Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривая предложения (supply curve)




Графическое представление соотношения между предложением товара и его ценой (обычно цена откладывается по вертикальной оси, а предлагаемое количество - по горизонтальной). Положительную связь между этими переменными отражает подъем кривой при движении слева направо.

Кривая спроса (demand curve):

Графическая иллюстрация функции спроса(demand schedule). Поскольку график может быть построен только в двух или в трех измерениях, он может показывать зависимость спроса от одной или двух влияющих на него переменных (остальные переменные в этом случае считаются постоянными). Обычно кривая спроса строится как зависимость величины спроса от цены товара. Как правило, такая кривая имеет наклон вниз, слева направо. В отличие от принятого в математике правила при построении кривой спроса цена (независимая переменная (independent variable)) откладывается по вертикальной оси, а величина спроса (зависимая переменная (dependent variable)) - по горизонтальной.

Кругооборот доходов (circular flow of income):

Поток платежей и поступлений между фирмами и домашними хозяйствами внутри страны. Деньги движутся от домашних хозяйств к фирмам в обмен на товары, изготовленные фирмами, и услуги, ими оказанные; деньги движутся от фирм к домашним хозяйствам в обмен на услуги факторов производства, которые последние оказывают. Простое положение о том, что измеренный в деньгах доход домашних хозяйств должен быть равен измеренной в деньгах продукции, выпускаемой фирмами, а также денежным расходам домашних хозяйств на приобретение продукции фирм, составляет основу счетов национального дохода (national income).

“Ловушка бедности” (poverty trap):

Существование многочисленных значительных пособий по бедности (means-tested benefits) может привести к ситуации, при которой для низкооплачиваемого работника установится фактическая предельная ставка налога (т.е. ставка налога на дополнительную единицу дохода), значительно превосходящая 34-процентную ставку подоходного налога (income tax) и выплаты в фонд социального страхования (national insurance), обязательные для большинства рабочих. По мере роста заработков права на пособия либо уменьшаются, либо полностью отменяются в зависимости от уровня доходов и размеров семьи. Таким образом, вполне возможна ситуация, при которой для низкооплачиваемого работника предельная ставка налога превысит 100% и достаточно часты случаи, когда фактическое общее удержание превышает 50% роста оплаты. Диапазон доходов, при котором возможны такие ситуации, называется “ловушкой бедности”.

Лидерство в ценах (price leadership):

Ситуация в промышленности, когда одна фирма проявляет инициативу по изменению цен, и другие фирмы следуют ее примеру. Мож­но выделить три формы лидерства в це­нах - лидерство доминирующей фирмы, барометрическое лидерство и лидерство в результате сговора. Первый случай может возникнуть в тех отраслях промышленно­сти, где доминирует одна крупная фирма, которая после учета величины предложе­ния по каждой цене со стороны остальных мелких фирм устанавливает цену самосто­ятельно как монополист (monopolist). Ос­тальные фирмы в отдельности настолько малы, что вынуждены принять цену, уста­новленную главенствующей фирмой. Барометрическое лидерство характеризу­ется сменами лидера. Поддержка предло­женной цены зависит от того, насколько полно она отражает общие условия рынка. Лидерство в результате сговора характерно для олигополистических рынков, на которых несколько фирм занима­ют примерно одинаковые части рынка и не сильно отличаются по объемам производ­ства и издержкам. В таких условиях ини­циатива любой фирмы отвечает интересам остальных, и их полное согласие составляет основу такой формы лидерства в ценах.

Личный доход (personal income):

Поток дохода, получаемого индивидом или домохозяйством. Доход может быть результатом продажи своего труда и (или) владения активами, либо он может иметь форму трансфертного дохода (transfer income). В США из личного дохода исключаются налоги на прибыль корпораций, нераспределенная прибыль корпораций, чистые процентные платежи бизнеса и взносы в фонды социального страхования, поскольку все они составляют часть национального дохода (national income), не поступающего к частным лицам. Существуют также и некоторые источники доходов домохозяйств, не связанные с непосредственной производственной деятельностью, к которым могут относиться трансфертные платежи государства и бизнеса и личные доходы в форме процентов. Эти суммы, не входящие в национальный доход, должны включаться в личный доход.

Макроэкономика (macroeconomics):

Макроэкономическая теория, изучение поведения экономики в целом. Экономика разбивается на предположительно достаточно однородные составные части - агрегаты, а факторы, определяющие поведение каждой из этих частей, интегрируются для создания модели экономики в целом.

Максимизация прибыли (profit maximization):

Гипотеза, состоящая в том, что фирма стремится максимизировать прибыль (profits). Таким образом, условием максимизации прибыли будет: МС = MR.

Малоценные товары (inferior goods)

- товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода (товары низкого качества). Блага, для которых эффект дохода (income effect) отрицателен, т.е. при прочих равных условиях (ceteris paribus) рост дохода вызывает падение спроса. Если с ростом дохода растет и величина спроса, то благо называется нормальным (normal good). Особым случаем худшего товара является товар Гиффена (Giffen good), для которого отрицательный эффект дохода, возникающий при падении цены, настолько силен, что превосходит эффект замещения. В результате при снижении цены на товар спрос на него падает.

Микроэкономика (microeconomics)

- раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

Минимальный эффективный размер предприятия (minimum efficient scale):

Размер предприятия или фирмы, при котором долгосрочные средние издержки (long-run average costs) будут минимальными. Этот размер может быть не единственным. Эмпирические данные показывают, что, как правило, кривые долгосрочных средних издержек имеют L-образную форму. В этом случае имеется некоторый диапазон размеров предприятия или фирмы, соответствующий минимальному экономически эффективному масштабу.

Многонациональная корпорация (multinational corporation):

Большое предприятие, име­ющее главную штаб-квартиру в одной стране и полностью или частично принад­лежащие ему филиалы в других странах. Такие корпорации работают на между­народном уровне для получения преиму­ществ от вертикальной и горизонтальной экономии от масштаба (economies of scale), а также от их почти монопольного статуса.

Модель (model):

Формальная или неформальная схема анализа, стремящаяся абстрагироваться от сложностей реального мира, но сохранить характеристики экономической системы, позволяющие понять поведенческие, организационные и технические взаимосвязи, лежащие в основе рассматриваемой системы. Модель облегчает объяснение экономических явлений и выработку экономических прогнозов.

Модель выбора между трудом и досугом (work-leisure model):

Модель представляет собой непосредственное приложение теории потребительского поведения к распределению времени. Предполагается, что отдельный работник распределяет свое время между оплачиваемым трудом и нерыночной деятельностью, называемой досугом или отдыхом. Индивид максимизирует для себя полезность (utility) путем выбора сочетания благ (получаемых с помощью труда) и досуга с соблюдением ограничений, накладываемых временем и ценами, которые могут быть объединены в одно бюджетное ограничение. Влияние роста ставки заработной платы может быть разделено на эффекты дохода (income effect) и замещения (substitution effect), однако направление общего влияния не может быть установлено априори (a priori) и зависит от того, превосходит ли отрицательный эффект дохода (в предположении, что отдых является нормальным благом) положительный эффект замещения.

Монополистическая конкуренция (monopolistic competition)

- тип рыночной структуры, возникающий в результате дифференциации товаров и услуг. Монополистическая конкуренция - случай, когда “много конкуренции и мало монополии”, монополистическая власть на рынке относительно невелика. Дифференциация продукта (product differentiation) дает фирмам элемент монопольной власти (monopoly power), - для каждой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену. Однако возможность долгосрочного получения сверхприбыли (super-normal profits) исключается постулированием свободы входа в отрасль (freedom of entry), так что новые фирмы могут разрабатывать и производить различные марки одной и той же продукции при аналогичных издержках производства. В модели сохраняются все допущения, принятые для модели совершенной конкуренции, за исключением однородности продукции (homogeneous product) и абсолютно эластичных кривых спроса.

Монополия (monopoly):

В наиболее узком значении этого слова фирма считается монополистом тогда, когда она является единственным поставщиком однородного (homogeneous) товара, не имеющего заменителей, но имеющего многочисленных покупателей. Такие условия часто называются абсолютной монополией, и при этом кривая спроса (demand curve) на продукт (output) фирмы является рыночной кривой спроса (market demand curve) на этот продукт. Как и совершенная конкуренция (perfect competition), абсолютная монополия не встречается в реальной жизни, а фактические рыночные структуры располагаются в интервале между двумя крайними ситуациями, находясь либо ближе к совершенной конкуренции, либо ближе к монополии.

Монопольная власть (monopoly power):

Способность фирмы или группы фирм влиять на рыночную цену предлагаемых ими товаров или услуг. Ниже мы приведем условия, которые могут стать источником определенной монопольной власти. Наименьший экономически эффективный масштаб производства (minimum efficient of plant) столь велик по сравнению с размером рынка, что только одна фирма может функционировать эффективно. Дифференциация продукции (product differentiation). Входные барьеры (barriers to entry), ставящие потенциальных конкурентов в невыгодное с точки зрения издержек производства положение относительно уже работающих на рынке фирм. Патентное право (patent rights), предоставляющее возможность исключительного использования данного метода производства. Высокие транспортные издержки, создающие благоприятные условия для местных монополий.

Монопсония (monopsony):

В узком смысле этого термина монопсонистом называется единственный покупатель фактора производства (factors of production). Классическим примером монопсонии является город с одним предприятием. В более общем значении монопсонией называют ситуацию рынка труда с ограниченными альтернативными возможностями. Это может быть результатом ограниченных возможностей поиска работы для рабочих или ограниченного числа потенциальных работодателей.

Неизбирательность в потреблении (nonrivality in consumption)

- означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

Неисключаемость в потреблении (nonexclusivity in consumption)

- означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Неконкурирующие группы (non-competing groups):

Для того чтобы выравнивались межпрофессиональные различия заработной платы, необходимо наличие у индивидов права свободного выбора профессии. Если этого нет, то крупные классы профессий могут образовать неконкурентные группы с различиями в зарплате, значительно превосходящими тот уровень, который сложился бы в случае сохраняющегося продолжительное время конкурентного состояния. Первоначально существование неконкурентных групп рассматривалось как следствие неравных возможностей доступа к образованию, поскольку трудности финансирования инвестиции в человеческий капитал (здесь невозможно найти обеспечение для займа) препятствуют накоплению человеческого капитала беднейшими группами общества и исключают их из определенных групп профессий. В последние годы исследования в области этого явления были сконцентрированы на гипотезе двойственности рынка труда (dual labour market hypothesis) и барьерах, создаваемых цеховыми профсоюзами и профессиональными ассоциациями

Несовершенная конкуренция (imperfect competition):

Общий термин, который может использоваться в двух значениях. Первое значение относится к любой форме рыночной структуры, за исключением совершенной конкуренции (perfect competition), и, следовательно, может включать монополистическую конкуренцию (monopolistic competition), олигополию (oligopoly) и монополию (monopoly). Во втором значении термин относится к любой рыночной структуре, кроме совершенной конкуренции (perfect competition) и монополии (monopoly).

Неценовая конкуренция (non-price competition):

Использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей. К методам неценовой конкуренции относятся реклама (advertising), маркетинг (marketing) и инновации (обновление) продукта (product innovation).

Неявные издержки, вмененные издержки (implicit cost):

Альтернативные издержки (opportunity cost) использование тех факторов производства (factors of production), которыми производитель уже обладает и, следовательно, их не покупает и не арендует. Общепринятым примером издержек является фирма, управляемая ее владельцем и использующая, помимо привлекаемых извне факторов производства, время производителя, его организаторские и управленческие способности (вместе называемые предпринимательством (entrepreneurship)). Труд собственника может быть продан другим производителям, и жалованье, которое может быть получено в другом месте, и является временными издержками от использования указанных выше способностей в фирме, управляемой ее владельцем. Эти издержки должны учитываться при расчете прибыли (profit).

Номинальная заработная плата (nominal wage rate) - цена, выплачиваемая за использование труда.

Номинальная ставка процента (nominal rate of interest)

- ставка процента, выраженная в деньгах (рублях, долларах, франках) по их текущему курсу.

Номинальный (nominal):

Прилагательное, относящееся к измерению экономических величин в текущих ценах. Противоположное значение имеет слово реальный (real).

Норма амортизации (rate of depreciation)

- доля основного капитала, подлежащая амортизации (списанию) в текущем году.

Нормальная прибыль (normal profits):

Минимальная прибыль, которую фирма должна получить для продолжения своей деятельности. Это бывает тогда, когда общая выручка просто покрывает все альтернативные издержки (opportunity costs) и имеет место нулевой уровень прибылей.

Нормальное благо (normal good):

Благо, спрос на который падает при уменьшении дохода. Падение цен на нормальные блага ведет к росту реальных доходов, так что эффект дохода (income effect) всегда имеет тот же знак (по отношению к изменению цены), что и эффект замещения (substitution effect) - оба отрицательны.

Нормативная экономическая наука (normative economics)

- наука, изучающая условия достижения индивидами, фирмами или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельности институтов.

"Невидимая рука" (invisible hand):

Термин, относящийся к невидимым процессам координации, обеспечивающим совместимость индивидуальных планов в децентрализованной рыночной экономике (market economy). Впервые это понятие было применено Адамом Смитом (Smith) (Wealth of Nations, Book IV, Ch. II), делавшим упор на роль, которую играет невидимая рука в достижении согласованности интересов. Смит утверждал, что индивид, “стремящийся исключительно к своей собственной выгоде, направляется невидимой рукой к результату, который не входил в его намерения”. Этим результатом является удовлетворение интересов общества. Современный взгляд на эту проблему сводится к тому, что хотя рука, без сомнения, действует, она, скорее всего, страдает артритом.

Олигополистическое поведение (oligopolistic behavior):

Поведение фирм, характеризующееся осознанием взаимозависимости принимаемых решений в таких важных областях, как ценообразование, реклама и инвестиции.

Олигополия (oligopoly):

Ситуация на рынке, при которой фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Манипуляции любой фирмы этими переменными вызывают ответную реакцию конкурирующих фирм. Такие свойства характерны для рынков с немногочисленными продавцами. В экономической теории имеется много моделей олигополии, начиная с моделей, в которых каждый олигополист действует независимо и принимает решения, исходя из некоторого предположения о реакции конкурентов, и кончая моделями, в которых конкуренция преодолевается с помощью сговора и сотрудничества.

Оптимум по Парето (Pareto optimum):

Говорят, что оптимум по Парето существует тогда, когда имеет место такое распределение ресурсов и готовой продукции, при котором отсутствует какой-либо вариант перераспределения, улучшающий, по крайней мере, положение одного индивида и не ухудшающий положения других.

Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК (Organization of Petroleum Exporting Countries (OPEC)):

Международная товарная организация, стремящаяся координиро­вать добычу нефти и ценовую политику стран-экспортеров нефти, входящих в эту организацию. Организация официально была создана в 1960 г. в результате серии инициатив Венесуэлы, направленных на координацию совместных действий стран-экспортеров нефти.

Отрицательный внешний эффект (negative externality)

- эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.