Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Федеративное государство




Одной из основ конституционного строя России является ее федерализм. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.
Федерализм закреплен в одном из наименований нашего государства – Российская Федерация (ст. 1 Конституции РФ). Федерация – это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее субъектов.
Федерация – это сложное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.
Основными признаками федерации являются:
а) территория федерации состоит из территории ее субъектов;
б) в федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как правило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты, определяющие их статус;
в) территория федеративного государства не составляет единого целого в политико-административном отношении, она представляет собой совокупность территорий субъектов федерации;
г) высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру;
д) единая судебная система.
В настоящее время РФ имеет в своем составе (в соответствии со ст. 65 Конституции РФ) 83 субъекта.
Как правило, федеративные государства могут строиться на двух принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу Федерации, и определяется правовой статус субъекта Федерации.
В РФ существует два вида субъектов: государственно-территориальные образования – края, области и города федерального значения; национально-государственные образования – республики, автономная область и автономные округа.
Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.
Федеративное устройство России – это его национально-территориальная организация, структура.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 5), к которым относятся:
1. Государственная целостность, означает, что РФ – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное государство, включающее другие государства (республики) и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартом и мировому опыту федерального строительства. Россия имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов и обеспечивает свою неприкосновенность.
2. Единство системы государственной власти. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, в верховенстве федеральной Конституции и федеральных законов.
Структура государственной власти многосложна. Система государственных органов субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Это направлено на обеспечение единства системы органов российского государства в целом.
3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Он определяет:
а) перечень вопросов ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующей компетенцией;
б) предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ч. 1 ст. 72);
в) полноту власти субъектов Федерации по вопросам, находящимся вне предметов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ).
4. Принципы равноправия и самоопределения народов.
Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им.
Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком.
Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах РФ. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса.
5. Равноправие субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Принцип равноправия проявляется:
а) в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации;
б) в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов Федерации всех видов;
в) в равном представительстве всех субъектов Федерации в Совете Федерации.

 

4 вопрос: Республиканская форма правления.

Форма правления – один из элементов формы государства.
Форма правления есть способ организации верховной государственной власти. Форма правления характеризуется способами образования высших органов государственной власти, порядком распределения между ними полномочий.
В форме правления находит внешнее выражение содержание государства. Различают две основные формы правления: монархия (абсолютная и ограниченная) и республика (парламентарная, президентская, смешанная).
Будучи суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления. В статье 1 Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Определяющим признаком этой формы правления является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характе­ризующейся наследственным статусом главы государства.
Мировой конституционный опыт знает два основных вида республиканских форм правления – президентскую и парламентарную (парламентскую). Каковы же их отличия и какая форма по действующей Конституции характерна для Российской Федерации?
Главной отличительной особенностью президентской республики явля­ется соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства.
В основу системы высших органов государственной власти парламентарной республики положен принцип верховенства парламента, перед кото­рым правительство несет коллективную ответственность за свою полити­ческую деятельность. В парламентарной республике, в отличие от прези­дентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.
В некоторых современных странах существуют формы правления, соче­тающие черты президентской и парламентарной республики. К числу этих стран относится и Российская Федерация.
Конституция России закрепила полупрезидентскую, полупарламентарную республику с доминирующим положением президента в структуре власти3. В этой смешанной форме учтены позитивные стороны обеих традиционных форм, в частности стабильность правительства и его подконтрольность парламенту.
Республиканская форма правления позволяет гражданам России участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации – Федерального Собрания, а также избирать главу государства – Президента РФ. Республиканская форма правления предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия, наиболее полного отстаивания интересов большинства россиян высшими органами власти, сфор­мированными гражданами России.
Таким образом, исходя из нынешнего конституционного статуса федеральных органов государственной власти Российской Федерации, можно сделать вывод: в России конституционно возникла и закрепилась смешанн­ая форма республиканского правления. Она является существенным элемен­том конституционного строя Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.