Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процент изменения величины спроса. 0 Q Q1 Количество продукции




DD

DD

SS

 

0 Q Q1 Количество продукции

 

Рисунок 5: Последствия изменения предложения.

2) Уменьшение предложения. Теперь допустим, что SS1 – исходная кривая, OP1 – равновесная цена и 0Q1 – величина спроса и предложения. Предложение уменьшится, его кривая смещается к SS. Это вызовет дефицит товара при существующей цене. Этот дефицит, обозначенный жирным отрезком на шкале цен, приведет к росту цены. Когда цена поднимается, величина спроса будет уменьшаться, пока не установится равновесная цена OP, при которой величина спроса будет равна величине предложения. При прочих равных условиях уменьшение предложения приведет к росту цены и сокращению спроса.

Цена (долл.)

       
   
 


SS1

P

 

P1

SS

 

0 Q Q1 Количество продукции

 

Рисунок 6: Последствия изменения предложения.

 

2) Уменьшение предложения. Теперь допустим, что SS1 – исходная кривая, OP1 – равновесная цена и 0Q1 – величина спроса и предложения. Предложение уменьшится, его кривая смещается к SS. Это вызовет дефицит товара при существующей цене. Этот дефицит, обозначенный жирным отрезком на шкале цен, приведет к росту цены. Когда цена поднимается, величина спроса будет уменьшаться, пока не установится равновесная цена OP, при которой величина спроса будет равна величине предложения. При прочих равных условиях уменьшение предложения приведет к росту цены и сокращению спроса.

Спрос на товары, которые легко заменяют друг друга, называется конкурентным; например, спрос на различные сорта кофе, чая, масла, маргарина и моющих средств, выставленных на полках супермаркетов. Один сорт стирального порошка является близким заменителем другого. То же самое можно сказать и об остальных вышеупомянутых товарах.

Когда использование одного товара вызывает необходимость приобретения другого, это называется совместным спросом. Примеры: фотоаппарат и пленка, автомобиль и бензин. Как уже указывалось ранее, эти товары называются взаимодополняющими. Когда два товара пользуются совместным спросом, повышение цены на один из них приведет к уменьшению спроса на другой. Например, повышение цены на видеомагнитофоны вызывает снижение спроса на пленку. А уменьшение цены на один из таких товаров приведет к увеличению спроса на другой. Снижение цены на электрокамины увеличит спрос на электроэнергию.

Когда товары взаимозависимы, производство одного из них автоматически создает предложение другого- взаимодополняющее предложение. Например, нельзя производить баранину без овец, а говядину без крупного рогатого скота. Проблемы возникают в тех случаях, когда возрастает спрос на один из взаимодополняющих товаров. Например, свинец и цинк содержатся в одной и той же руде. Увеличение спроса на свинец приведет к росту его производства. Но поскольку производство свинца возрастает, то же самое произойдет и с цинком, хотя спрос на него не изменился. Увеличение предложения цинка вызовет снижение его цены. Другим интересным примером взаимодополняющего предложения может служить транспорт. Путь «туда» всегда предполагает и поездку «обратно». Но путь «обратно» многие транспортные средства осуществляют порожняком. Танкер с бензином почти наверняка вернется пустым на нефтеочистительный завод, а грузовики, перевозящие уголь, - на шахты. Порожний пробег ведет к увеличению стоимости перевозок. Поэтому транспортные расходы на пути «туда» должны покрыть стоимость порожнего обратного пробега.

Нерыночные цены:

1. В периоды дефицита, например во время войны, государство устанавливает цены на предметы первой необходимости, такие, как некоторые продукты питания, на уровне, которой соответствовал бы материальным возможностям подавляющего большинства населения. Государство прибегает к этой мере, поскольку из-за дефицита свободные рыночные цены на товары столь высоки, что многие люди не в состоянии их покупать. Однако, установление цен ниже реальных рыночных равновесных, может создать некоторые проблемы. Когда правительство своим распоряжением устанавливает цену ниже реальной рыночной, величина спроса будет больше, чем величина предложения, т.к. люди хотят и могут купить больше, чем им предлагают.

2. В ЕЭС и многих других странах мира государство гарантирует минимальные цены на определенные сельхоз.продукты. Эти цены часто превышают свободные рыночные цены. В такой ситуации государство сталкивается с проблемой избытка товаров. Излишки продукции будет закупать правительство и закладывать в зернохранилища. Оно может хранить эти запасы в надежде использовать их, если в ближайшем будущем возникнет дефицит, или продать их на внешних рынках, вероятнее всего, с убытком.

3. Еще один пример твердых цен, но в этом случае их устанавливает не государство - предложение билетов на финал кубка, которое строго ограничено вместимостью стадиона Уэмбли. Поэтому кривая предложения будет представлять собой вертикальную линию, так как количество мест не может измениться независимо от того, что произойдет с ценами. Цены на билеты, назначаемые Ассоциацией футбола (АФ), гораздо ниже реальной рыночной цены и при этой цене величина спроса намного превышает предложение. Возникает дефицит. АФ вынуждена ввести какую-нибудь форму распределения, но многие тысячи болельщиков неизбежно остаются без билетов.

4. Государство может оказывать влияние на рыночные цены с помощью налогов и субсидий. Самым распространенным налогом на товары и услуги является НДС, немногие товары облагаются еще и таможенным пошлинами и налогом на продажу. Эти налоги увеличивают издержки производства товаров. Поэтому налоги на товары сдвигают кривую предложения влево. Субсидии дают прямо противоположенный эффект. Они уменьшают расходы на производство товаров и сдвигают кривую предложения вправо.

 

4. Всем фирмам известно, что они продадут больше товаров по низким ценам, чем по высоким. Однако эти фирмы хотят знать, как изменение цен повлияет на их общий доход, если снизят цены, увеличив тем самым объем продаж? Возрастет или уменьшится их общий доход, если они поднимут цены, уменьшив тем самым объем продаж? Ответы на эти вопросы зависят от того, насколько изменится объем продаж при изменении цен. Увеличение или уменьшение общего дохода зависит от эластичности спроса.

Эластичность спроса - это ответная реакция величины спроса на изменение цены:

- если незначительное изменение цены приводит к относительно существенному изменению спроса, мы говорим, что спрос эластичный;

- если незначительное изменение цены приводит к относительно несущественному изменению величины спроса, мы говорим, что спрос неэластичный.

Эластичность спроса можно определить с помощью следующей формулы:

 

Эластичность = ------------------------------------------------------




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.