Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Императивный и свободный мандат: понятие, составные элементы, отличительные черты

Читайте также:
  1. Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
  2. Акционерные общества: понятие, виды, порядок создания
  3. Блоки и составные операторы
  4. Валютный курс: понятие, виды, режим. Факторы изменения валютного курса.
  5. Внутренний и внешний аудит. Общие и отличительные черты. Особенности правового регулирования.
  6. Вопрос 1 Понятие, нормативное регулирование и порядок формирования консолидированной отчётности
  7. Вопрос 12: «Рынок: понятие, условия возникновения. Функции рынка.
  8. Вопрос 15. Управленческая стратегия. Ее элементы, виды, тактика.
  9. Вопрос 2 Понятие, состав, значение бухгалтерской отчётности и требования, предъявляемые к ней
  10. Вопрос 22. Понятие, причины, виды и формы конфликтов.
  11. Вопрос 3. Понятие, задачи, система и функции органов дознания
  12. Вопрос 4. Понятие, задачи и система органов предварительного следствия.



Конституционно правовой статус члена Совета Федерации и депутатов Государственной Думы определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы Федерального Собрания РФ» от 8 мая 1994 г. (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г.) и др. федеральными законами.
Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией и др. нормативными правовыми актами.
Депутатом Госдумы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – это обусловленные социально-политической сущностью общества их права и обязанности, закрепленные нормами права и обеспеченные соответствующими гарантиями.
Элементами правового статуса являются: депутатский мандат; права, обязанности и ответственность депутатов; гарантии депутатской деятельности.
Основное различие между депутатами Госдумы и членами Совета Федерации определяется тем, что депутаты Госдумы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по назначению или избранию органами государственной власти субъектов РФ. Депутаты Думы представляют весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют субъекты РФ.
Одним из элементов правового депутата Государственной Думы является депутатский мандат.
Социально-политическая природа депутатского мандата заключается в том, что, с одной стороны, депутат – полномочный представитель народа, с другой – представитель государственной власти, а с третьей – член коллегиального представительного органа.
В основе возникновения депутатского мандата лежат два основания:
1.Волеизъявление избирателей.
2.Добровольность принятия депутатского мандата.
Свободное волеизъявление избирателей влечет за собой добровольность принятия гражданином депутатского мандата.
Законы о выборах требуют от каждого кандидата письменного заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, и каждый кандидат в депутаты в любое время до выборов может в письменной форме снять свою кандидатуру.
На правовой статус влияет также наличие свободного и императивного депутатского мандата.
Под свободным мандатом понимаются полномочия, когда депутат не должен быть связан наказами избирателей, а действовать в парламенте исходя из своих убеждений, в интересах всего народа.
При свободном мандате не может быть отзыва депутатов, а ответственность он несет не перед своими избирателями, а перед народом в целом.
Напротив, императивный мандат предполагает полномочия, полученные депутатом от своих избирателей при условии, что он обязан выполнять их наказы и нести перед ними ответственность за свои действия.
Если депутат не выполняет свои предвыборные обещания или вообще работает в парламенте неудовлетворительно, то избиратели вправе отозвать его.
Следовательно, депутат не свободен в выборе позиции при решении вопросов в парламенте, он должен служить не народу в целом, а своим избирателям.
В юридической литературе нет единства в понимании содержания императивного мандата.
Наиболее распространенным является мнение, которое включает в понятие императивного мандата следующие три элемента:
1. Наказы избирателей депутатам.
2. Отчетность депутатов перед избирателями.
3. Право избирателей на досрочный отзыв депутатов.
Дискуссии о том, какую форму депутатского мандата считать более предпочтительной, ведутся постоянно. Некоторые ученые считают императивный мандат наиболее приемлемым депутатским мандатом (А.В. Зиновьев Конституционное право: учеб. пособие, М., 2002. – С. 78). Но большинство специалистов и ученых придерживаются мнения, что на федеральном уровне все же предпочтительнее свободный депутатский мандат.
Исходя из того, что вышеуказанный закон не содержит положений о наказах избирателей, отчетах депутатов перед ними и возможности досрочного отзыва депутата избирателями, можно сделать вывод о свободном мандате депутата Госдумы.
Но свободный мандат все же обременен некоторыми чертами императивного мандата, так согласно ст. 8 Закона депутат призван работать с избирателями, рассматривать их обращения и информировать их о своей депутатской деятельности, что, по сути, является неким отчетом перед избирателями.



 





Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2206; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.210.130
Генерация страницы за: 0.013 сек.