Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнение наказания в виде лишения права занимала определенные должности или заниматься определенной деятельностью




 

Согласно ч. 2 ст. 45 и ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятель­ностью назначается в качестве основного и дополнительного наказания.

Это наказание назначается в случаях, когда по характеру со­вершенного виновным преступления он не может занимать оп­ределенную должность или заниматься определенной деятель­ностью. Поэтому в приговоре суда должно быть точно указано, какие должности осужденному запрещено занимать или какой деятельностью ему запрещено заниматься.

В качестве основного, это наказание может устанавливаться судом на срок от одного года до 5 лет; как дополнительное – от 6 месяцев до 3 лет.

Уголовный кодекс (ч. 4 ст. 47) определяет порядок исчисле­ния сроков такого наказания. При назначении его в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении срок этого наказания исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. При назначении в качестве дополнительного наказания к огра­ничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воин­ской части, лишению свободы оно распространяется на все вре­мя указанных основных видов, но при этом срок исчисляется с момента их отбытия. Если данное наказание назначается в каче­стве основного, то срок его исполнения начинается со дня всту­пления приговора суда в законную силу.

Органами, исполняющими этот вид наказания, назначенного как в качестве основного, так и дополнительного к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, являются уголовно-исполнительные инспекции. Назначенное в качестве дополнительного к ограни­чению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воин­ской части или лишению свободы, наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься опре­деленной деятельностью исполняют учреждения и органы, ис­полняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного наказания - уголовно-исполнительное инспекции по месту жительства осужденных.

Закон предусмотрел возможность исполнения данного нака­зания и в случае призыва или поступления осужденного на во­енную службу или его поступления на альтернативную службу, для чего уголовно-исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту прохождения службы осуж­денных копию приговора суда.

Исполнение наказания в виде лишения права занимать опре­деленные должности или заниматься определенной деятельно­стью закон возложил на ряд органов и организаций. Однако центральным, координирующим органом в применении данно­го вида наказания являются уголовно-исполнительные инспек­ции. В соответствии со ст. 33-37 УИК РФ, а также Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным поста­новлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г., они обязаны контролировать не только поведение осуж­денных, но и деятельность государственных органов, юридиче­ских лиц, администрации организаций любой формы собствен­ности и деятельности, в которых находятся осужденные к дан­ному виду наказания. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 34 УИК ад­министрация организации, где работает осужденный, обязана не позднее 3 дней после получения копии приговора суда и из­вещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осу­жденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью, направить в инспекцию сообщение об исполнении требований приговора; представлять по требованию ее документы, связанные с испол­нением наказания; в случаях изменения или прекращения трудо­вого договора с осужденным в 3-дневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Согласно п. «д» ст. 8 Положения уголовно-исполнительная инспекция имеет право проверять исполнение требований при­говоров судов администрацией организаций, в которых рабо­тают осужденные, а также органами, правомочными аннулиро­вать разрешение на занятие определенной деятельностью, за­прещенной осужденным. Под такими понимаются органы, имеющие право выдавать указанные разрешения и контролиро­вать соответствующую деятельность. Это органы, осуществ­ляющие лицензирование определенных видов деятельности, ор­ганы ряда общественных объединений, службы Госавтоинспек­ции. Например, лишение права охоты влечет одновременно ис­ключение из общества охотников и рыболовов и аннулирование разрешения на право ношения, хранения и использования огнестрельного охотничьего оружия. Если осужденный после вступ­ления приговора в силу продолжает незаконно хранить такое оружие, оно изымается органами внутренних дел.

Аналогичный порядок в отношении огнестрельного и газо­вого оружия действует при лишении лицензии на право осуще­ствления частной детективной и охранной деятельности.

Указанные органы не позднее 3 дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспек­ции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятель­ностью, которая запрещена осужденному, изъять соответст­вующий документ и направить сообщение об этом в инспекцию.

Наряду с выполнением основных обязанностей, которые ус­тановлены ст. 11 УИК РФ для всех категорий осужденных, за­конодатель установил некоторые специфические обязанности для лиц, отбывающих наказание в виде лишения занимать опре­деленные должности или заниматься определенной деятельно­стью. Они обязаны: а) представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания б) сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы независимо от того, является ли оно местом его основ­ной работы либо по совместительству. Под документами, свя­занными с отбыванием указанного наказания, понимаются объ­яснения, справки, характеристики, копии договоров, приказов, распоряжений администрации по месту работы и т.п.

Если лицо, осужденное к данному виду наказания, поступит на работу, выполнение которой ему запрещено приговором, уголовно-исполнительная инспекция вносит администрации со­ответствующей организации представление о необходимости расторжения с осужденным трудовых отношений в соответствии с п. 7 ст. 29 КЗОТ РСФСР.

Когда осужденный начинает заниматься запрещенной для него деятельностью, не связанной с работой по найму, уголов­но-исполнительная инспекция уведомляет об этом компетент­ный орган для прекращения соответствующей деятельности. При этом осужденный предупреждается о возможном незачете периода ее выполнения в срок наказания в соответствии с тре­бованиями ч. 1 ст. 36 УИК РФ.

Решение о незачете определенного времени в срок наказания, независимо от юридического оформления такой деятельности, принимает начальник уголовно-исполнительной инспекции на основании документов, подтверждающих факт такого наруше­ния. Это решение может быть обжаловано осужденным в судеб­ном порядке.

Если к лицу, отбывающему лишение свободы, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части приме­няется условно-досрочное освобождение, суд может полностью или частично освободить его от дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью.

Если при условно-досрочном освобождении или замене ли­шения свободы указанное лицо не освобождается от дополни­тельного наказания, срок последнего исчисляется с момента фактического освобождения.

Карательная сторона данного вида наказания заключается в том, что оно ограничивает права осужденного на свободный выбор деятельности в течение срока, указанного в приговоре, что может привести к утрате или ограничению определенных льгот или доходов, связанных с прежней деятельностью. Кроме того, осужденные могут быть лишены и некоторых общих прав. Так, если в момент поступления копии приговора и извещения уголовно-исполнительной инспекции занимаемая осужденным должность подпадает под сокращение, администрация прекра­щает трудовые отношения с ним путем издания приказа со ссылкой на п. 7 ст. 29 КЗОТ РСФСР без выплаты выходного по­собия, извещения службы занятости. При этом не требуется и согласия профсоюзного комитета.

Кроме того, не исключается и возможность увольнения по инициативе администрации в связи с совершением преступления по п. 2, 3 ст. 33 или п. 2, 3 ст. 254 КЗОТ РСФСР, т.е. основаниям, которые в дальнейшем могут существенно осложнять трудовую деятельность осужденного.

Ранее действующее законодательство обязывало админист­рацию вносить в трудовую книжку осужденного запись о лише­нии права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью и о сроке наказания. Сейчас это необходимо только при увольнении из организации осужденно­го, не отбывшего наказания. Когда осужденный не увольняется, в переводится на другую, не запрещенную для него должность, внесение указанной записи не требуется.

Если в трудовую книжку была внесена указанная запись, то после отбытия наказания либо досрочного освобождения от не­го гражданину по его просьбе выдается дубликат трудовой книжки без такой записи. Дубликат трудовой книжки выдает администрация по основному месту работы этого лица.

Осужденные, отбывающие основные наказания, связанные с ограничением свободы или с лишением ее, имеющие в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью, не могут использоваться на работах, выполнение которых запрещено им по приговору суда. Это может касаться, напри­мер, шоферов, осужденных к лишению свободы за нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств с лишением права управлять автомоби­лем.

В том случае назначенный судом срок фактически, в соответ­ствии с ч. 2 ст. 3 УИК РФ, существенно увеличивается, что не всегда справедливо.

В соответствии со ст. 38 УИК РФ представители власти, го­сударственные служащие, служащие органов местного само­управления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, ре­шение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью, а также осужденные, нарушающие требования при­говора, несут ответственность в порядке, установленном зако­нодательством РФ (ст. 315 УК).

По данной статье могут нести ответственность должностные лица, пользующиеся правом приема на работу и увольнения (включая руководителей кадровых служб), а также должностные лица органов, правомочных аннулировать разрешение на заня­тие определенными видами деятельности. Неисполнением при­говора суда по реализации данного наказания считается, если оно продолжилось после письменного представления уголовно-исполнительной инспекции. Под воспрепятствованием исполне­нию приговора понимается любое действие указанных лиц, на­правленное на то, чтобы его реализация стала невозможной (например, сокрытие копии приговора, поступившей в органи­зацию для исполнения).

Ответственность осужденных, нарушающих предписания приговора, пока законом не установлена. Единственным нега­тивным правовым последствием для них является невключение периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.

Статистика свидетельствует, что в настоящее время значи­тельно снизился удельный вес этого вида наказания в общем числе наказаний осужденных: в 1990г. он составил 11,7%; 1991 г. - 10,5%; 1992 г. - 7,9%; 1993 г. - 1,8%; 1995 г. - 1,0%; 1996 г. - 0,8% (9 157 чел.)*.

* Преступность и правонарушения. 1996. М., 1997. С. 168.

 

Это связано прежде всего с принятием Закона РФ от 24.12.1992г., который исключил уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Осужденные за этот вид преступления составляли основную массу лиц, которым назначалось лишение прав.

§ 3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

 

В соответствии со ст. 45,48 УК РФ лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государст­венных наград возможно в качестве дополнительного наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 4 и 5 ст. 15 УК) с учетом личности виновного. Применение данного наказания призвано оказать моральное и предупредительное воздействие на осужденного и иных лиц. Кроме того, оно связа­но с лишением виновного прав и льгот, установленных для лиц, имеющих специальные, воинские или почетные звания, класс­ные чины и государственные награды.

Специальными являются звания, присваиваемые лицам, про­ходящим службу в государственных органах, где установлены такие звания (МВД, налоговая полиция, таможенная служба и т.д.).

Воинские звания перечислены в ст. 46 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.: солдаты и матросы, сержанты и старшины, пра­порщики и мичманы, младшие, старшие и высшие офицеры. Эти звания приняты не только в Вооруженных Силах РФ, но и в дру­гих войсках (например, пограничных), органах внешней развед­ки, федеральных органах службы безопасности.

К почетным званиям относятся, например, заслуженный или народный артист, заслуженный деятель науки Российской Феде­рации и др. Следует отметить, что к таковым не относятся уче­ные степени и ученые звания, и потому суд не вправе решать во­просы о лишении осужденного ученой степени или ученого зва­ния.

Классный чин - это служебный разряд, присваиваемый госу­дарственным служащим, занимающим государственные долж­ности (государственный советник Российской Федерации, госу­дарственный советник 1, 2 и 3 класса и т.д.). Они присваиваются работникам прокуратуры, судов, юстиции и других государственных служб.

Необходимо подчеркнуть, что ст. 45 и 48 УК, а также ст. 61 УИК разделяют понятия «почетные звания» и «государственные награды». Вместе с тем согласно ст. 1 Положения о государст­венных наградах Российской Федерации от 2 марта 1994 г., по­четные звания являются разновидностью государственных на­град, к которым относятся звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации. В этой системе сохранены государственные награды и почетные звания СССР, присвоенные ранее.

Вопрос о лишении специальных, воинских званий или класс­ных чинов может решаться как в отношении лиц, состоящих на службе, так и находящихся в запасе (отставке).

Согласно ч. 1 ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о при­менении данного наказания, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присво­ившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой.

При лишении государственных наград копия приговора на­правляется в соответствующую службу Президента РФ. Это правило действует и в отношении наград, присвоенных органа­ми государственной власти или управления Союза ССР.

В органы внутренних дел по месту жительства осужденного либо командованию воинской части по месту его службы судом направляется распоряжение об обращении приговора к испол­нению. В соответствии с ним указанные органы обязаны изъять у осужденного или членов его семьи ордена, медали, знаки от­личия, документы о награждении, удостоверения о наличии специального, воинского, почетного звания, классного чина. Все эти атрибуты и документы передаются в суд и направляются вместе с копией приговора в Службу государственных наград Президента РФ.

По получении копии приговора соответствующий орган вно­сит необходимые изменения в учетные документы о лишении тех или иных званий, классных чинов или наград. Необходимо отметить, что УИК РФ прямо не определяет порядок исполне­ния должностными лицами требований приговора, а также ви­ды актов оформления исполнения рассматриваемого вида нака­зания. Иногда виды таких актов устанавливаются в специаль­ных нормативных актах. Так, согласно ст. 17 Положения о госу­дарственных наградах Российской Федерации лишение таких наград (и приравненных к ним наград Союза ССР) в порядке исполнения приговора суда осуществляется Указом Президента Российской Федерации. Должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора сообщает в суд, вы­несший приговор, о его исполнении.

Для лишения виновного прав и льгот, связанных со званием, чином или наградами, соответствующие органы и должностные лица должны проинформировать об этом организации, приме­няющие эти льготы (органы жилищно-коммунального хозяйст­ва, социального обеспечения, здравоохранения и т. п.).

При отмене приговора, по которому осужденный был лишен государственных наград, высшего воинского, специального зва­ния или классного чина, на основании специального Указа Пре­зидента РФ он восстанавливается в правах на награды, звания или чины.

Кроме того, Президент может восстанавливать гражданина Российской Федерации в указанных правах по ходатайству по­следнего, поддержанному органом местного самоуправления района, города, если совершенное данным лицом деяние утра­тило характер общественно опасного. С вступлением в силу Указа Президента РФ о восстановлении в правах на государст­венные награды гражданину возвращаются эти награды и соот­ветствующие документы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.