Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об щ а я характер ис т ик а стран Ы. Д ревни й к ита й связа н в на ш и Х представления Х с в елики м ш елков ы м путем , п о которому , начина я с о т т в




КОСТ Ю М КИТА Я

Г л ав а 7

 

 

 

 

Д ревни й К ита й связа н в на ш и х представления х с В елики м ш елков ы м путем, п о которому, начина я с о Т Т в. д о н. э., двигалис ь караван ы вербл ю дов, на гру ж енн ы х дороги м китайски м ш елко м. В антично м Рим е з а не г о расплачи ­ валис ь золото м: ф ун т з а ф унт.

О сновн ы м за ня тие м жи теле й К ита я с глубоко й древност и б ы л о зе м леделие. Д а ж е са м импера то р ка ж ду ю весн у собственноручн о вспахива л тр и борозд ы. И скон и в К ита е процветал и искус ств о и худо ж ественн ы е ремесла.

З а сво ю мно говекову ю истори ю огромна я стра ­ н а т о объединялас ь в мощно е централизован но е государств о по д власть ю императорски х династий, т о распадалас ь н а м елки е царства, част о подвергаяс ь иноземны м втор ж ения м.

П о д влияние м с м е ш ени я мно ги х м естн ы х культу р в предела х К итая, а так ж е насиль ственн ы х ре ф ор м с о сторон ы иноземны х за хватчико в искусств о и кост ю м стран ы претер певал и постоянны е изменения. О днак о особен нос т и социально-эконо мич еског о развити я народа, ег о фи лосо ф ско е учени е о природ е определил и т е основн ы е черт ы, котор ы е н а протяжени и мно ги х веко в характеризовал и си м волик у ф орм ы, орнаментаци и и цвет а ки тайског о кост юм а.

 

 

ЭС Т Е Т ИЧ ЕСК И Й ИД ЕА Л К РАСО Т Ы

 

К итайц ы принадлежа т к восточноазиатско й мон голоид но й группе, характеризу ю тс я невы соки м ростом, нескольк о упло щ енн ы м лицо м с в ы соки м лбо м, которо е в китайско й поэзи и част о сравнивал и с о «светло й луно й в середин е осени», с м угловато й ко ж ей, су ж енн ы м разрезо м глаз, прямым и черн ым и блестя щ им и волоса ми. О чен ь типич н ы в ы сок о поставленные брови, котор ы е в искусств е в процесс е стилизаци и

часто, ка к и глаза, изобража ю тс я косо, с взле

та ющ им и наружным и концами.

С тече ние м веко в идеа л красот ы, естественно, н е ра з м енялся, н о ча щ е всег о в м у ж ско м облик е подчеркивалис ь особая, скр ы та я грация, изысканност ь м анер, интеллектуальн ые каче ства: образованность, утонченност ь чувств.

Ещ е ча щ е м енялс я идеа л китайско й ж ен щ ины. В перио д Та н (V II I в.) красавицам и считалис ь полные, круглолиц ы е деву ш ки, позднее, наоборо т, в китаянка х ценилис ь ж енственность,

и з я щ ество, м аленьки е размер ы ру к и но г (к X I I в. распространилс я об ы ча й бинтоват ь девочка м ступн и но г, чтоб ы приостановит ь и х рост), сдер ж анност ь дви ж ений, ж естов, поход -


ки. Н ес мо тр я н а природну ю с м углость, белизн у и румяне ц лиц а ценил и очен ь в ы соко. П оэтом у белил а и румян а б ы л и ш ирок о распространен ы в декоративно й косметике. О днак о б ы л и деву ш ки, котор ы е л ю бил и щ егольнут ь свое й естест

венно й красотой. Так, в роман е Ц а о Сю э -ци н я

«С о н в красно м тере м е» говорится, чт о у герои н и Б ао-ча й лиц о ка к серебрян ы й таз, глаза, ка к вла жны е абрикос ы, губ ы н е накра ш ен ы, н о ка к киноварь, бров и н е нарисованы, н о с зеле ны м отливом.

П о описани ю венецианског о купц а и дипло м ат а М арк о П ол о можн о судить, ка к в ы сок о б ы л о развит о в средневеково м К ита е чувств о красо

т ы. Выбир а я невес т у дл я императора, е е красо

т у оценивали, ка к и бриллиант, н а карат ы.

 

Т КАН И ЦВ Е ТОВА Я ГА ММ А

 

К ита й п о прав у считаетс я родино й ш елк а и искусств а ш елково й орнаментации. В древност и считалось, чт о тре ни е ш елк а о ко ж у человек а способствуе т излечени ю о т мно ги х болезней. П оэтом у н е тольк о прекрасны е вне ш ни е ка честв а привлекал и к нем у вни м ани е богат ы х и з на т ны х л ю де й всег о мир а.

 

 

 

С у щ ествовал и различн ы е способ ы роспис и ш елка, получени я тка ны х цветны х узоров, в ыши вка.

П о плотност и и ф актур е ш елков ы е тка н и так ж е б ы л и чрезв ы чайн о разнообразн ы: узорчата я мно гоцвет на я парча, плотны й одноцветн ы й узорн ы й ш елк, то нчай ш и й ш елков ы й газ. О рнаментаци я и х б ы л а тес н о связан а с народ ным и этически м и взгляда ми, представлениями

о жи з ни, природе, счастье.


 

Ф антастически е дракон ы, птицы, летучи е мыши, бабочки, цвет ы слив ы, пиона, лотоса, м едальон ы сло жн о й ф орм ы всегд а насы щ ен ы глубоко й си м воликой. В представления х древ ни х китайцев-земледельце в начало м жи з н и являетс я единств о дву х противоположных сил: Н еб а и Земли. К онкретн ы м в ы ра ж ение м и х слияни я б ы л до ж дь. О тс ю д а основно й мо ти в китайског о орнамента: волн ы, облачн ы е лент ы

и спирал и — си м вол ы гро м а и мо лнии. О тс ю д а

и обра з дракон а — повелител я до ж дя, плыву щ ег о в волна х ил и паря щ ег о сред и облако в и в т о ж е вре м я объятог о пламене м (рис. 42). Ц ветова я си м волик а в древност и определялас ь

с м ено й вре м е н года. Зелен ы й — цве т весн ы, мо лод ы х всходов, красн ы й — лет а и огня, ж елт ы й — цве т зе м ли, цве т созрева ющ и х хле бов, бел ы й — цве т осени, когд а закро м а на полня ю тс я белосне жны м зер но м риса. Н о бе

л ы й — эт о и цве т запада, гд е у мир ае т С олнце, поэтом у дл я траур ны х оде ж д использу ю тс я некра ш ен ы е тка ни. Ч ерн ы й цве т — цве т зи мы, са мо г о те мно г о вре м ен и года, а черн ы й

с красн ы м отливо м (цве т с ю ань) си м волизи

руе т заро ж дени е свет а в недра х ть мы, обра з солнцестояния.

 

В средневековь е об щ и й характе р цветово й гам м ы сохраняется, н о е е си м волик а постепенн о в ы тес няе тс я иерархическими з накам и социаль но й регламентации: ж елт ы й цве т — цве т импе раторско й оде ж д ы, красн ы й — в ы с ш и х сановников; зате м следовал и зеле ный, синий, бел ы й цвета.

 

 

ОСНОВН Ы Е В ИД Ы ОДЕ Ж Д Ы.

КОНС Т РУ К Т И В НО Е РЕ Ш Е НИ Е

 

С глубоко й древност и осново й китайског о кост юм а (м у ж ског о и ж енского) б ы л и длинн ы е ш та н ы и свободна я распа ш на я ко ф т а ил и хала т с запахо м слев а направ о и тесе мочно й завязкой. Ш та н ы н а тали и укреплялис ь м атер чат ы м поясом. К о ф т а и хала т имел и м е ш ко образн ы е рукава, су ж енн ы е вниз у и укра ш ен ны е м ан ж ета м и (рис. 43). К итаянк и и з на т ны е ил и пожилы е китайц ы повер х ш та но в носил и длинну ю запахива ющ у ю с я плахту.

И з эти х простей ш и х ф ор м б ы тово й оде ж д ы развилс я тор ж ественн ы й ритуальн ы й кост юм *, отличав ш ийс я разнообразие м деталей, сло ж нос ть ю голов но г о убора, укра ш ений, цветом, н о име ющ и й т у ж е конструктивну ю основу. Ц вет, орнаментация, ф о р м а ритуальног о кост юм а насы щ ен ы глубоко й си м воликой. К о ф т а императора, си м волизиру ющ а я Н еб о

черно-красног о цвета, орнаментирован а

изображениям и солнца, лун ы, звезд, гор;

 

* Ри туаль ны й кост ю м предназначалс я дл я тор ж ественн ы х празднико в и обрядов, связанн ы х с китайско й фи лосо ­ фи е й природы.


2 8

 


плахт а — си м во л Земл и — ж елто-красная, орнаментирован а зер нам и хлебов. Головно й убо р в ы ра ж ае т си м волик у ф орм ы (сл ияни е круг а — Н еб а и квадрат а — Земли) и цвет а (черн ы й и красн ый). П одобн о струя м до ж д я стека ю т ни т и нефри тов ы х ш арико в (рис. 44). К ост ю м вкл ю ча л богат о укра ш енн ы й ф артук, прикрепляв ш ийс я к пояс у спереди, и сетк у цветны х ш нуро в с вплетенн ым и нефри тов ым и кольцами.

Б средневеков ы й перио д н а с м ен у ко ф т е и плахт е в повседневно м м у ж ско м кост юм е при ходи т длинн ы й халат, част о с боков ым и раз резам и (рис. 45). П остепенн о это т хала т вы те сняе т ко ф т у и плахт у и и з тор ж ественно й оде ж д ы, в связ и с че м з начи тель н о повы ш аетс я рол ь ег о цвета, укра ш ений, орнаментаци и в в ы ра ж ени и социально-иерархическог о харак тер а кост юм а. Государс тве нны е указ ы четк о регламентиру ю т ф орму, цвет, м атериа л кост ю

м а императора, ег о приближенных, чиновников,

разделенн ы х н а 9 рангов. О собенность ю сред невеково г о о фици альног о халат а являетс я закр ы т ы й воро т с кругл ы м в ы резо м горлови н ы и разнообрази е ш ирин ы рукавов. П р и неи з м ен нос т и конструктивн ы х осно в покро я ко ф т ы и халат ы мо гл и б ы т ь одно - ил и двубортн ыми, с закр ы то й аси мм етрично й засте ж ко й ил и с запахо м и перекре щ ива ющ имис я н а груд и полами.

 

В ж енско м кост юм е средневековь я ко ф т а и плахта, а в V II I — I X вв. так ж е и ю бк а про дол ж а ю т оставатьс я основн ым и вида м и оде ж д ы. К ост ю м ж ен щ ин ы отличаетс я о т м у ж ског о


 

 

свои м пы ш ны м декоро м, мно гоцв е т нос ть ю. В X V I I в. К ита й завоев ы ва ю т м аньч ж ур ы, основа в сво ю династи ю Ц ин. В это т перио д целы й ря д ре ф ор м насильс тве нн о изменяе т черт ы национально г о китайског о кост юм а. М у ж ско й хала т становитс я боле е узки м, ос о - бенн о рукава, в о фици ально м кост юм е зака нчи ва ющ иес я коп ы тообраз ным и м ан ж ета ми. П о вер х халат а надевае тс я боле е коротка я одно бортна я ко ф т а с укороченн ым и ш ироким и рукавам и и з синего, фи олетовог о ил и черног о ш елка. Н а груд и и спин е располага ю тс я квад ратн ы е на ш ивк и ил и в ыши вк и с си м волически м орнаменто м — буффаны, обозначав ш и е ран г носи тел я (рис. 46).

Ж енски й кост ю м боль ш е сохраняе т националь

ны й китайски й характер: эт о — коротка я дву бортна я ко ф т а с ш и р о к и м и рукавами, плахт а с гладки м и декорированн ым и прямоугольника

м и сперед и и сзад и и плиссированным и бочка

м и (рис. 47). П олн ы й парадны й кост ю м цин - ског о вре м ен и завер ш а ю т роско ш ны е накидки - пелерин ы и в м у ж ско м, и в ж енско м кост юм е.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.