КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая эффективность человеческого капитала
В целях упрощения примем размеры человеческого капитала равными инвестициям в образование, а доходы от человеческого капитала – разнице в пожизненных заработках двух слоев общества – получивших высшее и среднее образование. Условность этого допущения проистекает оттого, что повышенные заработки лиц с высшим образованием могут объясняться не столько инвестициями в образовании, сколько монополизацией рабочих мест с высоким доходом кругом лиц, имеющих доступ к высшему образованию. Оценка человеческого капитала в денежном выражении может быть осуществлена следующим образом: Ф0 = Ио * Ч, Общий объем человеческого капитала индивидуума рассчитывается также по формуле: У = X0 + RСn, Как рассчитать результаты от использования человеческого капитала? В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим образом: Ч = Дв – Д0, Экономическая эффективность показывает соотношение издержек и выгод. К основным показателям эффективности человеческого капитала относятся отдача затрат на получение образования, интеллектуалоемкость производства и внутренняя норма отдачи затрат на получение образования. Отдача затрат на получение образования определяется по формуле: Внутренняя норма отдачи человеческого капитала (экономики образования) определяется по формуле:
где Чем больше знаменатель, тем больше значение уравнения. но с увеличением периодов времени левая часть уравнения увеличивается, а правая – уменьшается. Чем выше r, тем прибыльнее инвестиции, тем быстрее движутся навстречу друг другу левая и правая части уравнения. С учетом этих условий подбирается такое значение r, что левая и правая части уравнения выравниваются. Это значение r и есть внутренняя норма отдачи. В общем случае, если внутренняя норма отдачи больше банковского процента, то проект эффективен и наоборот. Рассмотрим условный пример расчета экономической эффективности индивидуальных вложений в образование. Предположим, что общий уровень цен остается стабильным в течение четырех лет. Процентная ставка в течение этого периода времени остается стабильной и составляет 10 %. Все связанные с инвестициями в образование затраты и выгоды приводятся к единому моменту времени путем дисконтирования по формуле: Все затраты индивида на обучение включают в себя плату за обучение и упущенные за это время заработки, которые рассматриваются как отрицательные доходы. Затраты на обучение нужно сравнить с ожидаемыми выгодами более высоких заработков после обучения. Пусть у Антона есть два альтернативных проекта. Первый: в течение четырех лет работать клерком в банке и иметь потенциальный заработок в размере 6000 долларов в год. Второй: окончить одногодичные курсы повышения квалификации “Маркетинг в банке” стоимостью 2000 долларов. После окончания курсов ему обещают место специалиста в отделе маркетинга коммерческого банка в течение трех лет. За эти годы Антон рассчитывает получить прирост к своему потенциальному заработку клерка в размере 3000, 4000, 5000 долларов соответственно. Какой из этих проектов выбрать Антону? Для решения задачи нам необходимо определить эффективность проектов, т. е. сопоставить затраты на образование с выгодами от его получения по каждому проекту. Там, где эффективность выше, там проект лучше. В случае обучения на курсах затраты Антона будут состоять из платы за обучение на курсах в размере 2000 долларов и упущенных заработков в размере 6000 долларов. Всего затраты на обучение по этому проекту составят 8000 долларов. А каковы выгоды? В данном случае выгоды – это текущая ценность потока чистых поступлений, получаемых лицом, осуществляющим инвестиции: В случае отказа от обучения затраты Антона составили бы нулевую величину, и соответственно выгоды также были бы равны нулю. Таким образом, проект предусматривает получение образования предпочтительнее отказа от него. На рынке труда в сфере эффективности человеческого капитала характерны следующие тенденции. Во–первых, наблюдается резкий спад доходности человеческого капитала при выходе на пенсию. Во–вторых, внутренние нормы отдачи человеческого капитала выравниваются. Механизм выравнивания таков. В условиях свободной конкуренции недостаток предложения рабочей силы определенной профессии и квалификации вызовет на рынке труда повышение относительного уровня заработной платы данной категории работников. Это приведет к росту отдачи вложений на их подготовку. Увеличение нормы отдачи вложений в образование (профессионально–квалификационную подготовку) приведет к росту численности обучающихся по данной специальности и выходу их на рынок труда. Постепенно предложение повышается, и нехватка рабочей силы данного профессионально–квалификационного уровня на рынке труда устраняется. При равновесии спроса и предложения на рынке труда соотношение между затратами на подготовку рабочей силы данного уровня и уровнем ее оплаты будет оптимальным, а внутренние нормы отдачи будут выровнены. В–третьих, не всякие вложения в образование становятся инвестициями в человеческий капитал, но только те из них, которые способствуют экономическому росту общества. Концепция человеческого капитала позволяет говорить о необходимости многокомпонентной заработной платы. Зарплата любого работника может быть разбита на четыре компоненты. Одна часть зарплаты выплачивается за выполнение должностных обязанностей, и все, кто занимается в данной организации аналогичными обязанностями, получают за это одинаковое вознаграждение. Вторая часть зарплаты определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни. Все сотрудники фирмы получают эту компоненту зарплаты, но ее величина ежегодно регулируется. Выплата третьей компоненты зависит от качества рабочей силы в целом. Четвертая компонента варьируется для каждого работника, и ее величина определяется достигнутыми им результатами в предшествующий период. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ 1. Человеческий капитал представляет собой запас знаний, способностей, навыков и умений человека, которые способствуют его доходам. 2. Концепция человеческого капитала позволяет проанализировать человека с позиций издержек и выгод вложений в него как главный элемент богатства.
ТЕМА 5. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |