Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение иных социально-бытовых потребностей лиц, лишенных свободы




 

Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы, являются основополагающими усло­виями отбывания наказания в ИУ, призванными сохранить здо­ровье и обеспечить нормальное существование человека в мес­тах лишения свободы.

Эти условия определяются прежде всего видом ИУ и не зави­сят от поведения осужденного во время отбывания наказания. Нормы, регулирующие материально-бытовое и медико-санитар­ное обеспечение осужденных, носят, как правило, императив­ный. обязательный для администрации характер. Однако удовлетворением потребностей осужденных в пище, одежде, жили­ще, медицинском обслуживании не ограничивается создание совокупности условий содержания осужденных в местах лише­ния свободы.

В рамках своего правового статуса, для реализации своих прав, свобод и законных интересов осужденный имеет право на удовлетворение и иных социально-бытовых потребностей, ко­торые могут значительно влиять на условия его отбывания в ИУ. К таковым законодатель относит, например, получение различных видов свиданий, разрешение на переписку, получе­ние переводов, предоставление осужденным права на телефон­ные разговоры, на просмотр кинофильмов и телепередач, про­слушивание радиопередач и др.

Правовое регулирование обеспечения указанных потребно­стей осужденных определяется нормами, носящими как импера­тивный, так и диспозитивный характер. Так, закон четко уста­навливает, что краткосрочные свидания имеют продолжитель­ность 4 часа, а длительные свидания - 3 суток (ч. 1 ст. 89 УИК). Эта норма носит императивный характер. В тоже время ч. 3 этой статьи устанавливает правило, позволяющее осужденным по собственному желанию избирать конкретный вид (форму) контактов с родственниками или иными лицами. В частности, предусматривается, что длительное свидание по желанию осуж­денного может быть заменено краткосрочным; краткосрочное или длительное - телефонным разговором. Данная норма носит диспозитивный характер.

Аналогичным образом осуществляется регулирование удов­летворения художественных, эстетических и информационных потребностей осужденных, повышения их общеобразовательно­го, профессионального и культурного уровня (ст. 94, 95 УИК РФ.).

Впервые на законодательном уровне ст. 94 УИК закрепляет право осужденных на просмотр кинофильмов и телепередач, а также прослушивание радиопередач. В соответствии с ч. 1 дан­ной статьи осужденным к лишению свободы, кроме отбываю­щих наказание в тюрьме, а также лиц, переведенных в штраф­ные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кино­фильмы не реже одного раза в неделю. Демонстрация кино­фильмов приурочивается распорядком дня ИУ к выходным (праздничным) дням.

Распорядком дня предусматривается и специально отводимое свободное от работы время для ежедневного просмотра осуж­денными (кроме перечисленных ранее лиц) телепередач при соблюдении права осужденных на непрерывный 8-часовой ночной отдых.

Осужденным предоставляется право на прослушивание ра­диопередач, для чего все жилые помещения, комнаты отдыха, рабочие и иные помещения, в том числе и одиночные камеры, оборудуются за счет средств ИУ радиоточками.

Осужденным разрешается также индивидуально или группа­ми приобретать телевизионные и радиоприемники на собствен­ные средства или получать их от родственников и иных лиц.

Процесс отбывания наказания в виде лишения свободы свя­зан с оторванностью человека от внешнего мира, значительной духовной изоляцией от него, недостатком информации о собы­тиях в жизни общества. Положения ст. 95 УИК РФ, регулирую­щей порядок приобретения и хранения осужденными литерату­ры и письменных принадлежностей, призваны нейтрализовать указанные негативные последствия данного вида наказания. За­кон не содержит каких-либо ограничений приобретения литера­туры и подписки на периодические издания в отношении каких-либо категорий осужденных. Им разрешается без ограничения получать в бандеролях, посылках и передачах письменные при­надлежности, причем посылки, передачи или бандероли с пись­менными принадлежностями не включаются в число посылок, передач, бандеролей, разрешенных получать на данном виде режима ИУ.

Литературу осужденным разрешается приобретать через официальную торговую сеть по безналичному расчету. При приобретении литературы и письменных принадлежностей осу­жденные не ограничены в расходовании своих средств. Закон не ограничивает также вид, характер и объем литературы, которую может приобретать осужденный. Однако они не могут (ч. 2 ст. 95 УИК) получать, приобретать, хранить и распространять издания, пропагандирующие войну, разжигание национальной. и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, а также издания порнографического характера. Им запрещена и под­писка на такую литературу. В профилактических целях осуж­денным нельзя продавать литературу криминалистического со­держания, а также передавать издания, имеющие гриф ограни­ченного пользования.

Учитывая ограниченные возможности исправительных уч­реждений в хранении осужденными в жилых помещениях боль­шого количества изданий, закон предусматривает в этом огра­ничения: осужденному разрешается иметь при себе не более де­сяти экземпляров книг и журналов. В это число не входят учеб­ники, необходимые для обучения осужденного в школе или специальности. Литература, превышающая разрешенное количест­во, сдается на хранение либо с его согласия передается для поль­зования библиотеке ИУ. На практике широкое распространение получили создаваемые в отдельных отрядах библиотеки, фор­мируемые за счет книг и иных изданий, добровольно передан­ных осужденными.

Значительно облегчает условия отбывания наказания осуж­денными предоставление им права на передвижение без конвоя или сопровождения, а также права на выезды за пределы ИУ.

Институт передвижения осужденных без конвоя или сопро­вождения является одной из важных особенностей исполнения наказания в виде лишения свободы. В период, когда осужден­ным предоставляется возможность передвигаться без конвоя или сопровождения, на них практически прекращают воздейст­вовать такие карательные элементы режима, как охрана и изо­ляция, существенно снижается влияние надзора. Поэтому ст. 96 УИК РФ устанавливает правило, согласно которому эта воз­можность предоставляется прежде всего положительно характе­ризующимся осужденным.

Помимо положительной характеристики статья устанавлива­ет еще два обязательных для этого условия: пребывание в дан­ном ИУ не менее 6 месяцев и отсутствие неснятых или непога­шенных взысканий. Отсутствие взысканий - необходимый эле­мент положительной характеристики осужденного, а установ­ленный срок является минимальным для первоначального изу­чения его личности.

Закон определяет категории осужденных, которым не может быть предоставлено разрешение на передвижение без конвоя или сопровождения. К ним относятся осужденные с повышен­ной степенью общественной опасности (осужденные за совер­шение особо тяжких преступлений; при особо опасном рецидиве и т.п.); больные открытой формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированные, страдающие психическими расстройствами и др.

По уголовно-правовым и уголовно-исполнительным призна­кам не может быть разрешено передвижение без конвоя лицам, отбывающим наказания в колониях особого режима и тюрьмах.

Осужденные, которым разрешено передвижения без конвоя или сопровождения, размещаются изолированно от других осу­жденных. Они проживают в общежитиях, расположенных в жи­лой зоне ИУ или за его пределами, но в границах, установлен­ных администрацией ИУ.

Ослабление карательного воздействия режима, его надзор­ных и контрольных функций, предоставленные осужденному возможности находиться вне территории учреждения, расшире­ние контактов со свободными гражданами по существу дают основание рассматривать институт передвижения без конвоя или сопровождения как меру поощрения, которая значительно улучшает условия отбывания наказания в виде лишения свобо­ды. Кроме того. он дает возможность осужденным воспитывать и проявлять такие важные качества и навыки как самодисцип­лина, самоконтроль, расширяет рамки принятия самостоятель­ных решений, т.е. снижает воздействие многих негативных по­следствий отбывания наказания в виде лишения свободы, что помогает ему после освобождения быстрее адаптироваться к жизни в открытом обществе.

Во многом сходные функции выполняет институт выезда осужденных к лишению свободы за пределы ИУ. Это прежде всего относятся к таким его составным частям, как: а) выезд осужденных для предварительного решения вопросов об их тру­довом и бытовом устройстве после освобождения; б) выезд осу­жденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправи­тельных колоний, для устройства детей у родственников или в детском доме; в) выезд женщин, имеющих несовершеннолетних детей вне исправительной колонии, один раз в год для свиданий с ними.

Выезды за пределы ИУ могут быть предоставлены осужден­ным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, исправи­тельных колониях общего и строгого режимов, воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию.

Закон (ч. 3 ст. 97 УИК) устанавливает 10 категорий осужден­ных, которым выезды за пределы учреждений не предоставля­ются ни при каких обстоятельствах. К их числу относятся осуж­денные: при особо опасном рецидиве; которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; к пожиз­ненному лишению свободы; больные открытой формой тубер­кулеза; не прошедшие полного курса лечения венерического за­болевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании и др.

Осужденным, являющимся инвалидами первой и второй группы и нуждающимся в постоянном уходе, а также несовер­шеннолетним, выезд за пределы учреждений предоставляется в сопровождении родственника или иного лица.

Выезды осужденных подразделяются на две категории: крат­косрочные и длительные. Краткосрочными считаются выезды сроком до 7 суток, не считая времени, необходимого для проез­да туда и обратно. Это время определяет администрация ИУ, которая должна учитывать расстояние до пункта следования, виды транспорта, периодичность его движения и т.д.

Длительными выездами считаются те, которые предоставля­ются осужденным на время ежегодного отпуска и соответствуют 18 рабочим дням для несовершеннолетних и 12 рабочим дням для осужденных, содержащихся в иных ИУ. При перевыполне­нии осужденными норм выработки или их выполнении на рабо­тах с вредными или опасными условиями труда, на предприяти­ях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также работающим пенсионерам по возрас­ту и инвалидам первой и второй групп продолжительность от­пуска (выезда) может быть увеличена до 18 рабочих дней, а не­совершеннолетним - до 24 рабочих дней.

Краткосрочный выезд осужденным может быть разрешен по исключительным личным обстоятельствам. Под ними понима­ются: смерть или тяжелая, угрожающая жизни болезнь близкого родственника (супруга, родителей, детей, родных братьев или сестер, деда, бабушки и внуков), либо стихийное бедствие (землетрясение, ураган, наводнение и т.п.), причинившее значи­тельный материальный ущерб осужденному или его семье. За­кон не содержит критериев значительного ущерба и возлагает определение его на органы внутренних дел по месту жительства осужденного.

При поступлении в ИУ документа, который может явиться основанием для выезда осужденного, администрация должна убедиться в его достоверности.

После этого осужденный подает заявление на имя начальни­ка учреждения о предоставлении ему выезда потем или иным основаниям. Заявление осужденного рассматривается не позд­нее, чем в суточный срок. По результатам рассмотрения прини­мается решение об удовлетворении либо в отказе в просьбе на выезд. Отказ в разрешении на выезд должен быть мотивирован­ным. В случае несогласия осужденного с мотивами отказа в пре­доставлении выезда он может его обжаловать.

При решении вопроса о возможности предоставления выезда обязательно учитывается характер и тяжесть совершенного осужденным преступления, отбытый им срок наказания, его личные качества и поведение.

Все расходы, связанные с выездом (на питание, приобретение билетов и т.п.) несет сам осужденный или его родственники (иные лица). За время нахождения осужденного за пределами ИУ во время разрешенного краткосрочного выезда заработная плата ему не начисляется. Однако нахождение осужденного во время краткосрочного и длительного выезда за пределами ИУ в соответствии с ч. 7 ст. 97 УИК РФ засчитывается в срок отбыва­ния наказания.

Законодатель предусматривает также выезд осужденного на территорию другого государства. Условия и порядок таких вы­ездов устанавливаются специальными соглашениями между со­ответствующими государствами.

При уклонении осужденного от возвращения в установлен­ный срок в ИУ он подлежит задержанию органом внутренних дел по месту пребывания осужденного с санкции прокурора на срок не более 30 суток для решения вопроса о направлении его к месту отбывания наказания под конвоем или привлечения к уголовной ответственности.

Особое значение в обеспечении социальных потребностей осужденных к лишению свободы имеют положения ст. 98 УИК РФ, устанавливающие право осужденных на обязательное госу­дарственное социальное страхование и пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст. 236 КЗоТ все работники подлежат обя­зательному государственному социальному страхованию. Это положение трудового законодательства распространяется и на осужденных к лишению свободы (ч. 1 ст. 98 УИК).

Понятие «социальное страхование» является широким и обе­спечивается несколькими фондами, куда производятся специ­альные денежные отчисления. Это фонд социального страхова­ния, Пенсионный фонд. Государственный фонд занятости насе­ления и медицинское страхование.

Видами обеспечения по государственному социальному страхованию граждан РФ, в том числе осужденных к лишению свободы, являются: а) пособия осужденным женщинам по бере­менности и родам; б) пособия по уходу за ребенком по достиже­нии им возраста полутора лет; в) пособия по случаю рождения ребенка; г) пенсии по старости, инвалидности и по случаю поте­ри кормильца; д) возмещение ущерба при утрате осужденным трудоспособности.

Пособия по беременности и родам выплачивается в течение всего отпуска по беременности и родам в размере полного зара­ботка. Продолжительность такого отпуска устанавливается трудовым законодательством. Исчисление сумм заработка для определения величины данного пособия производится по пра­вилам, установленным для пособия по временной нетрудоспо­собности.

Ранее действовавшее законодательство приостанавливало выплату пенсий осужденным во время отбывания лишения сво­боды. Уголовно-исполнительный кодекс РФ установил, что осужденные к лишению свободы, как и все граждане РФ, имеют право на государственное пенсионное обеспечение на общих основаниях. Выплата пенсий и реализация других видов соци­ального страхования направлена на практическую реализацию принципа гуманизма исполнения наказания.

На основании ст. 22 Закона «О государственных пенсиях», работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном объ­еме. Это правило распространяется и на работающих осужден­ных в местах лишения свободы. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по мес­ту нахождения ИУ путем перечисления на лицевые счета осуж­денных. В соответствии с республиканским пенсионным законо­дательством все виды пенсий не облагаются подоходным нало­гом.

Вместе с тем из пенсий осужденных производится удержание для возмещения расходов по их содержанию в местах лишения свободы. В соответствии с ч. 4 ст. 99 и ст. 107 УИК из пенсий, получаемых осужденными, производятся удержания для возме­щения стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых ус­луг, кроме стоимости спецпитания и спецодежды.

Независимо от всех удержаний осужденным на лицевой счет зачисляется не менее 25 % начисляемой им пенсии или иных до­ходов, а осужденным-мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет, инвалидам первой и второй группы, несовершен­нолетним, беременным женщинам, а также женщинам, имею­щим детей в домах ребенка ИУ - не менее 50%.

Осужденные к лишению свободы, как граждане Российской Федерации, в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, а также ст. 107 УИК, являются субъ­ектами обязательного медицинского страхования и находятся под постоянным медицинским контролем.

Обязательное медицинское страхование предполагает, что при заболевании осужденным оказывается квалифицированная медицинская помощь не только со стороны медицинской служ­бы уголовно-исполнительной системы, но и органами здраво­охранения за счет бюджетных средств.

В то же время в отношении осужденных, отбывающих нака­зание в исправительных учреждениях, действует правило (ч. 6 ст. 98 УИК), согласно которому действие добровольного меди­цинского страхования приостанавливается до окончания срока в ИУ. Добровольное медицинское страхование призвано обес­печить гражданам получение дополнительных медицинских ус­луг за счет специальных денежных отчислений, производимых гражданами или организациями.

Вместе с тем осужденные имеют право оплачивать дополни­тельные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги и социально-бытовые потребности, опреде­ляемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 7 ст. 99 УИК РФ).

Глава XII. Правовое регулирование основных средств исправления осужденных

§ 1. Понятие, содержание и основные требования режима в исправительных учреждениях

 

Под режимом в исправительных учреждениях понимается ус­тановленный нормами уголовно-исполнительного права поря­док исполнения и отбывания лишения свободы. Режим в местах лишения свободы выполняет различные функции. Прежде всего в рамках режима реализуются те правоограничения и лишения, которые присущи данному виду наказания, т.е. он несет в себе карательную функцию. Реализуя кару, правила режима вынуж­дают осужденного соблюдать требования закона, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение и т.п. В этом проявляется его воспитательная функция.

Значение режима заключается и в том, что он создает право­вые и организационные условия для использования других средств исправительного воздействия на осужденных -воспитательной работы, общественно полезного труда, обще­образовательного и профессионального обучения и обществен­ного воздействия, - ни одно из которых не может быть эффек­тивным, если в ИУ нет должного порядка. В этом проявляется обеспечивающая функция режима.

Наконец, нормы режима обеспечивают необходимые для предупреждения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и другими лицами, т.е. реализацию профи­лактической функции.

Согласно п. 6 ст. 82 УИК РФ и ст. 14 Закона «Об учреждени­ях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свобо­ды», администрация этих учреждений имеет право требовать не только от осужденных, но и от иных лиц исполнения ими требо­ваний, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка, и применять к правонарушителям преду­смотренные законом меры воздействия и принуждения.

Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свобо­ды включены не только осужденные и администрация учрежде­ний, но и другие лица, находящиеся в ИУ, а также на террито­риях и в помещениях, где установлены режимные требования.

Деятельность по обеспечению режима в ИУ осуществляют администрация и создаваемые для этих целей структурные под­разделения.

Режимные требования реализуются различными способами. Основным из них является обязательная изоляция осужденных, постоянный надзор за ними и вытекающие отсюда ограничения ряда прав и свобод. В этом прежде всего выражается сущность наказания в виде лишения свободы. Обязательная изоляция оз­начает принудительное водворение на основании вступившего в законную силу приговора (или определения) суда в отношении конкретного лица в тот или иной вид ИУ на срок, указанный в приговоре или определении. Степень изоляции определяется видом ИУ и поведением осужденного. Наиболее строгая изоля­ция достигается в тюрьмах и колониях особого режима, наи­меньшая - в колониях-поселениях, где отсутствует вооруженная охрана осужденных. В период отбывания наказания в одном и том же виде ИУ степень изоляции в зависимости от поведения осужденных может либо уменьшаться (перевод на облегченные условия отбывания наказания, передвижение без конвоя или со­провождения, проживание осужденных женщин вне колонии, краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы и др.) или наоборот, усиливаться (водворение в карцер, дисциплинар­ный или штрафной изолятор, перевод в одиночную камеру или в помещение камерного типа и т.д.).

Наряду с охраной за осужденными ведется круглосуточный надзор. Он осуществляется повсеместно в жилых помещениях, на производстве, во время обучения и проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, во время сна иих личного времени и т.д.

Требования режима не позволяют вводить не предусмотрен­ные правовыми нормами улучшения условий жизни и быта осу­жденных, так как этим выхолащивается карательная сторона режима отбывания наказания.

Осужденные по усмотрению администрации могут подвер­гаться обыску. Посылки, передачи и бандероли, поступающие на имя осужденных, в присутствии последних подвергаются досмотру. Корреспонденция осужденных подвергается цензуре, для чего в каждом учреждении организована специальная служ­ба.

В местах лишения свободы установлен порядок безналичного расчета с осужденными, все их денежные средства хранятся на лицевых счетах финансовых органов ИУ. По безналичному рас­чету осужденные приобретают в магазинах учреждений продук­ты питания, предметы первой необходимости, обувь, одежду и другие промышленные товары.

Осужденные, за исключением совершеннолетних женщин, носят одежду единого образца. По установленному порядку ка­ждый осужденный имеет два комплекта одежды - рабочую и повседневную.

Передвижение осужденных по территории колонии и произ­водственного объекта определяется в Правилах внутреннего распорядка: свободное передвижение разрешено лишь в преде­лах изолированного участка, в остальных случаях передвижение возможно группой в строю в сопровождении или по специаль­ному разрешению.

Территории ИУ могут разделяться на ряд изолированных друг от друга участков; производственные объекты также, как правило, разделяются на такие участки.

В целях поддержания на должном уровне режимных требо­ваний в ИУ установлено право администрации подвергать дос­мотру вещи и одежду лиц, входящих в учреждение и выходящих из него. Закон не делает каких-либо исключений. Поэтому дос­мотру могут быть подвергнуты любые лица, посещающие учре­ждения. В каждом учреждении оборудуются специальные места хранения, где можно оставить те или иные вещи или предметы перед входом на территорию ИУ.

Итак, режимные требования и способы их обеспечения втор­гаются во все стороны жизни и деятельности ИУ. Все осужден­ные, представители администрации и иные лица и организации, так или иначе соприкасающиеся с деятельностью ИУ, обязаны с ними считаться и их выполнять. Отсюда режим не только осно­вополагающее средство, определяющее условия и порядок реа­лизации других средств воздействия на осужденных, но и сред­ство управления деятельностью.

§ 2. Режим особых условий в исправительных учреждениях

 

Рассмотренные выше положения о режиме касаются прежде всего функционирования исправительных учреждений в обыч­ной обстановке, в условиях их нормальной деятельности.


Вместе с тем в случае возникновения стихийных бедствий, введения в районе расположения мест лишения свободы чрез­вычайного, особого или военного положения, а также при мас­совых беспорядках или групповых неповиновениях осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, возникает право на введение режима особых условий, которое закреплено в п. 14 ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказа­ния в виде лишения свободы» (далее - Закон от 21 июля 1993 г.). Основания и порядок введения режима особых условий уста­новлен в ст. 85 УИК РФ.

При возникновении указанных обстоятельств ИУ не могут функционировать в установленном режиме, нарушается их обычная деятельность. Режим особых условий направлен на восстановление нормальной деятельности учреждений, обеспе­чение безопасности осужденных, персонала учреждений и иных лиц. Перечень оснований введения режима является исчерпы­вающим (п. 1 ст. 85 УИК). Эти основания или причины могут быть подразделены на внешние и внутренние.

Внешними причинами являются:

- стихийное бедствие, экстремальная ситуация техногенного характера;

- введение в районе расположения ИУ чрезвычайного, осо­бого или военного положения.

Термин «стихийные бедствия» понимается расширительно. Они могут быть не только природного происхождения. К ним относятся и крупные аварии, катастрофы, ставящие под угрозу жизнь осужденных или персонала учреждений, а также эпиде­мии и эпизоотии в районе дислокации мест лишения свободы.

К внутренним причинам относятся массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных.

Массовые беспорядки представляют собой активное непод­чинение (нарушения) со стороны значительного числа осужден­ных, угрозу жизни и здоровью персонала и осужденных, что может выражаться в погромах, поджогах, расправах с неугод­ными, захватах заложников и т.п.

Групповые неповиновения осужденных, как правило, харак­теризуются пассивным поведением (отказом от выхода на рабо­ту, отказом от приема пищи и т.п.).

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по ре­шению министра внутренних дел РФ или министров внутренних дел (начальников управлений внутренних дел) субъектов РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ, либо соответ­ствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанны­ми должностными лицами дополнительно на 30 суток.

Начальник ИУ объявлять режим особых условий неправомо­чен, однако в случае возникновения непосредственной (явной) угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц, он вправе вводить меры по обеспечению особого режима само­стоятельно, но с немедленным уведомлением должностного ли­ца, правомочного принять такие решения. В этом случае ука­занное лицо в течение 3 суток с момента получения уведомления принимает решение о введении особых условий или об отмене введенных мер.

В период действия режима особых условий в учреждении может быть приостановлена реализация осужденными ряда прав, предусмотренных ст. 88-97 УИК РФ: права на свидание, получение бандеролей и посылок, на телефонные разговоры, на выезды за пределы ИУ и др. Наряду с этим может быть введен усиленный вариант охраны и надзора за осужденными, измене­ние распорядка дня, особый порядок допуска на различные объ­екты ИУ и т.д.

Применение перечисленных ограничений и мер при введении режима особых условий направлено прежде всего на обеспече­ние предусмотренного законом порядка исполнения и отбыва­ния наказания в виде лишения свободы, на восстановление нор­мальной деятельности ИУ.

На достижение этих целей направлено применение к осуж­денным физической силы, специальных средств и оружия, т.е. мер безопасности, которое регулируется ст. 86 УИК РФ, Зако­ном РФ от 21 июля 1993 г. и другими законодательными и нор­мативными актами.

Закон устанавливает перечень случаев, при которых по отношению к осужденным могут быть применены меры безопасности. К таким ситуациям относятся:

- оказание осужденными сопротивления персоналу исправи­тельного учреждения;

- злостное неповиновение осужденных законным требовани­ям персонала;

- проявление осужденными буйств;

- участие осужденных в массовых беспорядках;

- захват осужденными заложников;

- нападение осужденных на граждан;

- совершение осужденными иных общественно опасных действий;

- побег осужденного (осужденных);

- задержание бежавших из ИУ.

Применение мер безопасности в ИУ должно строго соответ­ствовать установленному порядку использования физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Вред, причиняемый лицам, в отношении которых они применяются, должен быть минимальным, а лицам, пострадавшим от приме­нения этих средств, должна быть немедленно оказана соответст­вующая медицинская помощь.

Кроме того о каждом применении мер безопасности должно быть немедленно сообщено непосредственному начальнику.

На начальника ИУ возлагается обязанность оповестить со­ответствующего прокурора о каждом факте ранения (смерти) осужденного или иного лица в результате применения в данном учреждении по отношению к правонарушителям физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Необходимо подчеркнуть, что решение вопроса о примене­нии мер безопасности законодателем отнесено на субъективное усмотрение сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые должны профессионально и объективно оценить воз­никшую ситуация и избрать для применения наиболее адекват­ные ей и целесообразные меры обеспечения безопасности.

§ 3. Труд осужденных в исправительных учреждениях

 

Статья 103 УИК РФ сформулировала основные принципы привлечения к труду осужденных к лишению свободы. К ним прежде всего относятся: а) обязательность труда осужденных;б) подчинение производственной деятельности ИУ их основной задаче - исправлению осужденных.

Исправлению осужденных подчинено применение всех мер пенитенциарного воздействия, одной из которых является труд осужденных. Поэтому не случайно в ст. 1 Закона от 21 июля 1993г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», уточняется назначение труда осужденных: «интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда».

Принцип обязательности труда лиц, лишенных свободы, также не противоречит международным нормам. В Минималь­ных стандартных правилах обращения с заключенными подчер­кивается, что «все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими способностями»*.Однако такая обязанность не распространяется на ряд категорий осужденных. Это в основном лица полностью утратившие трудоспособность, либо ограниченно годные к труду: осужденные, достигшие пен­сионного возраста, инвалиды I и II группы; беременные женщи­ны, а также женщины, имеющие детей в домах ребенка.

* Международная защита прав и свобод человека. М., 1990, С. 306.

 

Все эти лица могут привлекаться к труду исключительно с их согласия, если нет для этого медицинских противопоказаний. Поскольку труд осужденных организуется в рамках режима от­бывания наказания в местах лишения свободы, в порядке его организации допускается применение принуждения. Однако со­гласно Международному пакту о гражданских и политических правах, принятому ООН, «термином принудительный или обя­зательный труд..... не охватывается какая бы то ни было работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряже­ния суда».

Осужденные привлекаются к труду с учетом их пола, возрас­та, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности; специальности. В ряде случаев законодательство прямо запре­щает привлекать осужденных к труду по их специальности. Со­гласно ч. IV ст. 103 УИК и Правилам внутреннего распорядка осужденных, запрещается использовать на управленческих должностях, работать с множительной, радиотелефонной, теле­факсной техникой; в качестве продавцов, кассиров, заведую­щими продовольственными, вещевыми складами, а также скла­дами со сложным и дорогостоящим оборудованием и т.д. Если ранее труд осужденных организовывался только на государст­венных предприятиях, то ныне действующее законодательство позволяет привлекать осужденных к труду на контрактной ос­нове на предприятиях других форм собственности, в том числе в форме предпринимательской деятельности.

Принципиально новым является положение о возможности осужденных заниматься индивидуальной трудовой деятельно­стью, что позволяет не только получать дополнительные рабо­чие места, но и способствует реализации индивидуальных на­клонностей осужденных, их профессионального мастерства.

Труд осужденных к лишению свободы регулируется в основном нормами трудового законодательства. Согласно ст. 104 УИК продолжительность рабочего времени осужденных, пра­вила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в строгом соответствии с нормами законодательства РФ о труде. Однако некоторые особенности организаций их трудовой деятельности во время отбывания наказания определяются нормами уголовно-исполнительного за­конодательства.

Так, согласно ст. 67 КЗоТ работникам предоставляется еже­годный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней. Работающие осужденные к лишению свободы также имеют право на отпуск, однако ст. 104 УИК конкретизи­рует его продолжительность по отношению к различным кате­гориям осужденных: 18 рабочих дней - для содержащихся в вос­питательных колониях; 12 рабочих дней - для содержащихся в иных исправительных учреждениях. Продолжительность отпус­ка может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершенно­летним осужденным - до 24 рабочих дней по основаниям, ука­занным в ч. 5 ст. 104 УИК РФ. Отпуск может предоставляться как с выездом за пределы ИУ, так и без такового.

Осужденные имеют право на трудовые отпуска по истечении 11 месяцев работы в ИУ. При этом время содержания осужден­ного в помещении камерного типа и одиночной камере (вне за­висимости, работал он в это время или нет) в срок, необходи­мый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается.

Уголовно-исполнительный кодекс закрепил принципиально новое положение о том, что время привлечения осужденного к оплачиваемому труду засчитывается в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию ИУ и производится по итогам календарного года. При система­тическом уклонении осужденного от выполнения работы соот­ветствующий период времени по решению администрации ИУ исключается из общего трудового стажа.

На период отбывания наказания осужденные к лишению свободы лишаются конституционного права на забастовку как способ разрешения трудовых конфликтов. Это вытекает из спе­цифической обязанности осужденных трудиться. Вместе с тем они вправе вести трудовые споры, не прекращая при этом рабо­ты и не отказываясь от нее. В противном случае они могут при­влекаться к дисциплинарной и материальной ответственности, как нарушители установленного порядка отбывания наказания.

Оплата труда осужденных к лишению свободы регулируется действующим законодательством РФ о труде без всяких ограни­чений и изъятий (ст. 105 УИК РФ). Размер оплаты труда осуж­денных, отработавших полностью определенную на месяц нор­му рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального раз­мера оплаты труда.

При невыполнении осужденным норм выработки не по его вине оплата производится за фактически выполненную работу и должна быть не ниже 2/3 тарифной ставки установленного ему разряда (оклада). Если же нормы выработки не выполнены по вине работника, оплата производится по факту.

Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отра­ботанному осужденным времени или в зависимости от выработ­ки.

Заработная плата зачисляется на лицевой счет осужденного. Он вправе заключать договоры о страховании, переводить день­ги на открытый им счет в местном отделении Сбербанка, при­обретать облигации и другие ценные бумаги.

Специфической обязанностью осужденных к лишению сво­боды является привлечение их к некоторым работам без оплаты труда. Таковыми являются: мелкий ремонт жилья и культурно-бытовых помещений, оборудование спортплощадок, уборка территории ИУ и прилегающих к ним территорий, т.е. работы по благоустройству. К указанным работам осужденные привле­каются в порядке очередности в свободное от основной работы время, их продолжительность не должна превышать 2 часов в неделю. По желанию осужденных продолжительность работ может быть увеличена.

Инвалиды I и II групп, пенсионеры по возрасту и беременные женщины в работах по благоустройству участвуют только по своему желанию.

Как и любой гражданин, осужденный обязан платить установленные законом налоги с получаемыхим доходов. Но помимо уплаты налогов с осужденных производятся удержания для возмещения расходов на их содержание в местах лишения свободы. Удержания на указанные цели производятся ежемесячно из заработной платы, пенсий или иных доходов осужденных.

Уголовно-исполнительное и гражданско-процессуальное законодательство установило следующую последовательность удержаний: 1) алименты; 2) подоходный налог; 3) отчисления в -пенсионный фонд; 4) требования граждан по возмещению при­чиненного им ущерба; 5) требования юридических лиц во возмещению причиненного им ущерба; б) возмещение ущерба по приказу начальника учреждения; 7) стоимость питания; 8) стои­мость одежды; 9) стоимость коммунально-бытовых услуг.

Не со всех осужденных удержания производятся одинаково. Так, с осужденных, освобожденных от работ по болезни, с бе­ременных женщин и кормящих матерей на период освобождения от работы удержания за питание не производятся. Осужден­ным, содержащимся в воспитательных колониях, инвалидам I и II групп питание и одежда предоставляются бесплатно. Кроме того, в целях сохранения у осужденных принципа материальной заинтересованности законодатель установил гарантированный минимум зачисления на лицевые счета осужденных от получен­ных ими доходов. Согласно ч. 3 ст. 107 УИК РФ по общему пра­вилу на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработанной платы, пенсии или иных доходов. В то же время таким катего­риям осужденных, как пенсионеры по старости, инвалиды I и II групп, беременные женщины и женщины, имеющие детей в до­мах ребенка ИУ, на лицевой счет зачисляется не менее 50 % на­численных им доходов. Осужденным, отбывающим наказания в колониях-поселениях, гарантированный минимум получения доходов определен также в размере 50 % начисленных сумм.

В целях повышения производительности труда осужденных в ИУ используется ряд средств и методов. К ним, например, отно­сятся: организация трудового соревнования среди осужденных и их коллективов, присвоение отличившимся званий «передовик производства», «коллектив высокопроизводительного труда и примерного поведения». Кроме того, средством стимулирова­ния труда осужденных, повышения его эффективности является поощрение рационализаторской и изобретательской работы.

Необходимо отметить, что честное и добросовестное отно­шение осужденных к труду является одним из главных показате­лей оценки их поведения, критерием для положительного ре­шения о переводе осужденных из исправительных колоний в ко­лонии-поселения, для условно-досрочного освобождения и др. Таким образом, общественно полезный труд выступает в педа­гогическом плане организационной основой всего процесса ис­правления осужденных. Столь высокая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. В процессе общественно полезного труда человек развивает свои физические и профессиональные способности, формирует и развивает нравственные качества. Кроме воспита­тельной функции, труд осужденных преследует оздоровитель­ные задачи, так как безделье, особенно длительное, ведет к мы­шечному атрофированию. Эта же цель достигается при привле­чении ограниченно годных к труду с их согласия к посильной для них трудовой деятельности. Не нужно забывать и о роли труда осужденных для снятия их психологической напряженно­сти в замкнутом, далеко не комфортном пространстве.

Рост числа осужденных, не занятых трудом, осложняет кри­миногенную обстановку в местах лишения свободы, является одним из факторов усиления агрессивности осужденных, прояв­ляющемся как в их взаимоотношениях между собой, так и в от­ношениях с сотрудниками учреждения, что приводит к увеличе­нию числа нарушений дисциплины, совершению преступлений, массовым эксцессам.

И еще об одной исключительно важной функции труда осуж­денных к лишению свободы - его роли как фактора ресоциализации. Успешное выполнение этой задачи возможно лишь тогда, когда предприятия учреждений, исполняющих наказания, осна­щены современной техникой, выпускают конкурентоспособную, пользующуюся спросом на внутреннем и внешнем рынках про­дукцию. А это означает, что осужденные имеют возможность получить в ИУ дефицитные профессии или, что часто бывает на практике, не растерять навыки высококвалифицированных ра­ботников, что даст им большие шансы на рынке труда после ос­вобождения.

Как уже отмечалось, труд осужденных прежде всего призван решать воспитательные, педагогические задачи, а не подчинять­ся целям получения от него прибыли. Однако совсем сбрасывать со счетов или недооценивать экономические показатели произ­водственно-хозяйственной деятельности ИУ будет неправильно. Труд осужденных был и остается, особенно в настоящее время, средством компенсации сокращения выделяемых из федераль­ного бюджета сумм на содержание уголовно-исполнительной системы, и прежде всего - незанятых трудом осужденных. Такая трактовка роли труда не является базой для производственного уклона в деятельности мест лишения свободы. Она призвана содействовать решению задач по расширению, модернизации и техническому переоснащению предприятий, учреждений, стаби­лизации их финансового состояния, повышению уровня трудо­вой занятости осужденных.

В целях комплексного подхода к решению проблемы полной трудовой занятости осужденных Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу содействия трудовой занято­сти осужденных к лишению свободы на период до 2000 года*.

* См.: Российская газета. 1995. 25 августа.

 

Для достижения поставленных в Программе задач преду­сматривается реализовать комплекс мер, способствующих пере­ориентации имеющихся производственных мощностей уголовно-исполнительной системы на изготовление конкурентоспо­собной, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках продукции и созданию новых производств для трудоустрой­ства вновь поступающих осужденных, а также меры государст­венной поддержки содействия трудоустройству осужденных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.