Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и правовое регулирование основных средств исправ­ления осужденных




 

Среди основных средств исправительного воздействия зако­нодатель не случайно поставил на первое место режим. Под ре­жимом понимается урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания нака­зания, обеспечивающий исправление осужденного и подготовку его к жизни в обществе. Режим призван выполнять различные функции. Во-первых, поскольку режим есть порядок исполнения наказания, то прежде всего в нем сосредоточено содержание то­го или иного вида наказания. Он включает в себя весь комплекс правоограничений и лишений для осужденных, свойственных данному виду наказания, т.е. режим содержит в себе элементы кары и несет карательную функцию.

Режиму свойственны также воспитательная и обеспечиваю­щая функции. Реализуя кару, требования режима вынуждают осужденного соблюдать правила внутреннего распорядка, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение. В этом прояв­ляется воспитывающая сущность режима.

Кроме того, установление определенного порядка при ис­полнении наказания служит задаче управления людьми, нахо­дящимися в специальном учреждении и подвергающимися в этой связи целому комплексу мер воздействия.

Таким образом, требования режима вторгаются во все сферы жизнедеятельности учреждений и органов, исполняющих нака­зание. Он создает правовые и организационные основы реали­зации других средств исправительного воздействия на осужден­ных. В этом выражается его обеспечивающая функция.

Итак, режимные требования и способы их обеспечения втор­гаются во все стороны жизни и деятельности учреждений и ор­ганов, исполняющих наказание. Все осужденные, представители администрации и иные лица, так или иначе соприкасающиеся с деятельностью этих учреждений и органов, обязаны с ними счи­таться и их неуклонно выполнять.

Воспитательная работа. Несмотря на то, что и режим отбы­вания наказания, и иные определенные законом средства ис­правления выполняют воспитательную функцию, законодатель в качестве самостоятельного, одного из основных средств ис­правления осужденных, определяет воспитательную работу. За­кон не дает нормативного определения понятия воспитательной работы. В литературе ее определяют как совокупность меро­приятий, обеспечивающих нравственное, правовое воспитание осужденных, повышение их культурного уровня, сознательности и дисциплины, ставящих цель оказать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков.

В прошлом воспитательная (политико-воспитательная) рабо­та в значительной степени строилась на идеологических прин­ципах. Однако практика свидетельствует, что осужденным в пе­риод отбывания наказания должны прежде всего прививаться элементарные навыки социально полезного поведения. Поэтому ставить, как это было раньше, задачу искоренения всех антисо­циальных свойств личности в неблагоприятных для этого усло­виях отбывания наказания нереально, а на практике - невыполнимо.

Воспитательная работа лишена каких-либо карательных эле­ментов, поскольку основывается на методах психолого-педагогического воздействия. Однако она осуществляется в рамках режима отбывания наказания, который требует определенного порядка и соблюдения осужденными дисциплины при проведении воспитательных мероприятий.

В настоящее время среди комплекса мер воспитательного воздействия свое место находит религиозное просвещение осу­жденных. Воспитательная работа с осужденными регламентиру­ется нормами права в основных чертах. Они определяют ее за­дачи, принципы, важнейшие направления и формы. Ограничен­ный объем правовой регламентации применения данного сред­ства исправления оправдан, поскольку он предоставляет необ­ходимые возможности в использовании методов педагогики и психологии.

Общественно полезный труд осужденных традиционно в за­конодательстве, регулирующем исполнение наказаний в нашей стране, рассматривали в качестве одного из основных средств их исправления. Однако его роль в теории и на практике нередко гипертрофировалась: такой труд представлялся в качестве осно­вы всего процесса исправления и перевоспитания осужденных, а исправительно-трудовые учреждения выступали как производ­ственные предприятия, которые были обязаны выполнять госу­дарственный план и приносить прибыль. В настоящее время в политике и законодательстве в сфере исполнения уголовных на­казаний смещен акцент с трудового на уголовно-исполнительный. Вместе с тем труд продолжает занимать важ­ное место при исполнении многих видов уголовных наказаний. В особенности это относится к осужденным, отбывающим нака­зание в виде лишения свободы, ибо рост числа осужденных, не занятых трудом, значительно осложняет криминогенную обста­новку в местах лишения свободы.

Следует подчеркнуть, что международные акты о правах че­ловека и обращении с осужденными признают обязательность труда осужденных (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных пра­вил обращения с осужденными). А Международный пакт о гра­жданских и политических правах (п. 3 ст. 8) не относит работу, которые выполняют лица, находящиеся в заключении, на осно­вании распоряжения суда к категории принудительного или обязательного труда.

Положительное отношение к труду является одним из важ­ных показателей оценки поведения осужденных, критерием улучшения их правового статуса. Труд осужденных регулирует­ся в основном нормами трудового законодательства.

Получение осужденными общего образования и профессиональ­ной подготовки является действенным средством их исправле­ния. Многочисленные исследования и практика свидетельству­ют, что повышение общеобразовательного и профессионального уровня находятся в тесной взаимосвязи с поведением осуж­денных в период отбывания ими наказаний. При этом установ­лена четкая тенденция зависимости улучшения их поведения от роста общеобразовательного уровня. Особенно это важно для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Закон предусматривает положение о том, что общеобразова­тельное и профессиональное обучение осужденных поощряется и учитывается при оценке личности осужденного, влияет на его правовой статус. Особенности организации данной формы вос­питательного воздействия в отношении разных категорий осуж­денных будут освещены в последующих главах.

К числу основных средств исправления осужденных новое уголовно-исполнительное законодательство относит воспита­тельное воздействие, оказываемое на них со стороны различных субъектов общественности. Ранее общественное воздействие рассматривалось в качестве одного из принципов исправитель­но-трудового законодательства и деятельности органов и учре­ждений, исполняющих уголовные наказания. Поэтому был на­коплен богатый опыт его применения. Хорошие результаты да­вала, например, шефская работа трудовых коллективов пред­приятий, учреждений, учебных заведений, которая проводилась как во время отбывания осужденными наказания, так и после их освобождения при проведении мер, направленных на ресоциализацию освобожденных.

В последние годы эффективность деятельности общественно­сти в сфере исполнения наказания резко снизилось. Неэффек­тивно работают наблюдательные комиссии и комиссии по де­лам несовершеннолетних, редко осуществляется шефство трудо­вых коллективов над исправительными учреждениями, практи­чески прекращена работа общественных воспитателей несовер­шеннолетних и т.д.

В то же время не вызывает сомнения необходимость и полез­ность привлечения различных субъектов общественности к ис­правлению осужденных. По мере укрепления государства и пра­вопорядка эта работа будет расширяться. Поэтому изучение и анализ различных форм, средств и методов общественного воз­действия на процесс исправления осужденных необходимы. Тем более, что в последние годы появились новые формы и субъекты этого воздействия в особенности в отношении осужденных, от­бывающих наказания в местах лишения свободы. Нынче вновь возрождаются попечительские советы при воспитательных ко­лониях; все более активно вовлекаются в этот процесс служите­ли различных религиозных концессий. К местам лишения сво­боды интерес проявляют благотворительные фонды, которые оказывают помощь осужденным не только во время отбывания наказания, но и после их освобождения, а также пресса, депута­ты и т.д. На практике вырабатываются новые формы и методы общественного воздействия на осужденных.

Кроме названных, которые законодатель определяет как ос­новные средства исправления, в отношении осужденных приме­няются и другие формы и методы воспитательного воздействия, направленные на их исправление, например, рациональное применение мер поощрения и взыскания, дифференциация и ин­дивидуализация исправительного воздействия на осужденных.

Итак, из сказанного следует, что исправление осужденных можно определить как воспитательный процесс, включающий в себя как элементы наказания (карательная часть режима) так и собственно воспитательных мер, состоящих из дисциплини­рующей части режима, воспитательных мероприятий, общеоб­разовательного и профессионального обучения осужденных.

Как и любой другой воспитательный процесс он осуществля­ется с целью социализации личности, т.е. формирования у чело­века определенных свойств, качеств и навыков. В отношении осужденных это не обычная социализация, а ее ресоциализация (исправление), предполагающая изменение личности, формиро­вание у осужденного социально позитивных качеств, необходи­мых для правопослушного поведения, причем цели ресоциализации совпадают с целями наказания. Это также является осо­бенностью воспитательного процесса, а точнее - карательно-воспитательного процесса осужденных.

К особенностям воспитательного процесса следует отнести и то, что он осуществляется, как правило, в условиях пребывания личности в социально-негативной среде, а нередко и в кримино­генной обстановке.

Следующая особенность карательно-воспитательного про­цесса заключается в том, что его продолжительность строго ог­раничена в приговоре суда сроком отбывания наказания.

И, наконец, особенностью указанного процесса является то, что многие вопросы, связанные с его реализацией, регулируются нормами уголовно-исполнительного законодательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.