Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Понятие и структура судебной власти в РФ




Вопрос: Отставка Правительства РФ: основания и порядок.


Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ. Однако Конституцией РФ предусмотрена возможность отставки Правительства РФ. Ч. 1 ст. 117 Конституции РФ предусматривает право Правительства РФ подать в отставку. В данном случае последнее слово остается за Президентом РФ: он может принять и отклонить эту отставку. При отклонении отставки Правительства РФ Президентом РФ оно продолжает осуществлять свои полномочия в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 117 Конституции РФ Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. В этом случае Правительство РФ обязано подчиниться решению Президента РФ. Согласно ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Если это произойдет, Президент РФ вправе объявит ь об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу. Таким образом, в зависимости от того, что в конкретной политической обстановке предпочтет Президент РФ, повторное выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ может окончиться или отставкой Правительства, или роспуском этой палаты Федерального Собрания. Иного решения Конституция РФ не предусматривает.
Конституция РФ в ч. 4 ст. 117 предоставляет право Председателю Правительства РФ поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии откажет, то Президент РФ в течение семи дней должен принять решение оботставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
В случае отставки или сложения своих полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования но­вого Правительства РФ (ч. 5 ст. 117 Конституции РФ).

Судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти, о которых Конституция РФ говорит в ст. 10, закрепляя принцип разделения властей.
В Конституции РФ термин «судебная власть» раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. Наряду с этим термином в Конституции РФ употребляется термин «правосудие», которым обозначается содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям закона. Но следует иметь в виду, что в литературе оба термина нередко употребляются как идентичные.
Отсутствует даже единый подход к самому определению судебной власти. Так, анализируя понятие «судебная власть» Гуценко и Ковалев пишут «Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу… властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не ее исполнитель».
Дмитриев и Черемных определяют судебную власть как « систему государственных и муниципальных органов, обладающих предусмотренными законом властными полномочиями, направленными на установление истины, восстановлении справедливости и наказании виновных ».
Лазарева пишет: « Судебную власть можно определить как исключительное полномочие суда по разрешению социальных конфликтов правового характера ».
Не умаляя и не отрицая выше предложенных определений мы запишем следующее определение судебной власти:
под судебной властью следует понимать самостоятельный и независимый вид государственной власти, осуществляемый судебными органами посредством установленных законом видов судопроизводства.
Согласно п. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом судебная власть призвана осуществлять правосудие и обеспечивать законность в жизни общества.
Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.
Правосудие имеет свои специфические признаки:
− оно осуществляется от имени государства;
− осуществляется специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.
Основными задачами судебной власти являются:
1) обеспечение и защита от нарушений прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
2) решение возникающих в обществе конфликтов и споров на основе закона;
3) контроль за законностью актов органов государственной власти и должностных лиц;
4) применение мер юридической ответственности за виновные противоправные деяния.
Судебная власть, как и другие ветви власти самостоятельны, но эта самостоятельность не является абсолютной. Разделение властей существует в форме взаимодействия между властями законодательной, исполнительной и судебной. Такое взаимодействие имеет много конкретных проявлений.
Например, законодательная власть издает законы, на основе которых действуют исполнительная и судебная власти, участвует в формировании органов каждой из них. Так, Федеральное Собрание РФ посредством федерального конституционного закон учредило судебные институты, выстроило иерархию судебных органов, определило их компетенцию. Судебная власть в свою очередь может влиять на власть законодательную, прежде всего через полномочия судебного конституционного контроля, который позволяет признавать законы, акты исполнительной власти не соответствующими Конституции. Такое право судебной власти, по мнению некоторых исследователей, поднимает авторитет суда выше авторитета другого органа власти, поскольку суд может отменить решение этого органа, а тот не может отменить решение суда (об этом писал Лифшиц в своей монографии Судебная практика как источник права). Кроме этого, судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, более того, своим толкованием права суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.
Как уже отмечалось, носителем судебной власти в РФ является совокупность судебных органов, образующих судебную систему.
Единую судебную систему России образуют:

  1. федеральные суды;
  2. конституционные (уставные) суды;
  3. мировые судьи субъектов РФ.

В соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. единство судебной системы обеспечивается:
− установлением судебной системы России Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;
− соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями правил судопроизводства;
− признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
− финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
К федеральным судам относятся следующие:
1) Конституционный Суд РФ;
2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды;
3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (это кассационные суды и они являются вышестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов Федерации), арбитражные суды субъектов РФ.
К судам субъектов РФ относятся:
1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Забегая вперед необходимо сказать, что конституционный (уставной) суд субъекта Федерации, может создаваться субъектом РФ за счет собственных бюджетных средств, для рассмотрения соответствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта конституции (уставу) субъекта Федерации, а также толкования конституций (уставов) субъектов Федерации. Право субъектов РФ учреждать конституционные (уставные) суды было закреплено ФКЗ о судебной системе РФ.
2) мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Федерации.
Таким образом, судебная система состоит из нескольких судебных подсистем, или юрисдикций:
1. Суды конституционной юрисдикции, к которым относятся: Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Эти органы судебной власти можно назвать одним из обязательных атрибутов современного правового демократического государства.
2. Суды общей юрисдикции включают: а) Верховный Суд РФ - возглавляет систему судов общей юрисдикции; б) верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; в) районные суды; г) военные суды.
3. Суды арбитражной юрисдикции включают а) Высший Арбитражный Суд РФ; б) федеральные арбитражные суды округов; в) арбитражные суды республик и других субъектов РФ.
В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях не могут появиться на свет какие-либо псевдосуды или трибуналы, выпадающие из судебной системы.

Таким образом, рассмотрев первый вопрос сделаем следующие выводы:
■ Судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти.
■ Взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти осуществляется на основе сдержек и противовесов.
■ Судебная власть призвана осуществлять правосудие и обеспечивать законность в жизни общества.
■ Носителем судебной власти в РФ является совокупность судебных органов, образующих единую судебную систему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.