КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы
Несмотря на то, что и режим отбывания наказания, и труд осужденных в местах лишения свободы, каки их общеобразовательное и профессиональное обучение, выполняют воспитательную функцию, законодатель в качестве самостоятельного основного средства пенитенциарного воздействия на осужденных определил воспитательную работу. Воспитательная работа как одно из средств достижения цели наказания - исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений представляет собой комплексную систему форм, методов и средств целенаправленного позитивного воздействия на личность и поведение осужденных. Поскольку воспитательная работа в ИУ осуществляется в специфических условиях и с лицами, совершившими преступления, то наиболее важные вопросы ее организации урегулированы уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК) и принимаемыми на его основе нормативными актами. В них, в частности, устанавливается порядок проведения клубной, библиотечной и физкультурно-спортивной работы с осужденными; определяются нормативы материально-технической базы для организации воспитательной работы в ИУ и т.д. Однако в силу того, что воспитательная работа с осужденными носит прежде всего психолого-педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все вопросы ее организации. Такой подход дает возможность администрации ИУ творчески применять наиболее эффективные средства, методы и приемы педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания. Законодатель (ч. 1 ст. 109 УИК) определил следующие основные направления воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: их исправление; формирование у этих лиц уважительного отношения к человеку, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного уровня осужденных. Воспитательные мероприятия должны оказывать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков. Ставить же, как это было раньше, перед органами, исполняющими наказания, задачу искоренения всех антисоциальных свойств личности осужденных нереально - она не может быть достигнута в неблагоприятных для этого условиях отбывания наказания. Закон устанавливает норму: участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степениих исправления, а также при применениик ним мер поощрения и взыскания. Это оправдано практикой, так как активное участие или безразличное отношение осужденных к проводимым воспитательным мероприятиям является одним из реальных критериев их исправления. К тому же этот критерий учитывается при решении весьма важных юридических вопросов и, в частности, при представлении осужденных к условно-досрочному освобождению, применению актов об амнистии, помиловании и т.д. Необходимо отметить, что в учреждениях и органах, исполняющих наказания, распорядок дня предусматривает проведение мероприятий воспитательного характера, участие в которых является обязательным для осужденных. Основным структурным звеном, в рамках которого в ИУ организуются и проводятся воспитательные мероприятия с осужденными, является отряд, а главным лицом, на которое возложено постоянное проведение воспитательных мер в ИУ, является его начальник. Важнейшие направления воспитательной работы в местах лишения свободы реализуются через определенные формы и методы, к которым законодатель относит прежде всего нравственное, трудовое и физическое воспитание. До недавнего прошлого воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы в значительной степени строилось на идеологических принципах и догмах марксистско-ленинского учения. В настоящее время провозглашены деидеологизация воспитательной работы и деполитизация деятельности ИУ в целом, что ставит в центр этой работы не политические, а нравственные аспекты формирования личности осужденных. Речь, как и раньше, идет прежде всего о привитии этим лицам уважения к человеческой личности, собственности, обществу, государству и закону, адекватного отношения к добру и злу, чувства долга, порядочности, ответственности и т.д. Так, трудовое воспитание призвано развивать у осужденных сознательное, добросовестное отношение к труду, как к первой жизненной необходимости. Правовое воспитание предполагает формирование у них навыков сознательного соблюдения законов, правовой культуры и стойкой правопослушной поведенческой установки личности. В воспитательном процессе осужденных применяются и такие формы, как эстетическое и экономическое воспитание. Кроме того, следует отметить и относительно новую форму воспитания-религиозное воспитание, которое реализуется в том числе и в виде отправления осужденными религиозных обрядов в возводимых ими в колониях церквях. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцирование с учетом вида ИУ, срока наказания и условий содержания. Она проводится в индивидуальных, групповых и массовых формах. В ИУ общего и строгого режимов воспитательные мероприятия проводятся, как правило, в клубах, общежитиях, библиотеках, спортзалах или на спортивных площадках, а в тюрьмах и колониях особого режима - по камерам. Все большую значимость приобретает психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы. В штаты исправительных учреждений введены должности психологов, в отдельных учреждениях созданы психологические лаборатории. Они разрабатывают и внедряют психологические методики изучения личности и групп осужденных, методы дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение лиц, находящихся в ИУ, их ресоциализацию, прогнозирование и предупреждение негативных явлений в местах лишения свободы. Эти службы также оказывают помощь осужденным в снятии психологической напряженности, стрессовых состояний, организации самовоспитания, подготовки к жизни на свободе. Кроме того, психологи призваны проводить психопрофилактическую работу с сотрудниками этих учреждений. Практика свидетельствует, что воспитательный процесс не может быть эффективным, если сам осужденный пассивен, не проявляет инициативы. В целях развития и поощрения полезной инициативы у осужденных, использования возможностей коллектива в воспитательном процессе, в ИУ создаются самодеятельные организации осужденных, работающие под руководством администрации. Самодеятельные организации - добровольные общественные формирования лиц, лишенных свободы. В них может вступать любой осужденный. Примерное положение о самодеятельных организациях определяет права и обязанности их членов, которым предоставлено право обращаться к осужденным с замечаниями, требовать от них должного поведения, информировать администрацию ИУ о совершении преступлений или готовящихся преступлениях. Они принимают участие в обсуждении вопросов труда, быта и досуга осужденных, вносят предложения по их улучшению. Кроме того, самодеятельные организации призваны содействовать оказанию помощи осужденным и их семьям, а также решать иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания. Члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами и не могут обладать полномочиями администрации ИУ. Для решения задач, стоящих перед самодеятельными организациями, создаются соответствующие секции, например, производственная секция, секция досуга, секция поддержания дисциплины и порядка и т.п. Число и наименование секций может изменяться с учетом особенностей и задач деятельности ИУ. В целях использования элементов самоуправления и самоорганизации в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных создаются советы коллективов ИУ, которые состоят из советов колоний, советов отрядов и их секций. Работа самодеятельных организаций осуществляется на основе квартального плана, утвержденного начальником колонии, отряда. Члены советов колоний и отрядов регулярно, но не реже одного раза в год, отчитываются о своей работе на собрании членов самодеятельных организаций осужденных. В связи с особыми условиями изоляции осужденных в процессе исполнения наказания, организации и обеспечения режима отбывания в тюрьмах и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, самодеятельные организации не создаются. Кроме названных выше форм и методов воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы, которые законодатель относит к основным, в отношении этих лиц применяются и другие, направленные на исправление осужденных, например, рациональное применение мер поощрения и взыскания, которые будут освещены при рассмотрении вопросов исполнения наказания в ИУ разных видов.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |