Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможности виртуальной учебной среды




ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

К техническим средствам обучения (ТСО) относят дополнитель­ные средства повышения эффективности обучения. Некомпетентное их применение может препятствовать достижению целей обучения.

Использование звукозаписывающих устройств нужно варьировать. Материал для прослушивания (радиопередачи, интервью, дискуссии) должен быть краток. С помощью магнитофона можно проанализировать содержание какого-либо отрывка, изучать языки, слова, звуки. Однако эффективность этого метода при усвоении каких-либо понятий вы­зывает сомнения.

Показ фильмов и использование аудиовизуальных средств. Перед началом занятий необходимо проверить исправность аппаратуры. Основной недостаток метода — пассивность стажеров. Активизируют усвоение материала при показе вопросы, оценивающие знания, обсуж­дение сюжетов, ведение листка наблюдения и пр. Обсуждать можно как весь сюжет, так и его части. Показ фильма может происходить за, «круглым столом», в подгруппах, во всей группе.

При показе диапозитивов обучающимся следует дать время на внимательное изучение, комментируя содержание диапозитива. Полезно вызвать высказывания стажеров, организовать обмен мнениями, внося поправки, делая замечания.

С помощью видеоаппаратуры можно демонстрировать технические приемы, отдельные сцены, проигранные с участием обучающихся. После съемки сюжета стажер в письменной форме отмечает положительные и отрицательные моменты своих действий, определяя расхождения между реальностью и задуманным. Демонстрация может проходить в замедленном темпе или с остановкой кадра. Использование видеоап­паратуры полезно при обучении профессии, ораторскому искусству, при проведении собеседования, а также для анализа особенностей учебной группы. При этом следует руководствоваться следующими правилами:

— избегать съемки крупным планом (чтобы не выделять недостат­ки), отдавая предпочтение средним и общим планам;

— комментировать мягко и деликатно, подчеркивая положитель­ные моменты и не акцентируя внимания на ошибках;

— добиться, чтобы обучающийся сам проанализировал снятый им сюжет;

— гарантировать конфиденциальность учебного материала, унич­тожить записи по окончании курсов.

Другая функция применения видеоаппаратуры — это фиксация, запоминание. Запись позволяет по истечении времени сравнить достиг­нутые результаты с начальным состоянием. Кроме того, видеоаппарату­ра — это «глаз», на котором можно тренироваться выдерживать взгляд другого человека (например, когда предстоит выступать с докладом или проводить собеседование).

Кинопроектор достаточно экономичен в сравнении с другими ТСО, используется он для демонстрации коротких текстов и схем. Диапозитивы для него легко изготовить (до или в процессе обучения), и их можно демонстрировать неоднократно. Кинопроектор не требует затемнения аудитории, позволяя преподавателю сохранять визуальный контакт с группой.

Новые информационные технологии (НИТ) позволяют решать принципиально новые дидактические задачи: изучение моделей явлений и процессов (физических, химических, биологических и социальных) в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем, в удобном масштабе времени. Другими словами, НИТ позволя­ют внедрить в учебный процесс компьютерные модели очень дорогого, порой уникального оборудования. Они дают возможность варьировать виды учебной работы, оперативно обновлять содержание автомати­зированных учебных и контролирующих программ. Обучающиеся и преподаватели могут отказаться от рутинной деятельности в пользу интеллектуальной.

НИТ открыли широкие возможности социализации обучающихся, которые получают доступ к профессиональным банкам и базам данных, знакомятся с научными проблемами, находящимися еще в разработке, получают возможность общаться с исследовательскими коллективами. Использование хорошо структурированной информации (баз данных) позволяет проверять собственные гипотезы, усваивать приемы анализа, сравнения и др. Преподаватели, благодаря доступу к сетям телеком­муникаций, не только существенно повышают свою информационную вооруженность, но и получают уникальную возможность общения с коллегами практически во всем мире. Это идеальные условия для профессионального общения, учебно-методической и научной работы, обмена разработками, компьютерными программами, данными и т.п.

Виртуальная учебная среда позволяет проводить видео - и телелек­ции, «круглые столы», конференции, консультации, семинары и деловые игры. Возможности обучения в виртуальной учебной среде безграничны. Преимущества правильно устроенного виртуального класса (ВК) со­стоят в расширении доступа обучающихся и преподавателей к высоко­эффективной учебной среде с помощью компьютеров на работе, в учеб­ном заведении или дома. ВК — среда обучения, специально созданная с помощью средств коммуникации между преподавателем и стажером, стажеров со стажерами, преподавателей с преподавателями, между классами (группами), всех — с окружающим миром. Важно понять, что ВК сам по себе не несет никаких знаний, он — лишь структурирующая рамка, в которой можно представить любой учебный материал. Однако ВК должен отвечать дидактическим и психологическим принципам. Крайне важно, чтобы виртуальная среда была адаптирована к пользо­вателям, при этом должен быть правильно оформлен и структурирован учебный материал.

Модель виртуальной среды (класса) представлена на рис. 6.1.

Рассмотрим основные компоненты ВК.

Класс как метафора создает чувство уюта в электронной среде. В электронном классе обсуждается определенный предмет или тема, регистрируются участники. Курс может включать несколько классов по различным темам. Участие в обсуждении и доступ к классу ограни­чен. Опыт показывает, что максимальное число обучающихся в клас­се — тридцать человек. Класс открывает доступ к нужному учебному материалу. Вид коммуникации: от многих ко многим.

 

Рис. 1.6 Модель виртуального класса

Учительская комната позволяет преподавателям виртуально «встречаться» и обмениваться опытом. Найти преподавателя с необ­ходимой компетенцией можно в банке соответствующей информации. Вид коммуникации: от многих ко многим.

Медиатека помогает преподавателям и обучающимся в поиске информации во множестве электронных энциклопедий, баз данных различных НИИ, в установлении связей с другими предприятиями, по­иске информации через Интернет, а также дает возможность развлечься и отдохнуть. Вид коммуникации: от одного ко многим.

Информационная доска позволяет довести до всех информацию (объявить, например, о новых курсах). Вид коммуникации: от одного ко многим.

Групповая комната может быть отведена под выполнение разных проектов. Вид коммуникации: от многих ко многим.

«Chat-on- line» позволяет обучающимся встречаться и беседовать непосредственно (одновременно) друг с другом или с группой. Связь осуществляется набором текста в одно и то же время. Вид коммуника­ции: от многих ко многим.

Администрирование (планирование курсов) дает возможность разрабатывать, утверждать и координировать различные обучающие курсы,
сохранять информацию о преподавателях. Например, можно выбрать
из базы данных группу преподавателей для выполнения определенного
проекта. Это закрытая информация. Здесь сосредоточено управление
всей виртуальной средой.

Справочное бюро помогает, поддерживает и инструктирует по во­просам работы в виртуальной среде и т.д. Вид коммуникации: от многих к одному.

Почтовый ящик собирает личную почту пользователя. Вид ком­муникации: от одного к одному.

Код безопасности ограничивает доступ посторонних к чтению сообщений в ВК.

Большие преимущества дает использование единой редакторской программы. В этом случае прилагаемые файлы легко могут быть по­сланы, открыты и прочитаны любым участниками ВК.

Итак, в виртуальном классе собран адаптированный к определен­ному курсу учебный материал. Это может быть что угодно — от простой информации о квалификации преподавателей до сложного материала типа мультимедиа.

ВК видоизменяет организацию работы: аудитория становится безграничной в результате подключения обучающихся из отдаленных регионов.

ВК должен поддерживаться легкой в использовании системой коммуникации, быть максимально удобным для обучения и творчества. Для стажера не должно быть проблем в наборе на компьютере мульти­медийной информации в форме аудио- и видеофайлов одновременно с поиском в базах данных. Он должен иметь возможность войти в Интер­нет, не оставляя класса. Систему ВК следует строить именно в расчете на быстрое освоение недостаточно опытным (непрофессиональным) пользователем. Чтобы не отпугнуть новичков, не следует знакомить их со всеми функциями и возможностями системы ВК в начале курса.

Для создания в системе хорошей социальной среды надо, чтобы преподаватели и обучающиеся «видели» находящихся в классе и при­нимающих в настоящее время участие в дискуссии. Если проблемы все же появляются, помощь должна предоставляться «on-line».

Систему компьютерной конференции важно обеспечить быстрой и эффективной технической и административной поддержкой. Техни­ческая поддержка должна быть как можно менее заметна. При сбое в ра­боте средств связи у стажеров быстро формируется негативное отноше­ние к обучению. Административная поддержка должна незамедлительно помочь абитуриентам при заказе новых учебных курсов или зачислении, преподавателю при изменении статуса пользователей и пр.

Компьютерная система конференций позволяет проводить обсуж­дения через отсылку и прием сообщений. Система всегда доступна: все подключенные к конференции могут общаться в любое удобное время независимо от места нахождения, при этом нет необходимости в коор­динировании сообщений. Это удобно, так как взрослые предпочитают учиться по ночам, когда уже спят дети и все домашние дела сделаны.

Каждый учебный курс может иметь свою систему конференций с входящими в нее подконференциями (например, по различным частям курса). Имеющие доступ к данной конференции могут читать все поступающие сообщения. В системе имеются личные почтовые ящики с ограничением доступа к ним посторонних лиц. Преподаватель может контролировать активность обучающихся, отслеживая «истории» со­общений (кем и когда создано, кто и когда его читал и т.д.).

Преподаватель должен сообщить о цели конференции и следить за ходом обсуждения и сообщениями. На курсе одновременно может проводиться несколько конференций. Так как преподаватель должен подключаться к системе несколько раз в день, необходимо, чтобы это было технически легко исполнимо. Также важно, чтобы система обла­дала очень высокой степенью защиты.

Преподаватель должен приветствовать появление новых обуча­ющихся в ВК по данному курсу. Как правило, остальные участники, имеющие доступ в ВК, добавляют собственные небольшие приветствия, чтобы новичок почувствовал себя свободно, набрался смелости и бы­стро включился в обсуждение. Поскольку легче читать написанное, чем писать самому, необходима система обязательных сообщений, обеспечивающих допуск к сдаче экзамена или зачета. Преподаватель должен поощрять участие в обсуждении, задавать вопросы, вовлекать стажеров в комментирование. Это оживляет дискуссию. Активизиру­ет обсуждение, написанное в виде письма сообщение, доступное всем участникам. К учебным заданиям, которые должны быть выполнены письменно, можно приложить файл для чтения, распечатки, обработки или изменения.

Важно, чтобы преподаватель в ходе конференции тщательно от­слеживал вклад каждого участника. Поэтому должна быть продумана система поэтапного учета. Недопустима ситуация, когда преподаватель не оценил достижения стажера. Это может разрушить взаимопонимание и мотивацию к обучению. Основное условие — регулярность просмотра сообщений и преподавателем, и обучающимися. Если этого не делается, система конференции вряд ли себя оправдает. До какой степени обсуж­дение будет живым и интересным, зависит от каждого участника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.