КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обеспечение иных социально-бытовых потребностей лиц, лишенных свободы
Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы, являются основополагающими условиями отбывания наказания в ИУ, призванными сохранить здоровье и обеспечить нормальное существование человека в местах лишения свободы. Эти условия определяются прежде всего видом ИУ и не зависят от поведения осужденного во время отбывания наказания. Нормы, регулирующие материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных, носят, как правило, императивный. обязательный для администрации характер. Однако удовлетворением потребностей осужденных в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании не ограничивается создание совокупности условий содержания осужденных в местах лишения свободы. В рамках своего правового статуса, для реализации своих прав, свобод и законных интересов осужденный имеет право на удовлетворение и иных социально-бытовых потребностей, которые могут значительно влиять на условия его отбывания в ИУ. К таковым законодатель относит, например, получение различных видов свиданий, разрешение на переписку, получение переводов, предоставление осужденным права на телефонные разговоры, на просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач и др. Правовое регулирование обеспечения указанных потребностей осужденных определяется нормами, носящими как императивный, так и диспозитивный характер. Так, закон четко устанавливает, что краткосрочные свидания имеют продолжительность 4 часа, а длительные свидания - 3 суток (ч. 1 ст. 89 УИК). Эта норма носит императивный характер. В тоже время ч. 3 этой статьи устанавливает правило, позволяющее осужденным по собственному желанию избирать конкретный вид (форму) контактов с родственниками или иными лицами. В частности, предусматривается, что длительное свидание по желанию осужденного может быть заменено краткосрочным; краткосрочное или длительное - телефонным разговором. Данная норма носит диспозитивный характер.
Аналогичным образом осуществляется регулирование удовлетворения художественных, эстетических и информационных потребностей осужденных, повышения их общеобразовательного, профессионального и культурного уровня (ст. 94, 95 УИК РФ.). Впервые на законодательном уровне ст. 94 УИК закрепляет право осужденных на просмотр кинофильмов и телепередач, а также прослушивание радиопередач. В соответствии с ч. 1 данной статьи осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также лиц, переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы не реже одного раза в неделю. Демонстрация кинофильмов приурочивается распорядком дня ИУ к выходным (праздничным) дням. Распорядком дня предусматривается и специально отводимое свободное от работы время для ежедневного просмотра осужденными (кроме перечисленных ранее лиц) телепередач при соблюдении права осужденных на непрерывный 8-часовой ночной отдых. Осужденным предоставляется право на прослушивание радиопередач, для чего все жилые помещения, комнаты отдыха, рабочие и иные помещения, в том числе и одиночные камеры, оборудуются за счет средств ИУ радиоточками. Осужденным разрешается также индивидуально или группами приобретать телевизионные и радиоприемники на собственные средства или получать их от родственников и иных лиц. Процесс отбывания наказания в виде лишения свободы связан с оторванностью человека от внешнего мира, значительной духовной изоляцией от него, недостатком информации о событиях в жизни общества. Положения ст. 95 УИК РФ, регулирующей порядок приобретения и хранения осужденными литературы и письменных принадлежностей, призваны нейтрализовать указанные негативные последствия данного вида наказания. Закон не содержит каких-либо ограничений приобретения литературы и подписки на периодические издания в отношении каких-либо категорий осужденных. Им разрешается без ограничения получать в бандеролях, посылках и передачах письменные принадлежности, причем посылки, передачи или бандероли с письменными принадлежностями не включаются в число посылок, передач, бандеролей, разрешенных получать на данном виде режима ИУ.
Литературу осужденным разрешается приобретать через официальную торговую сеть по безналичному расчету. При приобретении литературы и письменных принадлежностей осужденные не ограничены в расходовании своих средств. Закон не ограничивает также вид, характер и объем литературы, которую может приобретать осужденный. Однако они не могут (ч. 2 ст. 95 УИК) получать, приобретать, хранить и распространять издания, пропагандирующие войну, разжигание национальной. и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, а также издания порнографического характера. Им запрещена и подписка на такую литературу. В профилактических целях осужденным нельзя продавать литературу криминалистического содержания, а также передавать издания, имеющие гриф ограниченного пользования. Учитывая ограниченные возможности исправительных учреждений в хранении осужденными в жилых помещениях большого количества изданий, закон предусматривает в этом ограничения: осужденному разрешается иметь при себе не более десяти экземпляров книг и журналов. В это число не входят учебники, необходимые для обучения осужденного в школе или специальности. Литература, превышающая разрешенное количество, сдается на хранение либо с его согласия передается для пользования библиотеке ИУ. На практике широкое распространение получили создаваемые в отдельных отрядах библиотеки, формируемые за счет книг и иных изданий, добровольно переданных осужденными. Значительно облегчает условия отбывания наказания осужденными предоставление им права на передвижение без конвоя или сопровождения, а также права на выезды за пределы ИУ.
Институт передвижения осужденных без конвоя или сопровождения является одной из важных особенностей исполнения наказания в виде лишения свободы. В период, когда осужденным предоставляется возможность передвигаться без конвоя или сопровождения, на них практически прекращают воздействовать такие карательные элементы режима, как охрана и изоляция, существенно снижается влияние надзора. Поэтому ст. 96 УИК РФ устанавливает правило, согласно которому эта возможность предоставляется прежде всего положительно характеризующимся осужденным. Помимо положительной характеристики статья устанавливает еще два обязательных для этого условия: пребывание в данном ИУ не менее 6 месяцев и отсутствие неснятых или непогашенных взысканий. Отсутствие взысканий - необходимый элемент положительной характеристики осужденного, а установленный срок является минимальным для первоначального изучения его личности. Закон определяет категории осужденных, которым не может быть предоставлено разрешение на передвижение без конвоя или сопровождения. К ним относятся осужденные с повышенной степенью общественной опасности (осужденные за совершение особо тяжких преступлений; при особо опасном рецидиве и т.п.); больные открытой формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированные, страдающие психическими расстройствами и др. По уголовно-правовым и уголовно-исполнительным признакам не может быть разрешено передвижение без конвоя лицам, отбывающим наказания в колониях особого режима и тюрьмах. Осужденные, которым разрешено передвижения без конвоя или сопровождения, размещаются изолированно от других осужденных. Они проживают в общежитиях, расположенных в жилой зоне ИУ или за его пределами, но в границах, установленных администрацией ИУ. Ослабление карательного воздействия режима, его надзорных и контрольных функций, предоставленные осужденному возможности находиться вне территории учреждения, расширение контактов со свободными гражданами по существу дают основание рассматривать институт передвижения без конвоя или сопровождения как меру поощрения, которая значительно улучшает условия отбывания наказания в виде лишения свободы. Кроме того. он дает возможность осужденным воспитывать и проявлять такие важные качества и навыки как самодисциплина, самоконтроль, расширяет рамки принятия самостоятельных решений, т.е. снижает воздействие многих негативных последствий отбывания наказания в виде лишения свободы, что помогает ему после освобождения быстрее адаптироваться к жизни в открытом обществе.
Во многом сходные функции выполняет институт выезда осужденных к лишению свободы за пределы ИУ. Это прежде всего относятся к таким его составным частям, как: а) выезд осужденных для предварительного решения вопросов об их трудовом и бытовом устройстве после освобождения; б) выезд осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных колоний, для устройства детей у родственников или в детском доме; в) выезд женщин, имеющих несовершеннолетних детей вне исправительной колонии, один раз в год для свиданий с ними. Выезды за пределы ИУ могут быть предоставлены осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, исправительных колониях общего и строгого режимов, воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию. Закон (ч. 3 ст. 97 УИК) устанавливает 10 категорий осужденных, которым выезды за пределы учреждений не предоставляются ни при каких обстоятельствах. К их числу относятся осужденные: при особо опасном рецидиве; которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; к пожизненному лишению свободы; больные открытой формой туберкулеза; не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании и др. Осужденным, являющимся инвалидами первой и второй группы и нуждающимся в постоянном уходе, а также несовершеннолетним, выезд за пределы учреждений предоставляется в сопровождении родственника или иного лица. Выезды осужденных подразделяются на две категории: краткосрочные и длительные. Краткосрочными считаются выезды сроком до 7 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно. Это время определяет администрация ИУ, которая должна учитывать расстояние до пункта следования, виды транспорта, периодичность его движения и т.д. Длительными выездами считаются те, которые предоставляются осужденным на время ежегодного отпуска и соответствуют 18 рабочим дням для несовершеннолетних и 12 рабочим дням для осужденных, содержащихся в иных ИУ. При перевыполнении осужденными норм выработки или их выполнении на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также работающим пенсионерам по возрасту и инвалидам первой и второй групп продолжительность отпуска (выезда) может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним - до 24 рабочих дней. Краткосрочный выезд осужденным может быть разрешен по исключительным личным обстоятельствам. Под ними понимаются: смерть или тяжелая, угрожающая жизни болезнь близкого родственника (супруга, родителей, детей, родных братьев или сестер, деда, бабушки и внуков), либо стихийное бедствие (землетрясение, ураган, наводнение и т.п.), причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье. Закон не содержит критериев значительного ущерба и возлагает определение его на органы внутренних дел по месту жительства осужденного. При поступлении в ИУ документа, который может явиться основанием для выезда осужденного, администрация должна убедиться в его достоверности. После этого осужденный подает заявление на имя начальника учреждения о предоставлении ему выезда потем или иным основаниям. Заявление осужденного рассматривается не позднее, чем в суточный срок. По результатам рассмотрения принимается решение об удовлетворении либо в отказе в просьбе на выезд. Отказ в разрешении на выезд должен быть мотивированным. В случае несогласия осужденного с мотивами отказа в предоставлении выезда он может его обжаловать. При решении вопроса о возможности предоставления выезда обязательно учитывается характер и тяжесть совершенного осужденным преступления, отбытый им срок наказания, его личные качества и поведение. Все расходы, связанные с выездом (на питание, приобретение билетов и т.п.) несет сам осужденный или его родственники (иные лица). За время нахождения осужденного за пределами ИУ во время разрешенного краткосрочного выезда заработная плата ему не начисляется. Однако нахождение осужденного во время краткосрочного и длительного выезда за пределами ИУ в соответствии с ч. 7 ст. 97 УИК РФ засчитывается в срок отбывания наказания. Законодатель предусматривает также выезд осужденного на территорию другого государства. Условия и порядок таких выездов устанавливаются специальными соглашениями между соответствующими государствами. При уклонении осужденного от возвращения в установленный срок в ИУ он подлежит задержанию органом внутренних дел по месту пребывания осужденного с санкции прокурора на срок не более 30 суток для решения вопроса о направлении его к месту отбывания наказания под конвоем или привлечения к уголовной ответственности. Особое значение в обеспечении социальных потребностей осужденных к лишению свободы имеют положения ст. 98 УИК РФ, устанавливающие право осужденных на обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение. В соответствии со ст. 236 КЗоТ все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Это положение трудового законодательства распространяется и на осужденных к лишению свободы (ч. 1 ст. 98 УИК). Понятие «социальное страхование» является широким и обеспечивается несколькими фондами, куда производятся специальные денежные отчисления. Это фонд социального страхования, Пенсионный фонд. Государственный фонд занятости населения и медицинское страхование. Видами обеспечения по государственному социальному страхованию граждан РФ, в том числе осужденных к лишению свободы, являются: а) пособия осужденным женщинам по беременности и родам; б) пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет; в) пособия по случаю рождения ребенка; г) пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца; д) возмещение ущерба при утрате осужденным трудоспособности. Пособия по беременности и родам выплачивается в течение всего отпуска по беременности и родам в размере полного заработка. Продолжительность такого отпуска устанавливается трудовым законодательством. Исчисление сумм заработка для определения величины данного пособия производится по правилам, установленным для пособия по временной нетрудоспособности. Ранее действовавшее законодательство приостанавливало выплату пенсий осужденным во время отбывания лишения свободы. Уголовно-исполнительный кодекс РФ установил, что осужденные к лишению свободы, как и все граждане РФ, имеют право на государственное пенсионное обеспечение на общих основаниях. Выплата пенсий и реализация других видов социального страхования направлена на практическую реализацию принципа гуманизма исполнения наказания. На основании ст. 22 Закона «О государственных пенсиях», работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном объеме. Это правило распространяется и на работающих осужденных в местах лишения свободы. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения ИУ путем перечисления на лицевые счета осужденных. В соответствии с республиканским пенсионным законодательством все виды пенсий не облагаются подоходным налогом. Вместе с тем из пенсий осужденных производится удержание для возмещения расходов по их содержанию в местах лишения свободы. В соответствии с ч. 4 ст. 99 и ст. 107 УИК из пенсий, получаемых осужденными, производятся удержания для возмещения стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, кроме стоимости спецпитания и спецодежды. Независимо от всех удержаний осужденным на лицевой счет зачисляется не менее 25 % начисляемой им пенсии или иных доходов, а осужденным-мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет, инвалидам первой и второй группы, несовершеннолетним, беременным женщинам, а также женщинам, имеющим детей в домах ребенка ИУ - не менее 50%. Осужденные к лишению свободы, как граждане Российской Федерации, в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, а также ст. 107 УИК, являются субъектами обязательного медицинского страхования и находятся под постоянным медицинским контролем. Обязательное медицинское страхование предполагает, что при заболевании осужденным оказывается квалифицированная медицинская помощь не только со стороны медицинской службы уголовно-исполнительной системы, но и органами здравоохранения за счет бюджетных средств. В то же время в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, действует правило (ч. 6 ст. 98 УИК), согласно которому действие добровольного медицинского страхования приостанавливается до окончания срока в ИУ. Добровольное медицинское страхование призвано обеспечить гражданам получение дополнительных медицинских услуг за счет специальных денежных отчислений, производимых гражданами или организациями. Вместе с тем осужденные имеют право оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги и социально-бытовые потребности, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 7 ст. 99 УИК РФ). Глава XII. Правовое регулирование основных средств исправления осужденных § 1. Понятие, содержание и основные требования режима в исправительных учреждениях
Под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Режим в местах лишения свободы выполняет различные функции. Прежде всего в рамках режима реализуются те правоограничения и лишения, которые присущи данному виду наказания, т.е. он несет в себе карательную функцию. Реализуя кару, правила режима вынуждают осужденного соблюдать требования закона, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение и т.п. В этом проявляется его воспитательная функция. Значение режима заключается и в том, что он создает правовые и организационные условия для использования других средств исправительного воздействия на осужденных -воспитательной работы, общественно полезного труда, общеобразовательного и профессионального обучения и общественного воздействия, - ни одно из которых не может быть эффективным, если в ИУ нет должного порядка. В этом проявляется обеспечивающая функция режима. Наконец, нормы режима обеспечивают необходимые для предупреждения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и другими лицами, т.е. реализацию профилактической функции. Согласно п. 6 ст. 82 УИК РФ и ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», администрация этих учреждений имеет право требовать не только от осужденных, но и от иных лиц исполнения ими требований, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка, и применять к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения. Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены не только осужденные и администрация учреждений, но и другие лица, находящиеся в ИУ, а также на территориях и в помещениях, где установлены режимные требования. Деятельность по обеспечению режима в ИУ осуществляют администрация и создаваемые для этих целей структурные подразделения. Режимные требования реализуются различными способами. Основным из них является обязательная изоляция осужденных, постоянный надзор за ними и вытекающие отсюда ограничения ряда прав и свобод. В этом прежде всего выражается сущность наказания в виде лишения свободы. Обязательная изоляция означает принудительное водворение на основании вступившего в законную силу приговора (или определения) суда в отношении конкретного лица в тот или иной вид ИУ на срок, указанный в приговоре или определении. Степень изоляции определяется видом ИУ и поведением осужденного. Наиболее строгая изоляция достигается в тюрьмах и колониях особого режима, наименьшая - в колониях-поселениях, где отсутствует вооруженная охрана осужденных. В период отбывания наказания в одном и том же виде ИУ степень изоляции в зависимости от поведения осужденных может либо уменьшаться (перевод на облегченные условия отбывания наказания, передвижение без конвоя или сопровождения, проживание осужденных женщин вне колонии, краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы и др.) или наоборот, усиливаться (водворение в карцер, дисциплинарный или штрафной изолятор, перевод в одиночную камеру или в помещение камерного типа и т.д.). Наряду с охраной за осужденными ведется круглосуточный надзор. Он осуществляется повсеместно в жилых помещениях, на производстве, во время обучения и проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, во время сна иих личного времени и т.д. Требования режима не позволяют вводить не предусмотренные правовыми нормами улучшения условий жизни и быта осужденных, так как этим выхолащивается карательная сторона режима отбывания наказания. Осужденные по усмотрению администрации могут подвергаться обыску. Посылки, передачи и бандероли, поступающие на имя осужденных, в присутствии последних подвергаются досмотру. Корреспонденция осужденных подвергается цензуре, для чего в каждом учреждении организована специальная служба. В местах лишения свободы установлен порядок безналичного расчета с осужденными, все их денежные средства хранятся на лицевых счетах финансовых органов ИУ. По безналичному расчету осужденные приобретают в магазинах учреждений продукты питания, предметы первой необходимости, обувь, одежду и другие промышленные товары. Осужденные, за исключением совершеннолетних женщин, носят одежду единого образца. По установленному порядку каждый осужденный имеет два комплекта одежды - рабочую и повседневную. Передвижение осужденных по территории колонии и производственного объекта определяется в Правилах внутреннего распорядка: свободное передвижение разрешено лишь в пределах изолированного участка, в остальных случаях передвижение возможно группой в строю в сопровождении или по специальному разрешению. Территории ИУ могут разделяться на ряд изолированных друг от друга участков; производственные объекты также, как правило, разделяются на такие участки. В целях поддержания на должном уровне режимных требований в ИУ установлено право администрации подвергать досмотру вещи и одежду лиц, входящих в учреждение и выходящих из него. Закон не делает каких-либо исключений. Поэтому досмотру могут быть подвергнуты любые лица, посещающие учреждения. В каждом учреждении оборудуются специальные места хранения, где можно оставить те или иные вещи или предметы перед входом на территорию ИУ. Итак, режимные требования и способы их обеспечения вторгаются во все стороны жизни и деятельности ИУ. Все осужденные, представители администрации и иные лица и организации, так или иначе соприкасающиеся с деятельностью ИУ, обязаны с ними считаться и их выполнять. Отсюда режим не только основополагающее средство, определяющее условия и порядок реализации других средств воздействия на осужденных, но и средство управления деятельностью. § 2. Режим особых условий в исправительных учреждениях
Рассмотренные выше положения о режиме касаются прежде всего функционирования исправительных учреждений в обычной обстановке, в условиях их нормальной деятельности. Вместе с тем в случае возникновения стихийных бедствий, введения в районе расположения мест лишения свободы чрезвычайного, особого или военного положения, а также при массовых беспорядках или групповых неповиновениях осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, возникает право на введение режима особых условий, которое закреплено в п. 14 ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон от 21 июля 1993 г.). Основания и порядок введения режима особых условий установлен в ст. 85 УИК РФ. При возникновении указанных обстоятельств ИУ не могут функционировать в установленном режиме, нарушается их обычная деятельность. Режим особых условий направлен на восстановление нормальной деятельности учреждений, обеспечение безопасности осужденных, персонала учреждений и иных лиц. Перечень оснований введения режима является исчерпывающим (п. 1 ст. 85 УИК). Эти основания или причины могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешними причинами являются: - стихийное бедствие, экстремальная ситуация техногенного характера; - введение в районе расположения ИУ чрезвычайного, особого или военного положения. Термин «стихийные бедствия» понимается расширительно. Они могут быть не только природного происхождения. К ним относятся и крупные аварии, катастрофы, ставящие под угрозу жизнь осужденных или персонала учреждений, а также эпидемии и эпизоотии в районе дислокации мест лишения свободы. К внутренним причинам относятся массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных. Массовые беспорядки представляют собой активное неподчинение (нарушения) со стороны значительного числа осужденных, угрозу жизни и здоровью персонала и осужденных, что может выражаться в погромах, поджогах, расправах с неугодными, захватах заложников и т.п. Групповые неповиновения осужденных, как правило, характеризуются пассивным поведением (отказом от выхода на работу, отказом от приема пищи и т.п.). Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению министра внутренних дел РФ или министров внутренних дел (начальников управлений внутренних дел) субъектов РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ, либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток. Начальник ИУ объявлять режим особых условий неправомочен, однако в случае возникновения непосредственной (явной) угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц, он вправе вводить меры по обеспечению особого режима самостоятельно, но с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принять такие решения. В этом случае указанное лицо в течение 3 суток с момента получения уведомления принимает решение о введении особых условий или об отмене введенных мер. В период действия режима особых условий в учреждении может быть приостановлена реализация осужденными ряда прав, предусмотренных ст. 88-97 УИК РФ: права на свидание, получение бандеролей и посылок, на телефонные разговоры, на выезды за пределы ИУ и др. Наряду с этим может быть введен усиленный вариант охраны и надзора за осужденными, изменение распорядка дня, особый порядок допуска на различные объекты ИУ и т.д. Применение перечисленных ограничений и мер при введении режима особых условий направлено прежде всего на обеспечение предусмотренного законом порядка исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, на восстановление нормальной деятельности ИУ. На достижение этих целей направлено применение к осужденным физической силы, специальных средств и оружия, т.е. мер безопасности, которое регулируется ст. 86 УИК РФ, Законом РФ от 21 июля 1993 г. и другими законодательными и нормативными актами. Закон устанавливает перечень случаев, при которых по отношению к осужденным могут быть применены меры безопасности. К таким ситуациям относятся: - оказание осужденными сопротивления персоналу исправительного учреждения; - злостное неповиновение осужденных законным требованиям персонала; - проявление осужденными буйств; - участие осужденных в массовых беспорядках; - захват осужденными заложников; - нападение осужденных на граждан; - совершение осужденными иных общественно опасных действий; - побег осужденного (осужденных); - задержание бежавших из ИУ. Применение мер безопасности в ИУ должно строго соответствовать установленному порядку использования физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Вред, причиняемый лицам, в отношении которых они применяются, должен быть минимальным, а лицам, пострадавшим от применения этих средств, должна быть немедленно оказана соответствующая медицинская помощь. Кроме того о каждом применении мер безопасности должно быть немедленно сообщено непосредственному начальнику. На начальника ИУ возлагается обязанность оповестить соответствующего прокурора о каждом факте ранения (смерти) осужденного или иного лица в результате применения в данном учреждении по отношению к правонарушителям физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Необходимо подчеркнуть, что решение вопроса о применении мер безопасности законодателем отнесено на субъективное усмотрение сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые должны профессионально и объективно оценить возникшую ситуация и избрать для применения наиболее адекватные ей и целесообразные меры обеспечения безопасности. § 3. Труд осужденных в исправительных учреждениях
Статья 103 УИК РФ сформулировала основные принципы привлечения к труду осужденных к лишению свободы. К ним прежде всего относятся: а) обязательность труда осужденных;б) подчинение производственной деятельности ИУ их основной задаче - исправлению осужденных. Исправлению осужденных подчинено применение всех мер пенитенциарного воздействия, одной из которых является труд осужденных. Поэтому не случайно в ст. 1 Закона от 21 июля 1993г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», уточняется назначение труда осужденных: «интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда». Принцип обязательности труда лиц, лишенных свободы, также не противоречит международным нормам. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными подчеркивается, что «все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими способностями»*.Однако такая обязанность не распространяется на ряд категорий осужденных. Это в основном лица полностью утратившие трудоспособность, либо ограниченно годные к труду: осужденные, достигшие пенсионного возраста, инвалиды I и II группы; беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в домах ребенка. * Международная защита прав и свобод человека. М., 1990, С. 306.
Все эти лица могут привлекаться к труду исключительно с их согласия, если нет для этого медицинских противопоказаний. Поскольку труд осужденных организуется в рамках режима отбывания наказания в местах лишения свободы, в порядке его организации допускается применение принуждения. Однако согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, принятому ООН, «термином принудительный или обязательный труд..... не охватывается какая бы то ни было работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда». Осужденные привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности; специальности. В ряде случаев законодательство прямо запрещает привлекать осужденных к труду по их специальности. Согласно ч. IV ст. 103 УИК и Правилам внутреннего распорядка осужденных, запрещается использовать на управленческих должностях, работать с множительной, радиотелефонной, телефаксной техникой; в качестве продавцов, кассиров, заведующими продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием и т.д. Если ранее труд осужденных организовывался только на государственных предприятиях, то ныне действующее законодательство позволяет привлекать осужденных к труду на контрактной основе на предприятиях других форм собственности, в том числе в форме предпринимательской деятельности. Принципиально новым является положение о возможности осужденных заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, что позволяет не только получать дополнительные рабочие места, но и способствует реализации индивидуальных наклонностей осужденных, их профессионального мастерства. Труд осужденных к лишению свободы регулируется в основном нормами трудового законодательства. Согласно ст. 104 УИК продолжительность рабочего времени осужденных, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в строгом соответствии с нормами законодательства РФ о труде. Однако некоторые особенности организаций их трудовой деятельности во время отбывания наказания определяются нормами уголовно-исполнительного законодательства. Так, согласно ст. 67 КЗоТ работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней. Работающие осужденные к лишению свободы также имеют право на отпуск, однако ст. 104 УИК конкретизирует его продолжительность по отношению к различным категориям осужденных: 18 рабочих дней - для содержащихся в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для содержащихся в иных исправительных учреждениях. Продолжительность отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным - до 24 рабочих дней по основаниям, указанным в ч. 5 ст. 104 УИК РФ. Отпуск может предоставляться как с выездом за пределы ИУ, так и без такового. Осужденные имеют право на трудовые отпуска по истечении 11 месяцев работы в ИУ. При этом время содержания осужденного в помещении камерного типа и одиночной камере (вне зависимости, работал он в это время или нет) в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается. Уголовно-исполнительный кодекс закрепил принципиально новое положение о том, что время привлечения осужденного к оплачиваемому труду засчитывается в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию ИУ и производится по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени по решению администрации ИУ исключается из общего трудового стажа. На период отбывания наказания осужденные к лишению свободы лишаются конституционного права на забастовку как способ разрешения трудовых конфликтов. Это вытекает из специфической обязанности осужденных трудиться. Вместе с тем они вправе вести трудовые споры, не прекращая при этом работы и не отказываясь от нее. В противном случае они могут привлекаться к дисциплинарной и материальной ответственности, как нарушители установленного порядка отбывания наказания. Оплата труда осужденных к лишению свободы регулируется действующим законодательством РФ о труде без всяких ограничений и изъятий (ст. 105 УИК РФ). Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. При невыполнении осужденным норм выработки не по его вине оплата производится за фактически выполненную работу и должна быть не ниже 2/3 тарифной ставки установленного ему разряда (оклада). Если же нормы выработки не выполнены по вине работника, оплата производится по факту. Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки. Заработная плата зачисляется на лицевой счет осужденного. Он вправе заключать договоры о страховании, переводить деньги на открытый им счет в местном отделении Сбербанка, приобретать облигации и другие ценные бумаги. Специфической обязанностью осужденных к лишению свободы является привлечение их к некоторым работам без оплаты труда. Таковыми являются: мелкий ремонт жилья и культурно-бытовых помещений, оборудование спортплощадок, уборка территории ИУ и прилегающих к ним территорий, т.е. работы по благоустройству. К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от основной работы время, их продолжительность не должна превышать 2 часов в неделю. По желанию осужденных продолжительность работ может быть увеличена. Инвалиды I и II групп, пенсионеры по возрасту и беременные женщины в работах по благоустройству участвуют только по своему желанию. Как и любой гражданин, осужденный обязан платить установленные законом налоги с получаемыхим доходов. Но помимо уплаты налогов с осужденных производятся удержания для возмещения расходов на их содержание в местах лишения свободы. Удержания на указанные цели производятся ежемесячно из заработной платы, пенсий или иных доходов осужденных. Уголовно-исполнительное и гражданско-процессуальное законодательство установило следующую последовательность удержаний: 1) алименты; 2) подоходный налог; 3) отчисления в -пенсионный фонд; 4) требования граждан по возмещению причиненного им ущерба; 5) требования юридических лиц во возмещению причиненного им ущерба; б) возмещение ущерба по приказу начальника учреждения; 7) стоимость питания; 8) стоимость одежды; 9) стоимость коммунально-бытовых услуг. Не со всех осужденных удержания производятся одинаково. Так, с осужденных, освобожденных от работ по болезни, с беременных женщин и кормящих матерей на период освобождения от работы удержания за питание не производятся. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, инвалидам I и II групп питание и одежда предоставляются бесплатно. Кроме того, в целях сохранения у осужденных принципа материальной заинтересованности законодатель установил гарантированный минимум зачисления на лицевые счета осужденных от полученных ими доходов. Согласно ч. 3 ст. 107 УИК РФ по общему правилу на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработанной платы, пенсии или иных доходов. В то же время таким категориям осужденных, как пенсионеры по старости, инвалиды I и II групп, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка ИУ, на лицевой счет зачисляется не менее 50 % начисленных им доходов. Осужденным, отбывающим наказания в колониях-поселениях, гарантированный минимум получения доходов определен также в размере 50 % начисленных сумм. В целях повышения производительности труда осужденных в ИУ используется ряд средств и методов. К ним, например, относятся: организация трудового соревнования среди осужденных и их коллективов, присвоение отличившимся званий «передовик производства», «коллектив высокопроизводительного труда и примерного поведения». Кроме того, средством стимулирования труда осужденных, повышения его эффективности является поощрение рационализаторской и изобретательской работы. Необходимо отметить, что честное и добросовестное отношение осужденных к труду является одним из главных показателей оценки их поведения, критерием для положительного решения о переводе осужденных из исправительных колоний в колонии-поселения, для условно-досрочного освобождения и др. Таким образом, общественно полезный труд выступает в педагогическом плане организационной основой всего процесса исправления осужденных. Столь высокая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. В процессе общественно полезного труда человек развивает свои физические и профессиональные способности, формирует и развивает нравственные качества. Кроме воспитательной функции, труд осужденных преследует оздоровительные задачи, так как безделье, особенно длительное, ведет к мышечному атрофированию. Эта же цель достигается при привлечении ограниченно годных к труду с их согласия к посильной для них трудовой деятельности. Не нужно забывать и о роли труда осужденных для снятия их психологической напряженности в замкнутом, далеко не комфортном пространстве. Рост числа осужденных, не занятых трудом, осложняет криминогенную обстановку в местах лишения свободы, является одним из факторов усиления агрессивности осужденных, проявляющемся как в их взаимоотношениях между собой, так и в отношениях с сотрудниками учреждения, что приводит к увеличению числа нарушений дисциплины, совершению преступлений, массовым эксцессам. И еще об одной исключительно важной функции труда осужденных к лишению свободы - его роли как фактора ресоциализации. Успешное выполнение этой задачи возможно лишь тогда, когда предприятия учреждений, исполняющих наказания, оснащены современной техникой, выпускают конкурентоспособную, пользующуюся спросом на внутреннем и внешнем рынках продукцию. А это означает, что осужденные имеют возможность получить в ИУ дефицитные профессии или, что часто бывает на практике, не растерять навыки высококвалифицированных работников, что даст им большие шансы на рынке труда после освобождения. Как уже отмечалось, труд осужденных прежде всего призван решать воспитательные, педагогические задачи, а не подчиняться целям получения от него прибыли. Однако совсем сбрасывать со счетов или недооценивать экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности ИУ будет неправильно. Труд осужденных был и остается, особенно в настоящее время, средством компенсации сокращения выделяемых из федерального бюджета сумм на содержание уголовно-исполнительной системы, и прежде всего - незанятых трудом осужденных. Такая трактовка роли труда не является базой для производственного уклона в деятельности мест лишения свободы. Она призвана содействовать решению задач по расширению, модернизации и техническому переоснащению предприятий, учреждений, стабилизации их финансового состояния, повышению уровня трудовой занятости осужденных. В целях комплексного подхода к решению проблемы полной трудовой занятости осужденных Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу содействия трудовой занятости осужденных к лишению свободы на период до 2000 года*. * См.: Российская газета. 1995. 25 августа.
Для достижения поставленных в Программе задач предусматривается реализовать комплекс мер, способствующих переориентации имеющихся производственных мощностей уголовно-исполнительной системы на изготовление конкурентоспособной, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках продукции и созданию новых производств для трудоустройства вновь поступающих осужденных, а также меры государственной поддержки содействия трудоустройству осужденных.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |