Одной из основ конституционного строя России является ее федерализм. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма. Федерализм закреплен в одном из наименований нашего государства – Российская Федерация (ст. 1 Конституции РФ). Федерация – это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее субъектов. Федерация – это сложное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Основными признаками федерации являются: а) территория федерации состоит из территории ее субъектов; б) в федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как правило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты, определяющие их статус; в) территория федеративного государства не составляет единого целого в политико-административном отношении, она представляет собой совокупность территорий субъектов федерации; г) высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру; д) единая судебная система. В настоящее время РФ имеет в своем составе (в соответствии со ст. 65 Конституции РФ) 83 субъекта. Как правило, федеративные государства могут строиться на двух принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу Федерации, и определяется правовой статус субъекта Федерации. В РФ существует два вида субъектов: государственно-территориальные образования – края, области и города федерального значения; национально-государственные образования – республики, автономная область и автономные округа. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом. Федеративное устройство России – это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 5), к которым относятся: 1. Государственная целостность, означает, что РФ – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное государство, включающее другие государства (республики) и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартом и мировому опыту федерального строительства. Россия имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов и обеспечивает свою неприкосновенность. 2. Единство системы государственной власти. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, в верховенстве федеральной Конституции и федеральных законов. Структура государственной власти многосложна. Система государственных органов субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Это направлено на обеспечение единства системы органов российского государства в целом. 3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Он определяет: а) перечень вопросов ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующей компетенцией; б) предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ч. 1 ст. 72); в) полноту власти субъектов Федерации по вопросам, находящимся вне предметов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). 4. Принципы равноправия и самоопределения народов. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком. Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах РФ. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. 5. Равноправие субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Принцип равноправия проявляется: а) в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; б) в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов Федерации всех видов; в) в равном представительстве всех субъектов Федерации в Совете Федерации.
4 вопрос: Республиканская форма правления.
Форма правления – один из элементов формы государства. Форма правления есть способ организации верховной государственной власти. Форма правления характеризуется способами образования высших органов государственной власти, порядком распределения между ними полномочий. В форме правления находит внешнее выражение содержание государства. Различают две основные формы правления: монархия (абсолютная и ограниченная) и республика (парламентарная, президентская, смешанная). Будучи суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления. В статье 1 Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Определяющим признаком этой формы правления является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся наследственным статусом главы государства. Мировой конституционный опыт знает два основных вида республиканских форм правления – президентскую и парламентарную (парламентскую). Каковы же их отличия и какая форма по действующей Конституции характерна для Российской Федерации? Главной отличительной особенностью президентской республики является соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства. В основу системы высших органов государственной власти парламентарной республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В парламентарной республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства. В некоторых современных странах существуют формы правления, сочетающие черты президентской и парламентарной республики. К числу этих стран относится и Российская Федерация. Конституция России закрепила полупрезидентскую, полупарламентарную республику с доминирующим положением президента в структуре власти3. В этой смешанной форме учтены позитивные стороны обеих традиционных форм, в частности стабильность правительства и его подконтрольность парламенту. Республиканская форма правления позволяет гражданам России участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации – Федерального Собрания, а также избирать главу государства – Президента РФ. Республиканская форма правления предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия, наиболее полного отстаивания интересов большинства россиян высшими органами власти, сформированными гражданами России. Таким образом, исходя из нынешнего конституционного статуса федеральных органов государственной власти Российской Федерации, можно сделать вывод: в России конституционно возникла и закрепилась смешанная форма республиканского правления. Она является существенным элементом конституционного строя Российской Федерации.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление