КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологии обучения взрослых 2 страница
Телефакс. По факсу можно посылать чертежи, рисунки, математические формулы и т.п. Интеграция факсовых средств с компьютером позволяет обходиться без бумажных носителей, предоставляет возможность групповых рассылок (что очень удобно при массовых потоках обучающихся). Аудиозапись. Небольшие габариты электронных носителей информации позволяют использовать их везде — в автобусе, метро, на улице. Для производства аудиозаписей, как правило, не требуется специально оборудованной звуковой студии, их легко рассылать. Способы использования аудиозаписи разнообразны. Например, в качестве обучающего материала, методического указания, инструкции или описания фактов. Тьютор может записать свои комментарии или ответы на вопросы обучающихся, а затем выслать ему кассету. Этим достигается индивидуальная направленность обратной связи, которая, как и скорость ответа, в данном случае важнее, чем качество звука. Стажеры могут и сами записать свои вопросы или ответы на аудиокассету и выслать ее тьютору. В случае если основной контингент люди с ограниченным зрением, аудиозапись, естественно, возьмет на себя ключевую роль. Видеозапись. Озвученное живое изображение позволяет демонстрировать окружающую среду, разнообразные динамические процессы. Однако производство видеозаписи — процесс сложный, часто требующий дорогостоящего оборудования. Записать лекцию, лабораторное занятие или тьюториал относительно просто, но для производства настоящего видеофильма надо привлекать актеров, использовать специальную звукозаписывающую аппаратуру, писать сценарий, составлять план производства видеофильма со всеми специальными приемами (постановка света, звука и т.д.). Стоимость такого производства высока и, следовательно, оправданна только при хорошей наполняемости курсов и достаточной длительности сроков обучения. Связь с помощью компьютеров, возможность общаться по электронной почте и в режиме реального времени дали новый толчок развитию дистанционного обучения. Совершенствование методов и организационных приемов помимо всего прочего привело к сокращению числа бросивших учебу. В новых условиях даже при виртуальном обучении, когда стажеры физически не встречаются друг с другом, число отчисленных сокращается. Продуманная коммуникационная система стимулирует участие стажеров в обучающем курсе. Это, прежде всего, касается курсов повышения квалификации. Письменное общение — традиционный способ коммуникации. У каждого стажера есть почтовый адрес, на который кроме писем можно посылать аудио- и видеозаписи, дискеты, небольшого объема учебные и лабораторные материалы. Регулярное получение почтовых посылок оказывает на стажеров сильное мотивирующее воздействие. Учебное посо бие — центральное звено, особенно при «чистом» дистанционном обучении, когда тьютор и обучающиеся не встречаются ни в начале, ни в ходе обучения. Структура пособий (книг, дискет, других носителей информации) в зависимости от характера курса может меняться, но текст обязательно должен включать описание основного содержания курса и методические указания, касающиеся условий и целей обучения, методики, мотивации, а также установления обратной связи. Поскольку участник дистанционного обучения не может поднять руку и задать преподавателю вопрос, учебное пособие должно содержать такие разделы, как «Добро пожаловать!» (знакомство с курсом), «Я Ваш тьютор...», «Указания и объяснения», «Обратная связь», «Советы обучающемуся». Важно, чтобы уже во вступительном тексте «Добро пожаловать!» стажер почувствовал хорошую учебную атмосферу. При дистанционном обучении это особенно важно, так как тьютор лишен возможностей, которыми обладает преподаватель, чтобы исправить то, что пошло «вкось» в самом начале. Нестандартное, привлекательное вступление дает стажеру возможность почувствовать, что это лично его приветствуют на данном курсе. Если он сразу не включится в обучение, есть риск потерять его. В противном случае он может оставить учебу. Нельзя,, чтобы у стажера создалось впечатление, что учиться будет скучно или слишком трудно. Не менее важно хорошо представить тьютора, сделать его «видимым» для стажера. Презентация может быть представлена в виде написанного текста или записана на аудио- или видеоноситель. Знакомство только выиграет, если будет подкреплено разговором с обучающимся по телефону. Далее в учебном пособии «Указания и объяснения» надо ответить на возможные вопросы обучающихся о планировании курса, характере и обширности учебного и дополнительного материалов, возможностях их использования, о работе над заданиями и тестами, подготовке к экзамену, предполагаемых встречах. Стажер ждет ответов на многие вопросы, и следует постараться их предвосхитить. Начать же указания и объяснения следует с описания общей дидактической картины обучающего курса. При этом все наставления и рекомендации должны быть в форме ясных и коротких предложений. Описание рекомендуемой учебной литературы должно вызвать Обучающимся, должна быть раскрыта цель пособия и как им, пользоваться. Задания, отправляемые тьютору, особенно волнуют стажера, так как по их выполнению будет оцениваться результат его труда. Объяснить, как с ними надо справляться, — одна из важнейших задач учебного пособия. Стажеру важно подсказать приемы, которые позволят ему успешно учиться (составление расписания своих занятий, так называемого контракта с собой о том, как, что и когда он будет изучать, и т.д.). Чтобы общение с тьютором не было стереотипным (да — нет, правильно — неправильно), рекомендации тьютора должны быть хорошо продуманы, отражать самую суть заданий. С помощью учебной литературы стажер усваивает основной объем информации. Содержащаяся в книгах информация может быть как узкой, конкретной, так и обширной, и даже исчерпывающе полной. Если книга выбрана дидактически правильно, она практически всегда будет эффективна при дистанционном обучении. Учебная литература может быть «сшитой на заказ» и «готовой». Выпуск печатных изданий, предназначенных специально для определенного курса дистанционного обучения, т.е. «сшитых на заказ», — процесс трудоемкий и дорогостоящий, поэтому чаще используют «готовую» литературу, которую можно дополнить собственным методическим пособием, чаще всего содержащим самые необходимые дополнения. Достоинства самостоятельно тиражируемых пособий, учебных тетрадей, инструкций, журналов — возможность оперативно обновлять информацию, эффективно дополнять уже изданную литературу. Встречи с обучающимися создают дидактические и психологические преимущества «комбинированному» дистанционному обучению в сравнении с «чистым». Встречи сокращают число бросающих обучение, но одновременно они посягают на право стажера самостоятельно определять место и время обучения. Смягчает этот недостаток разделение встреч на обязательные и добровольные. Организуются встречи по-разному — в зависимости от целевой группы, длительности и типа обучения. Первая встреча знакомит тьютора и обучающихся друг с другом, что в максимальной степени облегчает продолжение общения на расстоянии, а также стимулирует и мотивирует обучение. Стажер понимает, что он не оставлен один на один со своими проблемами, у него есть товарищи, которые ему помогут и с которыми он может посоветоваться. Первая встреча — отличная возможность для тьютора описать дидактический подход к построению курса, его цель, познакомить стажеров с учебным материалом, методикой обучения, проинформировать об учебных заданиях и т.д. Встречи в процессе обучения организуются не для непосредственного обучения (тем более не для чтения лекций и т.п.), они необходимы для поддержания общения, обмена опытом, обсуждений, для выяснения, с какими проблемами столкнулись стажеры. В зависимости от типа и содержания курса во время таких встреч можно провести лабораторные работы, упражнения, демонстрации, тесты или зачеты. На заключительной встрече заслушиваются отчеты о проекте, проводятся обсуждения и экзамены. Поддержка обучающихся — форма влияния на обучающихся с целью обеспечения благоприятных социально-психологических обстоятельств учебы через репетиторскую помощь, поддержку общением, наставничество, группы взаимопомощи, подбор качественных учебных материалов. Технология работы дистанционного учебного центра. Деятельность инновационного образовательного учреждения регулируется документацией по планированию, администрированию, учету и отчетности, кадровому и материально-техническому обеспечению и т.п. Каждый вид деятельности регламентирован рядом документов, учитывающих общие принципы обучения. В отличие от традиционного обучения, где вопросы организации и содержания учебного процесса решаются администрацией в соответствии с законодательством и стандартами, в системе дистанционного обучения содержание, объем, место и режим обучения определяются потребителем услуг. Большое влияние на организацию процесса обучения оказывают характерные для дистанционного обучения особенности прохождения стажером этапов обучения. Поступление, продвижение и окончание обучения зависят от мотивации и способностей конкретного стажера, и персонал образовательного учреждения должен быть готов оказать ему поддержку в любое время. Рассмотрим особенности прохождения этапов дистанционного обучения: —ознакомительный этап предполагает знакомство клиента с возможностями учебного центра, компетентностью тьюторов, отзывами обучающихся; —профориентационный этап основан на изучении клиентом профессиональной характеристики и профессиограммы выбранной профессии (специальности), на определение пригодности на основе медицинского заключения; —финансово-организационный этап включает предварительное согласование условий, норм и правил обучения; принятие решения о приеме на обучение; заключение договора на обучение (его составление, уточнение и согласование учебных, экономических и финансовых условий); —этап предварительного собеседования — беседа с абитуриентом об особенностях и преимуществах технологии дистанционного обучения, проблемах, которые встретятся в учебном процессе, и возможностях их решения; выбора совместно с клиентом модели обучения («чистое» или «комбинированное»); —мотивационный этап акцентирует внимание на развитии заинтересованности абитуриента в обучении; —определение индивидуальной технологии обучения предполагает оптимизацию сроков, форм, методов и режима обучения, подбор администратора, тьютора, консультанта в соответствии с пожеланиями абитуриента, а также разработку индивидуального графика обучения на весь период; —диагностический этап — тестирование исходного уровня знаний, умений и навыков, индивидуальных способностей абитуриента по выбранной профессии; подготовка рекомендаций о корректировке намеченного учебного процесса; —подготовка пакета учебно-программной документации и материалов включает подбор тьютором типовой документации, разработку индивидуального учебного плана и тематических программ (с учетом начального уровня знаний, умений и способностей абитуриента, его психологического состояния и избранной модели обучения), а также самостоятельный подбор абитуриентом учебных материалов; собственно обучение — использование широкого спектра форм и методов теоретического и практического обучения, профессионального воспитания и развития, самообучения, взаимоподдержки обучающихся; —диагностика и самоконтроль — самоанализ обучающимся результатов теоретического и практического обучения, саморегуляция в процессе обучения, корректировка организации учебного процесса, диагностика уровня сформированных знаний, умений и навыков стажера с целью проверки готовности к аттестации; —завершение дистанционного обучения — выпускные экзамены, вручение документов о присвоении квалификации (удостоверения, свидетельства, диплома); —обратная связь — мониторинг трудоустройства выпускников в соответствии с полученной профессией, коррекция учебного курса, его организации и содержания. Весьма трудоемким представляется проектирование индивидуального графика обучения на весь курс, помогающего обучающемуся организовать учебную деятельность. При этом стоят задачи обеспечить высокое качество обучения и одновременно его экономическую эффективность. Составить график надо до начала обучения и совместно со стажером. Индивидуальный график обучения устанавливает: —наиболее приемлемые формы и методы обучения на основе дидактической целесообразности, психологической устойчивости обучающегося, финансово-экономической эффективности учебного процесса; —стратегию на весь срок обучения и его конкретные временные периоды с учетом целей и задач, решаемых в процессе обучения, сложности содержания, требований государственного стандарта, личностных особенностей обучающегося. Обобщим основные требования к организации дистанционного обучения: Доскональное планирование. Неточность в учебном материале может привести к негативным последствиям. Важно еще до начала обдумать весь курс. Когда обучение началось, очень трудно изменить что-либо в его организации или в учебном материале. Ориентация на потребности обучающегося. Дистанционное обучение по своей природе индивидуально, поэтому обучающемуся надо предоставить возможность рассказать о себе при первых контактах (по телефону, при встрече или в системе конференции). Тщательный отбор учебного материала. Успех обучения зависит от дидактической продуманности учебного материала, его доступности, корректности. Ясное и простое изложение идей. Учебное пособие — стержень дистанционного обучения, и оно должно быть написано в доступной стажеру форме. Читатель должен почувствовать, что с ним общаются так же, как при личной встрече. Выбор оптимального средства диалога между тьютором и обучающимися требует ответов на вопрос: насколько телефон, компьютер или другое средство знакомо и доступно обучающемуся и обеспечивает доступность тьютора? Если тьютор должен быть постоянно «на связи», нужны средства, работающие в режиме реального времени (телефон, теле- и видеоконференция и пр.). Средства, не связанные с реальным временем (письма, факс или компьютерная конференция), не требуют постоянного присутствия тьютора, и он может просматривать полученную «почту» время от времени (например, два раза в день). Важно это заранее обговорить. Продуманность заданий. Составление заданий — самая трудоемкая часть дистанционного обучения, требующая больше всего сил и времени тьютора. Важно, чтобы формулировки вопросов не требовали слишком развернутых ответов. Обучающемуся трудно ответить, а тьютору — оценить его усилия. Индивидуализированные комментарии тьютора на выполненные обучающимся задания. Каждый стажер уникален, как и его ответы. Отзыв с ясно, прямо и откровенно выраженным мнением тьютора будет хорошо воспринят. Может пригодиться информация, которую обучающиеся сообщают о себе во время презентации (хобби, образ жизни, семья, работа или ее поиск). Это располагает к открытости, укрепляет контакты. Однако не следует перегибать палку, так как это может быть воспринято как манипулирование или заигрывание. Оперативность обратной связи. Если обучающийся ждет ответ на отправленное тьютору задание в течение недели или дольше, большинство мыслей, которые были у него, пока он работал над заданием, уже будут забыты. Ему придется восстановить их ход, но, к сожалению, не все к этому готовы. Нa задержавшийся ответ стажер может не обратить внимания. При установлении обратной связи в течение суток ход мыслей и мотивация к чтению комментария сохраняются, мнение тьютора «подключается» к мысли обучающегося, что облегчает его понимание. Осторожное использование «комбинированного» дистанционного обучения. Следует помнить, что многие выбирают дистанционное обучение, чтобы никуда не ездить (по семейным, экономическим, социальным, физиологическим и прочим причинам), и если тьютор будет настаивать на встречах, есть риск таких стажеров лишиться. Поэтому уже на презентации учебного курса надо веско аргументировать необходимость встреч. Обязательная ревизия учебного курса. Составляя еще до начала курса, подробный плац ревизии, тьютор должен четко представлять их цели, методику и время проведения, кому необходимы результаты, что будет оцениваться, на какие вопросы важно получить ответы и пр. Анализ хода учебного курса помогает принять правильное решение о необходимости ревизии и продолжении курса. Модульная технология обучения. Идея модульного обучения заключается в том, чтобы в любое время каждый желающий мог получить необходимую ему по уровню, объему и глубине подготовку в виде учебного курса, «составленного на заказ» из модулей-«кирпичиков». Использование модулей дает возможность будущему клиенту не только выбрать нужный ему учебный материал, но и определить темп и форму его изучения (в группе или индивидуально), а также наиболее удобную форму контроля качества усвоения. Характерные черты модульного обучения: - разбивка специальности/профессии либо производственного процесса на законченные части (модули), имеющие самостоятельное значение; —исключение материала, не имеющего значения для конкретного вида работы; —составление для каждого обучающегося индивидуального набора модулей; —максимальная индивидуализация продвижения в обучении; —интенсивность и гибкость обучения; —сочетание индивидуального и группового обучения. Успешность модульного подхода обеспечивают: модульное струк - Модульные учебные планы. В качестве исходного элемента (модуля) можно взять часть производственного процесса либо элемент учебного предмета. Первое решение активно пропагандирует Международная организация труда (МОТ), второе позволяет уйти от узкой специализации обучающихся на конкретную работу (операцию). Проанализируем специфику построения модульных учебных планов, отталкивающихся от учебного предмета. Они основаны на анализе потребностей в компетенции, существующих на рынке труда. Компетенция — одно из основных понятий, в основе которого лежит новый взгляд на сущность обучения. Ранее все виды обучения передавали знания в узко Определенной отрасли. Интеграция знаний различных предметов, их межпредметная связь требовали специальных усилий преподавателя. Обучение ориентировалось на сроки: в школе для получения аттестата зрелости надо было проучиться десять лет, в вузе для получения диплома — пять и т.д. Эти жесткие временные рамки наполнялись соответствующим содержанием — знаниями, умениями и навыками. Сегодня хороших знаний по предмету недостаточно — необходима мотивация для их применения, и прежде всего стремление к самостоятельному формированию и поиску новых знаний по мере развития общества и производства. Необходимо также научиться превращать свои знания в практические умения. Таким образом, компетенцию можно определить как комбинацию знаний, мотивации и способностей, их приложения в реальной общественно-производственной практике. Модульный подход включает два уровня: область компетенции и профиль компетенции. К области компетенции можно отнести, например, производственные технологии, технологии гостиничного и ресторанного дела. Область компетенции может содержать один или несколько профилей компетенции — профессии (специальности). В область компетенции «производственная технология» могут входить такие профили компетенции, как сварщик, станочник, сборщик, а для гостиничного и ресторанного дела — это повар, бармен, официант и пр. Далее профиль компетенции подразделяется на учебные предметы (дисциплины), в рамках которых формируются знания по профессии. Например, такие предметы, как черчение, гидравлика, математика, эргономика, сервировка стола и пр. Предметы в свою очередь делятся на модули: логические и согласованные части обучения в рамках определенного учебного предмета с четким формулированием диагностичной цели его изучения. Содержание модуля тесно связано с компетенцией. Итак, модули — это элементы, составляющие профиль компетенции. Они связаны с четко ограниченной частью учебного предмета. Чтобы учесть требования производств (государственного и местного уровней), профили компетенции разделяют на национальные и местные. Национальные профили компетенции объединяют требования к профессии в масштабах всей страны. Местные профили компетенции отражают специфику региона, области или отдельного рабочего места. Требования национального профиля компетенции отражены в соответствующем документе, который в общих словах описывает требования рынка труда к компетенции в отдельной отрасли на национальном уровне и ограничивает область разработки местных профилей. Далее требования конкретизируются в областях компетенции с указанием конкретной цели изучения определенного предмета. При работе с национальными профилями компетенции должны соблюдаться некоторые правила: обязательная их регистрация, официальный статус утвержденного профиля, хранение вышедшего из употребления «архивного» профиля компетенции и др. Местные профили компетенции представляют собой так называемый «шведский стол», от которого набираются отдельные модули в индивидуальную учебную программу. Документально требования к компетенции на уровне учебного предмета закреплены в местном профиле компетенции. Он в обязательном порядке содержит коротко и четко сформулированную цель изучения. Эти профили компетенции сориентированы на требования местного рынка труда. Их регистрация, разработка, хранение и оформление также подчиняются единым правилам. На каждом местном профиле компетенции указаны его название, цель и содержание обучения, перечень входящих предметов и целей их изучения, дополнительная общая и местная информация, географическая территория и учебные центры, в которых данный профиль действует. Обязательным приложением к местному профилю компетенции должен быть список составляющих его модулей, сгруппированных по предметам. Модуль содержит информацию о предмете, идентификационный код модуля, код его цены, рекомендуемый срок изучения, название модуля, идентификации профиля компетенции. По аналогии с профилем компетенции модули подразделяются на разрабатываемые, национальные, местные и архивные. Идентификационный код модуля (ИКМ) позволяет систематизировать использование и хранение модулей. ИКМ содержит информацию о типе модуля (национальный или местный), его принадлежности учебному предмету, текущем номере в предмете, номере версии, рекомендуемом сроке его изучения (в днях), датах утверждения и пересмотра. При изменении хотя бы одного элемента ИКМ меняется. Каждый модуль содержит информацию о предмете, в который он входит, и краткую аннотацию содержания. Если необходимы предварительные знания по другим модулям, то указывается их ИКМ. Ключевой элемент модульного подхода — цель изучения модуля. От нее зависит очень многое: успешность и эффективность обучения, взаимосвязь с другими модулями и пр. Поэтому она должна быть диагностична и измерима. Цель должна указывать на знания и/или умения, которыми обучающийся, изучив модуль, должен овладеть. Цель ориентирует на деятельность, обстоятельства (предпосылки) деятельности, стандарты, необходимые для изучения модуля. Подобная формулировка цели мотивирует обучение и отвечает на вопрос: что стажер должен уметь делать (например, «обточить ось», «определять различные виды стали»). Обстоятельства (предпосылки) деятельности отвечают на вопрос: как стажер должен действовать. Определяются условия выполнения действия (например, «токарным станком, руководствуясь рекомендациями пособия»). Стандарты объясняют, насколько точно стажер должен действовать. Конкретизируются критерии для определения результативности работы (например, «с точностью до 0,05 мм»). Модуль комплектуется модульным (методическим) пособием и учебными материалами. Пособие предназначено для внутреннего пользования. Его цель — помощь преподавателям в организации качественного и эффективного обучения. Каждый модуль должен иметь свое пособие, которое утверждается и регистрируется одновременно с утверждением и регистрацией самого модуля. Пособие содержит перечень ресурсов, которые обеспечивают успешность обучения, — оборудование, учебные материалы и требующаяся компетентность преподавателей. В перечень также могут входить щипцы, нитки, провода, ткань, пластмассовые или металлические рабочие материалы, видеофильмы, атласы, ножи и овощи! В пособиях для преподавателей указывается, какого рода учебный материал нужен в данном модуле. Учебный материал может быть скрупулезно перечислен или его подбор разрешается сделать преподавателю. Учебный материал может состоять из одного или из многих учебников. Чаще перечисляются отдельные главы, параграфы учебника, которые нужны в данном модуле. В качестве учебного материала могут быть использованы газетные или журнальные статьи, нормативные материалы, чертежи, инструкции и т.д. Структура и содержание учебного материала требуют постоянного пересмотра. Устаревший материал должен изыматься. Весь учебный материал заносится в соответствующий информационный банк и регулярно обновляется. Это расширяет возможности составления интересных и уникальных вариантов (программ, тестов и упражнений). Анализ рынка труда — основа модульного обучения. Эффективность профессионального образования взрослых непосредственно зависит от внешних (развитие производства) и внутренних (знания и умения обучающихся и пр.) факторов. Поэтому необходимы систематические маркетинговые исследования, как на уровне всей страны, так и на местном, региональном уровне. Чтобы получить реальную картину потребностей рынка труда, важно обратиться к предприятиям того района, области, которые формируют этот рынок. Подобный анализ можно провести на нескольких уровнях. Во-первых, выявить секторы рынка, чтобы определить приоритетные секторы и профессии (туризм, здравоохранение, промышленное производство и т.д.), т.е. область компетенции. Во-вторых, определить потребности в профилях компетенции и обучении в конкретной области компетенции. Подобный анализ может дать общее представление о профессиях в данном секторе рынка, количестве требующихся работников и, следовательно, объемах профессионального обучения. В-третьих, можно провести исследование потребности в конкретном профиле компетенции. Первая стадия исследования имеет теоретический характер, в то время как вторая и третья должны быть, как можно более привязаны к производству. Обобщение материалов исследования позволяет сформировать профили компетенции. Входной контроль абитуриентов. При предварительном посещении учебного центра абитуриента знакомят с видами обучения по наиболее актуальным профессиям, основной идеей обучения, методами и т.д. Это необходимо, чтобы он заранее составил представление о том, что его ждет, и удостоверился в правильном выборе профессии и формы обучения. Экскурсия позволяет абитуриенту задать вопросы преподавателям, обучающимся, познакомиться с учебным оборудованием и т.д. Во время такого посещения может быть проведено тестирование по профессиональной терминологии, разделам общепрофессиональных дисциплин. Это демонстрирует абитуриенту реальный уровень его знаний и потребность в дополнительном обучении. Более подробное исследование (включая собеседование с преподавателем) установит наличие предварительных знаний, что позволит сократить срок обучения. На этой основе разрабатывается предварительный план обучения и определяется его срок. Таким образом, результатом первого посещения должно стать решение о начале обучения или отказе от него. Положительное решение означает переход к более глубокой диагностике знаний и умений абитуриента с последующим уточнением индивидуального плана обучения, который в дальнейшем выступает как «рабочий заказ» и руководство к организации обучения. При необходимости он пересматривается и корректируется. Организация модульного обучения. Каждый обучающийся имеет индивидуальный учебный и профессиональный опыт, Мотивацию, компетентность. Цели обучения и отдельные его части могут совпадать у некоторых обучающихся, но пути достижения чаще всего различаются. Другой важный фактор — потребность в обучении может появиться у разных людей не одновременно. При обучении взрослых следует избегать фиксированных сроков. В одном помещении - «классе» — могут находиться 45 человек и все на различных этапах обучения. Решить эту шараду со многими неизвестными под силу только модульному обучению. Каждому обучающемуся предоставляются набор учебных модулей и учебное пособие, которые четко указывают, что должно быть сделано, рабочее место, учебные материалы. Остальное зависит от него самого. Обучающийся сам организует обучение, лабораторные занятия, ставит учебные задачи и их решает, определяет степень готовности к проверке результатов обучения. Итак, обучение самостоятельное, но тьютор всегда готов помочь стажеру.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |