КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки 2 страница
[139] Государственные учреждения в России. Н.Н., 1994. С. 34—39. Здесь же см. другие документы о функциях, работе Сената. [140] Правительствующий Сенат с функциями надзора за органами центрального управления в составе министров, их товарищей, единый для всей Российской империи, мог непосредственно влиять на управление. Судебный сенат — высшая судебная инстанция, половина состава которого назначалась бы короной, половина избиралась бы дворянами. Проект рассмотрен специальным комитетом, членами Госсовета, одобрен большинством, хотя имелись возражения. См.: Проект учреждения правительствующего Сената, представленный М.М. Сперанским в 1811 г. //Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996. [141] См.: Строев В. Н. Столетие собственной его императорского величества канцелярии. СПб., 1912. [142] В 1801 г. Александр I упразднил Тайную экспедицию. В 1805 г. создал Временный комитет высшей полиции для наблюдения за общественным мнением, который через два года преобразовал в Комитет общественной безопасности с правами перлюстрации частной переписки, учредил органы политической слежки, жандармские части в армии, особую канцелярию Министерства полиции, затем — Министерства внутренних дел. Политическим сыском занимались несколько самостоятельных учреждений. [143] Номинальной задачей отделения было провозглашено призрение вдов и сирот, официальным гербом стал белый платок, врученный Николаем I А.Х. Бенкендорфу, который должен был символизировать осушение слез. [144] Помощник А.Х. Бенкендорфа, генерал из прибалтийских немцев М.Я. фон Фок, как и его начальник, отличался беспощадностью, свирепостью. В 1844—1856 гг. главным начальником 3-го отделения был А.Ф. Орлов. [145] Шефом отдельного корпуса жандармов являлся главный начальник третьего отделения, ближайшим помощником его — начальник штаба ОКЖ. Этот пост занимал в 1839—1856 гг. генерал Л.В. Дубельт — основатель особого стиля российской жандармерии. [146] По делам Финляндии функционировали в Петербурге Комиссия (1809—1811 гг.), Комитет (1811—1826 гг.), статс-секретариат (1820—1857 гг.). Несколько еврейских комитетов с 1802 г. рассматривали вопросы оседлости, быта, религии и школы евреев. Сибирский комитет действовал в 1821—1838 гг. Комитет по делам царства Польского — в 1831—1841 гг. Комитет западных губерний — 1831—1838гг. Остзейские комитеты по землям Прибалтики — 1828—1831 и 1849—1850 гг. Кавказский комитет под разными названиями — 1840—1882 гг. [147] Образование Государственного совета. Манифест 1 января 1810 г. Положение о государственном совете. 1 января 1810 г. // Российское законодательство. М., 1988. Т. 6; Государственные учреждения в России; Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М., 1996. Эти учредительные документы, как и другие, составленные М.М. Сперанским, являют образец бюрократического менеджмента. [148] Н.П. Румянцев (1810—1812). Н.И. Салтыков (1812—1816), П.В. Лопухин (1816—1827), В.П. Кочубей (1827—1834), Н.Н. Новосильцев (1834—1838), И.В. Васильченков (1838—1847), В.В. Левашев (1847—1848), А.И. Чернышев (1848—1855). Некоторые из них совмещали в 1812—1865 гг. председательство в Комитете министров. См.: Государственный совет // Отечественная история с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т.1. А—Д. М., 1994. С. 618— 619. [149] Александр I отказался через некоторое время от этой формулы, а его брат Николай I при переиздании свода законов в 1842 г. вычеркнул ее собственноручно из всех документов. Н.М. Карамзин убеждал: «В самодержавии не надобно никакого одобрения для законов, кроме подписи государя, он имеет всю власть». См.: Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991. С. 60. [150] См.: Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. Первая половина XIX в. М., 1981. С.94. [151] После польского восстания 1830—1831 гг. был создан 5-й департамент дел царства Польского. [152] Госсовет нельзя никак сравнивать с законодательными и законосовещательными западными парламентами, которые имели законотворческую инициативу, законодательный статус, выбирались и представляли различные социальные слои. В России император учредил Госсовет, назначил состав его и руководство, вносил законопроекты, своей волей влиял на принятие их, утверждал или отвергал мнение большинства совета, принимал законы без рассмотрения советом, минуя его, осуществлял самодержавно-неограниченную власть короны. [153] См.: Государственные учреждения в России. Н. Н., 1994. С. 53— 57. [154] В законе сказано: «Управление государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое, заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое министерство и находится под непосредственным управлением Министра, коего мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим». См.: Государственные учреждения в России. С. 54. [155] Воплощена идея П.А. Строганова «придать блеск> старым коллегиальным учреждениям путем их министерского обновления, организации центральных ведомств, совещательных советов министерств. [156] В 1810 г. из МВД выделены карательные структуры, образовано особое министерство полиции с чисто полицейскими полномочиями, но через 9 лет слито с МВД. Особая канцелярия МВД присоединена в 1826 г. к собственной Е.И.В. канцелярии. На этой базе создано Третье отделение. [157] Марней Л.П. Формирование структуры министерства финансов в России в первой четверти XIX в. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1998. № 6. С. 43. [158] Главой первого в истории Главного управления водных и сухопутных путей сообщения Александр I назначил своего шурина принца Георга Ольденбургского, приехавшего и обосновавшегося при царском дворе в числе родственников своей сестры. [159] См.: Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996. С. 355—375. Этот документ определял функционирование Центрального отраслевого управления до 1917 г. Изменения были частичными, не затронули принципиальную основу системы. [160] Советы собирали, обобщали сведения о состоянии промышленности, торговли, разрабатывали меры по их развитию, организовали ряд промышленных выставок, торговых ярмарок, поощряли лучшие образцы премиями-, награждали, ходатайствовали перед властью о «пользах и нуждах» промышленников и купцов. Члены советов из фабрикантов, заводчиков, купцов имели статус мануфактур- и коммерц-советников, работали под председательством министра финансов. [161] Внедрение посадок картофеля происходило с применением административных методов в организации так называемых «общественных запашек» и сопровождалось «картофельными бунтами» (1840—1844 гг.). [162] Открыты Лесной, Технологический институты в Петербурге, Московское техническое училище. Для дворянок открыты институты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Саратове, Астрахани, Иркутске. [163] Положением об учебных округах (25 июня 1835 г.) попечителю переданы все функции управления учебными заведениями, при нем созданы совет, канцелярия, учреждена должность инспектора казенных училищ. [164] Великие князья Николай и Михаил возглавляли с 1819 г. обособленные ведомства строевой части артиллерии и инженерных войск. Великие князья Константин, Михаил и сменивший их цесаревич Александр стояли во главе созданного в 1831 г. Штаба его императорского величества по управлению военно-учебными заведениями. Князь А.С. Меншиков был в 1827—1855 гг. главой морского Е.И.В. штаба всего морского ведомства, ему подчинялся морской министр. [165] Помимо существовавших Пажеского и Кадетского корпусов созданы высшие учебные заведения: Военная (с 1855 г. Николаевская) академия Генштаба, Военно-инженерная, Артиллерийская академии. [166] Морское министерство создало Пароходный комитет (1842 г.), издавало «Морской сборник» (с 1848 г.). [167] Министром духовных дел и народного просвещения назначен адмирал А.С. Шишков, министром государственных имуществ — генерал П.Д. Киселев, обер-прокурором Синода — гусарский полковник Н.А. Протасов. [168] См.: Шепелев Л. Е. Министерства в России// Советская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 1980. [169] В составе Ростовской областной администрации функционировали (март 2001 г.) 11 министерств: промышленности, торговли, транспорта, связи, дорожного комплекса; сельского хозяйства и продовольствия; строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства; топлива, энергетики и природных ресурсов; экономики, международных и внешнеэкономических связей; финансов; здравоохранения; труда и социального развития; общего и профессионального образования; культуры; физической культуры, спорта и туризма. [170] См.: Государственные учреждения в России. С. 88-90. [171] По сведениям Третьего отделения собственной Е.И.В. канцелярии 1804г. не брали взяток лишь три губернатора из 50: Писарев в Киеве (очень богатый), А. Муравьев в Таврии (декабрист), Радищев в Ковно (потомок А. Радищева). [172] Первые отделения правления ведали и газетой «Губернские ведомости», издававшейся с 1837 г. в губерниях и областях 2—3 раза в неделю (кое-где ежедневно). Публиковались законы, распоряжения, информация о событиях в мире, стране, губернии, материалы по краеведению, этнографии, фольклору и др. [173] Эти комиссии создавали на случай голода «запасные хлебные магазины», ставшие средством обогащения чиновников. [174] См.: Государственные учреждения в России. С. 93—103. [175] Узаконены ежегодные объезды губернаторами всех уездов, городов, представления лично императору обозрения по итогам ревизий (18 октября 1827 г.), установлены специальные и детальные формы донесений о состоянии органов местного управления, хозяйства, об общем положении губернии императору (копия в МВД). Государственные учреждения в России. Подробнее см.: Поташев Ф.И. Российское губернаторство: институт власти и управления // Местное самоуправление на юге России. Ростов н/Д, 1997. [176] См.: Государственные учреждения в России. С. 104-111. [177] См: Ерошкин Н. Местные государственные учреждения дореформенной России (1801—1860 гг.). М., 1985. [178] В первой половине XIX в. территория империи увеличилась на 20%, население достигло 70 млн. человек. [179] В формулярных списках российских чиновников не было графы о национальности, что отражало полиэтнический характер России. [180] Великим князем являлся император России. Завершилась многовековая распря с Швецией из-за Финляндии. [181] Сейм не созывался в 1809—1863 г. Не принята конституция, хотя проект разработан. [182] В 1801 г. образована Грузинская губерния, в состав которой включена в 1812 г. территория Закавказья, отошедшая к России по Бухарестскому миру. В 1840 г. — Грузино-Имеретинская губерния, куда вошли территории упраздненных Армянской и Имеретинской областей. В 1846 г. она упразднена, образованы Тифлисская и Кутаисская губернии в составе Кавказского наместничества. [183] В 1859 г. был пленен Шамиль, в 1864 г. закончена Кавказская война, в ходе которой погибли тысячи русских горцев, затрачены огромные ресурсы России, пострадали народы Кавказа. [184] В Петербурге, Москве, Финляндии, Польше, Прибалтике, Западной и Восточной Сибири, Оренбурге, Новороссии генерал-губернаторства имели фактически характер наместничеств. [185] В сельских обществах с 1833 г. государственные крестьяне платили повинности на основе круговой поруки. [186] Сельская расправа (1838—1858 гг.) — домашний суд первой инстанции в сельском обществе. Под председательством старшины рассматривала гражданские дела и проступки, присуждала к штрафу до 1 рубля, отдаче на общественные работы до 6 дней, телесным наказаниям до 20 розог. [187] Члены волостного правления утверждались палатой государственных имуществ, подчинялось окружным управлениям государственных имуществ в уездах. [188] Помещичьи крестьяне объединены тоже в сельские общества (общины), для управления делами которых выбирались либо назначались помещиком сельские старосты (не путать со старшинами), выполнявшие разнообразные функции, включая дисциплинарно-полицейские. [189] Отмененные круги восстановлены весной 1917 г. [190] В 1805 г. Новочеркасск стал административным центром Земли войска Донского вместо разжалованного Черкасска. [191] Изменено название территории: вместо «Земли донских казаков» — «Земля войска Донского». Войско Донское поставлено в положение не обособленной части империи, а отдельной области с управлением, сходным с управлением губернией. См.: Сергеев В.Н. Положение об управлении Донского войска 1835 г. как историко-правовой источник // Северо-Кавказский юридический вестник. 1999. № 3. [192] См.: Государственная служба в России. С. 40-43. [193] См.: Фурсов А. Человек-королевство//Труд. 1996. 19 сентября. Автор привел и обращенные к Александру I слова Наполеона, произнесенные серьезно, без шутки: «Не угодно ли Вам будет, государь, променять этого человека на какое-нибудь королевство?». Здесь же указано с сожалением, что в деревне Черкутино Владимирской области, где родился 1 октября 1772 г. М.М. Сперанский в семье, священника, в 1996 г. не преподавалась в сельской школе история из-за отсутствия учителя. [194] Царскосельский (Александровский), Демидовский, Ришельевский (Одесса), князя А.А. Безбородко (Нежин), памяти царевича Николая (Москва) подготовили тысячи своих выпускников для гражданской службы. См.: Егоров А.Д. Лицеи в России // Отечественная история. 2000. № 1. С. 176. [195] Николай I стремился максимально использовать административный ресурс, бюрократизировать управление. Он ввел форменную одежду даже для гражданских чинов, одел чиновников в сословные мундиры. [196] Короткое время работала утвержденная в 1801 г. комиссия П.В. Завадовского по составлению законов, но была распущена, как и несколько предыдущих. Занимался этими вопросами безуспешно и Совет непременный. [197] М.А. Балугьянский был воспитателем Николая I. [198] М.А. Балугьянский включил в состав своих сотрудников профессоров Царскосельского лицея Куницына, Клокова, Арсеньева, выпускников лицея Корфа, Замятина, Илличевского. [199] Издано тогда же 45 томов ПСЗ. Второе издание ПСЗ печаталось потом ежегодно вплоть до законов 1881 г., завершено 55-м томом в 1883 г. Документы с марта 1881 г. вошли в третье издание ПСЗ. [200] Свод законов издан в 1832 г. в 15 томах, переиздан в 1842 и 1857 гг. полностью. В 1833, 1876, 1885, 1886, 1889 гг. изданы отдельные тома с законами по конкретным отраслям управления. В 1885 г. СЗ дополнен 16-м томом (процессуальное законодательство). Структура СЗ не менялась до 1917 г.
[201] СЗ РИ дополнен впоследствии региональными сводами законов, сводом военных постановлений. В 1845 г. создано уложение о наказаниях уголовных и исправительных — первый российский уголовный кодекс, при подготовке использованы 15-й том СЗ РИ и западноевропейские уголовные кодексы. В 12 разделах помещено более 2000 статей. На первое место поставлены наказания за преступления и проступки против государства, религии, порядка управления и за должностные преступления. [202] Николай I снял с себя высший орден Российской империи и наградил М.М. Сперанского на заседании Госсовета, в 1839 г. присвоил ему титул графа. М.М. Сперанский сочетал качества мыслителя и реформатора, проявил ярко, полезно практические государственные способности на постах статс-секретаря, губернатора Пензы, генерал-губернатора Сибири, систематизатора российского законодательства. [203] Были и продолжаются до сих пор попытки считать «Основные государственные законы» конституцией и не менее того, хотя в них воплощена единоличная воля монарха, организация самодержавной власти и управления на абсолютистской основе.
[204] Движение декабризма и стало реакцией прогрессивных кругов российского дворянства на поверхностные, ограниченные и неудачные преобразования Александра I, усиление охранительного консерватизма, контрреформирования государственного управления и других сфер после Отечественной войны. [205] Маркиз де Кюстин. Николаевская Россия. М., 1990. [206] По свидетельствам современников Николай I перед смертью в у 1855 г. якобы осознал крах своих идеалов и 30-летнего управления страной. [207] Отдельные идеи этого проекта, отправленного царем в архив без комментариев, П.А. Валуев ставил так же безуспешно во время восстания 1863 г. в Польше, Литве, Западной Белоруссии. См.: Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел. Т.1. М., 1961. К проектам этим обратились в революционном 1905 г. при изучении проблемы законосовещательного представительного органа. [208] Затея лишь с комиссией стоила П.А. Шувалову поста начальника III отделения и шефа жандармов. [209] Всеподданнейший адрес Тверского дворянства // Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. М., 1991. С. 268— 269. [210] Всех 43 участников совещания арестовали, судили, приговорили к лишению свободы от 2 до 5 лет. [211] Б.Н. Чичерин, юрист, историк, один из основоположников «государственной школы» в российской историографии, избирался городским головой Москвы. К.Д. Кавелин, юрист, историк, автор «Записки об освобождении крестьян» — одного из первых проектов отмены крепостного права. А.И. Кошелев, помещик-предприниматель, издатель-редактор журналов «Русская беседа», «Сельское благоустройство», участник подготовки крестьянской реформы. [212] О других проектах см.: Быстренко В. История государственного управления и самоуправления в России. Новосибирск—Москва, 1997. С. 81-82. [213] Проекты не сопровождались открытыми, гласными, широкими дискуссиями, обсуждениями. [214] Отец Александра II был внуком немецких принца и принцессы, а мать — немецкой принцессой Шарлоттой, дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма (Александра Федоровна в православном крещении), никак этнически не связанных с русской фамилией Романовых, которая для них являлась Символом российского трона. Отношение Александра II к радикальным проектам отразила его резолюция на книге Н.Г. Чернышевского «Что делать?» — «Копать руду», что обрекло автора на каторжные работы в сибирских рудниках. [215] Возвышению роли Госсовета способствовал стоявший во главе его в 1865—1881 гг. сторонник либерального самодержавного реформирования вел. кн. Константин Николаевич, предложивший расширить состав совета для более полного учета своеобразия местных, отраслевых условий при рассмотрении проектов [216] Председателями его были П.П. Гагарин (1862—1864 гг.), М. А. Корф (1864—1871 гг.), С.Н. Урусов (1871—1882 гг.). [217] В 1881 г. председателем Госсовета назначен вел. кн. Михаил Николаевич. [218] Состав и атмосферу заседаний Госсовета можно представить по картине художников И.Е. Репина, Б.М. Кустодиева, И.С. Куликова «Торжественное заседание государственного совета», хранящейся в Русском музее. [219] Подробнее см.: Собко Е.М. Государственный совет и контрреформы //Вопросы истории. 1995. № 11-12. [220] См.: Строев В. Н. Столетие собственной его императорского величества канцелярии. СПб., 1912. [221] Председателями его назначались П.Н. Игнатьев (1872—1879), П.А. Валуев (1879— 1881) и др. [222] В революционном 1905 г. был создан Совет министров, учреждена должность премьер-министра для направления и объединения «действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». См.: Учреждение Совета министров (1905 г.) // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Документы повествуют. Н. Н., 1994. С. 60. [223] В середине XIX в. функционировали министерства внутренних, иностранных дел, военных сухопутных и морских сил, полиции, юстиции, финансов, народного просвещения, государственного казначейства, государственных имуществ, а также на правах министерств главные управления путей сообщения, ревизии государственных счетов (государственного контроля) — всего 12 органов центрального управления. Тринадцатым было министерство императорского двора и уделов на особом положении, которое обслуживало всю многочисленную и постоянно растущую царскую семью, подчинялось лично императору. Общие принципы их функциональной деятельности определялись в основном «Общим учреждением министерств» от 25 июня 1811 г., другими законами, в том числе связанными с работой Комитета и Совета министров. [224] В 1865—1868 и 1880—1881 гг. оно действовало самостоятельно на правах министерства. [225] Работу МВД особенно упорядочили его главы М. Т. Лорис-Меликов (1880—1881), П.И. Игнатьев (1881—1882), Д.А. Толстой (1882—1889), И.Н. Дурново (1889—1895), И.Л. Горемыкин (1895—1899), Д.С. Сипягин (1900—1902). [226] Непосредственным командиром ОКЖ был товарищ министра. [227] Первые директора этого департамента В.К. Плеве (1881—1884) и П.Н. Дурново (1884—1893) действовали решительно, целеустремленно, позднее возглавили МВД. [228] Эту группу составляли Министерство финансов — главный государственный экономический орган, министерства государственных имуществ, путей сообщения и другие органы. [229] Акцизные сборы, особенно питейный, составляли в 70—80-х гг. 35—40% всех государственных доходов. В связи с введением винной монополии Департамент неокладных сборов преобразован в Главное управление неокладных сборов и казенной продажей «питей» (1896). Оно ведало как акцизными сборами, так и продажей спиртных напитков. Совет по делам казенной продажи питей обсуждал законопроекты, устанавливал размеры цен на поставку в казну спирта, продажные цены на спиртные напитки, рассматривал ходатайства о строительстве винокуренных заводов. [230] Главой МНП назначен в 1866г. обер-прокурор синода Д.А. Толстой, совмещавший эти две ответственные должности до 1880 г. Министр народного просвещения И.Д. Делянов перестраивал в 1882—1897 гг. деятельность ведомства на основе указаний Синода и Департамента полиции МВД. [231] Общий устав императорских Российских университетов 18.06.1863 г. // Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996. С. 485. В 12 главах, 145 статьях определены статус, структура, права и преимущества университетов, обязанности и права учащихся (студентов), содержание учебных планов конкретных факультетов, демократический порядок избрания и работы университетского управления, функции совета, ректора, проректора, деканов, условия приема и учебы, условия присуждения ученых степеней кандидата, магистра, доктора наук, присвоения ученых званий доцента, профессора, звания действительного студента. [232] Открыты Новороссийский университет в Одессе на базе Ришельевского лицея (1865 г.), Варшавский на базе существовавшей с 1862г. Главной высшей школы (1869 г.), Томский (1888 г.). Общее число студентов увеличено с 5000 человек в 1860 до 8200 человек в 1880 г., что способствовало заметному росту доли образованного чиновничества. [233] Число губерний увеличено с 51 в 60-е гг. до 78 в конце XIX в. с 10—15 уездами каждая. В связи с расширением территории империи увеличено до 18 и число областей, образованы Сырдарьинская (г. Ташкент), Самаркандская, Ферганская, Закаспийская (Ашхабад), Карская и др. [234] 15% крестьян оставались в этом состоянии по истечении 20 лет после 19февраля 1861 г., когда их принудили заключить в течение двух лет обязательные выкупные сделки или потерять право на земельные наделы.
[235] Высочайше утвержденное «Общее положение о крестьянках, вышедших из крепостной зависимости». 19 февраля 1861 г. // Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М., 1996. С. 463. [236] См.: «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». 19 февраля 1861 г. Раздел II. «Об устройстве сельских обществ и волостей и общественного их управления» // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Документы повествуют... Н.Н., 1994. С. 111—120. [237] Волостной суд избирался сходом ежегодно из 4—12 судей для отправления ими своей должности по очереди. Суд заседал раз в две недели по воскресеньям и в составе трех судей; рассматривал споры, тяжбы между крестьянами, малозначительные гражданские и уголовные дела. [238] Н.А. Милютин утверждал: «Если мы разрушим общину, Россия не продержится и 24 часа. Крестьянский мир — единственный консервативный элемент у нас: все остальные классы исполнены революционных начал, и если дать им власть в руки, черт знает, что из этого выйдет». Цит. по: Христофоров И.А. «Аристократическая» оппозиция реформам и проблема организации местного самоуправления в России в 50—70-е годы XIX века // Отечественная история. 2000. № 1. С. 17. [239] 20 марта 1861 г. было отменено крепостное право в области войска Донского, а в 1870г. реорганизовано станичное управление. «Положением об общественном управлении станиц казачьих войск» 1 июня 1891 г. управление станиц объявлено общественным, установлены статус, функции как станичных сборов, атаманов, правлений, судов, так и хуторских сходов, атаманов. См.: История донского казачества. Ростов н/Д, 2001. С. 217—219. [240] Положение о губернских и уездных земских учреждениях // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Документы повествуют... Н.Н., 1994. С. 120—133.Также см.: Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М., 1996. С. 488—502. Опубликованы одновременно «Временные правила для земских учреждений по делам о земских повинностях, народном продовольствии и общественном призрении» (1 января 1864 г.), «Правила о введении земских учреждений», другие акты. [241] О признаках самоуправления см.: Миронов Б.Н. Социальная история России. Т. 1. СПб., 1999. С. 429; Писарькова Л.Ф. Развитие местного самоуправления в России до великих реформ: обычаи, повинность, право // Отечественная история. 2001. № 2. С. 6. [242] Такой статус гласных отразил художник Г.Г. Мясоедов в известной картине «Земство обедает», хранящейся ныне в Русском музее (С.-Петербург). [243] Владимирской, Вологодской, Воронежской, Вятской, Екатеринославской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Самарской, С.-Петербургской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Таврической, Тамбовской, Тверской, Тульской, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Ярославской. [244] Отсутствие волостного и общероссийского земских собраний позволяло современникам именовать земство «зданием без фундамента и крыши». [245] К.Д. Кавелин видел в земствах необходимую и превосходную школу подготовки русских людей всех классов к участию в государственных делах при будущем представительном строе. И.С. Аксаков приветствовал в земствах перспективные начала всесословности, выборности. Д.А. Милютину земства казались «великим шагом на пути к будущему развитию государственного строя в России», «зачатками будущего парламента». См.: Захарова Л.Г. Воспоминания генерал-фельдмаршала Дмитрия Алексеевича Милютина // Отечественная история. 2000. № 5. С. 116. [246] Уездные и губернские земские собрания подали 51 адрес и 101 ходатайство с августа 1878 по июнь 1882 г. См.: Петров Ф.А. Земско-либеральные проекты переустройства государственных учреждений в России в конце 70-х — начале 80-х XIX в. // Отечественная история. 2000. № 1.С. 34. [247] Городовое положение. 16/28 июня 1870г. // Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М., 1996. С. 511—546. Проект готовился специальной комиссией, перерабатывался неоднократно, откладывался в период реформаторского перерыва 1864— 1870 гг., наконец был рассмотрен в третьем варианте Госсоветом, мнение которого утверждено, императором, признавшим, что оно «соответствует его цели». [248] Сохраняла законную силу Грамота на права и выгоды городам 21 апреля 1785 г.
[249] В 1846 г. введено «Положение об общественном управлении» в С.-Петербурге, в 1862 г. — в Москве, в 1863г. — в Одессе, но была явно недостаточной представительность городского общественного управления в этих городах. При 500-тысячном населении столицы число избирателей составляло лишь 7 тыс. Нечетко разграничивались сферы деятельности органов царской администрации и общественного управления. Заменившая шестигласную общая дума состояла из представителей пяти сословных групп. В распорядительную думу с исполнительными функциями входили, кроме выборных членов, и назначенные администрацией. [250] Подробнее см.: Гл. I, II, III. ст. 1—3 103—115 «О городских имуществах и имущественных делах города», «О благоустройстве», где перечислены конкретно не только хозяйственные, культурные задачи, но и меры по охране, благочиния и порядка. [251] Взаимные жалобы, пререкания рассматривало созданное губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора, в составе вице-губернатора, управляющего казенной палатой, прокурора окружного суда, председателя мирового суда, председателя губернской земской управы, городского головы губернского города, с приглашением управляющего контрольной палатой и представителей других органов царской администрации. [252] Не могли избирать лишенные судом прав состояния; исключенные со службы из сословных обществ; отрешенные от должности; лишенные духовного сана, а также губернатор, члены губернского правления и по городским делам присутствия; чины полиции. За женщин, совершеннолетних (21—24 года) отсутствующих, малолетних и несовершеннолетних могли голосовать по доверенности отцы, мужья, сыновья, братья, зятья, опекуны, попечители. Уполномоченные могли голосовать и за разные ведомства, учреждения, общества, компании, товарищества, монастыри, церкви, уплатившие сбор за недвижимое имущество, торговлю и промыслы в городе.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |