люди абстрагируют, отрывают от природы понятия о ее мощи и могуществе и затем объективируют их в виде непостижимой сакральной силы. В духовной религии этот механизм обращен на свойства и особенности человеческой природы. Разум, могущество, благо отделяются от человека и посредством силы воображения превращаются, гипостазируются в Самостоятельное существо, в Бога. Проанализировав отношения между христианством и язычеством, Фейербах пришел к выводу, что христианский Бог есть продукт длительного абстрагирования, отчуждения от человека его сущности. Фейербах известен сведением религии к ее земной основе. Ведя речь о Боге, он отрицает его сверхъестественное происхождение. Рассматривая соотношение религии и морали, он уверен, что это противоречивые образования. Религия, догматы и вера отнимают у человека свободу, что аморально. Чувство зависимости от природы переходит в чувство зависимости от людей, в.чувство взаимозависимости. Атеист Фейербах ратует за религию без Бога и за божественность любви. Диалектика и метафизика. Если рассматривать типологию философского знания с учетом преобладания в нем тех или иных методов, то диалектика и метафизика предстают как типы философии и способы философствования. Термин «метафизика» не однозначен, он концентрирует в себе по крайней мере три значения. В первом метафизика понимается как учение о первосущностях и первоосновах бытия, постигаемых интеллигибельным способом, т.е. способом умопостижения. Второе значение связано с тем названием, которым комментатор наследия Аристотеля Андронник Родоссий снабдил труд Стйгирита, в котором разбирались вопросы, стоящие после физики. В этом смысле метафизика — это то, что после и поверх физики, и если физика изучает бытие природы, то метафизика рассматривает многочисленные смысложизненные проблемы. Третье значение метафизики представляло ее как антипод диалектики, т.е. как мировоззрение, не признающее противоречивое развитие. Причем метафизики могли тяготеть либо в сторону созерцательного, либо в сторону механистического материализма. Особняком стояли вульгарные материалисты, объясняющие специфику сознания и мышления конкретного индивида и человеческого рода в целом, ссылаясь на материальные факторы, например, апеллируя к пище, поглощаемой данным субъектом. Итак, метафизики (в третьем значении этого слова), в отличие от диалектиков, отрицали идею развития мироздания, мир мыслился как данный, готовый и сотворенный изначально. Если же идею развития в целом не признавать было невозможно, то она предельно упрощалась. Развитие мыслилось лишь как простое увеличение или уменьшение (мол, нечто было маленьким и выросло или, наоборот, уменьшилось), а не как сложный и противоречивый процесс отрицания предшествующего. Диалектики же признавали бесконечное, противоречивое и скачкообразное развитие мира. В онтологическом плане спор между диалектиками и метафизиками предполагал решение вопроса об атрибутивности движения. Вспоминается остроумная строфа из А.Пушкина: «Движенья нет», — сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить, Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый». Так великий поэт в метафорической форме решил многовековой спор об атрибутивности движения. Сама же проблема атрибу- тивности движения заключалась в том, чтобы выяснить — действительно ли в мире нет и не может быть таких объектов, которые бы находились в состоянии абсолютного покоя, или же последнее возможно? Тогда движение — не атрибут (всеобщее, неотъемлемое, универсальное свойство) материи, а всего лишь модус (частное ее свойство, которое может быть, а может и не быть). Это означает, что некоторые материальные тела находятся в движении, другие же нет, они пребывают в состоянии постоянного покоя. Но что тогда приводит эти иные тела в движение? Античность в лице Гераклита, а затем и Эпикура обнаружила источник всякого движения в противоречивости внутренних процессов. Гераклит в наивно-образной форме, характеризуя огонь, «все возгорающий и все затухающий»,,как субстанцию всех изменений, выразил мысль о том, что материальная первооснова постоянно тождественна себе и в то же время находится в состоянии постоянного изменения. Итак, типологическое отличие метафизиков и диалектиков состояло в вопросе принятия или непринятия идеи противоречивости развития. Заметим, однако, что древние понимали под диалектикой (от греч. dialektike) искусство вести беседу, эффективный спор. Считается, что диалектика родилась в Древней Греции и получила свое название от греческого глагола «разговаривать». Его впервые применил Сократ, обозначая им метод обсуждения проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Беседы или диалоги Сократа, известные по свидетельствам его ученика Платона, строились в форме вопросов и ответов. В начале беседы Сократ притворялся незнающим и.просил просветить его. Однако затем при помощи последовательно задаваемых вопросов он приводит собеседника к пониманию того, что тот ничего не знает. Этот метод получил также название метода «сократической иронии». Вслед за своим учителем Сократом Платон также понимал диалектику как диалог, логические операции мышления и прежде всего операции расчленения и связывания понятий (анализ и синтез). Поэтому диалектику иногда называют «тайной двойного». Древние очень высоко ценили диалектику как искусство, ведущее к истинному определению понятий. Диалектика входила в так называемый триумвират, который включал в себя еще логику и риторику. Все эти три дисциплины рассматривались как весьма близкие к искусству и требовали постоянных усилий при их овладении. Средневековая диалектика видела в борьбе божественного и дьявольского начал принцип динамики всего Сущего. В смысле, близком к современному, понятие диалектики как развития через противоречие впервые употребил Гегель. Тем не менее идея развития прочно.утвердилась в естествознании. Открытие клеточного строения органического вещества, закона сохранения и превращения энергии, эволюционной теории полностью подтвердили выдвинутые философией предположения о всеобщности развития всех сфер универсума. Диалектика стала пониматься как учение о всеобщей связи и развитии. Диалектическая философия как тип философии провозглашала своим предметом именно универсальные всеобщие закономерности, охватывающие природу, общество и мышление, а также выступала как учение о всеобщей связи. Современные типы и направления философии. Когда мы задаемся вопросами: «Что есть бытие?», «Что есть мышление?» — мы получаем веер различных вариантов ответов. С течением времени они обрастают собственной аргументацией, методологическим инструментарием и превращаются в философские направления. Так, например, если в бытии увидеть прежде всего те связи и закономерности, которые могут быть выявлены наукой и выражены в системе языка посредством знаково-символических средств с использованием формализации знания, то такой взгляд на бытие соответствует специальному направлению — позитивизму, поздней стадией которого является аналитическая философия. Здесь вопрос: «Что есть бытие?» упирается в анализ языка, проблему корректности выражения тех или иных знаний. В рамках аналитической философии осуществился так называемый лингвистический поворот, и за основу всей философии стала приниматься философия языка. Позитивизм, противопоставляя философию конкретным наукам, утверждал научное знание в качестве единственно позитивной формы освоения мира. Метафизика как синоним философии объявлялась лишенной смысла прежде всего с точки зрения логических норм языка. По мнению неопозитивистов, традиционные философские проблемы о смысле жизни, конечном и бесконечном, о первоначалах бытия и атрибутивности универсума формируются с помощью терминов, которые являются псевдопонятиями, так как их определения не поддаются проверке. В этом же русле развивается философия науки, занятая проблемами научно-познавательной деятельности и отвечающая потребности осмыслить сам феномен науки, модели роста научного знания. Если в поиске ответа, что такое бытие, философия останавливалась на позиции, фиксирующей прежде всего бытие как мир человеческого существования, который после двух мировых войн, глобальных цивилизационных потрясений предстал перед человечеством в терминах «заброшенность», «страх», «тревога», «метафизический ужас», «скука» и даже «тошнота», мы вступали в сферу экзистенциализма. Экзистенциальная философия развивалась в двух срезах как религиозная и как атеистическая. Религиозная экзистенци- альная философия понимала бытие как веру и провозглашала акт веры, его проявление на горизонте человеческого бытия способом достижения «подлинного существования». Иной настрой присутствовал в атеистическом экзистенциализме. Бытийное существование Бога отрицается вследствие многочисленных противоречий в определении. Автономное и анонимно самодовлеющее бытие не может обладать сознанием, оно безжалостно к человеку. А это значит, что Бога нет! Когда бытие прочитывалось как феномен жизни, как целостный органический процесс, предшествующий разделению материи и духа, о себе заявляло другое направление — философия жизни. Первичная жизненная реальность выступала в разных формах. В волюнтаризме Ницше она выступала как «воля во власти». У Бергсона жизнь — это космический прорыв, сутью которого является сознание и сверхсознание. У Дильтея и Зиммеля жизнь — поток переживаний, которые носят культурно-исторический характер. Однако во всех трактовках жизнь предстает как процесс творческого становления. Бытие, понятое как действие, и прежде всего действие рационально продуктивное, вводит нас в сферу прагматизма, получившего наибольшее распространение в США. Всякое действие направлено в будущее. Тезис М.Пирса — «Идея вещи есть идея ее чувственных последствий». Истина есть успешность и работоспособность той или иной идеи, ее полезность для достижения цели. При отношении к бытию как к тайне; постигаемой интуитивно, мы сталкиваемся с интуитивизмом. Интуиция противостоит интеллекту и предполагает незаинтересованное погружение в предмет и преодоление дистанции между субъектом и объектом. В интуитивизме знание выступает в форме переживания. Если смысл бытия устанавливается посредством конституирующей деятельности сознания, смыслообразованием предметности, то мы затронули область феноменологии. Бытие схватывается сознанием. Его описание возможно в спонтанно смысловой жизни сознания. Феноменологический метод Гуссерля — это выявление и описание поля непосредственной смысловой сопряженности сознания и предмета. Есть еще одно интересное направление философии, создающее свой специфический образ бытия. Когда бытие распадается на события и важен способ их истолкования и понимания, мы имеем дело с герменевтикой. В ее рамках понимающее толкование — основной способ, каким только и может осуществляться бытие. Реальность, на которую направлено познавательное усилие субъекта, всегда тем или иным способом проинтерпретирована. Для того, чтобы нечто понять, его необходимо объяснить, а для того, чтобы объяснить — понять. Это так называемый герменевтический круг, и задача состоит не в его размыкании, а в том, чтобы в него войти. Все эти лики философии, сколь бы они ни разнились, едины в том, что от имени философии предлагалось то или иное видение мира, назывались те или иные способы его освоения. ЛИТЕРАТУРА 1. Чанышев А.Н. Курс подревней философии. М., 1981. 2. Платон. Соч. В 3-хт. М., 1968-1971. 3. Аристотель. Соч. В 4-х т. М., 1976. 4. Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1960—1970. 5. Богомолов А.С. Диалектический логос. М., 1982. 6. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. 7. Современная западная философия. Словарь. М., 1986.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |