Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое положение лиц, отбывающих показание в виде лишения свободы




 

Лишение свободы как вид уголовного наказания заключается в принудительной изоляции преступника от общества с возло­жением обязанности подчиняться установленным в местах ли­шения свободы правилам поведения, соблюдение которых обес­печивается постоянным и всесторонним надзором за ним со стороны администрации учреждений, исполняющих наказания.

В судебной практике Российской Федерации лишение свобо­ды традиционно занимает значительное место среди других ви­дов наказаний. Так, осуждение к этому виду наказания состави­ло: в 1992 г. - 36,5%; 1993 г. - 37,3%; 1994 г. - 39,5%; 1996 г. - 33,9 % от общего числа осужденных*.

* См.: Преступность и правонарушения. М., 1997. С. 168.

 

В соответствии с действующими нормами, определяющими правовой статус лиц, лишенных свободы, основой его содержа­ния следует считать обязанности и права осужденных, установ­ленные для граждан РФ с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из порядка и условий отбывания в конкретном виде исправитель­ного учреждения.

Лишение свободы с юридической точки зрения представляет собой комплекс правоограничений: одних прав и свобод осуж­денный лишается полностью, в других - ограничивается, тре­тьи - претерпевают видоизменения. Если говорить о лишении осужденного основных (конституционных) прав и свобод, то слова «лишение свободы» прежде всего означают невозмож­ность свободного передвижения осужденного по территории РФ и выбора им места жительства, т.е. права и свободы, гарантиро­ванные гражданину ст. 22 и 27 Конституции РФ.

Так, осужденные к лишению свободы, обязаны весь срок на­казания находиться в исправительном учреждении. Им запре­щено нарушать линию охраны объектов исправительных учре­ждений. Побег из мест лишения свободы, согласно ст. 313 УК, является преступлением. Вместе с тем определенным категориям осужденных разрешен выезд за пределы территории исправи­тельных учреждений. Так, работающим осужденным предостав­ляется ежегодный оплачиваемый отпуск от 12 до 24 рабочих дней с правом выезда за пределы исправительного учреждения. Кроме того, осужденным, содержащимся в исправительных и воспитательных колониях, а также оставленным в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы мест лишения свободы в связи с исключительными личными обстоя­тельствами сроком до 7 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно. Время нахождения осужденного вне пределов исправительного учреждения засчитывается в срок отбывания наказания.

Ограничения или лишения определенных прав и свобод гра­ждан в статусе осужденного могут закрепляться не только в за­коне, но и в приговоре суда в виде дополнительного наказания, например, лишения права заниматься определенной деятельно­стью; а также в правилах режима, устанавливающих постоян­ный надзор за осужденными.

Многие конституционные права и свободы граждан в статусе осужденного могут быть не исполнены не прямо в силу их зако­нодательного запрета, а косвенно, например, в силу режима ис­полнения наказания. Рассмотрим это на примере конституцион­ного права на образование. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на образование. Основное об­щее образование обязательно, в том числе и для осужденных к лишению свободы, не достигших возраста 30 лет, что закрепле­но ст. 112 УИК. Кроме того, осужденным, желающим получить среднее (полное) образование, администрация учреждения и органы местного самоуправления обязаны создать необходимые условия для этого.

В отношении получения высшего образования в уголовно-исполнительном законодательстве никаких норм не содержится. Другими словами, его получение теоретически возможно, но практически оно не реализуемо, ибо это связано с созданием в этих учреждениях специальных учебно-консультационных пунк­тов, что в настоящее время практически нереально. Возмож­ность покидать пределы этих учреждений осужденным по при­чине учебы в вузах законодательство не предусматривает.

Резко ограничивается право гражданина пользоваться дос­тижениями культуры и искусства (ст. 44 Конституции РФ), по­скольку характер наказания в виде лишения свободы ограничи­вает возможности личности знакомиться с этими достижениями в условиях изоляции от общества и ограничения в свободе пе­редвижения.

Свобода научного, технического и других видов творчества осужденных ограничивается в связи с тем, что в распоряжение осужденного не предоставляются необходимые для этого усло­вия. Однако они имеют определенные возможности заниматься рационализаторской и изобретательской работой, участвовать в кружках художественной самодеятельности, заниматься изобра­зительным искусством. Их авторские права, права изобретате­лей и рационализаторов охраняются законом.

Конституция РФ гарантирует гражданам свободу слова, пе­чати, собраний, митингов, демонстраций, шествий. Однако ре­жим лишения свободы исключает возможность предоставления перечисленных свобод в полном объеме. Они имеют возмож­ность выступать на собраниях, в многотиражных и стенных га­зетах учреждений, но все собрания осужденных, как и печать, организуются и находятся под контролем администрации.

Неприкосновенность жилища и охрана личной жизни, тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, провоз­глашенные основным законом, на осужденных не распростра­няются. Их вещи, спальное место и они сами могут быть под­вергнуты обыску или досмотру с целью обнаружения и изъятия запрещенных предметов, а корреспонденция и передачи подле­жат цензуре и досмотру.

Итак, значительное количество конституционных прав и свобод граждан в правовом статусе осужденных к лишению свободы ограничивается, видоизменяется или вообще отсутст­вует. Однако многие из конституционных прав и свобод граж­дан целиком и полностью реализуются в правовом статусе осу­жденного. Например, положения ст. 19 Конституции РФ о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, язы­ка, происхождения, имущественного и иного положения, отно­шения к религии и т.д. сохраняются в правовом положении осу­жденного. Аналогично решаются и положения ст. 21 Конститу­ции РФ о том, что «никто не должен подвергаться пыткам, на­силию, другому жестокому или унижающему человеческое дос­тоинство обращению и наказанию», или. ст. 48 о гарантиях на право получения любым гражданином квалифицированной юридической помощи и т.д.

Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей. Как гражданин РФ, осужден­ный обязан уважать Конституцию и другие российские законы, соблюдать правила общежития, уважать интересы других лиц, бережно относиться к государственному имуществу и т.д. Но ограничения есть и в этой сфере. В частности, лица, отбываю­щие наказание в виде лишения свободы, в мирное время не при­зываются в ряды Вооруженных Сил (ст. 20 п. 1; ст. 21 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

Одно из основных общегражданских прав гражданина, за­крепленное Конституцией РФ, - право на труд в правовом ста­тусе осужденного к лишению свободы превращается в его обя­занность трудиться. Согласно ст. 103 УИК РФ, каждый осуж­денный к лишению свободы обязан трудиться.

Осужденные привлекаются в труду, как правило, на предпри­ятиях исправительных учреждений, на государственных пред­приятиях или предприятиях иных форм собственности при ус­ловии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой дея­тельностью.

Осужденный, отбывая наказание в местах лишения свободы, является субъектом не только конституционных, но и иных за­крепленных законодательными актами правоотношений, в ча­стности, гражданско-правовых. С гражданско-правовой точки зрения осужденные продолжают оставаться праводееспособными субъектами имущественных отношений, хотя и здесь их пра­вовой статус претерпевает изменения.

Право собственности осужденного ограничивается в части приобретения, владения, пользования и распоряжения опреде­ленными видами имущества. Так, осужденному запрещается иметь наличные деньги, ценные бумаги и определенные вещи. Он лишен права совершать имущественные сделки с другими осужденными в отношении имущества, находящегося в его лич­ном пользовании. В качестве покупателя в местах лишения свободы осужденный может выступать лишь при приобретении продуктов питания и предметов первой необходимости в торго­вой точке учреждения.

В отношении имущества, находящегося вне мест лишения свободы, осужденный остается субъектом права собственности, но непосредственно пользоваться принадлежащим ему имуще­ством не имеет возможности. Распорядиться своим имуществом, т.е. вступить в договорные отношения купли-продажи, обмена, дарения, завещания, наследования, если они не требуют личного исполнения, осужденный может, действуя через своего предста­вителя по договоренности. В данном случае видоизменяется не само право, а порядок его осуществления.

Ряд договорных правоотношений, возникших до осуждения, сохраняется, например, договор займа. Другие могут быть пре­кращены или отстрочены. Общегражданские права и обязанно­сти осужденных составляют основу их правового статуса.

Особое место в правовом положении осужденных составляют их специфические права и обязанности, которые условно можно разделить на два вида. Специальные права и обязанности пер­вого вида связаны с ограничениями в общих правах и обязанно­стях осужденных. Так, право осужденного на переписку, свида­ние, получение посылок или передач, право распоряжаться лич­ным временем, право на приобретение и хранение разрешенных перечнем продуктов питания и предметов первой необходи­мости и др. является следствием ограничения осужденного в праве распоряжаться собой и результатами своего труда, участ­вовать в общественной жизни и т.д. Некоторые права, напри­мер, право личной свободы, трансформируются в обязанность осужденного постоянно находиться в пенитенциарном учрежде­нии, а право устраивать свою личную жизнь и свой быт в соот­ветствии со своими представлениями и вкусами - в обязанность строго соблюдать распорядок дня, содержать в чистоте жилые помещения, соблюдать правила личной гигиены, в запрет выве­шивать фотографии, репродукции, открытки на стенах и тум­бочках, наносить себе и другим лицам татуировки и т.д. Огра­ничения в праве вступать в любые имущественные правоотно­шения оборачиваются запретом продавать, дарить или отчуж­дать иным способом в пользу других осужденных предметы, из­делия и вещества, находящиеся в личном пользовании.

Права и обязанности второго вида реализуют в правовом статусе уголовно-правовые и уголовно-исполнительные право­отношения. К ним относятся право на улучшенные условия со­держания, на условно-досрочное освобождение, право осужден­ных женщин на проживание вне колонии и т.п.

Специфические права и обязанности осужденных регулиру­ются нормами уголовно-исполнительного права. В настоящее время наряду с УИК, они определяются прежде всего «Прави­лами внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреж­дений» 1997 г., специальными Постановлениями Правительства РФ, например, Постановлением «Об установлении минималь­ных норм питания и материально-бытового обеспечения осуж­денных к лишению свободы» от 8 июня 1997 г. Специфические права и обязанности носят не только карательно-воспита­тельный характер, но и выполняют функции обеспечения посто­янного надзора за осужденными, предотвращают нарушения режима, рецидив. Естественно, что специфические права и обя­занности прекращаются с освобождением осужденных из мест лишения свободы.

После освобождения из мест лишения свободы большинство общегражданских прав осужденных восстанавливается. Необ­ходимо отметить, что не всегда правовой статус освобожденных из мест лишения свободы автоматически восстанавливается до статуса обычного правопослушного гражданина РФ, но это уже не связано с отбыванием наказания, а вытекает из так называе­мого института судимости.

В данном параграфе мы ограничились рассмотрением прежде всего общих вопросов правового положения осужденных, отбы­вающих наказание в местах лишения свободы. Это необходимо, чтобы избежать повторений, когда речь пойдет о характеристи­ке основных средств пенитенциарного воздействия на осужден­ных, видов режима уголовно-исполнительных учреждений и других проблем, в которых вопросы правового статуса осуж­денных будут также анализироваться.

Подводя итог рассмотрению вопроса о правовом положении осужденных к лишению свободы можно констатировать, что осужденные как граждане Российской Федерации обладают об­щегражданскими правами и свободами, установленными Кон­ституцией и другими федеральными законами. Однако часть установленных законом прав и свобод граждан для осужденных к лишению свободы существенно ограничивается. Кроме того, осужденные наделяются рядом специфических прав, законных интересов и обязанностей.

Глава VI. Система учреждений и органов, исполняющих наказания

§ 1. Виды и задачи учреждений и органов, исполняющих наказания

 

Исполнение уголовных наказаний является необходимым условием и одним из важнейших элементов системы борьбы с преступностью. Оно осуществляется специфическими средства­ми и методами, установленными законодательством, реализа­ция которых возлагается на государственные учреждения и ор­ганы, которые нередко специально создаются для этих целей.

Так исполнение лишения свободы согласно ст. 73 УИК воз­лагается на исправительные учреждения. На них также возлага­ется исполнение наказаний в виде ограничения свободы, ареста и смертной казни.

Для исполнения наказаний в виде обязательных работ, лише­ния права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ в струк­туре органов МВД созданы уголовно-исполнительные инспек­ции*. Наказания в отношении военнослужащих исполняются специальными дисциплинарными воинскими частями Мини­стерства обороны, командованием гарнизонов и воинских час­тей, учреждений и иных воинских формирований, в которых проходят службу эти военнослужащие**. На суды возложено ис­полнение наказаний в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или почетного звания, класс­ного чина и государственных наград.

* Согласно ст. 22 Федерального Закона от 3 июля 1998 г. уголовно-исполнительные инспекции передаются в уголовно- систему Минюста РФ по мере создания необходимых условий, но не позднее 2000 г.

** См. Российская газета. 1997 г. 18 июня.

 

Кроме того к исполнению наказаний привлекаются: а) администрация организаций, в которых работают лица, ли­шенные по приговору суда права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью; б) органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разреше­ние на зачете соответствующей деятельностью; в) должностные лица и соответствующие органы, ранее присвоившие осужден­ным звание, классный чин или наградившие государственной наградой. К учреждениям и органам, исполняющим наказания, они не относятся, поскольку реализуют приговор суда в отно­шении конкретных лиц, а не видов наказания.

Таким образом, функции исполнения уголовных наказаний возлагаются, как правило, на специальные государственные ор­ганы, создаваемые в рамках Министерства юстиции или Мин­обороны РФ, либо судебных исполнителей. Остальные участни­ки уголовно-исполнительных правоотношений участвуют в ис­полнении приговора суда в отношении конкретных осужденных к тому или иному виду наказания.

Применяемые в Российской Федерации уголовные наказания разнообразны и многоплановы. Часть из них имеет долговре­менный процесс исполнения, другие ограничиваются разовыми действиями. Ряд наказаний связан с лишением или ограничени­ем свободы, большинство - не имеют такого карательного воз­действия. Однако при всем многообразии уголовных наказаний (соответственно и процесса их исполнения) можно выделить общие задачи и цели учреждений и органов, исполняющих нака­зания. Такую возможность дает законодатель, формируя цели и задачи уголовного наказания, а также цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.

В ст. 43 УК в качестве целей наказания определено восста­новление социальной справедливости, исправление осуждения, предупреждения ими совершения новых преступлений. Соглас­но ст. 1 УИК целями уголовно-исполнительного законодатель­ства являются исправление осужденных и предупреждение со­вершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Следует отметить, что в ранее действовавших УК и ИТК РСФСР формулировки статей, определяющих цели нака­зания и цели исправительно-трудового законодательства, были идентичны. В новых законодательных актах они несколько от­личны текстуально, но по существу однозначны. Так, ст. 1 УИК не закрепляет в качестве цели уголовно-исполнительного зако­нодательства, «восстановление социальной справедливости». Однако это не означает, что уголовно-исполнительное законо­дательство игнорирует цель восстановление социальной спра­ведливости.

Справедливость - категория универсальная, она пронизывает все сферы общественных отношений. В праве она находит свое­образное преломление, поскольку все его нормы должны отве­чать началам справедливости и морали. Норма права, лишенная этих начал, не может эффективно выполнить присущие ей функ­ции и задачи.

В процессе исполнения наказаний восстановления социаль­ной справедливости законодатель добивается реализацией та­ких принципов уголовно-исполнительного права как гуманизм, рациональное применение мер принуждения и др. Кроме того на восстановление социальной справедливости работает и ре­шение задач по социально-трудовой адаптации осужденных по­сле освобождения.

В качестве основных задач органов и учреждений, испол­няющих наказания, законодатель (ч. 2 ст. 1 УИК) предусматри­вает следующие: обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания; оказание исправительного воздействия на осужденных; охрана их прав, свобод и интересов; оказание осу­жденным помощи в социальной адаптации.

Наряду с перечисленными основными задачами учреждения и органы, исполняющие наказание, выполняют конкретные спе­цифические для них задачи, являющиеся производными от ос­новных. Особенно это характерно для исправительных учреж­дений, задачи которых в последние годы видоизменяются и до­полняются.

§ 2. Назначение и виды учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы

 

Состояние преступности в стране и состав преступников в настоящее время определяют, что основным видом уголовного наказания является лишение свободы, исполнение которого возлагается на специально создаваемые для этого органы - ис­правительные учреждения.

Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», ввел понятие «уголовно-исполнительная система». Из содержания Закона следует, что уголовно-исполнительная система включает в себя три элемента или под­системы: 1) учреждения и органы, непосредственно исполняю­щие наказания в виде лишения свободы; 2) органы управления системы; 3) предприятия и учреждения, специально создаваемые для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной систе­мы.

В свою очередь каждую из этих подсистем в научных и прак­тических целях также целесообразно рассматривать в качестве системного образования. Согласно ч. 1 ст. 74 УИК РФ в систему учреждений, исполняющих лишение свободы, входят: исправи­тельные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, а также следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

На середину 1997 г. в систему Главного управления исполне­ния наказаний (ГУИН) МВД РФ входили 742 исправительные колонии, 61 колония для несовершеннолетних осужденных, 13 тюрем и 17 следственных изоляторов, СИЗО). В них по данным МВД РФ по состоянию на 1 июля того же года содержалось 1,03 млн. подследственных и осужденных к лишению свободы*.

* Известия. 1997. 26 июля.

 

Правовой основой для выделения конкретных видов испра­вительных учреждений являются прежде всего положения ст. 58 УК РФ: тяжесть совершенного преступления, количество суди­мостей. Кроме того, создание этих учреждений происходит с учетом следующих оснований: территориального, демографиче­ского (пол, возраст осужденного); медицинского (состояние здоровья); исправительного (поведение осужденного во время отбывания наказания); а также с учетом бывшей профессии (осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов содержатся в отдельных исправительных учреждениях).

По указанным основаниям законодатель (ч. 2 ст. 74 УИК) выделяет из системы исправительных учреждений несколько видов исправительных колоний, в которых отбывает основная масса осужденных, достигших совершеннолетия: колонии-посе­ления; исправительные колонии - общего, строгого и особого режима.

Закон предусматривает два вида колоний-поселений: для осу­жденных за преступления, совершенные по неосторожности; для осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов, в порядке поощрения в соответствии с по­ложениями ч. 2 ст. 78 УИК РФ.

В исправительных колониях общего режима отбывают нака­зание впервые осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести и тяжких преступлений; а также лица, осужденные за преступле­ния, совершенные по неосторожности, и. лица, осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет.

При рецидиве преступлений, если осужденный отбывал нака­зание в виде лишения свободы, наказание отбывается в испра­вительных колониях строгого режима. Там же содержатся и мужчины, впервые осужденные за совершение особо тяжких преступлений, и женщины при особо опасном рецидиве престу­пления.

Осужденные мужчины при особо опасном рецидиве, а также лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы, и осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожиз­ненным лишением свободы, отбывают наказание в исправи­тельных колониях особого режима. Причем, согласно ст. 125-127 УИК, названные категории осужденных содержатся раздель­но, в специальных для каждой из них колонии.

В тюрьмах содержатся осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве, а также осужденные, переведен­ные за нарушение установленного порядка отбывания наказа­ния в исправительных колониях общего, строгого и особого ре­жимов. Кроме того, в тюрьмах могут содержаться осужденные, согласно ст. 77 УИК, оставленные для выполнения работ по хо­зяйственному обслуживанию.

Для отбывания наказания в виде лишения свободы несовер­шеннолетними создаются воспитательные колонии. В воспита­тельных колониях содержатся в основном несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет. Однако в них могут быть оставлены осужденные до достижение 21 года. Это обычно связано с необ­ходимостью продолжения обучения в школе, потребностью производства и т.п. Решение об оставлении таких лиц в воспи­тательной колонии принимает начальник колонии с санкции прокурора.

Воспитательные колонии организуются двух видов режима - общего и усиленного.

Несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетние женского пола отбывают наказания в воспитательных колониях общего режи­ма; несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие ли­шение свободы, - в воспитательных колониях усиленного режи­ма (ч. 6 ст. 88 УК РФ).

Для осужденных к лишению свободы и признанных больны­ми алкоголизмом и наркоманией, а также страдающих психиче­скими расстройствами, не исключающими вменяемости, созда­ются специализированные лечебные исправительные учрежде­ния. Кроме того, в этих учреждениях содержатся больные токсикоманией, ВИЧ-инфицированные, а также больные туберку­лезом в открытой форме или не прошедшие полного курса лече­ния венерического заболевания, к которым по решению меди­цинской комиссии применяется обязательное лечение. Все эти осужденные, а также лица, больные другими инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно между собой и отдельно от здоровых осужденных.

Регламентируя общие положения об отбывании наказания в виде лишения свободы, законодатель решил вопрос и о месте отбывания наказания. По общему правилу осужденные отбыва­ют наказания в исправительных учреждениях в пределах терри­тории субъекта Российской Федерации, в котором они прожи­вали или были осуждены. Такое решение оправданно и благо­приятно для большинства осужденных, поскольку оно способ­ствует сохранению связей с семьей или с коллективом по месту работы. Однако могут быть и исключения, которые связаны с состоянием здоровья осужденного, его личной безопасностью, иными факторами, например, при отсутствии в регионе по мес­ту проживания или осуждения соответствующего вида исправи­тельного учреждения, который был определен ему судом. В этих случаях осужденный направляется в другое ближайшее учреж­дение. Кроме того, закон перечисляет ряд категорий осужден­ных, которые должны отбывать наказание в учреждениях, от­сутствующих в большинстве регионов. Эти лица направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствую­щего учреждения. Это касается, например, лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы; осужденных к отбыванию наказания в тюрьме; осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.