Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных в местах лишения свободы




 

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в отличие от ранее действовавшего законодательства объединяет в одной главе профессиональное образование и профессиональную подготов­ку лиц, лишенных свободы, рассматривает их не самостоятель­но, а в контексте с регулированием трудовых отношений.

Согласно ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях ор­ганизуется обязательное начальное профессиональное образо­вание или профессиональная подготовка осужденных к лише­нию свободы, не имеющих профессии (специальности), по кото­рой осужденный может работать в ИУ, а также после освобож­дения из него.

Исключением из этого предписания являются осужденные инвалиды I и II групп, а также осужденные мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет. Если же они желают приобрести ту или иную профессию, то такая возможностьим предоставля­ется. Подобное отношение законодателя к получению профес­сии обусловлено тем, что наличие у осужденных специальности является важным фактором не только для его правопослушного поведения в период отбывания лишения свободы, но и для ус­пешного включения в жизнь после освобождения из мест лише­ния свободы. Профессиональное образование и профессиональ­ная подготовка способствуют выработке у осужденного честно­го и добросовестного отношения к труду. Подготовка высоко­квалифицированных работников имеет важное значение не только для самих осужденных и ИУ, но и для общества в целом. Это приобрело особую актуальность в настоящее время, когда имеется избыток рабочей силы, повышаются требования к ра­ботникам.

Согласно закону начальное профессиональное образование осуществляется в рамках образовательных программ установ­ленного образца. Основным видом профессиональной подго­товки осужденных в местах лишения свободы являетсяих обу­чение в профессионально-технических училищах, создаваемых при исправительных учреждениях.

Осужденные обучаются без отрыва от производства. Срок обучения в училищах - от 6 месяцев до одного года, а по наибо­лее сложным профессиям - до 1,5 года. Несовершеннолетние, отбывающие наказания в воспитательных колониях, обучаются в ПТУ с отрывом от производства.

Вторым видом профессиональной подготовки осужденных в ИУ является обучение непосредственно на производстве. Оно проводится в форме индивидуального, бригадного или курсово­го обучения. В процессе данного вида обучения решаются зада­чи как начальной профессиональной подготовки, так и повы­шения квалификации осужденных.

Кроме вышеназванных форм профессионального обучения, используются и такие виды, как производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, школы передовых методов труда и др.

По окончании обучения сдаются квалификационные экзаме­ны и выдается документ единого образца, свидетельствующий о получении осужденными соответствующей специальности или профессии.

Получение не имеющим профессии осужденным специально­сти является его специфической обязанностью, за уклонение от выполнения которой к нему могут быть применены предусмот­ренные УИК РФ меры воздействия.

В отношении осужденных, отбывающих пожизненное лише­ние свободы, осуществляется лишь профессиональная подго­товка непосредственно на производстве учреждения, испол­няющего данный вид наказания.

Как уже отмечалось, профессиональное обучение осужден­ных, повышение ими своей производственной квалификации поощряется. В то же время администрация ИУ должна созда­вать необходимые условия для этого, например, не привлекать обучающихся без крайней необходимости к сверхурочным ра­ботам, выделять рабочие места для производственной практики, обеспечивать заказами на изготовление продукции и т.п.

Очень важным моментом в решении задач по профессио­нальному обучению осужденных является обеспечение ПТУ и иных форм обучения высококвалифицированными инженерно-педагогическими кадрами. И хотя это является обязанностью Министерства общего и профессионального образования и его органов на местах, администрация мест лишения свободы должна оказывать всяческую помощь в комплектовании учи­лищ, школ, курсов и т.д. высококвалифицированными кадрами.

§ 5. Общеобразовательная подготовка осужденных в исправительных учреждениях

 

Общеизвестна роль образования в процессе формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, поведения и т.д. Особую значимость получение знаний приобретает для лиц, лишенных свободы. Многочисленные исследования и практика свидетельствуют о том, что повышение общеобразовательного уровня находится в тесной взаимосвязи с поведением осужден­ных в период отбывания наказания. При этом установлена чет­кая тенденция улучшения поведения осужденных в зависимости от общеобразовательного уровня. Кроме того, наличие доста­точно высокого уровня образования в большей мере обусловли­вает возможность успешной социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Поэтому полу­чение общего образования осужденными УИК (ст. 9) относит к числу основных средств их исправления. Детальное регулирова­ние общеобразовательной подготовки осужденных к лишению свободы дается в ст. 112 Кодекса.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 19) об­щее образование включает себя 3 ступени: начальное общее, ос­новное общее и среднее (полное) общее образование. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает обязатель­ность получения осужденными только основного общего обра­зования. Обязательное получение основного общего образова­ния касается осужденных к лишению свободы, не достигших 30 лет. От обязательного обучения освобождаются осужденные либо в возрасте старше 30 лет, либо являющиеся инвалидами 1 или II групп. Эти категории осужденных могут получить основ­ное общее или среднее (полное) общее образование по их жела­нию. Такой порядок преследует гуманные цели, с тем чтобы по­лучение образования в местах лишения свободы не несло в себе элементов кары, дополнительного принуждения.

Возможность продолжить обучение по собственному жела­нию приобретает для осужденных характер законного интереса, удовлетворение которого зависит от усмотрения администра­ции и имеющихся условий. Вместе с тем законом поощряется получение осужденными общего и среднего (полного) общего образования, что учитывается при определении степени их ис­правления при представлении к условно-досрочному освобож­дению, к помилованию, при применении установленных мер поощрения.

Для лиц, на которых распространяется обязательность полу­чения основного общего образования, обучение является спе­цифической обязанностью, невыполнение которой, проявляющееся в отказе от учебы или в пропуске занятий без уважитель­ных причин, влечет за собой наложение взысканий.

Процесс получения основного общего образования органи­зуется в ИУ всех видов режима, за исключением учреждений, где отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы. Им создаются условия для самообразования, не про­тиворечащие порядку и условиям отбывания наказания.

В большинстве ИУ созданы общеобразовательные средние (вечерние) школы или учебно-консультационные пункты. Они находятся в ведении департаментов образования органов мест­ного самоуправления и финансируются ими.

В то же время законодатель возлагает на администрацию ИУ обязанности по созданию необходимых условий для обучения осужденных. Эти условия предусматривают предоставление осужденным возможности приобретать и пользоваться учебни­ками, учебно-письменными принадлежностями. Администрации учреждений следует воздерживаться от отвлечения осужденных в часы их учебы на выполнение сверхурочных и иных работ, со­действовать самообразованию осужденных и т.п.

Для сдачи экзаменов учащиеся-осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации о труде. Необходимо отметить, что уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует организацию сред­него специального и высшего образования осужденных к лише­нию свободы. Однако практика дает немало примеров органи­зации заочного обучения осужденных, например, на договор­ных основаниях. Проблемы, связанные с предоставлением от­пусков на время экзаменов, в принципе решаемы путем рацио­нального использования права осужденных на трудовые отпус­ка. Более того этот вопрос нашел частичное законодательное решение в отношении осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях (ч. 4 ст. 129 УИК РФ).

Осужденным, получившим то или иное образование, выпи­сывается подтверждающий документ, который храниться до ос­вобождения в их личных делах.

Закон ч. 4 ст. 121 УИК РФ) закрепляет положение о том, что получение осужденными образования поощряется и учитывает­ся при определении степени их исправления.

Стремление к получению образования и добросовестное от­ношение осужденных всех категорий, независимо от их возраста и состояния здоровья, должно поощряться. Это дает значитель­ный воспитательный эффект влечет за собой изменение право­вого статуса осужденного.

Учитывая особые условия труда работников образователь­ных заведений уголовно-исполнительной системы, Закон от 21 июля 1993 г. предусматривает повышение их должностных ок­ладов в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 16). В то же время этот Закон (п. 4 ст. 16) ус­танавливает специфические обязанности работников всех обра­зовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, по соблюдению режимных требований, установленных в ИУ, по содействию их персоналу в соблюдении осужденными правил внутреннего распорядка.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 121 УИК РФ педагоги­ческие коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации ИУ в воспитательной работе с осужденными. Это требование вполне обоснованно. Учителя, как правило, обладают опытом психолого-педагогического воздействия на лиц нередко с край­не негативными психическими отклонениями, а потому способ­ны благотворно влиять на организацию воспитательного про­цесса в ИУ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.