Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность предложения. Концепция ценовой эластичности спроса применима также и к предложению




Концепция ценовой эластичности спроса применима также и к предложению. Суть ее в следующем: если производители чувствительны к изменениям цен, то предложение элас­тично, и наоборот.

Эластичность предложения по цене – показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле:

 

Процентное изменение объема предложения

ЕS = Процентное изменение цены

 

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предло­жения, является количество времени, имеющегося в распоря­жении производителей, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспосо­биться к данному изменению цены, тем больше изменится объ­ем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. Почему? Да потому, что реакция производите­лей на рост цены продукта Х зависит от их способности пере­распределять ресурсы в пользу производства продукта Х за счет сокращения производства других продуктов. А перерас­пределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее «подвижность» ресурсов. Следовательно, чем больше изменится объем производства, тем выше будет эластичность предложения.

Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, полезно провести различие между периодами.

Кратчайший рыночный период. Это такой период, когда производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична, так как фермер может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена.

Краткосрочный период. Это период, когда производственные мощности можно использовать более или менее интенсивно. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса. Такая реакция со сторо­ны производства будет означать более высокую эластичность предложе­ния продуктов, а цена будет ниже, чем в примере с кратчайшим рыноч­ным периодом.

Долговременный период. Это (долгий) период, когда фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся рыночной ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав от­расли, а старые — покинуть ее. В долговременном периоде изменения оз­начают еще более эластичную кривую предложения. Кривая предложе­ния долгосрочного равновесия дает новую цену, несколько более высо­кую, чем первоначальная цена. Почему более высокую? Потому что от­расль с растущими издержками производства ведет к росту цен на по­требляемые в ней ресурсы. Иначе говоря, расширение отрасли приведет к растущим издержкам.

В случае с отраслью с постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения была бы совершенно эластичной, а новая це­на была бы равна первоначальной цене.

 

27. Потребительское поведение. Теории полезности Рыночный спрос формируется из совокупности решений о покупке отдельных потребителей. В достижении своих предпочтений потребитель всегда ограничен величиной располагаемых средств. Значит, в процессе принятия решения речь идет об оптимизации полезности – о достижении максимально доступной полезности при заданных бюджетных ограничениях. Результат процесса оптимизации – принятое решение о структуре и количестве приобретаемых по определенным ценам благ называется потребительским выбором. Проблема измерения полезности – одна из самых сложных в экономической теории. В виду того, что понимание полезности весьма индивидуально, психологично, неустойчиво и относительно, измерить полезность впрямую представлялось экономистам очень сложным. Возможно, ли вообще найти такой показатель? В зависимости от ответа на этот вопрос сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов. Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которое потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага. Кардиналисткую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл. Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилях. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно. И возникла альтернативная кардиналистской (количественной) концепции ординалистская (порядковая) теория полезности. Согласно этой теории стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а возможностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем. Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилях, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности. Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос. Ординалистская (порядковая) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале. Ординалистская (порядковая) теория полезности является альте6рнативной кардиналистской (количественной) теории полезности. Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф.Эджуорт (1845-1926), итало - швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной. Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор – меньшее удовлетворение, 3-й набор – еще меньшее удовлетворение и т.д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами. С практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.   28.Социально-экономическая сущность предпринимательства. Развитие теории предпринимательства можно охарактеризовать как последовательно возникающие «три волны». «Первая волна» (XVIII в) акцентировала внимание на рискованности как главной отличительной черте предпринимательства. Ее представитель - французский экономист Р. Кантильон, по мнению которого предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям. «Вторая волна» в осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Ее представитель Йозеф Шумпетер (1883-1950), по мнению которого в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать «новую комбинацию» факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация. «Третья волна» отмечает особые личностные качества предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решении, наличие управленческих способностей). Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с акцентированием на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя. Предпринимательство- это особый вид экономической активности (целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Коротко сущность предпринимательства можно выразить в его принципах: • ориентация на человека; • беззаветное служение покупателю. • создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, соблюдение этических форм поведения. • постоянное стремление вырваться вперед, опередить конкурента. Так формируется философия предпринимательства, основными чертами которой являются: творческая активность, прагматизм, этичность (рис. 9.1)
 
 

 

 


Рис. 9.1 – Структура категории «предпринимательство»

Субъекты предпринимательства, основным из которых является предприниматель, в общем виде представлены на рис. 9.2.

 

       
   
 
Партнер
 

 


Рис. 9.2 – Субъекты предпринимательской деятельности

Объект предпринимательской активности товар, продукт, услуга - то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения и потребления.

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, главным образом возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации - предпринимательской среды, под которой понимается, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, также личная свобода предпринимателя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.