Вопрос об исполнительной власти является одним из самых труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в конкретный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов решения социальных проблем. Исполнительная власть представляет собой подсистему (ветвь) государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного преимущественно административного права. Однозначного понимания исполнительной власти в практике и законодательстве РФ пока не сложилось, однако важная изменение во взглядах в этом направлении произошла после принятия Конституции 1993 г., которая внесла существенные изменения в правовую основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР (1978 г.). И сравнительный анализ Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. позволяет констатировать, что теперь в конституционно-правовом статусе Правительства РФ более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, урегулирована ответственность Правительства РФ за проведение социально-экономических преобразований в стране. Конституция РФ 1993 г. существенно изменила порядок формирования Правительства, подход к определению его полномочий и предусмотрела систему формирования федеральных органов исполнительной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ федеральное Правительство осуществляет государственную власть в РФ наряду с Президентом страны, Федеральным Собранием и судами РФ. В ст. 110 Конституции РФ уточняется: Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ. Порядок формирования, состав, структура и компетенция Правительства РФ регулируется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. с изм. и доп. от 1 июня 2005 г. «О Правительстве РФ». Процедуры и порядок осуществления Правительством РФ его полномочий устанавливаются в Регламенте Правительства РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. Исполнительная власть представляет собой подсистему (ветвь) государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения. Правительство – это коллегиальный орган. Все важнейшие вопросы его компетенции решаются исключительно на заседаниях членов Правительства РФ и, соответственно, принимаются коллегиально. Для исполнительной власти характерны следующие признаки:1 а) исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти. Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви; б) исполнительная власть самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках единой государственной власти или же ее механизма. в) действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например: статус федеральных и региональных органов исполнительной власти). г) отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. д) исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти в Российской Федерации (ст.77 Конституции Российской Федерации), Таковы четко определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти. е) исполнительная власть в соответствии с Конституцией РФ организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов Федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий 2. ж) исполнительная власть не может отождествляться лишь с административной властью. Подобное отожествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т. административного принуждения. Однако административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью. з) исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция. Службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.
Как высший исполнительный орган государственной власти РФ Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ, разрабатывает меры социально-экономического развития страны, обеспечения правопорядка. Выполняя свои задачи, Правительство РФ взаимодействует с другими органами государственной власти, например с Президентом РФ, который вправе присутствовать на его заседаниях и указы которого оно обязано исполнять.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление