Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Понятие, признаки и виды политических партий в РФ




Деятельность различных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический прогресс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т. п.). Многопартийность предполагает легальность политической организации, способствует вовлечению в политическую жизнь широких слоев населения.
Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий регулируется Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»2.
Партии, выражая политическую волю своих членов, стремятся к участию в формировании органов государственной власти, а также и осуществлению власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Будучи институтами гражданского общества, политические партии и религиозные объединения одновременно являются организационно-правовыми формами коллективной реализации основных прав и свобод человека и гражданина – права на участие в управлении делами государства, права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, свободы совести, что, соответственно, предполагает и многообразие, известную степень различия выраженных в них ценностей. В частности, в отличие от религиозных объединений, неотъемлемым признаком, характеризующим роль политических партий как института конституционного строя, является их программно-политическая деятельность, осуществляемая посредством выработки и реализации конституционных целей, направленных на сохранение либо преобразование конституционными средствами и методами основ конституционного строя государства3.
Политическое многообразие предполагает возможность свободного выбора для гражданина, состоять ли в любой, действующей в рамках Конституции РФ партии либо не состоять ни в какой партии или другой общест­венно-политической организации (ст. 30 Конституции РФ).
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3 ФЗ «О политических партиях»).
Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
Цель деятельности партий – реализация интересов тех слоев общества, которые они представляют.
Функции политических партий – это основные направления их деятельности по выполнению намеченных целей и задач. Важнейшими функциями политической партии являются:
− разработка и определение своего политического курса в форме программы партии;
− участие в формирование органов власти и местного самоуправления;
− создание политических доктрин и формирование благоприятных отношений в стране к признаваемым ценностям и идеалам.
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
а) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять:

до 1 января 2010 года - не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;
с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года - не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политической партии;
с 1 января 2012 года - не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членов политической партии;
в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

3. Под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Основные принципы деятельности политических партий
1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

6 вопрос: Экономическая основа конституционного
строя РФ: понятие и основные институты.


Конституционные нормы, посвященные экономической системе Российской Федерации, составляют конституционно-правовой институт, являющийся частью системы норм об основах конституционного строя Российской Федерации.
Какую бы общественно-экономическую формацию мы ни взяли, каждая из них характеризуется своим типом экономических (производственных) отношений. Эти отношения обеспечиваются различным уровнем развития производительных сил, различными историческими традициями и условиями.
Взаимосвязь этих отношений и образует экономическую систему любого общества.
Институт экономической системы – это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере экономической жизни общества, обусловленной типом собственности, статусом ее форм и ролью государства в экономике.
Конституционно-правовое регулирование экономической системы включает в себя:
1. Установление единого экономического пространства на всей территории России (ст. 74 Конституции РФ).
Запрещается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8 Конституции РФ).
Необходимость гарантированности единства экономического пространства в условиях России обусловлена ее федеративным устройством, а также наличием в России определенных тенденций централизации власти (сосредоточения ее в федеративном центре), в том числе в социально-экономической сфере.
К наиболее значимым нормативным правовым актам в этой сфере относятся, в частности:
Указ Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г «О едином экономическом пространстве РСФСР».
Федеральный закон от 5 июня 2003 г. «О ратификации Соглашения о правовом обеспечении формирования таможенного союза и единого экономического пространства»
Федеральный закон от 22 апреля 2004 г. «О ратификации Соглашения о формировании единого экономического пространства» и др.
Факторами обеспечения единства экономического пространства являются:
− единство правового пространства;
− установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития России;
− установление единых стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета, запрещение введения и эмиссии4 других денежных знаков, корме рубля.
2. Провозглашение свободы экономической деятельности.
Обеспечение свободы экономической деятельности – это право граждан и их объединений на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Однако, поощряя свободу экономической деятельности, Конституция РФ запрещает деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Конституционная норма о свободе экономической деятельности конкретизируется рядом законодательных актов, в частности Гражданским кодексом РФ;
Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Названные акты определяют организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направленным на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
3. Создание рыночной экономики.
Характерной особенностью Конституции 1993 года является приоритет фактического понимания принципов рыночной экономики перед формальным. В документе нет ни понятия «рыночная экономика», ни главы, специально посвященной экономической системе страны. Однако ст. 8 Конституции РФ содержит достаточно точное определение рыночной экономики, которое дается через ее основные характеристики: гарантии прав собственности, свобода предпринимательства, поддержка конкуренции, единство экономического пространства. Характерно, что среди важнейших функций государства, определяющих пределы возможного его вмешательства в экономику, выделяются прежде всего фундаментальные либеральные ценности – защита собственности и поддержка конкуренции.
Роль государства в этом процессе сводят к осуществлению двух функций:
а) установление в законах правил поведения субъектов экономической деятельности;
б) контроль за соблюдением этих правил.
4. Закрепление роли государства в экономике через полномочия органов государственной власти.
Например, Правительство РФ воздействует на экономическую систему страны через ее бюджетно-финансовую составляющую (п. «а», «б» ст. 114 Конституции РФ) и управление федеральной собственностью (п. «г» ст. 114 Конституции РФ).
5. Провозглашение и развитие института собственности, равная защита всех форм собственности.
Конституция Российской Федерации исходит из того, что для экономической системы России характерна собственность в ее различных формах – частной, государственной, муниципальной и иных. При этом все формы собственности признаются и защищаются равным образом (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).
Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом.
В любом развитом обществе существуют две основные формы собственности – частная и публичная. Все остальные формы всегда производны от них.
Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности.
1. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.
2. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Государство создает одинаковые условия для развития всех форм собственности, обеспечивает их равную правовую защиту. Собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, которые не противоречат закону. Право собственности может распространятся на любое имущество, за исключением выведенного из гражданского оборота по соображениям государственной и общественной безопасности.
Конституция РФ закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 35). В ст. 9 устанавливается, что земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Условия и порядок пользования землей определяются Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г.
В РФ отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируется Гражданским кодексом и иными законодательными актами РФ, а также законодательными актами республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, издаваемых в пределах их полномочий.
Таким образом, под экономической системой понимается основывающийся на определенной материально-технической базе строй экономических отношений, его характер и формы собственности, принципы производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта и организацию управления экономикой.
Таким образом, для нормального и эффективного функционирования российской экономики необходимо обеспечить:
1. Единство экономического пространства.
2. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
3. Поддержка конкуренции.
4. Свобода экономической деятельности.
5. Защиту и обеспечение устойчивости рубля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.