Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что и как мы измеряем?




Попробуем обосновать данную точку зрения на примере тестов ин­теллекта (тестов на выявление от­дельных познавательных способнос­тей и интеллектуальных шкал типа методик Векслера, Амтхауэра и т. п.). Каждое тестовое задание (сис­тема заданий) фиксирует некоторый психологический симптом в виде ме­ры выраженности определенного свойства интеллекта, которое прояв­ляется в специально сконструиро­ванном виде деятельности, на специ­фическом и унифицированном мате­риале, при наличии некоторого ситу­ативного состояния испытуемого (с точки зрения его наличных знаний, эмоционального статуса, мотивации и т. п.). Фактически мы имеем дело с результативным показателем, оцени­вающим правильность и скорость ответа. Можно ли от симптома пере­ходить к диагнозу?


Любой тест — это измерительный инструмент. Медицинский термо­метр — это тоже измерительный ин­струмент. Однако ни один врач, из­мерив температуру больного (т. е. выявив один из симптомов возмож­ного заболевания), не решится по­ставить ему диагноз и, тем более, прогнозировать течение заболева­ния. При этом нелепо было бы предъявлять какие-либо претензии к самому термометру, этому удобно­му и весьма полезному в применении медицинскому прибору. Добавлю еще, что ни одному врачу не придет в голову измерять температуру, ска­жем, с помощью циркуля.

Вернемся к тестам интеллекта. Попытку на основе психологическо­го симптома поставить диагноз (оце­нить уровень реальных интеллекту­альных возможностей) и построить прогноз дальнейшего интеллекту­ального развития личности иначе как профессиональным легкомысли­ем назвать нельзя. А. Анастази в свое время сделала принципиальное заме­чание: ни один тест не в состоянии объяснить причины индивидуаль­ных различий в его выполнении (Анастази, 1982). Какие уж тут «диа­гнозы»!

А сколько можно привести при­меров «эффекта циркуля» в психоло­гическом тестировании, когда опре­деленное психическое свойство изме­ряется неадекватным ему инструмен­том! Школьный тест умственного развития (ШТУР), будучи тестом учебных достижений, тем не менее используется как средство измерения уровня интеллектуального развития учащегося; тест Гилфорда «Способы использования предмета», предназ­наченный для оценки уровня дивер-


 


 

 

 



М.А. Холодная. Психологическое


 


 


гентного мышления (вербальной креативности), применяется как средство измерения «творческой одаренности»; тест «Нарисуй челове­ка», выявляющий степень сформиро­ванное™ навыков изобразительной деятельности, рассматривается как средство измерения «уровня готов­ности к школьному обучению» и т. д. и т. п.

Одним из самых больных вопро­сов психологического тестирования является относительно низкая про­гностическая валидность существую­щих тестов интеллекта. Так, соглас­но современным исследованиям, по­казатели IQ в среднем коррелируют со школьной успеваемостью при ве­личине г = 0,40 - 0,50 (т. е. объясняют всего лишь около 16-25% вариаций учебных достижений учащихся). При этом разброс значений коэффици­ентов корреляции в разных исследо­ваниях колеблется от -0,03 до 0,61 (Дружинин, 1988). Значительно ниже корреляционные связи показателей IQ с успешностью профессиональ­ной деятельности (Трост, 1999; Стернберг, 2002). Например, по дан­ным У. Шнайдера, IQ «экспертов» (высоко квалифицированных про­фессионалов), как правило, не пре­вышает 120 (Schneider, 1993). Таким образом, показатели уровня психо­метрического интеллекта в детском, подростковом или юношеском воз­расте далеко не всегда являются га­рантией достижений личности в зре­лости, поскольку другие аспекты жизни ребенка или взрослого (в том числе «фактор случайного события») могут оказаться более значимыми с точки зрения их влияния на рост индивидуальных интеллектуальных ресурсов.


Нельзя игнорировать и то обстоя­тельство, что многие психометричес­кие тесты интеллекта построены по принципу «делай, как я». Любо­пытное соображение в этой связи вы­сказал А.Н. Поддьяков. Любой тест разрабатывается в рамках созданной автором модели интеллектуальной деятельности, которая строится в том числе и под влиянием специфи­ки его собственного мышления. На­пример, основоположники тестоло-гии были сильными математиками, и их математический склад ума, несо­мненно, сказался на созданных ими тестовых заданиях. Это означа­ет, что, окажись среди составителей тестов люди с другими мировоззрен­ческими установками, мы бы сейчас имели совсем другие тесты (Поддья­ков, 2003).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.