Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая школа: основные идеи и представители




Историческая школа (англ. history school) — направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время); использование в основном индуктивного метода.

В отличие от классиков, которые считали, что экономикой движут 2 фактора: человек и всё человечество, Фридрих Лист говорил, что очень важным фактором в экономике является ещё и национальность.

Наибольшее распространение идеи исторической школы получили в Германии: здесь действовали т. н. старая, новая и юная исторические школы.

Предшественниками германского историцизма в экономической науке считаются немецкие националисты и романтики XIX века: Гегель, Фридрих Карл Савиньи (основатель исторической школы права, от которой и пошло название всего направления), Адам Мюллер и Фридрих Лист.

Основными представителями старой Исторической школы являются В. Рошер, К. Книс и Б. Гильденбранд.

Крупнейшие экономисты новой Исторической школы: Г. фон Шмоллер, А. Шеффле, К. Бюхер, А. Вагнер, Г. Ф. Кнапп, Э. Энгель и Людвиг Йозеф (Луйо) Брентано.

Среди ученых юной исторической школы выделяются: В. Зомбарт, А. Шпитгофф, К. Поланьи, М. Вебер и его брат А. Вебер.

Между представителями юной исторической школы и Густавом фон Шмоллером с одной стороны и австрийской школой маржинализма с другой развернулась дискуссия, получившая название «спор о методах».

В дальнейшем немецкая историческая школа стала истоком для развития институционализма.

Крупнейшими представителями И. ш. в Англии являлись Т. Тук, преподобный Дж. Т. Роджерс, Арнольд Тойнби (1852—1883) (дядя известнейшего ученого XX века), Уильям Каннингем (1849—1919), У. Дж. Эшли, Томас Е. Клифф Лесли (1825—1882), Дж. К. Ингрэм, Дж. Гобсон, Ричард Тауни (1880—1962). Особенно важное значение для истории экономики имели фундаментальные работы Т. Тука.

Среди французских экономистов, работавших в русле исследований И. ш. можно выделить К. Жюгляра, Пьера Эмиля Левассера (1828—1911), Шарля Жида (1847—1932), Франсуа Симиана (1873—1935), Альбера Афтальона (1882—1947), Мишеля Огюста Адольфа Ландри (1874—1956). Интереснейшие работы посвященные различным экономико-историческим проблемам оставили российские ученые Иван Иванович Янжул (1846—1914), Илларион Игнатьевич Кауфман (1848—1916), М. И. Туган-Барановский, И. М. Кулишер.

  1. Кейнсианская революция: экономическая роль государства

В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнс обрушился на

основы классической теории, чем совершил великую революцию в экономической

мысли по макроэкономическим вопросам. Кейнс является родоначальником

современной теории занятости. Многие другие экономисты продолжали

разрабатывать и совершенствовать его учение.

Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода.

Жесткий вывод этой теории состоит в том, что при капитализме просто не

существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Утверждается,

что экономика и может быть сбалансирована, – то есть, может достичь

равновесия совокупного объема производства – при значительном уровне

безработицы и при существенной инфляции. Полная занятость скорее случайна, а

не закономерна. Капитализм не является саморегулирующей системой, способной к

бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм

«развивается сам по себе». Более того, нельзя связывать экономические

колебания исключительно лишь с внешними факторами, такими как войны, засуха и

другие подобные аномалии. Наоборот, причины безработицы и инфляции кроются в

значительной мере в отсутствии полной синхронности в принятии некоторых

основных экономических решений, в частности решений о сбережениях и

инвестициях. Кроме того, цены на продукцию и заработная плата устойчивы к

понижению – значительному снижению цен и заработной платы предшествуют, таким

образом, внутренние факторы, которые в дополнение к внешним вносят свой вклад

в нестабильность экономики.

Кейнсианцы подкрепляют свои утверждения тем, что отрицают сам механизм, на

котором основана классическая платформа – автоматическое регулирование ставки

процента и соотношения цен и заработной платы.

(здесь нужно меня дополнить, не смог переварить информацию всю:()

 

  1. Особенности развития экономической науки в России: становление.

 

Первый русский экономист

Посошков И.Т. (1652-1726): "Книга о скудности и богатстве".

Становление российской экономической науки (конец XVIII-первая четверть XIX в.)

Чулков М.Д. (1743-1793): "Историческое описание российской коммерции".

Третьяков И.А. (1735-1776): "Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государства".

Сперанский М.М. (1772-1839): "План финансов".

Мордвинов Н.С. (1754-1845) - Президент Вольного экономического общества.

Экономические программы декабристов

Петель П.И. (1793-1826): "Русская правда".

Тургенев Н.И. (1789-1871): "Опыт теории налогов".

Становление экономических курсов и изданий

Шторх А.К. (1766-1835): "Курс политической экономии".

Бабст И.К. (1824-1881): "О некоторых условиях, способствующих умножению народного капиталла".

Вернадский И.В. (1827-1884) - редактор журнала "Экономический указатель".

Революционные демократы

Герцен А.И. (1812-1870): "Русский народ и социализм".

Чернышевский Н.Г. (1828-1889): "Капитал и труд".

Марксистская школа

Плеханов Г.В. (1856-1919): "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю".

Ленин В.И. (1870-1924): "Империализм, как высшая стадия капитализма".

Зарождение экономико-математического направления

Дмитриев В.К. (1868-1913): "Экономические очерки".

Слуцкий Е.Е. (1880-1948): "К теории сбалансированного бюджета потребителя".

Выдающиеся теоретики, крупные реформаторы

Туган-Барановский М.И. (1865-1919): "Основы политической экономии".

Витте С.Ю. (1849-1915): "Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве".

Русская историческая школа

Миклашевский А.Н. (1864-1911): "История политической экономии".

Кулишер И.М. (1878-1934): "Лекции по истории экономического быта Западной Европы".

Святославский В.В. (1869-1927): "История экономических идей в России".

Экономическая наука в 20-30-е гг.

Чаянов В.А. (1888-1937): "Организация крестьянского хозяйства".

Кондратьев Н.Д. (1892-1938): "Большие циклы коньюнктуры".

Юровский Л.Н. (1884-1938): "Очерки по теории цены".

Военно-экономическая проблематика

Хмельницкая Е.Л. (1902-1969): "Военная экономика Германии. 1914-1918 гг.".

Вознесенский Н.А. (1903-1950): "Военнная экономика СССР в период Отечественной войны".

Экономико-математическая школа

Канторович Л.В. (1912-1986): "Математические методы организации и планирования производства".

Немчинов В.С. (1894-1964): "Экономико-математические методы и модели".

Новожилов В.В. (1892-1970): "Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании".

Проблемы эффективности общественного производства

Аничкин А.И. (1933-1987): "Наука. Техника. Экономика".

Шаталин С.С. (1934-1997): "Интенсификация общественного производства: социально-экономические проблемы".

Яременко Ю.В. (1935-1997): "Теория и методология исследования многоуровневой экономики".

 

Тут, насколько я понимаю, нужно раскрыть особенности на примере вот этих трудов русских экономистов:)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.