Конституционно правовой статус члена Совета Федерации и депутатов Государственной Думы определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы Федерального Собрания РФ» от 8 мая 1994 г. (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г.) и др. федеральными законами. Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией и др. нормативными правовыми актами. Депутатом Госдумы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – это обусловленные социально-политической сущностью общества их права и обязанности, закрепленные нормами права и обеспеченные соответствующими гарантиями. Элементами правового статуса являются: депутатский мандат; права, обязанности и ответственность депутатов; гарантии депутатской деятельности. Основное различие между депутатами Госдумы и членами Совета Федерации определяется тем, что депутаты Госдумы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по назначению или избранию органами государственной власти субъектов РФ. Депутаты Думы представляют весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют субъекты РФ. Одним из элементов правового депутата Государственной Думы является депутатский мандат. Социально-политическая природа депутатского мандата заключается в том, что, с одной стороны, депутат – полномочный представитель народа, с другой – представитель государственной власти, а с третьей – член коллегиального представительного органа. В основе возникновения депутатского мандата лежат два основания: 1. Волеизъявление избирателей. 2. Добровольность принятия депутатского мандата. Свободное волеизъявление избирателей влечет за собой добровольность принятия гражданином депутатского мандата. Законы о выборах требуют от каждого кандидата письменного заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, и каждый кандидат в депутаты в любое время до выборов может в письменной форме снять свою кандидатуру. На правовой статус влияет также наличие свободного и императивного депутатского мандата. Под свободным мандатом понимаются полномочия, когда депутат не должен быть связан наказами избирателей, а действовать в парламенте исходя из своих убеждений, в интересах всего народа. При свободном мандате не может быть отзыва депутатов, а ответственность он несет не перед своими избирателями, а перед народом в целом. Напротив, императивный мандат предполагает полномочия, полученные депутатом от своих избирателей при условии, что он обязан выполнять их наказы и нести перед ними ответственность за свои действия. Если депутат не выполняет свои предвыборные обещания или вообще работает в парламенте неудовлетворительно, то избиратели вправе отозвать его. Следовательно, депутат не свободен в выборе позиции при решении вопросов в парламенте, он должен служить не народу в целом, а своим избирателям. В юридической литературе нет единства в понимании содержания императивного мандата. Наиболее распространенным является мнение, которое включает в понятие императивного мандата следующие три элемента: 1. Наказы избирателей депутатам. 2. Отчетность депутатов перед избирателями. 3. Право избирателей на досрочный отзыв депутатов. Дискуссии о том, какую форму депутатского мандата считать более предпочтительной, ведутся постоянно. Некоторые ученые считают императивный мандат наиболее приемлемым депутатским мандатом (А.В. Зиновьев Конституционное право: учеб. пособие, М., 2002. – С. 78). Но большинство специалистов и ученых придерживаются мнения, что на федеральном уровне все же предпочтительнее свободный депутатский мандат. Исходя из того, что вышеуказанный закон не содержит положений о наказах избирателей, отчетах депутатов перед ними и возможности досрочного отзыва депутата избирателями, можно сделать вывод о свободном мандате депутата Госдумы. Но свободный мандат все же обременен некоторыми чертами императивного мандата, так согласно ст. 8 Закона депутат призван работать с избирателями, рассматривать их обращения и информировать их о своей депутатской деятельности, что, по сути, является неким отчетом перед избирателями.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление