КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исполнение наказания в виде конфискации имущества 2 страница
Осужденным, отбывающим наказание в арестном доме, свидания не предоставляются вообще, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. Им также не разрешается получать посылки, передачи и бандероли, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Подобных ограничений нет даже на строгом тюремном режиме. Осужденным в арестных домах предоставляются ежедневные прогулки продолжительностью не менее одного часа, а несовершеннолетним - не менее 1,5 часа. Несовершеннолетним осужденным предоставляются краткосрочные свидания один раз в месяц продолжительностью до 3 часов с родителями или лицами, их замещающими. Осужденным к аресту телефонные разговоры предоставляются лишь при исключительных личных обстоятельствах (смерть или тяжелая болезнь близких родственников, стихийные бедствия, чрезвычайные происшествия и другие подобные обстоятельства). В остальных случаях право на телефонный разговор может быть предоставлено только в порядке поощрения. Строгая изоляция исключает также свободное перемещение осужденного внутри арестного дома, кроме тех помещений, где он находится постоянно или где проводятся воспитательные мероприятия. Ввиду кратковременности наказания не осуществляется общеобразовательная и профессиональная подготовка осужденных, не привлекаются они и к производительному труду. Однако администрация арестного дома вправе привлекать их к работе по хозяйственному обслуживанию арестного дома без оплаты продолжительностью не более 4 часов в неделю. Обычно такие работы осужденные выполняют в порядке очередности; в эти виды работ включаются и работы по поддержанию санитарного порядка в камере.
Осужденные в арестном доме размещаются по камерам по принципу изолированного и раздельного содержания различных категорий правонарушителей: осужденные мужчины; осужденные женщины; несовершеннолетние; осужденные, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость. Такая дифференциация необходима в целях обеспечения безопасности самих осужденных, профилактики правонарушений, применения различных форм воспитательного воздействия с учетом специфики этих категорий. К осужденным, отбывающим наказание в арестных домах, применяется система специфических мер воздействия - поощренияи взыскания, которые призваны стимулироватьих надлежащее поведение. Основанием применения мер поощрения выступает хорошее поведение осужденных, содержание которого закон (ст. 71 УИК) не раскрывает. Очевидно, что хорошим считается поведение, соответствующее Правилам внутреннего распорядка, выполнение осужденными всех законных требований администрации, добросовестное отношение к порученной им работе. Закон предусматривает 3 вида поощрения: благодарность, которая объявляется в устной или письменной форме, досрочное снятие ранее наложенного взыскания и разрешение на телефонный разговор (объявляются только в письменной форме). Телефонный разговор может быть разрешен с учетом технических возможностей и средств на лицевом счете осужденного, так как он оплачивается за счет личных средств осужденного или иного лица либо абонента. Разговор ведется под контролем администрации, его продолжительность устанавливается до 15 минут. За нарушение порядка отбывания наказания к осужденным могут применяться меры взыскания в виде выговора или водворения в штрафной изолятор на срок до 10 суток. Порядок применения мер взыскания определяется общими положениями ст. 117 УИК, относящимися к лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы. При применении мер взыскания учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного, его предыдущее поведение, тяжесть и характер нарушения.
Взыскание в виде выговора объявляется в устной или письменной форме, а в виде водворения в штрафной изолятор - только в письменной. Взыскания налагаются начальником арестного дома или лицом, его замещающим. Осужденные, находящиеся в штрафном изоляторе, обеспечиваются питанием по пониженной норме, если в медицинском заключении нет к этому противопоказаний. Материально-бытовое обеспечение осужденных к аресту осуществляется по нормам, установленным для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме, а несовершеннолетних осужденных - по нормам, установленным для воспитательных колоний. Осужденные обеспечиваются индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями, одеждой по сезону, им предоставляется трехразовое питание по установленным нормам. В камерах должны быть питьевая вода, туалет, радио, соответствующее освещение, сигнализация, в холодное время температура в них должна поддерживаться в пределах 18-20°С тепла. На территории арестных домов должны оборудоваться прогулочные дворики. Материально-бытовое обеспечение несовершеннолетних осужденных отличается от иных категорий лиц, содержащихся в арестных домах. Для них создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и обеспечиваются повышенные нормы питания. Нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к аресту устанавливаются Правительством РФ и содержатся в Положении об арестных домах. Сверх этих норм осужденные могут приобретать необходимые вещи, разрешенные к использованию в арестном доме (утепленную, лечебно-гигиеническую или спортивную одежду) за свой счет. Медицинская помощь осужденным к аресту осуществляется на общих основаниях для лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях. Она предоставляется прежде всего через медицинские части, которые организуются при арестных домах. Дополнительная лечебно- и санитарно-профилактическая помощь может быть оказана осужденным за их счет лишь при наличии условий ее предоставления в данном арестном доме.
В заключение следует отметить, что идея введения наказания в виде ареста в литературе обсуждается давно. В частности, предлагалось, чтобы в уголовное законодательство наряду с понятием преступления было введено и понятие уголовного проступка, под которое бы подпадали уголовно-наказуемые деяния небольшой общественной опасности. Наказываться данные проступки должны были арестом на короткий срок. Новый УК РФ идею уголовного проступка не воспринял, а наказание в виде ареста ввел. Его введение, в частности, справедливо обосновывалось необходимостью иметь более широкую альтернативу применения реального лишения свободы, как этого требуют международно-правовые акты. Такая непоследовательность законодателя не могла не отразиться на качестве правового регулирования назначения, а главное - исполнения этого наказания. В литературе справедливо подчеркивается несоответствие принципу справедливости (ст. 6 УК РФ), условий отбывания в арестных домах (аналогичным тюремному содержанию) лицами, совершившими значительно менее опасные преступления, по сравнению с лицами, отбывающими наказания в тюрьмах. Этот принцип требует, чтобы наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Эти требования не во всем увязываются с сущностью наказания в виде ареста, что может сказаться на эффективности исполнения данного вида наказания. В этой связи необходимы дальнейшие научные разработки, связанные с его уголовными и уголовно-исполнительными аспектами, а также анализ практики применения наказания в виде ареста.
Глава X. Классификация осужденных к лишению свободы и распределение их по исправительным учреждениям § 1. Понятие и содержание классификации осужденных к лишению свободы
В Общей части настоящего пособия была дана краткая характеристика наказания в виде лишения свободы и рассмотрены общие положения дифференциации и индивидуализации его исполнения и отбывания. Необходимость соблюдения требований дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в виде лишения свободы предопределяет классификацию осужденных. Под классификацией осужденных к лишению свободы понимается разделение их на относительно однородные группы по определенным признакам (критериям) в целях создания благоприятных условий для достижения целей наказания. Согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целями классификации являются: а) отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние; б) разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе. От целей, которые ставятся перед классификацией, зависят и ее критерии, т.е. те признаки, по которым осужденные подразделяются на определенные группы. Поэтому указанные критерии (основания деления), по которым осуществляется классификация, должны быть научно обоснованными, представлять собой определенную систему. Это тем более важно, ибо классификация осужденных во многом предопределяет и влияет на формирование системы исправительных учреждений*. В этой связи отметим, что ст. 68 Минимальных стандартных правил рекомендует, что «работу с разными категориями заключенных следует вести по мере возможности в разных заведениях или же в разных отделениях одного и того же заведения». * В дальнейшем - ИУ или исправительное учреждение.
Исходные принципы классификации осужденных содержатся в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, которые устанавливают юридические критерии классификации осужденных. Так, уголовное законодательство выделяет некоторые категории преступников в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния: опасные и особо опасные рецидивисты (ст. 18 УК); несовершеннолетние (ст. 20 УК); лица, совершившие преступления по неосторожности (ст. 26 УК) и т.д. Кроме того, уголовное законодательство (ст. 58 УК) определяет, каким категориям осужденных надлежит отбывать наказания в тех или иных видах исправительных учреждений. Многие уголовно-правовые критерии классификации осужденных воспроизводятся и развиваются в уголовно-исполнительном законодательстве (ст. 74, 80 УИК). К критериям классификации осужденных к лишению свободы относятся: возраст, пол, форма вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранее наказания в виде лишения свободы и др. Несовершеннолетние традиционно отделяются от взрослых осужденных к лишению свободы. Их отдельное содержание обусловливается необходимостью предотвращения негативного влияния на них со стороны взрослых преступников, психофизиологическими особенностями личности несовершеннолетних, спецификой организации исправительно-воспитательного воздействия на эту категорию осужденных. Так, в Правилах по защите несовершеннолетних, лишенных свободы, принятых ООН, специально отмечается, что «вследствие крайней уязвимости несовершеннолетние, лишенные свободы, нуждаются в особом внимании и защите». Раздельное содержание лиц мужского и женского пола позволяет обеспечить личную безопасность женщин, соблюдать специфические условия гигиены, а также проведение с ними воспитательной работы с учетом особенностей их личности. Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство выделяет такую категорию осужденных, как лица, осуждаемые впервые к лишению свободы. Кроме того критериями классификации осужденных, подлежащих раздельному содержанию, согласно уголовному и уголовно-исполнительному законодательству являются: а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; б) осужденные к пожизненному лишению свободы;в) осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок; г) осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов; д) осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями; е) осужденные иностранные граждане и лица без гражданства. Каждая из указанных ранее категорий осужденных предполагает их раздельное содержание, а в целях дальнейшей дифференциации и индивидуализации применения мер исправительного воздействия может разделяться на отдельные подкатегории, но в пределах одного вида режима исправительного учреждения. Критериями для этого могут являться криминологические признаки (криминальные запущенность и направленность личности), психолого-педагогические (поведение в период отбывания наказания), психофизиологические (психические отклонения, инвалидность) и т.д. Эти критерии выделения однородных групп осужденных реализуются внутри ИУ при распределении осужденных по отрядам, бригадам и звеньям. Такой подход служит задачам реализации принципа индивидуализации исполнения наказания, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. § 2. Распределение осужденных и порядок приема их в исправительные учреждения
Вид исправительного учреждения в соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ определяется судом. Согласно ч. 1 ст. 73 УИК осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИУ, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Законодательное закрепление данного положения имеет важное значение, ибо согласно ранее действовавшего законодательства (ст. 6 ИТК РСФСР) под действие этого правила подпадало незначительное число осужденных. Подавляющее же большинство осужденных направлялось к месту отбывания наказания независимо от того, в каком регионе (области) они проживали или были осуждены. Такой подход отрицательно действовал на выполнение задач и целей, поставленных законодательством перед наказанием. Закон, определяя общее правило относительно места отбывания лишения свободы, делает из него некоторые исключения. Так, в качестве исключительных случаев направления осужденных в соответствующие ИУ, находящиеся на территории другого субъекта Российской Федерации, признаются: а) состояние здоровья осужденных; б) обеспечение их личной безопасности; в) согласие самих осужденных. Такое направление или перевод осуществляется прежде всего в интересах самого осужденного. Вопросы эти решаются сугубо индивидуально с учетом всех факторов и обстоятельств, обусловливающих необходимость такого направления или перевода. Кроме того, законодатель устанавливает правило, согласно которому осужденные: 1) при особо опасном рецидиве преступлений; 2) к пожизненному лишению свободы; 3) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; 4) к отбыванию наказания в тюрьме; 5) женщины; 6) несовершеннолетние; 7) иностранные граждане и лица без гражданства могут направляться для отбывания наказания в ИУ, которые находятся на территории других субъектов Российской Федерации. Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 2 ст. 73) регламентирует также ситуации, когда на территории того или иного субъекта РФ отсутствует тот вид ИУ, который назначен осужденному по приговору суда, либо он имеется, но по различным причинам в него невозможно поместить осужденного. В таких случаях закон позволяет по согласованию с соответствующими компетентными органами управления уголовно-исполнительной системы направлять осужденных в ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ. Законодательные положения о распределении осужденных по видам ИУ конкретизированы в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и перевода их из одного исправительного учреждения в другое. Необходимо отметить, что компетентные органы, сознавая серьезное социальное и профилактическое значение факта отбывания наказания по месту жительства и реализуя рекомендации международно-правовых нормативных актов по исполнению наказаний, разработали Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы на период до 2005 г. В ней предусматривается создание в каждом регионе такой системы учреждений, исполняющих наказания, которая бы позволила обеспечить исполнение лишения свободы в отношении основной части осужденных по месту жительства или совершения преступления. Особое значение это имеет в отношении несовершеннолетних осужденных. Поэтому Концепция предусматривает создание воспитательных колоний для содержания несовершеннолетних осужденных в тех регионах страны, где они в настоящее время отсутствуют, при одновременном разукрупнении существующих. В организации исполнения наказания в виде лишения свободы очень важным является период, связанный с направлением осужденных для отбывания наказания в ИУ, ибо согласно ст. 56 УК РФ наказание в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в ИУ. Порядок этого направления определяется ст. 76 УИК РФ. а также действующей в настоящее время специальной инструкцией МВД РФ. Закон устанавливает правило, согласно которому осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в силу. Установление 10-дневного срока необходимо для того, чтобы администрация следственного изолятора располагала временем для оформления нужной документации по определению ИУ и региона, куда следует направлять осужденного, обеспечения специальным транспортом, конвоем и т.д. Определив место отбывания наказания осужденного и вид ИУ, администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников осужденного (по его выбору) о том, куда он направляется для отбывания наказания. В извещении указывается, когда осужденный выбыл из следственного изолятора, наименование и адрес ИУ, куда он направлен. Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания под конвоем. Перемещение осужденных осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. Также раздельно перемещаются больные и здоровые. Необходимо отметить, что в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, с их письменного согласия могут быть оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ). Закон также специально указывает, что эта категория осужденных содержится отдельно от иных лиц, содержащихся в следственном изоляторе. Наконец, заключительным этапом определения осужденному вида ИУ является прием его в соответствующем месте отбывания наказания. Согласно ст. 79 УИК порядок приема осужденных устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Прием осужденных в ИУ имеет исключительно важное значение в деле успешной организации исполнения наказания в виде лишения свободы, их адаптации к условиям отбывания наказания. В соответствии со ст. 2 Правил внутреннего распорядка прием осужденных в ИУ осуществляется дежурным помощником начальника ИУ и работником специального отдела учреждения. В воспитательных колониях прием осужденных осуществляется кроме того работником медицинской части. При приеме проверяются личные дела осужденных, наличие необходимых документов, идентифицируется личность прибывшего. Основанием приема является приговор суда либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также решение компетентных органов МВД о направлении осужденного из следственного изолятора в данное ИУ. Прибывшие осужденные в обязательном порядке подвергаются медицинскому осмотру, личному обыску. Одежда гражданского образца, запрещенная к ношению в ИУ, сдается на склад. Предметы, изделия и вещества, хранение и использование которых запрещено, сдаются на хранение или в необходимых случаях уничтожаются. Обнаруженные у осужденных деньги и ценные вещи изымаются и, как правило, обращаются в доход государства. Осужденным выдаются комплекты специально установленной одежды и постельные принадлежности. В целях адаптации к условиям отбывания наказания прибывшие осужденные помещаются в карантинное помещение на срок 15 дней. В этот период с ними проводится работа по специально разработанной программе, предусматривающей ознакомление с правовым положением осужденных, правилами и требованиями, которые установлены в ИУ. Во время пребывания осужденных в карантине администрация ИУ обязана на основе изучения документов и личности осужденных решить вопросы о привлечении их к труду, профессиональной подготовке и получении основного общего образования. Ст. 69 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными требует: «В кратчайший срок после приема каждого заключенного и на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей». После прохождения карантина осужденные распределяются по отрядам (отделениям, камерам). Решение об этом принимается специальной комиссией ИУ, возглавляемой начальником учреждения. В состав комиссии включаются представители службы безопасности, специального учета, медицинской, воспитательной, производственной и других служб. Решение комиссии оформляется приказом начальника учреждения. Администрация ИУ не позднее 10 дней после прибытия осужденного направляет одному из его родственников извещение с указанием почтового адреса учреждения, перечня продуктов питания и предметов первой необходимости, которые можно получать осужденным в посылках, передачах или бандеролях; порядок получения и отправления денежных переводов, предоставления выездов, свиданий; о праве осужденных на телефонные переговоры. Уведомление установленного образца о начале и месте отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы администрация учреждения направляет также и в суд, вынесший в отношении его приговор. Оно направляется в день прибытия осужденного в ИУ. § 3. Изменение вида исправительного учреждения
Как уже отмечалось, одной из основных задач классификации осужденных к лишению свободы является определение вида ИУ, в котором они будут отбывать назначенное наказание. Законодатель устанавливает общее правило, согласно которому осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном ИУ (ч. 1 ст. 81 УИК). Такой подход призван создать условия для тщательного изучения личности осужденного, эффективной организации исполнения наказания и применения средств исправления осужденных. Однако на практике нередко возникает необходимость изменения условий отбывания наказания и перевод осужденного в другое ИУ. Возможность изменения условий отбывания наказания, правового положения осужденного в зависимости от его поведения и отношения к труду является одним из важных принципов исполнения наказания в виде лишения свободы, который закреплен в ст. 78 УИК РФ. Институт изменения условий отбывания наказания отнесен законодателем к мерам поощрения и мерам взыскания, применяемым к осужденным к лишению свободы (ст. 113 и 115 УИК). Такое изменение может осуществляться как в пределах одного ИУ, так и путем перевода осужденного в другое с целью смягчения либо ужесточения режима отбывания наказания, что несет за собой наиболее значимые изменения правового статуса осужденного. Изменение вида ИУ, предусматривающее улучшение условий отбывания наказания, осуществляется судом по трем основаниям: а) позитивное поведение осужденного; б) его добросовестное отношение к труду; в) отбытие осужденным установленного законом срока наказания. Вывод о позитивном поведении следует из данных о выполнении возложенных на осужденного обязанностей, соблюдении им правил отбывания наказания, досрочного возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, бережного отношения к государственному имуществу т.п. Добросовестное отношение к труду может выражаться в выполнении и перевыполнении норм выработки или установленных заданий, соблюдении трудовой дисциплины и т.д. Закон определяет, что положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания: а) из тюрьмы в исправительную колонию при отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда: б) из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение по отбытию осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее 1/3 срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся не отбытой части наказания - не менее 2/3 срока наказания. Уголовно-исполнительное законодательство определяет категории осужденных, которые не подлежат переводу в колонию-поселение, с учетом общественной опасности личности осужденного. К ним относятся осужденные: а) при особо опасном рецидиве преступлений; б) к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок; в) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; г) не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа; д) не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение. Законодательное закрепление запрета на перевод осужденных, требующих обязательного и специального лечения, связано прежде всего с тем, что в колониях-поселениях осужденные фактически обеспечивают свое содержание за счет труда, как правило, на предприятиях лесной промышленности или сельскохозяйственных. Разумеется, что больным осужденным такая работа непосильна. Кроме того, указанное ограничение объясняется и тем, что осужденные в колонии-поселении пользуются правом свободного передвижения в пределах административного района ее дислокации, где проживают и свободные граждане. Поэтому направление в данные учреждения больных осужденных, особенно инфицированных, может привести к заражению населения. Введение нормы о запрете перевода в колонии-поселения без письменного согласия самого осужденного направлено на защиту его законных интересов. Нередко возникают ситуации, когда осужденные по разным причинам (территориальная удаленность, характер производства и т.п.) не заинтересованы в переводе в колонию-поселение. Законодатель предусматривает перемену вида ИУ с мягким видом режима на другое - с более строгим режимом. Такой вид изменения предусматривается в отношении осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (п. 4 ст. 78 УИК РФ). Понятие злостного нарушения дано в ст. 116 УИК РФ. Критерием его являются, например, употребление наркотиков, мелкое хулиганство, угроза, неповиновение представителям администрации или их оскорбление, мужеложество, лесбиянство, организация забастовок и др. Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения. Эта категория осужденных может быть переведена: а) из колонии-поселения в исправительную колонию, режим которой был ранее определен судом; б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима; в) из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше 3 лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были отправлены в тюрьму. Закрепление законодателем института перевода злостных нарушителей режима на более строгий режим содержания имеет важное значение для обеспечения правопорядка в ИУ, исключения отрицательного влияния нарушителей на основную часть осужденных. В целом же институт изменения вида ИУ направлен на реализацию принципов уголовно-исполнительного законодательства: а) дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; б) стимулирование правопослушного поведения осужденных. Изменение вида ИУ осуществляется судом по представлению его администрации. Глава XI. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях § 1. Понятие и виды условий отбывания наказаний в исправительных учреждениях
Одним из важных положений, направленных на повышение эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы, является закрепление в УИК РФ различных видов условий отбывания наказания в рамках конкретного исправительного учреждения. Таким образом, законодатель определил, что режим и условия отбывания наказания в исправительных учреждениях - разные правовые институты. Об этом свидетельствует и тот факт, что вопросы режима и средств его обеспечения в ИУ регулируются гл. 12 УИК, а условия отбывания наказания в этих учреждениях - гл. 13. Согласно ч. 1 ст. 87 УИК в исправительных колониях установлены 3 вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие. В соответствии со ст. 132 УИК РФ в воспитательных колониях для несовершеннолетних устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия. В колониях-поселениях установлены единые условия отбывания наказания для всех категорий осужденных. Вводя различные виды условий отбывания наказания, законодатель создает необходимую правовую базу для реальной уголовно-исполнительной дифференциации осужденных, которая достаточно гибко может быть осуществлена в рамках каждой колонии. Необходимо отметить, что для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются два вида режима: общий и строгий (ч. 2 ст. 87 УИК РФ). Законодатель не дифференцирует условия содержания осужденных внутри каждого вида режима. Поэтому в данном случае словосочетания «виды условий отбывания наказания» и «виды режима» имеют тождественное содержание. По общему правилу все осужденные по прибытии в колонию вначале направляются на обычные условия отбывания наказания, а затем в зависимости от поведения и по другим основаниям могут быть переведены на облегченные или строгие условия. Условия содержания указанных видов отбывания наказания различаются количеством предоставляемых осужденным свиданий, посылок, бандеролей, денег, расходуемых на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, а также степенью ограничений в свободе передвижения по территории колонии и за ее пределами*.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |