Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии обучения взрослых 2 страница




Телефакс. По факсу можно посылать чертежи, рисунки, математи­ческие формулы и т.п. Интеграция факсовых средств с компьютером позволяет обходиться без бумажных носителей, предоставляет возмож­ность групповых рассылок (что очень удобно при массовых потоках обучающихся).

Аудиозапись. Небольшие габариты электронных носителей инфор­мации позволяют использовать их везде — в автобусе, метро, на улице. Для производства аудиозаписей, как правило, не требуется специально оборудованной звуковой студии, их легко рассылать. Способы использования аудиозаписи разнообразны. Например, в качестве обучающего материала, методического указания, инструкции или описания фактов. Тьютор может записать свои комментарии или ответы на вопросы обучающихся, а затем выслать ему кассету. Этим достигается инди­видуальная направленность обратной связи, которая, как и скорость ответа, в данном случае важнее, чем качество звука. Стажеры могут и сами записать свои вопросы или ответы на аудиокассету и выслать ее тьютору.

В случае если основной контингент люди с ограниченным зрением, аудиозапись, естественно, возьмет на себя ключевую роль.

Видеозапись. Озвученное живое изображение позволяет де­монстрировать окружающую среду, разнообразные динамические процессы. Однако производство видеозаписи — процесс сложный, часто требующий дорогостоящего оборудования. Записать лекцию, лабораторное занятие или тьюториал относительно просто, но для производства настоящего видеофильма надо привлекать актеров, использовать специальную звукозаписывающую аппаратуру, писать сценарий, составлять план производства видеофильма со всеми спе­циальными приемами (постановка света, звука и т.д.). Стоимость такого производства высока и, следовательно, оправданна только при хорошей наполняемости курсов и достаточной длительности сроков обучения.

Связь с помощью компьютеров, возможность общаться по элек­тронной почте и в режиме реального времени дали новый толчок раз­витию дистанционного обучения.

Совершенствование методов и организационных приемов помимо всего прочего привело к сокращению числа бросивших учебу. В новых условиях даже при виртуальном обучении, когда стажеры физически не встречаются друг с другом, число отчисленных сокращается. Про­думанная коммуникационная система стимулирует участие стажеров в обучающем курсе. Это, прежде всего, касается курсов повышения квалификации.

Письменное общение — традиционный способ коммуникации. У каждого стажера есть почтовый адрес, на который кроме писем можно посылать аудио- и видеозаписи, дискеты, небольшого объема учебные и лабораторные материалы. Регулярное получение почтовых посылок оказывает на стажеров сильное мотивирующее воздействие.

Учебное посо бие — центральное звено, особенно при «чистом» дистанционном обучении, когда тьютор и обучающиеся не встречаются ни в начале, ни в ходе обучения. Структура пособий (книг, дискет, дру­гих носителей информации) в зависимости от характера курса может меняться, но текст обязательно должен включать описание основного содержания курса и методические указания, касающиеся условий и це­лей обучения, методики, мотивации, а также установления обратной связи.

Поскольку участник дистанционного обучения не может поднять руку и задать преподавателю вопрос, учебное пособие должно содер­жать такие разделы, как «Добро пожаловать!» (знакомство с курсом), «Я Ваш тьютор...», «Указания и объяснения», «Обратная связь», «Со­веты обучающемуся».

Важно, чтобы уже во вступительном тексте «Добро пожаловать!» стажер почувствовал хорошую учебную атмосферу. При дистанционном обучении это особенно важно, так как тьютор лишен возможностей, которыми обладает преподаватель, чтобы исправить то, что пошло «вкось» в самом начале. Нестандартное, привлекательное вступление дает стажеру возможность почувствовать, что это лично его приветству­ют на данном курсе. Если он сразу не включится в обучение, есть риск потерять его. В противном случае он может оставить учебу. Нельзя,, чтобы у стажера создалось впечатление, что учиться будет скучно или слишком трудно.

Не менее важно хорошо представить тьютора, сделать его «види­мым» для стажера. Презентация может быть представлена в виде напи­санного текста или записана на аудио- или видеоноситель. Знакомство только выиграет, если будет подкреплено разговором с обучающимся по телефону.

Далее в учебном пособии «Указания и объяснения» надо ответить на возможные вопросы обучающихся о планировании курса, характере и обширности учебного и дополнительного материалов, возможно­стях их использования, о работе над заданиями и тестами, подготовке к экзамену, предполагаемых встречах. Стажер ждет ответов на многие вопросы, и следует постараться их предвосхитить.

Начать же указания и объяснения следует с описания общей дидак­тической картины обучающего курса. При этом все наставления и реко­мендации должны быть в форме ясных и коротких предложений.

Описание рекомендуемой учебной литературы должно вызвать
интерес к ней, поэтому важно прокомментировать, почему выбрана
именно эта литература, отметив ее особенности. Если в процессе
обучения планируется выдавать дополнительные материалы (книги,
аудиозаписи и т.п.), необходимо объяснить, когда и каким образом это
произойдет.

Обучающимся, должна быть раскрыта цель пособия и как им, пользоваться.

Задания, отправляемые тьютору, особенно волнуют стажера, так как по их выполнению будет оцениваться результат его труда. Объяс­нить, как с ними надо справляться, — одна из важнейших задач учеб­ного пособия. Стажеру важно подсказать приемы, которые позволят ему успешно учиться (составление расписания своих занятий, так на­зываемого контракта с собой о том, как, что и когда он будет изучать, и т.д.). Чтобы общение с тьютором не было стереотипным (да — нет, правильно — неправильно), рекомендации тьютора должны быть хо­рошо продуманы, отражать самую суть заданий.

С помощью учебной литературы стажер усваивает основной объ­ем информации. Содержащаяся в книгах информация может быть как узкой, конкретной, так и обширной, и даже исчерпывающе полной. Если книга выбрана дидактически правильно, она практически всегда будет эффективна при дистанционном обучении.

Учебная литература может быть «сшитой на заказ» и «готовой». Выпуск печатных изданий, предназначенных специально для опре­деленного курса дистанционного обучения, т.е. «сшитых на заказ», — процесс трудоемкий и дорогостоящий, поэтому чаще используют «готовую» литературу, которую можно дополнить собственным мето­дическим пособием, чаще всего содержащим самые необходимые допол­нения. Достоинства самостоятельно тиражируемых пособий, учебных тетрадей, инструкций, журналов — возможность оперативно обновлять информацию, эффективно дополнять уже изданную литературу.

Встречи с обучающимися создают дидактические и психологиче­ские преимущества «комбинированному» дистанционному обучению в сравнении с «чистым». Встречи сокращают число бросающих обучение, но одновременно они посягают на право стажера самостоятельно определять место и время обучения. Смягчает этот недостаток разде­ление встреч на обязательные и добровольные. Организуются встречи по-разному — в зависимости от целевой группы, длительности и типа обучения.

Первая встреча знакомит тьютора и обучающихся друг с другом, что в максимальной степени облегчает продолжение общения на рас­стоянии, а также стимулирует и мотивирует обучение. Стажер понима­ет, что он не оставлен один на один со своими проблемами, у него есть товарищи, которые ему помогут и с которыми он может посоветоваться. Первая встреча — отличная возможность для тьютора описать дидак­тический подход к построению курса, его цель, познакомить стажеров с учебным материалом, методикой обучения, проинформировать об учебных заданиях и т.д.

Встречи в процессе обучения организуются не для непосредствен­ного обучения (тем более не для чтения лекций и т.п.), они необходимы для поддержания общения, обмена опытом, обсуждений, для выяснения, с какими проблемами столкнулись стажеры. В зависимости от типа и со­держания курса во время таких встреч можно провести лабораторные работы, упражнения, демонстрации, тесты или зачеты.

На заключительной встрече заслушиваются отчеты о проекте, проводятся обсуждения и экзамены.

Поддержка обучающихся — форма влияния на обучающихся с целью обеспечения благоприятных социально-психологических об­стоятельств учебы через репетиторскую помощь, поддержку общением, наставничество, группы взаимопомощи, подбор качественных учебных материалов.

Технология работы дистанционного учебного центра. Деятель­ность инновационного образовательного учреждения регулируется документацией по планированию, администрированию, учету и отчетно­сти, кадровому и материально-техническому обеспечению и т.п. Каждый вид деятельности регламентирован рядом документов, учитывающих общие принципы обучения.

В отличие от традиционного обучения, где вопросы организации и содержания учебного процесса решаются администрацией в соответ­ствии с законодательством и стандартами, в системе дистанционного обучения содержание, объем, место и режим обучения определяются потребителем услуг.

Большое влияние на организацию процесса обучения оказывают характерные для дистанционного обучения особенности прохождения стажером этапов обучения. Поступление, продвижение и окончание обучения зависят от мотивации и способностей конкретного стажера, и персонал образовательного учреждения должен быть готов оказать ему поддержку в любое время. Рассмотрим особенности прохождения этапов дистанционного обучения:

—ознакомительный этап предполагает знакомство клиента с воз­можностями учебного центра, компетентностью тьюторов, от­зывами обучающихся;

—профориентационный этап основан на изучении клиентом про­фессиональной характеристики и профессиограммы выбранной профессии (специальности), на определение пригодности на основе медицинского заключения;

—финансово-организационный этап включает предварительное согласование условий, норм и правил обучения; принятие реше­ния о приеме на обучение; заключение договора на обучение (его составление, уточнение и согласование учебных, экономических и финансовых условий);

—этап предварительного собеседования — беседа с абитуриентом об особенностях и преимуществах технологии дистанционного обучения, проблемах, которые встретятся в учебном процессе, и возможностях их решения; выбора совместно с клиентом мо­дели обучения («чистое» или «комбинированное»);

—мотивационный этап акцентирует внимание на развитии за­интересованности абитуриента в обучении;

—определение индивидуальной технологии обучения предпола­гает оптимизацию сроков, форм, методов и режима обучения, подбор администратора, тьютора, консультанта в соответствии с пожеланиями абитуриента, а также разработку индивидуаль­ного графика обучения на весь период;

—диагностический этап — тестирование исходного уровня знаний, умений и навыков, индивидуальных способностей абитуриента по выбранной профессии; подготовка рекомендаций о коррек­тировке намеченного учебного процесса;

—подготовка пакета учебно-программной документации и ма­териалов включает подбор тьютором типовой документации, разработку индивидуального учебного плана и тематических программ (с учетом начального уровня знаний, умений и спо­собностей абитуриента, его психологического состояния и из­бранной модели обучения), а также самостоятельный подбор абитуриентом учебных материалов;

собственно обучение — использование широкого спектра форм и методов теоретического и практического обучения, профессионального воспитания и развития, самообучения, взаимопод­держки обучающихся;

—диагностика и самоконтроль — самоанализ обучающимся результатов теоретического и практического обучения, само­регуляция в процессе обучения, корректировка организации учебного процесса, диагностика уровня сформированных зна­ний, умений и навыков стажера с целью проверки готовности к аттестации;

—завершение дистанционного обучения — выпускные экзамены, вручение документов о присвоении квалификации (удостове­рения, свидетельства, диплома);

—обратная связь — мониторинг трудоустройства выпускников в соответствии с полученной профессией, коррекция учебного курса, его организации и содержания.

Весьма трудоемким представляется проектирование индивиду­ального графика обучения на весь курс, помогающего обучающемуся организовать учебную деятельность. При этом стоят задачи обеспечить высокое качество обучения и одновременно его экономическую эффек­тивность. Составить график надо до начала обучения и совместно со стажером. Индивидуальный график обучения устанавливает:

—наиболее приемлемые формы и методы обучения на основе дидактической целесообразности, психологической устойчиво­сти обучающегося, финансово-экономической эффективности учебного процесса;

—стратегию на весь срок обучения и его конкретные временные периоды с учетом целей и задач, решаемых в процессе обучения, сложности содержания, требований государственного стандарта, личностных особенностей обучающегося.

Обобщим основные требования к организации дистанционного обучения:

Доскональное планирование. Неточность в учебном материале может привести к негативным последствиям. Важно еще до начала обдумать весь курс. Когда обучение началось, очень трудно изменить что-либо в его организации или в учебном материале.

Ориентация на потребности обучающегося. Дистанционное об­учение по своей природе индивидуально, поэтому обучающемуся надо предоставить возможность рассказать о себе при первых контактах (по телефону, при встрече или в системе конференции).

Тщательный отбор учебного материала. Успех обучения зависит от дидактической продуманности учебного материала, его доступности, корректности.

Ясное и простое изложение идей. Учебное пособие — стержень дистанционного обучения, и оно должно быть написано в доступной стажеру форме. Читатель должен почувствовать, что с ним общаются так же, как при личной встрече.

Выбор оптимального средства диалога между тьютором и обучаю­щимися требует ответов на вопрос: насколько телефон, компьютер или другое средство знакомо и доступно обучающемуся и обеспечивает до­ступность тьютора? Если тьютор должен быть постоянно «на связи», нужны средства, работающие в режиме реального времени (телефон, теле- и видеоконференция и пр.). Средства, не связанные с реальным временем (письма, факс или компьютерная конференция), не требуют постоянного присутствия тьютора, и он может просматривать получен­ную «почту» время от времени (например, два раза в день). Важно это заранее обговорить.

Продуманность заданий. Составление заданий — самая трудоемкая часть дистанционного обучения, требующая больше всего сил и времени тьютора. Важно, чтобы формулировки вопросов не требовали слишком развернутых ответов. Обучающемуся трудно ответить, а тьютору — оценить его усилия.

Индивидуализированные комментарии тьютора на выполненные обучающимся задания. Каждый стажер уникален, как и его ответы. От­зыв с ясно, прямо и откровенно выраженным мнением тьютора будет хорошо воспринят. Может пригодиться информация, которую обу­чающиеся сообщают о себе во время презентации (хобби, образ жизни, семья, работа или ее поиск). Это располагает к открытости, укрепляет контакты. Однако не следует перегибать палку, так как это может быть воспринято как манипулирование или заигрывание.

Оперативность обратной связи. Если обучающийся ждет ответ на отправленное тьютору задание в течение недели или дольше, боль­шинство мыслей, которые были у него, пока он работал над заданием, уже будут забыты. Ему придется восстановить их ход, но, к сожалению, не все к этому готовы. Нa задержавшийся ответ стажер может не об­ратить внимания. При установлении обратной связи в течение суток ход мыслей и мотивация к чтению комментария сохраняются, мнение тьютора «подключается» к мысли обучающегося, что облегчает его понимание.

Осторожное использование «комбинированного» дистанционного обучения. Следует помнить, что многие выбирают дистанционное обучение, чтобы никуда не ездить (по семейным, экономическим, со­циальным, физиологическим и прочим причинам), и если тьютор будет настаивать на встречах, есть риск таких стажеров лишиться. Поэтому уже на презентации учебного курса надо веско аргументировать не­обходимость встреч.

Обязательная ревизия учебного курса. Составляя еще до начала курса, подробный плац ревизии, тьютор должен четко представлять их цели, методику и время проведения, кому необходимы результаты, что будет оцениваться, на какие вопросы важно получить ответы и пр. Анализ хода учебного курса помогает принять правильное решение о необходимости ревизии и продолжении курса.

Модульная технология обучения. Идея модульного обучения заключается в том, чтобы в любое время каждый желающий мог полу­чить необходимую ему по уровню, объему и глубине подготовку в виде учебного курса, «составленного на заказ» из модулей-«кирпичиков». Использование модулей дает возможность будущему клиенту не только выбрать нужный ему учебный материал, но и определить темп и форму его изучения (в группе или индивидуально), а также наиболее удобную форму контроля качества усвоения.

Характерные черты модульного обучения:

- разбивка специальности/профессии либо производственного процесса на законченные части (модули), имеющие самостоя­тельное значение;

—исключение материала, не имеющего значения для конкретного вида работы;

—составление для каждого обучающегося индивидуального на­бора модулей;

—максимальная индивидуализация продвижения в обучении;

—интенсивность и гибкость обучения;

—сочетание индивидуального и группового обучения.

Успешность модульного подхода обеспечивают: модульное струк -
турирование содержания учебных программ; оптимальность объема
и содержания модуля, соответствующих содержанию рабочих функций;
подконтрольность усвоения материала; вариативность чередования мо-
дулей, отвечающая потребностям стажера; тщательность планирования
практики на рабочем месте для закрепления приобретенных знаний;
самообучающие материалы, реализующие индивидуальные учебные
планы.

Модульные учебные планы. В качестве исходного элемента (модуля) можно взять часть производственного процесса либо элемент учебного предмета. Первое решение активно пропагандирует Международная организация труда (МОТ), второе позволяет уйти от узкой специали­зации обучающихся на конкретную работу (операцию).

Проанализируем специфику построения модульных учебных пла­нов, отталкивающихся от учебного предмета. Они основаны на анализе потребностей в компетенции, существующих на рынке труда. Компе­тенция — одно из основных понятий, в основе которого лежит новый взгляд на сущность обучения. Ранее все виды обучения передавали знания в узко Определенной отрасли. Интеграция знаний различных предметов, их межпредметная связь требовали специальных усилий преподавателя. Обучение ориентировалось на сроки: в школе для по­лучения аттестата зрелости надо было проучиться десять лет, в вузе для получения диплома — пять и т.д. Эти жесткие временные рамки наполнялись соответствующим содержанием — знаниями, умениями и навыками. Сегодня хороших знаний по предмету недостаточно — не­обходима мотивация для их применения, и прежде всего стремление к самостоятельному формированию и поиску новых знаний по мере раз­вития общества и производства. Необходимо также научиться превра­щать свои знания в практические умения. Таким образом, компетенцию можно определить как комбинацию знаний, мотивации и способностей, их приложения в реальной общественно-производственной практике.

Модульный подход включает два уровня: область компетенции и профиль компетенции. К области компетенции можно отнести, например, производственные технологии, технологии гостиничного и ресторанного дела. Область компетенции может содержать один или несколько профилей компетенции — профессии (специальности). В об­ласть компетенции «производственная технология» могут входить такие профили компетенции, как сварщик, станочник, сборщик, а для гости­ничного и ресторанного дела — это повар, бармен, официант и пр.

Далее профиль компетенции подразделяется на учебные предметы (дисциплины), в рамках которых формируются знания по профессии. Например, такие предметы, как черчение, гидравлика, математика, эргономика, сервировка стола и пр.

Предметы в свою очередь делятся на модули: логические и согла­сованные части обучения в рамках определенного учебного предмета с четким формулированием диагностичной цели его изучения. Со­держание модуля тесно связано с компетенцией. Итак, модули — это элементы, составляющие профиль компетенции. Они связаны с четко ограниченной частью учебного предмета.

Чтобы учесть требования производств (государственного и мест­ного уровней), профили компетенции разделяют на национальные и местные. Национальные профили компетенции объединяют требования к профессии в масштабах всей страны. Местные профили компетенции отражают специфику региона, области или отдельного рабочего места.


Например, по профилю компетенции «сварщик» разработаны общие требования, которые отражены в национальном профиле компетент­ности. На основании этого национального профиля разрабатываются местные профили компетенции. Так, в определенном регионе будут преобладать требования к сварке тонкой листовой стали, в другом ре­гионе — к сварке швов на верфях. Все это учитывается при составлении модуля.

Требования национального профиля компетенции отражены в со­ответствующем документе, который в общих словах описывает требова­ния рынка труда к компетенции в отдельной отрасли на национальном уровне и ограничивает область разработки местных профилей. Далее требования конкретизируются в областях компетенции с указанием конкретной цели изучения определенного предмета.

При работе с национальными профилями компетенции должны соблюдаться некоторые правила: обязательная их регистрация, офи­циальный статус утвержденного профиля, хранение вышедшего из употребления «архивного» профиля компетенции и др.

Местные профили компетенции представляют собой так назы­ваемый «шведский стол», от которого набираются отдельные модули в индивидуальную учебную программу. Документально требования к компетенции на уровне учебного предмета закреплены в местном профиле компетенции. Он в обязательном порядке содержит коротко и четко сформулированную цель изучения. Эти профили компетенции сориентированы на требования местного рынка труда. Их регистрация, разработка, хранение и оформление также подчиняются единым прави­лам. На каждом местном профиле компетенции указаны его название, цель и содержание обучения, перечень входящих предметов и целей их изучения, дополнительная общая и местная информация, географиче­ская территория и учебные центры, в которых данный профиль дей­ствует. Обязательным приложением к местному профилю компетенции должен быть список составляющих его модулей, сгруппированных по предметам. Модуль содержит информацию о предмете, идентифика­ционный код модуля, код его цены, рекомендуемый срок изучения, название модуля, идентификации профиля компетенции.

По аналогии с профилем компетенции модули подразделяются на разрабатываемые, национальные, местные и архивные.

Идентификационный код модуля (ИКМ) позволяет систематизи­ровать использование и хранение модулей. ИКМ содержит информацию о типе модуля (национальный или местный), его принадлежности учеб­ному предмету, текущем номере в предмете, номере версии, рекомендуемом сроке его изучения (в днях), датах утверждения и пересмотра. При изменении хотя бы одного элемента ИКМ меняется.

Каждый модуль содержит информацию о предмете, в который он входит, и краткую аннотацию содержания. Если необходимы предвари­тельные знания по другим модулям, то указывается их ИКМ.

Ключевой элемент модульного подхода — цель изучения модуля. От нее зависит очень многое: успешность и эффективность обучения, взаимосвязь с другими модулями и пр. Поэтому она должна быть диагностична и измерима. Цель должна указывать на знания и/или умения, которыми обучающийся, изучив модуль, должен овладеть. Цель ориен­тирует на деятельность, обстоятельства (предпосылки) деятельности, стандарты, необходимые для изучения модуля. Подобная формулиров­ка цели мотивирует обучение и отвечает на вопрос: что стажер должен уметь делать (например, «обточить ось», «определять различные виды стали»). Обстоятельства (предпосылки) деятельности отвечают на вопрос: как стажер должен действовать. Определяются условия вы­полнения действия (например, «токарным станком, руководствуясь рекомендациями пособия»). Стандарты объясняют, насколько точно стажер должен действовать. Конкретизируются критерии для определе­ния результативности работы (например, «с точностью до 0,05 мм»).

Модуль комплектуется модульным (методическим) пособием и учебными материалами. Пособие предназначено для внутреннего пользования. Его цель — помощь преподавателям в организации ка­чественного и эффективного обучения. Каждый модуль должен иметь свое пособие, которое утверждается и регистрируется одновременно с утверждением и регистрацией самого модуля. Пособие содержит перечень ресурсов, которые обеспечивают успешность обучения, — обо­рудование, учебные материалы и требующаяся компетентность препода­вателей. В перечень также могут входить щипцы, нитки, провода, ткань, пластмассовые или металлические рабочие материалы, видеофильмы, атласы, ножи и овощи! В пособиях для преподавателей указывается, какого рода учебный материал нужен в данном модуле. Учебный мате­риал может быть скрупулезно перечислен или его подбор разрешается сделать преподавателю. Учебный материал может состоять из одного или из многих учебников. Чаще перечисляются отдельные главы, пара­графы учебника, которые нужны в данном модуле. В качестве учебного материала могут быть использованы газетные или журнальные статьи, нормативные материалы, чертежи, инструкции и т.д.

Структура и содержание учебного материала требуют постоянного пересмотра. Устаревший материал должен изыматься. Весь учебный ма­териал заносится в соответствующий информационный банк и регулярно обновляется. Это расширяет возможности составления интересных и уникальных вариантов (программ, тестов и упражнений).

Анализ рынка труда — основа модульного обучения. Эффективность профессионального образования взрослых непосредственно зависит от внешних (развитие производства) и внутренних (знания и умения обучающихся и пр.) факторов. Поэтому необходимы систематические маркетинговые исследования, как на уровне всей страны, так и на мест­ном, региональном уровне.

Чтобы получить реальную картину потребностей рынка труда, важно обратиться к предприятиям того района, области, которые фор­мируют этот рынок. Подобный анализ можно провести на нескольких уровнях. Во-первых, выявить секторы рынка, чтобы определить приори­тетные секторы и профессии (туризм, здравоохранение, промышленное производство и т.д.), т.е. область компетенции. Во-вторых, определить потребности в профилях компетенции и обучении в конкретной об­ласти компетенции. Подобный анализ может дать общее представление о профессиях в данном секторе рынка, количестве требующихся работников и, следовательно, объемах профессионального обучения. В-третьих, можно провести исследование потребности в конкретном профиле компетенции.

Первая стадия исследования имеет теоретический характер, в то время как вторая и третья должны быть, как можно более привязаны к производству. Обобщение материалов исследования позволяет сфор­мировать профили компетенции.

Входной контроль абитуриентов. При предварительном посе­щении учебного центра абитуриента знакомят с видами обучения по наиболее актуальным профессиям, основной идеей обучения, методами и т.д. Это необходимо, чтобы он заранее составил представление о том, что его ждет, и удостоверился в правильном выборе профессии и формы обучения. Экскурсия позволяет абитуриенту задать вопросы препо­давателям, обучающимся, познакомиться с учебным оборудованием и т.д. Во время такого посещения может быть проведено тестирование по профессиональной терминологии, разделам общепрофессиональных дисциплин. Это демонстрирует абитуриенту реальный уровень его знаний и потребность в дополнительном обучении. Более подробное исследование (включая собеседование с преподавателем) установит наличие предварительных знаний, что позволит сократить срок обуче­ния. На этой основе разрабатывается предварительный план обучения и определяется его срок. Таким образом, результатом первого посещения должно стать решение о начале обучения или отказе от него. Положи­тельное решение означает переход к более глубокой диагностике знаний и умений абитуриента с последующим уточнением индивидуального плана обучения, который в дальнейшем выступает как «рабочий заказ» и руководство к организации обучения. При необходимости он пере­сматривается и корректируется.

Организация модульного обучения. Каждый обучающийся имеет индивидуальный учебный и профессиональный опыт, Мотивацию, компетентность. Цели обучения и отдельные его части могут совпадать у некоторых обучающихся, но пути достижения чаще всего различаются. Другой важный фактор — потребность в обучении может появиться у разных людей не одновременно. При обучении взрослых следует из­бегать фиксированных сроков. В одном помещении - «классе» — могут находиться 45 человек и все на различных этапах обучения. Решить эту шараду со многими неизвестными под силу только модульному обучению.

Каждому обучающемуся предоставляются набор учебных модулей и учебное пособие, которые четко указывают, что должно быть сделано, рабочее место, учебные материалы. Остальное зависит от него самого. Обучающийся сам организует обучение, лабораторные занятия, ставит учебные задачи и их решает, определяет степень готовности к провер­ке результатов обучения. Итак, обучение самостоятельное, но тьютор всегда готов помочь стажеру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.