Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема интерпретации результатов тестирования




Применение психометрических тестов исходит из предположения, что интеллектуальное свойство — это линейное (униполярное) измере­ние, которое может быть описано в терминах «низкий показатель — вы­сокий показатель». На самом деле любое психическое свойство — это многомерное образование, имеющее сложный состав. Индивидуальный интеллектуальный ресурс («уровень интеллекта») определяется сбаланси­рованным сочетанием когнитивных способностей разного типа, сформи-рованностью компонентов метаког-нитивного опыта (в том числе стра­тегий непроизвольного и произволь­ного контроля интеллектуальной де­ятельности), наличием индивидуаль-


тестирование и право личности на сооственлый вариант развития



 


ных познавательных предпочтений, интенций и т. д.

Кроме того, на меру выраженнос­ти того или иного свойства интел­лекта может влиять множество фак­торов. Так, низкий результат по ме­тодике Векслера, кроме недостаточ­ного развития соответствующих зна­ний и умений, может быть результа­том низкого уровня социализации, высокого уровня тревожности, низ­кого уровня мотивации, высокого уровня творческих способностей и т. д.; при этом все возможные «при­чины» низкого результата действуют не порознь, а в системе взаимо­связей.

Возникают проблемы и с нашей привычкой интерпретировать низ­кий результат психологического тес­тирования как «плохой», а высо­кий — как «хороший». Такая интер­претация не вполне корректна. Су­ществует множество индивидуаль­ных вариаций в характере выражен­ности различных интеллектуальных свойств, которые невозможно подве­сти под нормы традиционного тести­рования (например, наличие у каж­дого ребенка индивидуального по­знавательного стиля изменяет про­филь его способностей, что проявля­ется в варьировании успешности ис­полнения в разных видах интеллек­туальной деятельности). Соответст­венно отклонение показателей тести­рования в сторону снижения или по­вышения нельзя рассматривать как отклонение от нормы (следователь­но, мы в принципе не вправе сразу же ставить задачу «коррекции» той или иной особенности познавательной сферы ребенка). Любопытно, что в быту мы, как люди здравомысля­щие, полностью согласны с тем, что


«наши достоинства — продолжение наших недостатков, а наши недо­статки — продолжение наших досто­инств».

Наконец, при тестировании ре­бенка дошкольного или школьного возраста важно иметь в виду, что его реальные интеллектуальные возмож­ности проявляются только в процес­се психического развития. Следова­тельно, любое констатирующее од­норазовое тестирование «уровня ин­теллекта» неинформативно, по­скольку оценка действительных ин­теллектуальных достижений предпо­лагает учет индивидуальной «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выгот­ский), связанной с целенаправлен­ным обучением и самообучением ре­бенка с помощью взрослого.

Короче, можно применять любую (т. е. относительно надежную и ва­лидную) психологическую методику. Чего, однако, делать нельзя — это на основе результата ставить конкрет­ному лицу (дошкольнику, школьни­ку, взрослому) диагноз и строить прогноз относительно его будущего. Однако именно это и делается под влиянием введенного в свое время (к несчастью, на мой взгляд) термина «психодиагностика», который уже своей семантикой задает практичес­кому психологу неверные ориен­тиры.

На самом деле психологические методики предназначены для сбора информации о конкретном лице в ре­жиме мониторинга, т. е. психологи­ческое обследование должно отве­чать требованиям комплексности, длительности, многократности, экологической валидности (прово­диться в ситуации реальной жизне­деятельности), субъектной направ-


 


 

 

 


 

 


 



М.А. Холодная. Психологическое


 


ленности (иметь диалогический характер с обязательной обрат­ной связью, включать элементы эмоциональной поддержки, созда­вать условия для самостоятельнос­ти при выборе способа поведения и т. д.).

Важно подчеркнуть, что предва­рительную оценку интеллектуаль­ных возможностей личности психо­лог должен «держать в голове» в форме некоторого вероятностно­го суждения или общего руководст­ва по созданию условий для продук­тивного интеллектуального разви­тия именно этого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Необщительного ребенка (если он этого захочет и если это ему дейст­вительно нужно) можно научить общаться, слишком говорливого — делать паузы и думать про себя и т. д. Таким образом, психологичес­кий диагноз (если уж пользовать­ся этим термином) всегда являет­ся результатом длительной, нап­ряженной профессиональной ра­боты.

Хотелось бы добавить, что даже грамотно и корректно поставленный психологический диагноз никогда не должен, на мой взгляд, переда­ваться человеку (ребенку в первую очередь) в прямой формулировке в силу крайне опасного эффекта «яр­лыка» (впрочем, и в силу высокой ве­роятности ошибочности этого диа­гноза). В связи с этим вспомним притчу о племени, каждый предста­витель которого получил точную ин­формацию о сроках собственной смерти, — племя быстро вымерло, потому что, получив такую инфор­мацию, люди не захотели жить дальше.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.