КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возможности виртуальной учебной среды
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ К техническим средствам обучения (ТСО) относят дополнительные средства повышения эффективности обучения. Некомпетентное их применение может препятствовать достижению целей обучения. Использование звукозаписывающих устройств нужно варьировать. Материал для прослушивания (радиопередачи, интервью, дискуссии) должен быть краток. С помощью магнитофона можно проанализировать содержание какого-либо отрывка, изучать языки, слова, звуки. Однако эффективность этого метода при усвоении каких-либо понятий вызывает сомнения. Показ фильмов и использование аудиовизуальных средств. Перед началом занятий необходимо проверить исправность аппаратуры. Основной недостаток метода — пассивность стажеров. Активизируют усвоение материала при показе вопросы, оценивающие знания, обсуждение сюжетов, ведение листка наблюдения и пр. Обсуждать можно как весь сюжет, так и его части. Показ фильма может происходить за, «круглым столом», в подгруппах, во всей группе. При показе диапозитивов обучающимся следует дать время на внимательное изучение, комментируя содержание диапозитива. Полезно вызвать высказывания стажеров, организовать обмен мнениями, внося поправки, делая замечания. С помощью видеоаппаратуры можно демонстрировать технические приемы, отдельные сцены, проигранные с участием обучающихся. После съемки сюжета стажер в письменной форме отмечает положительные и отрицательные моменты своих действий, определяя расхождения между реальностью и задуманным. Демонстрация может проходить в замедленном темпе или с остановкой кадра. Использование видеоаппаратуры полезно при обучении профессии, ораторскому искусству, при проведении собеседования, а также для анализа особенностей учебной группы. При этом следует руководствоваться следующими правилами: — избегать съемки крупным планом (чтобы не выделять недостатки), отдавая предпочтение средним и общим планам; — комментировать мягко и деликатно, подчеркивая положительные моменты и не акцентируя внимания на ошибках; — добиться, чтобы обучающийся сам проанализировал снятый им сюжет; — гарантировать конфиденциальность учебного материала, уничтожить записи по окончании курсов. Другая функция применения видеоаппаратуры — это фиксация, запоминание. Запись позволяет по истечении времени сравнить достигнутые результаты с начальным состоянием. Кроме того, видеоаппаратура — это «глаз», на котором можно тренироваться выдерживать взгляд другого человека (например, когда предстоит выступать с докладом или проводить собеседование). Кинопроектор достаточно экономичен в сравнении с другими ТСО, используется он для демонстрации коротких текстов и схем. Диапозитивы для него легко изготовить (до или в процессе обучения), и их можно демонстрировать неоднократно. Кинопроектор не требует затемнения аудитории, позволяя преподавателю сохранять визуальный контакт с группой. Новые информационные технологии (НИТ) позволяют решать принципиально новые дидактические задачи: изучение моделей явлений и процессов (физических, химических, биологических и социальных) в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем, в удобном масштабе времени. Другими словами, НИТ позволяют внедрить в учебный процесс компьютерные модели очень дорогого, порой уникального оборудования. Они дают возможность варьировать виды учебной работы, оперативно обновлять содержание автоматизированных учебных и контролирующих программ. Обучающиеся и преподаватели могут отказаться от рутинной деятельности в пользу интеллектуальной. НИТ открыли широкие возможности социализации обучающихся, которые получают доступ к профессиональным банкам и базам данных, знакомятся с научными проблемами, находящимися еще в разработке, получают возможность общаться с исследовательскими коллективами. Использование хорошо структурированной информации (баз данных) позволяет проверять собственные гипотезы, усваивать приемы анализа, сравнения и др. Преподаватели, благодаря доступу к сетям телекоммуникаций, не только существенно повышают свою информационную вооруженность, но и получают уникальную возможность общения с коллегами практически во всем мире. Это идеальные условия для профессионального общения, учебно-методической и научной работы, обмена разработками, компьютерными программами, данными и т.п. Виртуальная учебная среда позволяет проводить видео - и телелекции, «круглые столы», конференции, консультации, семинары и деловые игры. Возможности обучения в виртуальной учебной среде безграничны. Преимущества правильно устроенного виртуального класса (ВК) состоят в расширении доступа обучающихся и преподавателей к высокоэффективной учебной среде с помощью компьютеров на работе, в учебном заведении или дома. ВК — среда обучения, специально созданная с помощью средств коммуникации между преподавателем и стажером, стажеров со стажерами, преподавателей с преподавателями, между классами (группами), всех — с окружающим миром. Важно понять, что ВК сам по себе не несет никаких знаний, он — лишь структурирующая рамка, в которой можно представить любой учебный материал. Однако ВК должен отвечать дидактическим и психологическим принципам. Крайне важно, чтобы виртуальная среда была адаптирована к пользователям, при этом должен быть правильно оформлен и структурирован учебный материал. Модель виртуальной среды (класса) представлена на рис. 6.1. Рассмотрим основные компоненты ВК. Класс как метафора создает чувство уюта в электронной среде. В электронном классе обсуждается определенный предмет или тема, регистрируются участники. Курс может включать несколько классов по различным темам. Участие в обсуждении и доступ к классу ограничен. Опыт показывает, что максимальное число обучающихся в классе — тридцать человек. Класс открывает доступ к нужному учебному материалу. Вид коммуникации: от многих ко многим.
Рис. 1.6 Модель виртуального класса Учительская комната позволяет преподавателям виртуально «встречаться» и обмениваться опытом. Найти преподавателя с необходимой компетенцией можно в банке соответствующей информации. Вид коммуникации: от многих ко многим. Медиатека помогает преподавателям и обучающимся в поиске информации во множестве электронных энциклопедий, баз данных различных НИИ, в установлении связей с другими предприятиями, поиске информации через Интернет, а также дает возможность развлечься и отдохнуть. Вид коммуникации: от одного ко многим. Информационная доска позволяет довести до всех информацию (объявить, например, о новых курсах). Вид коммуникации: от одного ко многим. Групповая комната может быть отведена под выполнение разных проектов. Вид коммуникации: от многих ко многим. «Chat-on- line» позволяет обучающимся встречаться и беседовать непосредственно (одновременно) друг с другом или с группой. Связь осуществляется набором текста в одно и то же время. Вид коммуникации: от многих ко многим. Администрирование (планирование курсов) дает возможность разрабатывать, утверждать и координировать различные обучающие курсы, Справочное бюро помогает, поддерживает и инструктирует по вопросам работы в виртуальной среде и т.д. Вид коммуникации: от многих к одному. Почтовый ящик собирает личную почту пользователя. Вид коммуникации: от одного к одному. Код безопасности ограничивает доступ посторонних к чтению сообщений в ВК. Большие преимущества дает использование единой редакторской программы. В этом случае прилагаемые файлы легко могут быть посланы, открыты и прочитаны любым участниками ВК. Итак, в виртуальном классе собран адаптированный к определенному курсу учебный материал. Это может быть что угодно — от простой информации о квалификации преподавателей до сложного материала типа мультимедиа. ВК видоизменяет организацию работы: аудитория становится безграничной в результате подключения обучающихся из отдаленных регионов. ВК должен поддерживаться легкой в использовании системой коммуникации, быть максимально удобным для обучения и творчества. Для стажера не должно быть проблем в наборе на компьютере мультимедийной информации в форме аудио- и видеофайлов одновременно с поиском в базах данных. Он должен иметь возможность войти в Интернет, не оставляя класса. Систему ВК следует строить именно в расчете на быстрое освоение недостаточно опытным (непрофессиональным) пользователем. Чтобы не отпугнуть новичков, не следует знакомить их со всеми функциями и возможностями системы ВК в начале курса. Для создания в системе хорошей социальной среды надо, чтобы преподаватели и обучающиеся «видели» находящихся в классе и принимающих в настоящее время участие в дискуссии. Если проблемы все же появляются, помощь должна предоставляться «on-line». Систему компьютерной конференции важно обеспечить быстрой и эффективной технической и административной поддержкой. Техническая поддержка должна быть как можно менее заметна. При сбое в работе средств связи у стажеров быстро формируется негативное отношение к обучению. Административная поддержка должна незамедлительно помочь абитуриентам при заказе новых учебных курсов или зачислении, преподавателю при изменении статуса пользователей и пр. Компьютерная система конференций позволяет проводить обсуждения через отсылку и прием сообщений. Система всегда доступна: все подключенные к конференции могут общаться в любое удобное время независимо от места нахождения, при этом нет необходимости в координировании сообщений. Это удобно, так как взрослые предпочитают учиться по ночам, когда уже спят дети и все домашние дела сделаны. Каждый учебный курс может иметь свою систему конференций с входящими в нее подконференциями (например, по различным частям курса). Имеющие доступ к данной конференции могут читать все поступающие сообщения. В системе имеются личные почтовые ящики с ограничением доступа к ним посторонних лиц. Преподаватель может контролировать активность обучающихся, отслеживая «истории» сообщений (кем и когда создано, кто и когда его читал и т.д.). Преподаватель должен сообщить о цели конференции и следить за ходом обсуждения и сообщениями. На курсе одновременно может проводиться несколько конференций. Так как преподаватель должен подключаться к системе несколько раз в день, необходимо, чтобы это было технически легко исполнимо. Также важно, чтобы система обладала очень высокой степенью защиты. Преподаватель должен приветствовать появление новых обучающихся в ВК по данному курсу. Как правило, остальные участники, имеющие доступ в ВК, добавляют собственные небольшие приветствия, чтобы новичок почувствовал себя свободно, набрался смелости и быстро включился в обсуждение. Поскольку легче читать написанное, чем писать самому, необходима система обязательных сообщений, обеспечивающих допуск к сдаче экзамена или зачета. Преподаватель должен поощрять участие в обсуждении, задавать вопросы, вовлекать стажеров в комментирование. Это оживляет дискуссию. Активизирует обсуждение, написанное в виде письма сообщение, доступное всем участникам. К учебным заданиям, которые должны быть выполнены письменно, можно приложить файл для чтения, распечатки, обработки или изменения. Важно, чтобы преподаватель в ходе конференции тщательно отслеживал вклад каждого участника. Поэтому должна быть продумана система поэтапного учета. Недопустима ситуация, когда преподаватель не оценил достижения стажера. Это может разрушить взаимопонимание и мотивацию к обучению. Основное условие — регулярность просмотра сообщений и преподавателем, и обучающимися. Если этого не делается, система конференции вряд ли себя оправдает. До какой степени обсуждение будет живым и интересным, зависит от каждого участника.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |