Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и функции государственного и муниципального кредита




Управление долгом.

Формы государственного и муниципального долга.

Понятие и функции государственного и муниципального кредита.

---

Правовое регулирование государственного кредита — одна из наиболее актуальных и сложных проблем государственной экономической политики. Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы, активно используется государством в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль.

Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, т.е. обеспечения финансирования расходов государства либо муниципального образования при наличии бюджетного дефицита. Во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

Государственный и муниципальный кредиты могут быть представлены как в экономическом, так и в правовом аспектах.

Как экономическая категория государственный (муниципальный) кредит представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальным образованием) на добровольных началах и временным использованием свободных денежных средств юридических и физических лиц, т.е. государственный (муниципальный) кредит с экономической точки зрения выступает формой движения ссудного капитала и заключается во вторичном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта.

Финансово-экономические отношения в сфере государственного (муниципального) кредита представлены, с одной стороны, государством, которое может выступать заемщиком временно свободных денежных средств, кредитором и гарантом, с другой — физическими и юридическими лицами, иными государствами и международными организациями. Таким образом, обязательным субъектом правоотношений по государственному (муниципальному) кредиту соответственно является государство в лице органов власти РФ субъектов РФ или муниципального образования.

Как правовая категория государственный (муниципальный) кредит — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе:

привлечения государством (муниципальным образованием) как заемщиком денежных средств физических и юридических лиц на условиях добровольности, срочности, возмездности, возвратности в целях финансирования дефицита бюджета, погашения ранее возникших долговых обязательств, а также регулирования денежного обращения;

предоставления государственных (муниципальных) гарантий;

предоставления государством как кредитором бюджетных средств иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям, бюджетам различных уровней бюджетной системы РФ, юридическим лицам;

управления государственным (муниципальным) кредитом.

В современной российской экономике переходного типа рыночные инструменты дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. Одновременно особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Эффективное использование финансовых ресурсов, привлеченных путем осуществления займов, позволяет государству решать приоритетные экономические и политические задачи.

Так же активно используется в качестве инструмента регулирования экономики государственное кредитование, например с целью поддержания тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм. Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических и политических интересов России в современном мире.

Отношения, складывающиеся в области государственного кредита, носят государственно-властный характер. Несмотря на то что государство является заемщиком (должником), именно государство в одностороннем порядке устанавливает условия, порядок и сроки осуществляемых им заимствований; самостоятельно определяет требования и условия предоставления государственных гарантий; порядок предоставления кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям; устанавливает механизм управления государственным кредитом, определяет инструменты управления. Кроме того, государство заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом.

Основным методом правового регулирования государственного кредита является метод властных предписаний, характерный для отрасли финансового права.

Основу правового регулирования государственного кредита составляют нормы Конституции РФ. Конституционные нормы устанавливают, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе (ч. 4 ст. 75). Часть 3 ст. 104 гласит, что законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Основной блок норм, связанных с регулированием государственного и муниципального кредита, помимо Конституции РФ нашел отражение в БК РФ.

Вопросы государственного кредита аккумулированы в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», где установлены специальные нормы для этого вида государственных долговых обязательств.

Цели и направления государственной долговой политики ежегодно устанавливаются бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации и законами о бюджете.

Отдельные вопросы, связанные с управлением государственным кредитом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций, урегулированы в многочисленных нормативных документах Министерства финансов РФ и соответствующих нормативных актах Банка России, которые являются агентами Правительства РФ по управлению внутренним и внешним долгом соответственно, а также в актах других уполномоченных органов исполнительной власти.

Правовые основы муниципального кредита определены в Законах об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, об эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.